Русский язык
Учитель: Михайлова Н.А.
Класс: 3 В
Тема. Имя существительное
Цель: дать более глубокое представление об имени существительном как части речи; отрабатывать умения находить существительные в тексте; формировать грамматическое понятие «имя существительное»
Задачи:
- развивать связную речь учащихся, активизировать словарный запас, орфографическую зоркость, развитие умений определять признаки существительного, развитие умений определять значение суффиксов имени существительного
- самостоятельно формулировать тему и цели урока, работать по плану, сверяя свои действия с целью
- извлекать информацию, представленную в разных формах, преобразовывать информацию
Тип урока: обобщение и систематизации умений и навыков
Вид урока: смешанный
Прогнозируемый результат: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению рода имени существительного.
Оборудование:
- BILIMLAND – интерактивная образовательная онлайн-платформа для учеников и учителей всех школ Казахстана, интерактивные дидактические материалы по русскому языку, раздаточный материал (приложение): алгоритм для морфологического разбора, филворд, тест «Имя существительное», карточки красного и зеленого цветов (для проведения рефлексии)
Ход урока
1.Организационный момент.
- Сәлеметсіңдер ме, балалар! Здравствуйте ребята! Hello children!
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою -
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо не согнусь.
За работу я возьмусь.
2. Артикуляционная гимнастика.
Покусывание язычка и губ, круговые вращения языком.
- Откройте тетради.
- Запишите число, «Классная работа»
3. Минутка красивого письма.
- Ребята, с чего мы начинаем урок русского языка? (с минутки чистописания)
На прямую палочку
Справа села галочка
Там поныне и сидит -
Буквой К на нас глядит
- Дайте характеристику звуку, которым обозначается эта буква (…)
Кк Ккк Кккк Кккк …
- Рассмотрите цепочки букв. Найдите закономерность. (Строчная буква "К" следует в порядке увеличения на одну букву)
- Напишите, сохраняя закономерность, до конца строчки.
4. Словарная работа по теме «Казахстан» (приложение 4),
- Запишите слово «словарь» и поставьте двоеточие.
- Под диктовку запишите слова и выделите орфограммы:
Словарь: Казахстан, Родина, Астана, столица, золотой, город, пиала.
- Посмотрите на доску и проверьте правильность написания слов.
Проверка на интерактивной доске. Учащиеся проверяют написание слов, если необходимо, исправляют ошибки.
- Почему эти слова нужно запоминать? (Нельзя проверить проверочным словом)
Учащиеся замечают, что слово «золотой» лишнее.
Отвечает на вопрос какой? Это прилагательное. А остальные слова существительные.
Один ученик работает у доски.
Учащиеся записывают – золотой.
золото́й→[залатой']
В слове «золото́й»: слогов—3 (зо-ло-той), букв—7, звуков—7:
з | → |
| |||
о | → |
| |||
л | → |
| |||
о | → |
| |||
т | → |
| |||
о | → |
| |||
й | → |
| |||
|
|
| |||
|
|
|
Записать транскрипцию этого слова. (Один ученик работает у доски)
5. Сообщение темы и цели урока.
Постановка проблемы.
- Ребята, послушайте и скажите, текст это или нет?
Гуляют в. С ними. Вокруг много. Вот под. Это.
Это текст?
Нет.
- Почему? Вы поняли, о чем или о ком идет речь?
Непонятно, о чем идет речь.
- Почему? Слов, какой части речи не хватает в тексте?
Слов, отвечающих на вопрос кто? или что?, т. е. имен существительных.
- Итак, тема нашего урока – имя существительное.
- Запишите в тетради тему урока.
- Прочитайте ключевые слова нашего урока.
Постоянные
Одушевленные
Неодушевленные
Непостоянные
Род
Число
Суффиксы
- Давайте сформулируем, что мы будем повторять и обобщать сегодня на уроке.
- Ребята, а для чего нам нужны эти знания?
Мы вспомним грамматические признаки существительного, постоянные признаки – одушевленность/неодушевленность, род, непостоянные признаки – число, некоторые суффиксы существительных и их значение.
- Ребята, а для чего нам нужны эти знания?
Чтобы грамотно и точно использовать существительные в устной и письменной речи.
6. Работа по теме урока.
Работа над определением.
- Давайте вспомним, что же такое имя существительное.
- На доске текст определения (приложение 9), в котором пропущены слова. Давайте вставим пропущенные слова.
- Давайте запишем эти слова.
7. Физминутка (Воздушные шарики) (приложение 10)
8.Развитие умений.
- Используется электронное приложение. Написана группа слов (приложение 11)
- Найдите имена существительные.
Один ученик пальцем передвигает слова из нижней части экрана. Нажимаем «Проверить».
Учащиеся пишут в тетради: «Кто?, что?, предмет».
- Вернемся к нашим словам из словаря. Составьте с любым, словом из словаря предложение.
- Давайте запишем предложение. Тараз-самый красивый город.
- Подчеркните в нем подлежащее и сказуемое. Найдите имена существительные.
- Выпишите подлежащее на лист для морфологического разбора (алгоритм), который лежит у вас на парте. Выполним разбор.
Задаем вопрос.
- Ставим в начальную форму и записываем с вопросом.
- Определяем часть речи.
- Затем будем определять постоянные признаки имени существительного, такие как одушевлённое или неодушевленное, но сначала давайте выполним несколько заданий.
- Посмотрите на картинку
- Давайте превратим одушевленные существительные в неодушевленные.
- На доске задание из ЕЦОР (приложение ), где необходимо переставить одну букву.
- Назовите слова, отвечающие на вопрос «кто?», а затем «что?».
- Запишем две пары слов, указывая над словом данный признак.
- Вот теперь мы готовы определить этот признак у нашего слова «иней».
- Переходим к следующему признаку: род.
- Посмотрите на таблицу (приложение 14) и назовите слова-помощники каждого рода.
- Вспомните сказки Шарля Перро, в названии которых встречаются имена существительные женского рода.
-Он, мой; она, моя; оно, моё.
-Красавица, Золушка, шапочка…..
- Какие предметы были у этих персонажей?
- Давайте определим их род.
Красавица-цветочек; Золушка-туфелька, Красная шапочка –шапочка. (Прием “Ширма”)
9. Работа по учебнику. Самостоятельная работа
- Письменное выполнение упражнения.
- Прочитайте задание и расскажите, как мы будем его выполнять.
Дети читают задание и составляют план выполнения упражнения.
К существительным подбирают синонимы и определяют их род. Буря (ж.р.) – ураган (м.р.)…
- На доске задание из каталога (приложение 15). Найдите лишнее слово и переместите его в наш Воздушный шар.
- Запишите три пары слов (дифференцированно, по выбору детей), выделите окончания существительных во множественном числе.
10. Домашнее задание: Предлагается тест (приложение).
Словообразование имен существительных.
- На доске: -тель- -ист-
- Посмотрите и скажите, что написано у меня на доске? Как называются эти части слова?
- Как вы думаете, что обозначают существительные, у которых в составе есть суффиксы -тель- и -ист-?
Приведите примеры.
- Попробуйте разгадать филворд (раздаточный материал), найдите слова, обозначающие людей по их профессии.
Проверка. На доске – филворд (приложение 17)
11.Итог урока.
Рефлексия.
- В конце урока давайте подведем итог.
- Вернемся к ключевым словам нашей темы на уроке. На экране ключевые слова.
- Проанализируйте свою работу на уроке.
- Если урок прошел для вас эффективно, вы справились практически со всеми задания без труда, поднимите зеленую карточку.
- Если вы испытывали трудности, не смогли справиться самостоятельно с заданиями, поднимите красную карточку.
- Спасибо за урок!
8