Открытый урок. Имя существительное

Открытый урок по русскому языку. Интерактивный урок.

Содержимое разработки

Русский язык

Учитель: Михайлова Н.А.

Класс: 3 В

Тема. Имя существительное

Цель: дать более глубокое представление об имени существительном как части речи; отрабатывать умения находить существительные в тексте; формировать грамматическое понятие «имя существительное»

Задачи:

- развивать связную речь учащихся, активизировать словарный запас, орфографическую зоркость, развитие умений определять признаки существительного, развитие умений определять значение суффиксов имени существительного

- самостоятельно формулировать тему и цели урока, работать по плану, сверяя свои действия с целью

- извлекать информацию, представленную в разных формах, преобразовывать информацию

Тип урока: обобщение и систематизации умений и навыков

Вид урока: смешанный

Прогнозируемый результат: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению  рода имени существительного.   

Оборудование:

- BILIMLAND – интерактивная образовательная онлайн-платформа для учеников и учителей всех школ Казахстана, интерактивные дидактические материалы по русскому языку, раздаточный материал (приложение): алгоритм для морфологического разбора, филворд, тест «Имя существительное», карточки красного и зеленого цветов (для проведения рефлексии)


Ход урока

1.Организационный момент.

- Сәлеметсіңдер ме, балалар! Здравствуйте ребята! Hello children!

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою -
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо не согнусь.
За работу я возьмусь.



2. Артикуляционная гимнастика.

Покусывание язычка и губ, круговые вращения языком.

- Откройте тетради.

- Запишите число, «Классная работа»

3. Минутка красивого письма.

- Ребята, с чего мы начинаем урок русского языка? (с минутки чистописания)

На прямую палочку
Справа села галочка
Там поныне и сидит -
Буквой
К на нас глядит

- Дайте характеристику звуку, которым обозначается эта буква (…)

Кк Ккк Кккк Кккк …

- Рассмотрите цепочки букв. Найдите закономерность. (Строчная буква "К" следует в порядке увеличения на одну букву)

- Напишите, сохраняя закономерность, до конца строчки.



4. Словарная работа по теме «Казахстан» (приложение 4),

- Запишите слово «словарь» и поставьте двоеточие.

- Под диктовку запишите слова и выделите орфограммы:

Словарь: Казахстан, Родина, Астана, столица, золотой, город, пиала.

- Посмотрите на доску и проверьте правильность написания слов.

Проверка на интерактивной доске. Учащиеся проверяют написание слов, если необходимо, исправляют ошибки.

- Почему эти слова нужно запоминать? (Нельзя проверить проверочным словом)

Учащиеся замечают, что слово «золотой» лишнее.

Отвечает на вопрос какой? Это прилагательное. А остальные слова существительные.

Один ученик работает у доски.

Учащиеся записывают – золотой.

золото́й→[залатой']

В слове «золото́й»: слогов—3 (зо-ло-той), букв—7, звуков—7:

з

[з]

:

согласный, парный звонкий, парный твёрдый


о

[а]

:

гласный


л

[л]

:

согласный, непарный звонкий, сонорный, парный твёрдый


о

[а]

:

гласный


т

[т]

:

согласный, парный глухой, парный твёрдый


о

[о]

:

гласный


й

[й']

:

согласный, непарный звонкий, сонорный, непарный мягкий









Записать транскрипцию этого слова. (Один ученик работает у доски)

5. Сообщение темы и цели урока.

Постановка проблемы.

- Ребята, послушайте и скажите, текст это или нет?

Гуляют в. С ними. Вокруг много. Вот под. Это.

Это текст?

Нет.

- Почему? Вы поняли, о чем или о ком идет речь?

Непонятно, о чем идет речь.

- Почему? Слов, какой части речи не хватает в тексте?

Слов, отвечающих на вопрос кто? или что?, т. е. имен существительных.

- Итак, тема нашего урока – имя существительное.

- Запишите в тетради тему урока.

- Прочитайте ключевые слова нашего урока.

Постоянные

Одушевленные

Неодушевленные

Непостоянные

Род

Число

Суффиксы

- Давайте сформулируем, что мы будем повторять и обобщать сегодня на уроке.

- Ребята, а для чего нам нужны эти знания?

Мы вспомним грамматические признаки существительного, постоянные признаки – одушевленность/неодушевленность, род, непостоянные признаки – число, некоторые суффиксы существительных и их значение.

- Ребята, а для чего нам нужны эти знания?

Чтобы грамотно и точно использовать существительные в устной и письменной речи.


6. Работа по теме урока.

Работа над определением.

- Давайте вспомним, что же такое имя существительное.

- На доске текст определения (приложение 9), в котором пропущены слова. Давайте вставим пропущенные слова.

- Давайте запишем эти слова.


7. Физминутка (Воздушные шарики) (приложение 10)


8.Развитие умений.

- Используется электронное приложение. Написана группа слов (приложение 11)

- Найдите имена существительные.

Один ученик пальцем передвигает слова из нижней части экрана. Нажимаем «Проверить».

Учащиеся пишут в тетради: «Кто?, что?, предмет».

- Вернемся к нашим словам из словаря. Составьте с любым, словом из словаря предложение.

- Давайте запишем предложение. Тараз-самый красивый город.

- Подчеркните в нем подлежащее и сказуемое. Найдите имена существительные.

- Выпишите подлежащее на лист для морфологического разбора (алгоритм), который лежит у вас на парте. Выполним разбор.

Задаем вопрос.

- Ставим в начальную форму и записываем с вопросом.

- Определяем часть речи.

- Затем будем определять постоянные признаки имени существительного, такие как одушевлённое или неодушевленное, но сначала давайте выполним несколько заданий.

- Посмотрите на картинку

- Давайте превратим одушевленные существительные в неодушевленные.

- На доске задание из ЕЦОР (приложение ), где необходимо переставить одну букву.

- Назовите слова, отвечающие на вопрос «кто?», а затем «что?».

- Запишем две пары слов, указывая над словом данный признак.

- Вот теперь мы готовы определить этот признак у нашего слова «иней».


- Переходим к следующему признаку: род.

- Посмотрите на таблицу (приложение 14) и назовите слова-помощники каждого рода.

- Вспомните сказки Шарля Перро, в названии которых встречаются имена существительные женского рода.

-Он, мой; она, моя; оно, моё.

-Красавица, Золушка, шапочка…..

- Какие предметы были у этих персонажей?

- Давайте определим их род.

Красавица-цветочек; Золушка-туфелька, Красная шапочка –шапочка. (Прием “Ширма”)

9. Работа по учебнику. Самостоятельная работа

- Письменное выполнение упражнения.

- Прочитайте задание и расскажите, как мы будем его выполнять.

Дети читают задание и составляют план выполнения упражнения.

К существительным подбирают синонимы и определяют их род. Буря (ж.р.) – ураган (м.р.)…

- На доске задание из каталога (приложение 15). Найдите лишнее слово и переместите его в наш Воздушный шар.

- Запишите три пары слов (дифференцированно, по выбору детей), выделите окончания существительных во множественном числе.


10. Домашнее задание: Предлагается тест (приложение).

Словообразование имен существительных.

- На доске: -тель- -ист-

- Посмотрите и скажите, что написано у меня на доске? Как называются эти части слова?

- Как вы думаете, что обозначают существительные, у которых в составе есть суффиксы -тель- и -ист-?

Приведите примеры.

- Попробуйте разгадать филворд (раздаточный материал), найдите слова, обозначающие людей по их профессии.

Проверка. На доске – филворд (приложение 17)


11.Итог урока.

Рефлексия.

- В конце урока давайте подведем итог.

- Вернемся к ключевым словам нашей темы на уроке. На экране ключевые слова.

- Проанализируйте свою работу на уроке.

- Если урок прошел для вас эффективно, вы справились практически со всеми задания без труда, поднимите зеленую карточку.

- Если вы испытывали трудности, не смогли справиться самостоятельно с заданиями, поднимите красную карточку.

- Спасибо за урок!
















8



Сохранить у себя:
Открытый урок. Имя существительное

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки