Министерство образования Республики Дагестан
Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Республиканский центр образования»
Методическая разработка
урока по литературному чтению
в 2-ом классе
на тему:
С. А. Есенин «Черёмуха»
Разработала:
Хизриева А. Г., учитель начальных классов
Каспийск 2018г.
Тип урока: ознакомление с новым произведением.
Раздел «Литература».
Образовательная цель:
- расширять литературный кругозор школьников за счёт образцовых произведений русской классической поэзии 19 века;
- формировать умение понимать изобразительно-выразительные средства языка и их роль в художественном произведении.
Развивающая цель: развивать речь, образное мышление, творческое воображение.
Воспитательная цель: прививать любовь к поэзии и природе.
Задачи:
1. Развивать умение анализировать лирический текст: соотносить картины природы с настроением лирического стихотворения.
Учить выразительному чтению лирического стихотворения.
2. Развивать грамотную, связную речь учащихся.
Продолжить учить рассуждать, доказывать, делать выводы.
3. Развивать познавательный интерес к литературе и природе через слово.
Планируемые результаты:
Предметные:
- учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведений;
-читать выразительно, передавая настроение стихотворения;
-рисовать словесные картины цветущей черемухи с опорой на текст стихотворения;
-отвечать на вопросы учителя, обосновывать и анализировать свой ответ;
-рассказывать о своих впечатлениях, делиться мыслями с товарищами.
Формируемые УУД:
Личностные:
-сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, развивать способность к самооценке;
-отстаивать при необходимости свою точку зрения;
-выражать свое собственное мнение;
-адекватно воспринимать оценку учителя.
Регулятивные:
-планировать свои действия;
-принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия.
Познавательные:
-эмоционально и осознанно воспринимать лирическое стихотворение;
-самостоятельно находить в тексе простые средства изображения природы;
-умения вычленять описание черемухи в художественном произведении;
-осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы;
-высказываться и выражать свои мысли в устной форме;
-анализировать поступки, выделять главное;
-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
-устанавливать причинно – следственные связи, строить рассуждения.
Коммуникативные:
-учитывать разные мнения и формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях;
-задавать вопросы по существу, использовать речь для регуляции своего действия;
-формировать умения работать в группе, умение ставить грамотные речевые высказывания;
-допускать существование различных точек зрения.
Оборудование:
- учебник «Литературное чтение» 2 класс О. В. Кубасова, 2015.
- выставка книг С. А. Есенина
- словарь настроений и чувств
- аудиозапись
- компьютер
- интерактивная доска
- презентационное оборудование
Ход урока
Мотивационно-целевой этап.
Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку, наличие необходимых принадлежностей.
- Сегодня мы совершим путешествие в мир поэзии.
- Что означает слово «поэзия»? ( слайд 2)
Речевая разминка
- Для чего проводим речевую разминку?
- Чтобы речь была чистой и красивой. Надо выговаривать все слова тщательно и внятно.
-Прочитайте скороговорку 3 раза, каждый раз быстрее, чем предыдущий:
( слайд 3)
Валя на проталинке промочила валенки,
Валенки у Валеньки сохнут на завалинке
-Прочитайте скороговорку с вопросительной и восклицательной интонацией.
Проталинка-это… ( слайд 4)
Прота́лина — место, где ста́ял снег и открылась земля. Обычно проталины наблюдают весной.
3.Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение стихотворения А. Толстого. « Вот уж снег последний в поле тает».
4.Подготовка к первичному восприятию текста.
Выставка детских изданий произведений С. Есенина.
Подготовленные дети читают фрагменты из стихотворений Есенина.
- Чему будет посвящён сегодняшний урок?
( Учащиеся предполагают: поэту Есенину, его стихотворениям, русской природе).
5.Мотивация: для чего? Цель урока.
- Что бы вы хотели узнать и чему научиться?
-Для чего вам это нужно?
-Посмотрите внимательно на портрет Есенина. Что вы можете о нём сказать? Какой он человек? (слайд 5)
- Говорят, что глаза - это зеркало души человека. А что вы можете увидеть в глазах Сергея Есенина?
- Мы с вами попробовали предположить, какой наш поэт. Может быть, биография даст нам полную характеристику Сергея Александровича Есенина?
- Ребята, в народе этого поэта называют «певцом русской природы»? В конце урока мы должны ответить на вопрос, почему его так называют, в чем тайна стихов.
Но сначала перенесёмся в тот край, где родился Есенин.
Операционно- деятельностный этап.
Знакомство с биографией С. А. Есенина.
Сергей Александрович Есенин родился в 1895 году в селе Константиново Рязанской губернии, в крестьянской семье. С малых лет воспитывался у деда по матери, человека предприимчивого и зажиточного, знатока церковных книг. Окончил четырёхклассное сельское училище, затем церковно- учительскую школу. ( слайд 6)
В раннем детстве полюбил Сергей Есенин родную русскую природу - он чувствовал себя частью этой природы. Потому как-то особенно светлы, чисты, мелодичны его стихи о природе. А писать он начал рано - в девять лет, как нам сейчас. ( слайд 7)
Старшие хотели, чтобы он стал учителем, но сам Есенин мечтал о литературе. Он уехал в Москву, нашел место корректора в типографии и слушал лекции в народном университете. Чтобы поступить в императорский университет, обязательно требовался гимназический аттестат, а Есенин окончил только сельскую школу - правда, с похвальной грамотой.
Впервые стихи Есенина появились в московских журналах в 1914 году. Первая книга стихов С. Есенина – « Радуница»- вышла в 1916году и была доброжелательно принята читателями. Он стал популярным поэтом. Его стихи искренние, удивительные и простые. Чаще всего писал о природе.
С. А. Есенин прожил короткую, но очень непростую жизнь. Село Константиново на Рязанщине сейчас называется Есенино. (слайд 8)
2. Физминутка.(слайд 9)
3. Подготовительная работа. (слайд 10)
- Что это за растение?
- Когда цветёт черёмуха?
- Какой у неё запах?
- Лекарственные свойства?
4. Знакомство со стихотворением .
Аудиозапись « Черёмуха».
- Вслушайтесь в стихотворение Есенина и попытайтесь проникнуться тем настроением, которое родилось у поэта, когда он увидел черёмуху.
- Какое настроение у вас родилось при слушании стихотворения? Используйте словарь настроений. ( Приложение № 1)
Самостоятельное чтение текста « про себя».
- Сколько картин описывает Есенин в этом стих-и? ( весенняя красавица- черёмуха и малый серебристый ручей).
Целеполагание.
- Мы должны приготовиться к выразительному чтению стихотворения.
- Что значит читать выразительно? (слайд 11)
Работа над выразительным чтением стихотворения.
- Настроение? ( с восхищением, радостью).
- Темп чтения? ( нараспев, медленно).
1 столбик- самостоятельное чтение. ( слайд 12)
– Что означает слово душистая?
( приятный запах).
- Какие слова выделим голосом?
- Выразительное чтение 1 столбика.
2 столбик- самостоятельное чтение учащимися.
- Что значит?
Роса медвяная ( сладкая как мёд)
Зелень пряная ( с приятным запахом)
- Какие слова выделим голосом?
- Выразительное чтение 2 столбика.
3 столбик- самостоятельное чтение учащимися.
- Что значит проталинка? ( Место, где растаял снег и открылась земля).
- Какие слова выделим голосом?
- Выразительное чтение.
4 столбик- самостоятельное чтение.
- Логическое ударение.
- Выразительное чтение.
5 столбик- самостоятельное чтение.
- Значение слов?
Вкрадчиво
Под кручею ( крутой спуск, обрыв)
- Выразительное чтение.
Выразительное чтение всего стихотворения учителем, а затем учеником.
Знакомство с эпитетом.
- А можем ли мы услышать звуки этой чудесной картинки? Ощутить её запах и вкус?
(Дети высказывают свои предположения).
- Давайте отыщем в стихотворении эти волшебные строки.
Слова- краски: ветки золотистые, серебряный ручей, зелень золотистая.
( слайд 13)
Слова- запахи: черёмуха душистая, зелень пряная. ( слайд 14)
Вкусные- слова: роса- медвяная. (слайд 15)
- Черёмуха душистая, медовая, сладкая, как и сама весна.
- Эти волшебные слова называются эпитетами. (слайд 16)
- Зачем они понадобились автору?
( С их помощью можно изобразить любую картину, передать цвета, запахи, настроение).
- Действительно ли ручей сделан из серебра, а ветки из золота?
( Нет, эти слова использованы Есениным в переносном значении).
- Какие ещё слова употреблены в переносном значении?
- Какой предстаёт Черёмуха в стихотворении Есенина?
III. Оценочный этап.
Оценочный лист при чтении стихотворения наизусть (приложение № 2)
Ознакомить учащихся с критериями оценивания.
Фамилия, имя Критерии | Иванов Петя | Сидорова Лиза | Дудин Иван |
|
1. Указана ли фамилия автора и название стихотворения. (1 балл) |
|
|
|
|
2. Знание текста. Безошибочность чтения. ( 2 балла) |
|
|
|
|
3.Выразительность чтения (правильно ли выделены ключевые слова, расставлено логическое ударение, логические паузы, правильно ли выбрана интонация, темп чтения, сила голоса, высоты и длительности в ударении.) ( 1 балл) |
|
|
|
|
4. Четкое и правильное произношение. ( 1 балл) |
|
|
|
|
Итоговый балл |
|
|
|
|
IV. Рефлексивный этап.
- Ребята, в народе С. Есенина называют «певцом русской природы»?
- Почему его так называют, в чем тайна стихов?
- Какие задания вам показались наиболее интересными?
- Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни?
V. Домашнее задание: дети выбирают
- Выучить наизусть стихотворение Есенина «Черёмуха»;
- Создать обложку к книге «Стихи С. Есенина» и и подготовить выразительное чтение стихотворения.
Источники информации
Посашкова Е. В. Уроки литературы в начальной школе.- Екатеринбург, 2012.
https://ipleer.fm/song/34126397/Sergej_Esenin_-_CHeremuha/
https://obrazovaka.ru/alpha/e/esenin-sergej-aleksandrovich-esenin-sergey-alexandrovich
https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/presentacii/priezientatsiia-sierghiei-iesienin-russkii-poet
https://www.youtube.com/watch?v=RRuFI3OTayM
http://prezentacii.com/literatura/9341-uchimsya-nahodit-epitety-metafory-i-sravneniya.html
Словарь настроений и чувств
Словарь настроений и чувств.
радость
таинственность
спокойствие
грусть
страх
злость
удивление.
Словарь красок.
светлые пасмурные
лучистые тусклые
радужные грустные
весёлые печальные
радостные блёклые
жизнерадостные неяркие
яркие сочные полинялые
мрачные унылые
Словарь отношения к произведению.
мне нравится мне приятно
мне пришлось по душе я любуюсь
мне приглянулся я не нагляжусь
меня радует я сочувствую
меня восхищает я обратил внимание
мне понравилось меня тронуло
мне запомнилось мне не нравится
я думаю, что мне неприятно
мне кажется, что мне не понравилось
я считаю, что здесь не хватает
по – моему лучше было бы
на мой взгляд хотелось бы
меня удивило меня огорчило
меня поразило меня возмутило
я сопереживаю меня отталкивает
произвело впечатление
Словарь настроений и чувств.
Радость.
Чувства: восторг, восхищение, ликование, легкость, очарование, удовлетворение, удовольствие, беззаботность.
Настроение и состояние: хорошее, веселое, праздничное, приподнятое, бодрое, игривое, задорное, приятное, легкое, лучезарное, лучистое, озаренное, шутливое, насмешливое, ироническое, лукавое, забавное, шаловливое, ликующее, восторженное, счастливое, оптимистическое, победное, великолепное, прелестное, чудное, оживленное.
Таинственность.
Чувства: загадочность, завороженность, отстранённость, призрачность, затаенность, скрытность, иллюзорность, фантастичность.
Настроение и состояние: причудливое, интригующее, странное, мистическое.
Спокойствие.
Чувства: добродушие, безмятежность, простодушие, наивность, непринужденность, доброжелательность, безыскусность, невозмутимость, покорность, равнодушие, раскованность, раскрепощенность.
Настроение и состояние: спокойствие, мирное, мечтательное, созерцательное, нежное, возвышенное, лирическое, поэтическое, завороженное, беззаботное, просветленное.
Грусть.
Чувства: печаль, тоска, хандра, уныние, жалость, страдание, душевная горечь, озабоченность, сожаление, томление.
Настроение и состояние: плохое, грустное, болезненное, кроткое, меланхоличное, пессимистическое, горестное, слезливое, скорбное, тягостное, сокрушенное, безутешное, безысходное, тяжкое, трагическое.
Страх.
Чувства: испуг, боязнь, ужас, тревога, беспокойство, волнение, подавленность, оцепенение, робость, замешательство, смятение, смущение, стыдливость, застенчивость, малодушие, осторожность, растерянность.
Настроение и состояние: испуганное, боязливое, робкое, обеспокоенное, смятенное, тревожное.
Злость.
Чувства: гнев, злоба, недоброжелательность, недовольство, досада, ярость, раздражение, исступление, безжалостность, жестокость, угроза, беспощадность, свирепость, негодование, возмущение, невоздержанность, неистовость, неукротимость.
Настроение и состояние: тяжелое, язвительное, ехидное, надменное, бешеное, злобное, агрессивное, ужасное, сердитое, грозное, враждебное.
Удивление.
Чувства: изумление, недоумение.
Настроение и состояние: чудесное, необычное, необыкновенное, небывалое, редкое, чудное, поразительное, изумительное, восхитительное, исключительное