Открытый урок по литературному чтению в 2-ом классе на тему: С. А. Есенин «Черёмуха»

Тип урока: ознакомление с новым произведением.

Раздел «Литература».

Образовательная цель:

- расширять литературный кругозор школьников за счёт образцовых произведений русской классической поэзии 19 века;

- формировать умение понимать изобразительно-выразительные средства языка и их роль в художественном произведении.

Развивающая цель: развивать речь, образное мышление, творческое воображение.

Воспитательная цель: прививать любовь к поэзии и природе.

Задачи:

1. Развивать умение анализировать лирический текст: соотносить картины природы с настроением лирического стихотворения.

Учить выразительному чтению лирического стихотворения.

2. Развивать грамотную, связную речь учащихся.

Продолжить учить рассуждать, доказывать, делать выводы.

3. Развивать познавательный интерес к литературе и природе через слово.

Планируемые результаты:

Предметные:

- учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведений;

-читать выразительно, передавая настроение стихотворения;

-рисовать словесные картины цветущей черемухи с опорой на текст стихотворения;

-отвечать на вопросы учителя, обосновывать и анализировать свой ответ;

-рассказывать о своих впечатлениях, делиться мыслями с товарищами.

Содержимое разработки

Министерство образования Республики Дагестан

Государственное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Республиканский центр образования»









Методическая разработка

урока по литературному чтению

в 2-ом классе

на тему:

С. А. Есенин «Черёмуха»







Разработала:

Хизриева А. Г., учитель начальных классов







Каспийск 2018г.


Тип урока: ознакомление с новым произведением.

Раздел «Литература».

Образовательная цель:

- расширять литературный кругозор школьников за счёт образцовых произведений русской классической поэзии 19 века;

- формировать умение понимать изобразительно-выразительные средства языка и их роль в художественном произведении.

Развивающая цель: развивать речь, образное мышление, творческое воображение.

Воспитательная цель: прививать любовь к поэзии и природе.

Задачи:

1. Развивать умение анализировать лирический текст: соотносить картины природы с настроением лирического стихотворения.

Учить выразительному чтению лирического стихотворения.

2. Развивать грамотную, связную речь учащихся.

Продолжить учить рассуждать, доказывать, делать выводы.

3. Развивать познавательный интерес к литературе и природе через слово.

Планируемые результаты:

Предметные:

- учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведений;

-читать выразительно, передавая настроение стихотворения;

-рисовать словесные картины цветущей черемухи с опорой на текст стихотворения;

-отвечать на вопросы учителя, обосновывать и анализировать свой ответ;

-рассказывать о своих впечатлениях, делиться мыслями с товарищами.

Формируемые УУД:

Личностные:

-сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, развивать способность к самооценке;

-отстаивать при необходимости свою точку зрения;

-выражать свое собственное мнение;

-адекватно воспринимать оценку учителя.

Регулятивные:

-планировать свои действия;

-принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

Познавательные:

-эмоционально и осознанно воспринимать лирическое стихотворение;

-самостоятельно находить в тексе простые средства изображения природы;

-умения вычленять описание черемухи в художественном произведении;

-осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы;

-высказываться и выражать свои мысли в устной форме;

-анализировать поступки, выделять главное;

-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

-устанавливать причинно – следственные связи, строить рассуждения.

Коммуникативные:

-учитывать разные мнения и формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях;

-задавать вопросы по существу, использовать речь для регуляции своего действия;

-формировать умения работать в группе, умение ставить грамотные речевые высказывания;

-допускать существование различных точек зрения.

Оборудование:

- учебник «Литературное чтение» 2 класс О. В. Кубасова, 2015.

- выставка книг С. А. Есенина

- словарь настроений и чувств

- аудиозапись

- компьютер

- интерактивная доска

- презентационное оборудование


Ход урока

  1. Мотивационно-целевой этап.

  1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку, наличие необходимых принадлежностей.

- Сегодня мы совершим путешествие в мир поэзии.

- Что означает слово «поэзия»? ( слайд 2)

  1. Речевая разминка

- Для чего проводим речевую разминку?

- Чтобы речь была чистой и красивой. Надо выговаривать все слова тщательно и внятно.

-Прочитайте скороговорку 3 раза, каждый раз быстрее, чем предыдущий:

( слайд 3)

Валя на проталинке промочила валенки,

Валенки у Валеньки сохнут на завалинке

-Прочитайте скороговорку с вопросительной и восклицательной интонацией.

Проталинка-это… ( слайд 4)

Прота́лина — место, где ста́ял снег и открылась земля. Обычно проталины наблюдают весной. 

3.Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение стихотворения А. Толстого. « Вот уж снег последний в поле тает».


4.Подготовка к первичному восприятию текста.

Выставка детских изданий произведений С. Есенина.

Подготовленные дети читают фрагменты из стихотворений Есенина.

- Чему будет посвящён сегодняшний урок?

( Учащиеся предполагают: поэту Есенину, его стихотворениям, русской природе).

5.Мотивация: для чего? Цель урока.

- Что бы вы хотели узнать и чему научиться?

-Для чего вам это нужно?

-Посмотрите внимательно на портрет Есенина. Что вы можете о нём сказать? Какой он человек? (слайд 5)

- Говорят, что глаза - это зеркало души человека. А что вы можете увидеть в глазах Сергея Есенина?

- Мы с вами попробовали предположить, какой наш поэт. Может быть, биография даст нам полную характеристику Сергея Александровича Есенина?

- Ребята, в народе этого поэта называют «певцом русской природы»? В конце урока мы должны ответить на вопрос, почему его так называют, в чем тайна стихов.

Но сначала перенесёмся в тот край, где родился Есенин.

  1. Операционно- деятельностный этап.

  1. Знакомство с биографией С. А. Есенина.

Сергей Александрович Есенин родился в 1895 году в селе Константиново Рязанской губернии, в крестьянской семье. С малых лет воспитывался у деда по матери, человека предприимчивого и зажиточного, знатока церковных книг. Окончил четырёхклассное сельское училище, затем церковно- учительскую школу. ( слайд 6)

В раннем детстве полюбил Сергей Есенин родную русскую природу - он чувствовал себя частью этой природы. Потому как-то особенно светлы, чисты, мелодичны его стихи о природе. А писать он начал рано - в девять лет, как нам сейчас. ( слайд 7)

Старшие хотели, чтобы он стал учителем, но сам Есенин мечтал о литературе. Он уехал в Москву, нашел место корректора в типографии и слушал лекции в народном университете. Чтобы поступить в императорский университет, обязательно требовался гимназический аттестат, а Есенин окончил только сельскую школу - правда, с похвальной грамотой.

Впервые стихи Есенина появились в московских журналах в 1914 году. Первая книга стихов С. Есенина – « Радуница»- вышла в 1916году и была доброжелательно принята читателями. Он стал популярным поэтом. Его стихи искренние, удивительные и простые. Чаще всего писал о природе.

С. А. Есенин прожил короткую, но очень непростую жизнь. Село Константиново на Рязанщине сейчас называется Есенино. (слайд 8)

2. Физминутка.(слайд 9)

3. Подготовительная работа. (слайд 10)

- Что это за растение?

- Когда цветёт черёмуха?

- Какой у неё запах?

- Лекарственные свойства?

4. Знакомство со стихотворением .

Аудиозапись « Черёмуха».

- Вслушайтесь в стихотворение Есенина и попытайтесь проникнуться тем настроением, которое родилось у поэта, когда он увидел черёмуху.

- Какое настроение у вас родилось при слушании стихотворения? Используйте словарь настроений. ( Приложение № 1)

Самостоятельное чтение текста « про себя».

- Сколько картин описывает Есенин в этом стих-и? ( весенняя красавица- черёмуха и малый серебристый ручей).

Целеполагание.

- Мы должны приготовиться к выразительному чтению стихотворения.

- Что значит читать выразительно? (слайд 11)

Работа над выразительным чтением стихотворения.

- Настроение? ( с восхищением, радостью).

- Темп чтения? ( нараспев, медленно).

1 столбик- самостоятельное чтение. ( слайд 12)

– Что означает слово душистая?

( приятный запах).

- Какие слова выделим голосом?

- Выразительное чтение 1 столбика.

2 столбик- самостоятельное чтение учащимися.

- Что значит?

Роса медвяная ( сладкая как мёд)

Зелень пряная ( с приятным запахом)

- Какие слова выделим голосом?

- Выразительное чтение 2 столбика.

3 столбик- самостоятельное чтение учащимися.

- Что значит проталинка? ( Место, где растаял снег и открылась земля).

- Какие слова выделим голосом?

- Выразительное чтение.

4 столбик- самостоятельное чтение.

- Логическое ударение.

- Выразительное чтение.

5 столбик- самостоятельное чтение.

- Значение слов?

Вкрадчиво

Под кручею ( крутой спуск, обрыв)

- Выразительное чтение.

Выразительное чтение всего стихотворения учителем, а затем учеником.

Знакомство с эпитетом.

- А можем ли мы услышать звуки этой чудесной картинки? Ощутить её запах и вкус?

(Дети высказывают свои предположения).

- Давайте отыщем в стихотворении эти волшебные строки.

Слова- краски: ветки золотистые, серебряный ручей, зелень золотистая.

( слайд 13)

Слова- запахи: черёмуха душистая, зелень пряная. ( слайд 14)

Вкусные- слова: роса- медвяная. (слайд 15)

- Черёмуха душистая, медовая, сладкая, как и сама весна.

- Эти волшебные слова называются эпитетами. (слайд 16)

- Зачем они понадобились автору?

( С их помощью можно изобразить любую картину, передать цвета, запахи, настроение).

- Действительно ли ручей сделан из серебра, а ветки из золота?

( Нет, эти слова использованы Есениным в переносном значении).

- Какие ещё слова употреблены в переносном значении?

- Какой предстаёт Черёмуха в стихотворении Есенина?

III. Оценочный этап.

Оценочный лист при чтении стихотворения наизусть (приложение № 2)

Ознакомить учащихся с критериями оценивания.

Фамилия, имя

Критерии

Иванов Петя

Сидорова Лиза

Дудин Иван


1. Указана ли фамилия автора и название стихотворения. (1 балл)





2. Знание текста. Безошибочность чтения. ( 2 балла)





3.Выразительность чтения (правильно ли выделены ключевые слова, расставлено логическое ударение, логические паузы, правильно ли выбрана интонация, темп чтения, сила голоса, высоты и длительности в ударении.)  ( 1 балл)





4. Четкое и правильное произношение. ( 1 балл)





Итоговый балл






IV. Рефлексивный этап.

- Ребята, в народе С. Есенина называют «певцом русской природы»?

- Почему его так называют, в чем тайна стихов?

- Какие задания вам показались наиболее интересными?

- Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни?


V. Домашнее задание: дети выбирают

- Выучить наизусть стихотворение Есенина «Черёмуха»;

- Создать обложку к книге «Стихи С. Есенина» и и подготовить выразительное чтение стихотворения.



Источники информации

Посашкова Е. В. Уроки литературы в начальной школе.- Екатеринбург, 2012.

https://ipleer.fm/song/34126397/Sergej_Esenin_-_CHeremuha/

https://obrazovaka.ru/alpha/e/esenin-sergej-aleksandrovich-esenin-sergey-alexandrovich

https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/presentacii/priezientatsiia-sierghiei-iesienin-russkii-poet

https://www.youtube.com/watch?v=RRuFI3OTayM

http://prezentacii.com/literatura/9341-uchimsya-nahodit-epitety-metafory-i-sravneniya.html













Словарь настроений и чувств


Словарь настроений и чувств.

радость

таинственность

спокойствие

грусть

страх

злость

удивление.

Словарь красок.


светлые пасмурные

лучистые тусклые

радужные грустные

весёлые печальные

радостные блёклые

жизнерадостные неяркие

яркие сочные полинялые

мрачные унылые

Словарь отношения к произведению.


мне нравится мне приятно

мне пришлось по душе я любуюсь

мне приглянулся я не нагляжусь

меня радует я сочувствую

меня восхищает я обратил внимание

мне понравилось меня тронуло

мне запомнилось мне не нравится

я думаю, что мне неприятно

мне кажется, что мне не понравилось

я считаю, что здесь не хватает

по – моему лучше было бы

на мой взгляд хотелось бы

меня удивило меня огорчило

меня поразило меня возмутило

я сопереживаю меня отталкивает

произвело впечатление


Словарь настроений и чувств.


Радость.

Чувства: восторг, восхищение, ликование, легкость, очарование, удовлетворение, удовольствие, беззаботность.

Настроение и состояние: хорошее, веселое, праздничное, приподнятое, бодрое, игривое, задорное, приятное, легкое, лучезарное, лучистое, озаренное, шутливое, насмешливое, ироническое, лукавое, забавное, шаловливое, ликующее, восторженное, счастливое, оптимистическое, победное, великолепное, прелестное, чудное, оживленное.

Таинственность.

Чувства: загадочность, завороженность, отстранённость, призрачность, затаенность, скрытность, иллюзорность, фантастичность.

Настроение и состояние: причудливое, интригующее, странное, мистическое.

Спокойствие.

Чувства: добродушие, безмятежность, простодушие, наивность, непринужденность, доброжелательность, безыскусность, невозмутимость, покорность, равнодушие, раскованность, раскрепощенность.

Настроение и состояние: спокойствие, мирное, мечтательное, созерцательное, нежное, возвышенное, лирическое, поэтическое, завороженное, беззаботное, просветленное.

Грусть.

Чувства: печаль, тоска, хандра, уныние, жалость, страдание, душевная горечь, озабоченность, сожаление, томление.

Настроение и состояние: плохое, грустное, болезненное, кроткое, меланхоличное, пессимистическое, горестное, слезливое, скорбное, тягостное, сокрушенное, безутешное, безысходное, тяжкое, трагическое.

Страх.

Чувства: испуг, боязнь, ужас, тревога, беспокойство, волнение, подавленность, оцепенение, робость, замешательство, смятение, смущение, стыдливость, застенчивость, малодушие, осторожность, растерянность.

Настроение и состояние: испуганное, боязливое, робкое, обеспокоенное, смятенное, тревожное.

Злость.

Чувства: гнев, злоба, недоброжелательность, недовольство, досада, ярость, раздражение, исступление, безжалостность, жестокость, угроза, беспощадность, свирепость, негодование, возмущение, невоздержанность, неистовость, неукротимость.

Настроение и состояние: тяжелое, язвительное, ехидное, надменное, бешеное, злобное, агрессивное, ужасное, сердитое, грозное, враждебное.

Удивление.

Чувства: изумление, недоумение.

Настроение и состояние: чудесное, необычное, необыкновенное, небывалое, редкое, чудное, поразительное, изумительное, восхитительное, исключительное

Сохранить у себя:
Открытый урок по литературному чтению в 2-ом классе на тему: С. А. Есенин «Черёмуха»

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки