Министерство образования Республики Дагестан
Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Республиканский центр образования»
Методическая разработка
урока по окружающему миру
в 2-ом классе
на тему:
«Единицы измерения длины-метр»
Разработала:
Хизриева А. Г., учитель начальных классов
Каспийск 2018г.
Тема урока: Единицы измерения длины-метр
Цели:
познакомить детей с новой единицей длины метр;
организовать деятельность учащихся по изучению новой единицы длины и ее практической значимостью;
создать условия для формирования коммуникативных умений, организовать взаимодействие учащихся с целью решения познавательных задач;
содействовать развитию умения переводить меньшие единицы в большие и наоборот;
развивать внимание, логическое мышление, умение видеть проблему, ставить перед собой цель и добиваться ее реализации;
воспитывать интерес к математике, как учебному процессу.
Тип урока: учебное занятие
Оборудование урока: карточки с заданиями, различные виды метров, раздаточный материал для рефлексии, таблица.
Структура (план) урока:
Орг. этап;
Психологическая установка на работу;
Актуализация опорных знаний. Постановка цели и темы урока;
Постановка темы и цели урока. Работа над темой урока;
Работа по теме урока
Этап применения полученных знаний;
Физ.минутка;
Этап закрепления полученных знаний;
Продолжение работы над темой урока;
Практическая работа
Итог урока
Рефлексия.
Ход урока:
I. Организационный этап
Математику, друзья, не любить никак нельзя.
Очень точная наука, очень строгая наука,
Интересная наука эта математика.
- Друзья! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь! Я желаю вам сегодня на уроке удачи, точных расчетов и вычислений, новых открытий.
II. Психологическая установка на работу.
Итак, сядьте удобно, закройте глаза. Повторяйте за мной. Я в школе на уроке.
Сейчас начну учиться. Я радуюсь этому. Память моя крепка. Я готов к работе. Я работаю.
- Откройте рабочие тетради, запишите «число, классная работа».
III. Актуализация опорных знаний. Постановка цели и темы урока.
Отгадайте загадку.
Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно (карандаш).
- Карандаш будет нашим гостем. Без него не обходится почти ни один урок математики. Урок начнем как обычно с математической разминки.
Математическая разминка
- Давайте поможем карандашу собрать друзей. (Слайд 1)
-Найти разность чисел 15 и 6
-Увеличить 8 на 4
- Какое число меньше 14 на 6
-Уменьшаемое 13 вычитаемое 6 найди разность
-Из 14 вычтите 8
-Первое слагаемое 8, второе 5, найди сумму.
(Слайд 2. На нем появляются ответы.)
-Молодцы! Карандаш остался очень доволен.
Упражнение для глаз.
-Пришло время отдохнуть (Выполняется упражнение для глаз. Слайд 3)
IV. Постановка темы и цели урока. Работа над темой урока.
Введение в тему урока.
- На экране вы видите разные единицы измерения.
Можно ли их как-то распределить по группам? (Слайд 7)
сантиметр килограмм час дециметр
секунда грамм минута
(единицы длины, массы, времени)
- Сегодня мы будем изучать единицы длины.
Это и будет темой нашего урока.
- Что будем делать на уроке, как вы думаете?
(вспомним, какие единицы длины знаем, установим соотношение между ними)
- Познакомимся еще с одной единицей длины, о которой вы уже слышали, и кое-что знаете.
- С какими единицами измерения мы знакомились на уроках? (Дециметр, сантиметр)
- Я вам предлагаю измерить длину доски, (парты, класса)
- Что вы замечаете? (Неудобно измерять, слишком маленькие мерки)
- Да, действительно, очень неудобно в данном случае пользоваться дециметрами и сантиметрами для измерения длины. Поэтому у людей и возникла необходимость ввести новую, более крупную единицу измерения.
- Кто догадался, что это за единица измерения? (Метр.)
- Верно. Это и будет темой сегодняшнего урока. Мы познакомимся с новой единицей измерения метром. (Слайд 8)
- Будем учиться складывать и вычитать длины, выраженные в метрах, дециметрах и сантиметрах.
Историческая справка (слайд 9)
Метр - самая главная единица измерения. (Демонстрация метра.) Это родоначальник большого семейства единиц, которое носит его имя. (метрическая система мер). Метр появился на свет в конце XVIII века во Франции.
Раньше существовали разные единицы измерения: дюйм, фут, миля и др.
В древней Руси в качестве единиц измерения длины применялись косая сажень (расстояние от пальцев левой ноги до пальцев поднятой правой руки),
маховая сажень (расстояние между концами пальцев расставленных в сторону рук), локоть (расстояние от концов пальцев до локтя согнутой руки), пядь (расстояние между концами расставленных большого и указательного пальцев).
-Но это было очень неудобно. Почему? (Нельзя правильно измерить что-либо с помощью разных мерок.) Так родилась новая единица измерения –
Метр-с постоянной величиной во всех странах.
- Метр обозначается буквой м (без точки)
V. Работа по теме урока
Давайте вместе установим соотношение между единицами длины и запишем их в тетрадь.
Знакомство с новой единицей измерения (слайд 10)
-Карандаш просит ему помочь. Посчитаем вместе, сколько раз 1 дециметр вмещается в одном метре. (Считают по стрелкам на слайде).
-Как посчитать, сколько всего см в 1м (т. к. в одном дм 10 см, то можно сложить10 раз по 10):
10+10+10+10+10+10+10+10+10+10=100 (считаем десятками)
-Посмотрите на линейку: сколько же сантиметров содержится в 1 метре?
1м = 10 дм
1м = 100см
Словарная работа (слайд 11-12)
- Обращаю ваше внимание еще раз на правильное написание слов: дециметр,
сантиметр
VI . Этап применения полученных знаний
Профессия, в которой мы себя попробуем называется инженер. Давайте представим, что мы с вами начинающие молодые инженеры, наши парты – настоящие рабочие столы, а класс – конструкторское бюро. Но вначале разберемся, а кто такие инженеры?
- Читаем статью из словаря: «Инженер – это специалист в области техники, который может сконструировать детали, составить чертеж.» Слово инженер пришло к нам из польского языка, означало оно врожденную способность, дарование изобретательность, ум. И действительно все инженеры аккуратны и точны в работе, им нельзя ошибаться, иначе может произойти беда.
- Перед вами полоски бумаги. Измерьте с помощью линейки длину полосок 10 см = 1 дм
- Как вы думаете, сколько понадобиться полосок, чтобы составить 1м? Соедините полоски. Что у вас получилось? (Измерительная лента). Какова ее длина? 1 м
Демонстрация разных моделей метров.
- Бывают разные модели метра: деревянный (как у нас в классе), железный
(для измерения досок, окон и др.), метр для шитья (им удобно снимать мерки)
- какие предметы удобно измерять с помощью метра? (В метрах можно измерять длину и ширину комнаты, расстояние между домами, количество купленной ткани.)
- Определите какие предметы можно измерить с помощью метра? (слайд 13)
VII. Физ.минутка (слайд 14)
VIII. Этап закрепления полученных знаний
- А сейчас, я предлагаю поработать вам в паре. Определите какой единицей длины пользовались при измерении и допишите ее. Это задание у вас на карточке.
Длина карандаша – 16 …
Ширина парты – 5
Высота электрического столба – 6
Толщина книги – 3
Высота дерева – 2
Спортсмены пробежали дистанцию – 100
- Проверяем работу (слайд 15)
- Ребята, дополните до м
80 см + … = 1м 99 см + … = 1 м
40 см + … = 1 м 2 см + … = 1м
Сравните свои ответы с ответами карандаша (слайд 16)
- А сейчас предлагаю, предлагаю выразить в других единицах измерения
1дм 1см = … см 36 см = …дм …см
5 дм = … см 40 дм = …м
15 см = …дм … см 62 дм = …м …дм
24 дм = …м … дм 1 дм 7 см = …см
IX. Продолжение работы над темой урока
- Ребята, сейчас поработаем по учебнику.
- Откроем учебник на стр. 22 № 51
- Прочитаем записи.
- Продолжим работу на стр. 23 № 55
- Прочитайте задачу.
- Что известно? Что требуется узнать?
- Запишите кратко условие задачи и решите ее.
X. Практическая работа
- Сейчас предлагаю измерить свой рост и записать в тетрадь результаты измерений.
Х. Итог урока
- Наш урок подошел к концу.
- Что нового узнали на уроке?
- Сколько дм в 1м? Сколько см в 1 м?
-Что было самым интересным на уроке?
-Что было трудно? О чем хотели бы услышать на следующем уроке?
-Карандаш благодарит всех за работу (слайд 17)
XI. Рефлексия
В конце урока, отметьте на луче, на сколько, вы считаете полезным наш урок, а на втором луче, на сколько, он получился интересным?
XII. Домашнее задание
Рабочая тетрадь стр. 14 № 41, № 42, № 43.
Список используемой литературы
Современная энциклопедия «Я познаю мир», математика. Издательство «АСТ»; 1998г.
Газета «Начальная школа»: №16, 2006г.
Загадки. Пословицы. Скороговорки. Издательство «Белый город»; 2009
Учебник «Математика» 2 класс. Москва; Издательский центр «Вентана – Граф»; 2006г.