Урок русского языка 4 класс.
Однородные члены предложения.
Тип урока | освоение нового материала |
Педагогические задачи | Создать условия для ознакомления с понятием «однородные члены предложения»; совершенствовать умение выделять в предложении однородные члены предложения; способствовать развитию умения составлять предложения с од- нородными членами по схеме, по рисунку; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке |
Планируемые предметные | Познакомятся с понятием «однородные члены предложения»; научатся находить в предложении однородные члены; различать и составлять предложения с однородными членами по схеме, рисунку; объяснять постановку знаков препинания при однородных членах предложения; выписывать словосочетания из предложения; выполнять синтаксический разбор предложения |
Метапредметные УУД | Познавательные: анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – памятках) при работе с учебным материалом; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; понимать точку зрения другого |
Личностные | Ориентироваться на содержательные моменты школьной действительности и принимать образец «хорошего ученика»; проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, уважительное отношение к иному мнению |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося | Формируемые способы учащегося | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь). | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Прочитайте задание 34. Какая пара слов составляет предложение? Назовите главные члены. – Какие пары слов являются словосочетаниями? Назовите главное слово в каждом словосочетании. – Прочитайте предложения, составленные из словосочетаний. – Прочитайте задание 35. Прочитайте предложения, назовите в каждом предложении грамматическую основу. – Прочитайте выписанные словосочетания.
– Прочитайте задание 36. – Прочитайте исправленное предложение. | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают задание. Луна сияла. Луна (какая?) золотая, сияла (где?) над садом, над садом (каким?) осенним. Золотая луна сияла над осенним садом.
Выписывают словосочетания. (См. РМ, Приложение 2.) Падают (как?) тихо, листья (какие?) осенние, падают (откуда?) с берез. Лучи (чего?) солнца, осветили (как?) ярко, поляну (какую?) лесную, осветили (что?) поляну. Читают предложение: Над высокой елью весело кружили клесты. (См. РМ, Приложение 3.) | Выделять существенную информацию | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Минутка чистописания. | Проводит минутку чистописания. – Догадайтесь, какую букву мы будем писать на минутке чистописания. Вот два столба наискосок, А между ними – поясок. | Выполняют чистописание. А а А аа А ааа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Ты эту букву знаешь? А? Перед тобою буква … («а».) – Какой звук обозначает эта буква? – Запишите буквосочетание. Найдите закономерность. – Прочитайте запись на доске. Дети, в, идут, осень, школу. – Это предложение? Докажите. – Что такое предложение? – Составьте из данных слов предложение. Запишите. |
– Гласный.
Составляют предложение из слов: Дети идут в школу осенью. Осенью дети идут в школу. | ветствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Работа над словами с непроверяемым написанием | Организует работу над словами с непроверяемым написанием. – Отгадайте загадки и запишите словарные слова. Буквы-значки, как бойцы на парад, в строгом порядке построены в ряд. Каждый в условленном месте стоит и называется строй … («алфавит»). Долговязый Тимошка Бежит по узенькой дорожке. Его следы – твои труды. (Карандаш.) Раскололся тесный домик На две половинки. И посыпались оттуда Бусинки-дробинки. (Горох.) | Объясняют значение слова «комбайн», используя словари. Комбайн – передвижная или самоходная машина, выполняющая одновременно работу нескольких машин. Слово заимствовано из английского языка. Слова «комбинировать», «комбинация», «комбинезон» происходят от латинского «комбинарэ»: «ком» – «вместе», «бинарэ» – «соединять». Их общая основа в английском произношении звучит как «комбайн». Так англичане и назвали сложную сельскохозяйственную машину, соединяющую в себе жнейку, соломовязалку и молотилку или молотилку и веялки. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| На припеке у пеньков много тонких стебельков, Каждый тонкий стебелек держит алый огонек, Разгребаем стебельки, собираем огоньки. (Земляника.) Закутан ребенок в сорок пеленок. (Капуста.) Закопали в землю в мае И сто дней не вынимали, А копать стали под осень, Не одну нашли, а восемь. (Картошка.) Красна девица сидит в темнице, А коса на улице. (Морковь.) На грядке длинный и зеленый, А в кадке желтый и соленый. (Огурец.) – Сегодня мы познакомимся еще с одним словарным словом. Отгадайте загадку: В желтом море корабль плывет. (Комбайн.) | Выполняют ассоциативный рисунок к слову «комбайн».
Записывают словарное слово в свои словарики, используя прием ассоциаций.
| | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| – Что вы можете сказать о труде комбайнера? – Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций. Какие орфограммы нужно запомнить в слове «комбайн»? – Подберите однокоренные слова к слову «комбайн». – Составьте предложения с этим словом | – Труд комбайнера очень тяжелый. Во время уборки урожая комбайнеры работают от темна до темна. В кабине жарко, пыльно. Этих людей нужно уважать. Подбирают однокоренные слова к словарному слову. Вспоминают пословицы, поговорки, крылатые выражения со словарным словом, составляют предложения. (См. РМ, Приложение 4.) | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Прочитайте тему урока. – Сегодня на уроке познакомимся с понятием «однородные члены предложения» | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока | Принимать и сохранять учебную цель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом. | Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. – Перед вами фрагменты сочинения ученика об осени. Прочитайте и попытайтесь обнаружить недочеты в тексте. 1. В лесу шумит ветер. Ветер завывает. Ветер гонит опавшие листья. 2. На юг улетают журавли. Улетают грачи. Улетают скворцы – Какие недочеты вы обнаружили? Как это можно исправить? Выполните работу в паре. – Лучше ли стал текст? Можно ли сказать, что предложения построены более грамотно и что мысль выражена яснее? – В каждом предложении подчеркните главные члены предложения. Что интересного вы заметили? – К каким словам относятся сказуемые в первом предложении? На какие вопросы отвечают сказуемые? – Такие слова, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову, называются однородными членами предложения. | Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов. Указывают синтаксические ошибки в предложениях: в первых трех предложениях повторяется слово «ветер», в трех других – слово «улетают».
– Можно составить другие предложения, объединив несколько предложений в одно. Работают в паре. Записывают предложения. В лесу шумит, завывает ветер, гонит опавшие листья. На юг улетают журавли, грачи, скворцы. Анализируют новые предложения. – В первом предложении 1 подлежащее и 3 сказуемых. Сказуемые относятся к одному слову – «ветер». Сказуемые отвечают на вопрос «что делает?». | Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| – Назовите однородные члены предложения во втором предложении. | – Во втором предложении 3 подлежащих и 1 сказуемое. Подлежащие относятся к одному слову – «улетают» и отвечают на вопрос «кто?». |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Работа по учебнику (упражне- ние 32) | – Откройте учебник на странице 26. Прочитайте правило. Назовите два признака однородных членов предложения. – Какие бывают однородные члены предложения? | Называют признаки однородных членов предложения: 1) Отвечают на один и тот же вопрос. 2) Относятся к одному и тому же слову. – Однородные члены предложения бывают главные и второстепенные. |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| – Прочитайте задание в упражнении 32. Какими членами предложений являются выделенные слова? – В чем различие каждой пары предложений? | – Сказуемыми.
– В первом предложении в каждой паре одно сказуемое, а во втором – два-три сказуемых |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
V. Первичное закрепление знаний. Работа по учебнику (упражне- ние 33). | Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения. | Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме. | Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
– Прочитайте. Каким членом предложения являются выделенные однородные члены предложения? – На какой вопрос отвечают однородные второстепенные члены? – К какому слову они относятся? – Прочитайте предложения, выделяя однородные члены интонацией перечисления. | – Однородные подлежащие, однородные сказуемые, однородные второстепенные члены предложения. – Отвечают на вопрос «какие?».
– Относятся к подлежащему «синицы». | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| – Какой знак препинания разделяет однородные члены предложения? | – Запятая. |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| – Прочитайте правило на с. 27 учебника. | Читают правило и обобщают. (См. РМ, Приложение 5). |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| – С какой интонацией произносятся однородные члены предложения? – Какие члены предложения могут быть однородными? | – С интонацией перечисления.
– Однородными членами могут быть и главные, и второстепенные члены предложения. |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Работа по учебнику (упражне- ние 35) | – Прочитайте. Докажите, что в каждом предложении есть однородные члены. – Запишите предложения с однородными подлежащими.
– Запишите предложения с однородными сказуемыми. | Составляют схемы предложений. Доказывают, что в каждом предложении есть однородные члены. Записывают предложения с однородными подлежащими.
Лебеди, гуси, утки собрались в дорогу с важным видом.
В лесу росли ландыши, фиалки, колокольчики. Записывают предложения с однородными сказуемыми.
Шумели, суетились, хлопотали маленькие птички.
На озере лебеди отдыхали, кормились, плавали. |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| – Запишите предложения с однородными второстепенными членами.
| Записывают предложения с однородными второстепенными членами. Старые, бывалые птицы учили молодых. Ласковое солнце освещало лес, траву, речку, горы. |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| – Найдите в предложениях однородные второстепенные члены. Подчеркните слово, от которого они зависят. – Прочитайте записанные предложения, выделяя однородные члены предложения интонацией перечисления. |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| – Как выделяются в речи однородные члены предложения? | – Перечислительной интонацией. |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| – Как разделяются на письме однородные члены? | – Однородные члены разделяются запятой |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VI. Дальнейшая работа | Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. (См. РМ, Приложение 6.) | Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями. | Понимать на слух ответы учащихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Работа в тет- ради (зада- ние 37). | Организует работу в рабочей тетради. – Прочитайте задание. Подчеркните в каждом предложении его основу. | Выполняют задание в рабочей тетради. Подчеркивают основы предложений. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| – Какими членами предложения являются однородные члены в каждом предложении? – Выпишите однородные второстепенные члены вместе со словом, к которому они относятся. | Дождик, ветер, снегопад с неба кубарем летят. Тучки мчатся надо мной. Лес зазвенел, застонал, затрещал. | Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Работа в тет- ради (зада- ние 38) | – Прочитайте задание. Подчеркните в предложениях главные члены. – Назовите однородные члены предложения | Выполняют задание. В лесу мы собирали (что?) землянику, (что?) малину. Леса (что делали?) желтели, (что делали?) роняли листву. (Кто?) Стрижи и (кто?) ласточки улетели в теплые страны | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VII. Итог уро-ка. Рефлексия | Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Какова же роль однородных членов предложения в нашей речи? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке. | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| – Как выделяются однородные члены предложения в речи? (Перечислительной интонацией.) – Как разделяются на письме однородные члены? (Однородные члены разделяются запятой.) (См. РМ, Приложение 7.) – Что удалось на уроке, было самым интересным? | Осуществляют оценку своих знаний по оценочной шкале:
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| – Какие трудности встретились? – Что помешало при выполнении заданий? – Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя | Объясняют свое решение |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание | Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии. – Выполнить задание 39 в рабочей тетради, упражнение 34 в учебнике | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи |
Приложение 1
Организация начала урока
Проверка готовности к уроку. Общая установка на урок. Приветствие учащихся.
– Проверим готовность к уроку.
Я рада вас сегодня встретить.
Мне интересны вы, друзья!
И ваши умные ответы
Не обойду вниманьем я.
Сегодня ждут нас наблюденья,
И выводы, и рассужденья…
А чтобы впрок пошёл урок,
Активным самым будь, дружок!
Сообщают о готовности к уроку.
Определяют самоготовность (настроен ли слушать учителя, воспринимать материал урока).
Приложение 2
Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь)
Задание 35.
Тихо падают с берёз осенние листья.
Лучи солнца ярко осветили лесную поляну.
Приложение 3
Пальчиковая зарядка
Вытягивают руки вперёд, сжимают и разжимают кулачки. Повторяют упражнение несколько раз.
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать.
Загибают по очереди пальцы сначала на левой, затем на правой руке. В конце упражнения сжимают руки в кулачки. Повторяют упражнение несколько раз.
Ёжик топал по дорожке
И грибочки нёс в лукошке.
Чтоб грибочки сосчитать,
Нужно пальцы загибать.
Приложение 4
Работа над словами с непроверяемым написанием
КОМБАЙН – 1. Передвижная или самоходная машина, выполняющая одновременно работу нескольких машин. Зерновой комбайн. Угольный комбайн.
2. Сложный агрегат, выполняющий несколько не связанных друг с другом рабочих операций. Кухонный комбайн.
Однокоренные слова: комбайнёр, комбайнёрша, комбайнёрка, комбайновый.
Пословицы и поговорки:
Раньше рожь руками жали, а теперь комбайны зашагали.
Мощный комбайн – в поле хозяин.
Предложения:
Со дня на день выйдут комбайны на уборку урожая на Дону, в Украине, Поволжье.
В полях началась комбайновая уборка зерновых.
Приложение 5
Работа по учебнику (упражнение 33)
Однородные члены предложения – это главные или второстепенные члены предложения, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию (т. е. являющиеся одними и теми же членами предложения: подлежащими, сказуемыми, определениями, дополнениями, обстоятельствами), отвечающие на один и тот же вопрос и произносящиеся с интонацией перечисления. Однородные определения надо отличать от неоднородных, характеризующих предмет с различных сторон: в этом случае отсутствует интонация перечисления и нельзя вставить сочинительные союзы.
Приложение 6
Работа по карточкам
– Рассмотрите два предложения и определите, где предложение с однородными членами, а где распространённое.
1) На полях работают тракторы и комбайны. |
2) Тракторы пашут землю, а комбайны жнут зерновые культуры. |
Анализируют два предложения на карточках.
Делают вывод: первое предложение с однородными членами, а второе распространённое.
– Почему нельзя сказать, что второе предложение с однородными членами, ведь слова отвечают на один и тот же вопрос? (По одному признаку определить нельзя.)
– Составьте схему первого предложения.
Выполняют схему первого предложения.
[= — и — ].
– Продолжите ряд однородных членов в предложении.
Скворцы, … , … – перелётные птицы.
Маслята, … , … – съедобные грибы.
Осина, … , … – лиственные деревья.
Корова, … , … – домашние животные.
Записывают предложения.
Скворцы, ласточки, журавли – перелётные птицы.
Маслята, опята, лисички – съедобные грибы.
Осина, дуб, клён – лиственные деревья.
Корова, лошадь, коза – домашние животные.
– Прочитайте предложения, которые у вас получились, и составьте схемы каждого из них.
Читают и объясняют правило-закон.
– А чтобы вы не забыли, по каким законам живут однородные члены, правители сказочного королевства Однородные члены предложения прислали вам правило-закон. Прочитайте предложения. Рассмотрите схемы предложений.
Однородные члены предложения – это слова, которые отвечают на 1 и тот же вопрос; относятся к 1-му и тому же члену предложения; произносятся с интонацией перечисления; отделяются друг от друга запятой; связываются чаще всего союзами И, А, НО. |
– Сделайте вывод: какими членами предложения могут быть однородные члены?
Делают вывод: однородными членами предложения могут быть главные и второстепенные члены.
Приложение 7
Правило в стихах
Если стоят однородные члены,
Их запятой раздели непременно:
Дети рисуют, играют, сидят,
Спорят, смеются, поют, говорят.