Обществознание 8 класс
Тема: Потребление. Семейное потребление. Экономические основы защиты прав потребителя.
Цели: познакомить с факторами, влияющими на объем и структуру потребительских расходов, связью между доходом и потреблением
Задачи урока:
Раскрыть сущность понятия «потребление» и охарактеризовать его связь с другими сферами экономической жизни общества и отдельных граждан.
Способствовать развитию правовой культуры и сознательного поведения человека как потребителя.
Характеризовать механизм защиты прав потребителей в Российской Федерации.
Планируемые результаты:
Предметные: применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятий производственное и непроизводственное потребление, страхование, суверенитет потребителя; раскрывать закономерности изменения потребительских расходов семьи в зависимости от доходов; выявлять основные факторы, влияющие на объем и структуру потребительских расходов; раскрывать на примерах меры защиты прав потребителей;
Метапредметные: коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; приобретать опыт регуляции речевого поведения как основы коммуникативной компетентности; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
Регулятивные: формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; составлять план действий; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; оценивать правильность решения учебной задачи;
познавательные: привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач; ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу; давать определения понятий, устанавливать аналогии, классифицировать явления; применять начальные исследовательские навыки при решении поисковых задач; решать творческие задачи;
Личностные: формирование и развитие познавательного интереса к экономической сфере жизни общества, правовой культуры и осознанного поведения человека как потребителя; приобретение навыков защиты своих потребительских прав.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Технология: креативного мышления.
групповая
План изучения нового материала.
Потребление как сфера экономической жизни.
Личное и семейное потребление.
Экономические основы прав потребителя.
1. Инициация (начало урока).
Добрый день, ребята. Приятно вас видеть на уроке. Я думаю, что у нас с вами сложится атмосфера взаимопонимания и уважения. Призываю вас к сотрудничеству. Будьте открытыми, не бойтесь высказывать свое мнение, суждение, не бойтесь ошибаться. Мы с вами учимся, а познавать новое, неизведанное очень интересно. Работать мы сегодня будем в группах, давайте вспомним правила групповой работы.
Памятка №1
«Правила работы в группе»
Слушай, что говорят другие.
Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.
Говори спокойно ясно, только по делу.
Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.
Помогай товарищам, если они об этом просят.
Точно выполняй возложенную на тебя роль.
В конце урока вы оцените свою работу. Хоть вы работаете в группе, но оценивать вы будете себя. Потому что в группе важен каждый человек, его работа. Посмотрите на листы самооценки. Все вам понятно в нем? Хорошо. Я надеюсь, что занятие наше будет успешным.
2.Актуализация опорных знаний.
Учитель: все из вас знают Матроскина из Простоквашино? О чем он мечтал помните? Давайте вспомним. Видео (Сдайд 1 Про Матроскин)
Представим, что Матроскин воплотил свою мечту. Он завел двух коров и начал продавать молоко. Он стал предпринимателем и изготавливает молочные продукты (Слайд 2 видео 2 реклама). Все представили? (да)
Вспомним какие 4 экономические стадии проходят созданные Матроскиным продукты? (Слайд 3) Сначала он что делает – производит, потом Матроскину нужно продукт распределить, дальше попадая на рынок что происходит с товаром? (он покупается) то есть обмен, обменивается либо на деньги? Либо на другой товар, и последняя самая важная для нас стадия это - потребление. Каждый полученный товар мы с вами потребляем.
Учитель: Потребление является конечной стадией всякого производства. Производство подчиняется интересам потребителей ориентируется на удовлетворение потребности. Ребята вы догадались какая тема нашего урока? (слайд 4).
«Потребление»
- Ребята, вы проходили эту тему?
— Значит, что нам нужно сегодня узнать?
• Что такое потребление и кто такой потребитель?
•Узнать, какие есть права у потребителя?
• Выяснить, как защитить права в случае их нарушения?
3.Формирование ожиданий учеников.
Давайте как потребители попробуем разобраться, что влияет на потребление и объясним Матроскину что он должен знать о потребителях, чтобы продать больше товара.
Что же такое потребление?
Потребление– это использование благ (товаров и услуг) в целях удовлетворения потребностей.
Учитель: Основным потребителем у нас выступает кто? (человек) а также семья, фирмы государство. Все потребляемое людьми можно разделить на два вида потребления. Посмотрите на иллюстрацию Слайд . И попробуйте догадаться. Какие вопросы вы должны себе задать? Кто же может стать потребителем производимых товаров и услуг? «Для кого произведен товар?» (слайд 5).
Изучение материала темы
В экономической науке принято выделять два основных вида потребления: производственное и непроизводственное.
Производственное потребление – это использование ресурсов, орудий труда, сырья, материалов, энергии, информации, рабочей силы и так далее для создания новых продуктов.
Непроизводственное потребление – использование товаров и услуг людьми для удовлетворения своих нужд: материальных и духовных. Непроизводственное потребление разделяют на личное и общественное. При личном удовлетворяются потребности людей в пище, одежде, жилище, образовании, содержательном отдыхе. Общие потребности – это потребности в управлении, охране порядка, обороне, развитии науки.
II. Личное и семейное потребление Давайте выясним какие факторы влияют на семейное потребление. Давайте представим, что у нас есть конкретная семья. Выберите себе семью. У каждой группы она своя. Живут эти семьи они в стране Экономляндии. В этой стране можно купить все в одном месте по разным ценам. Перед вами прайс-лист.
Задание 1: Ваша задача сделать заказ по 5 единиц товара. И нам объяснить почему вы выбрали именно этот товар. В схему запишите на какие факторы вы обращали внимание. (времени 2 минуты).
Представление команд. В начале расскажите, какая у вас семья? Какие товары вы выбрали и почему? Какие факторы вы указали? (минут 5).
Это и есть факторы, влияющие на семейное производство. (слайд 6)
Экономические основы прав потребителей
-Как вы считаете, какая из сторон (покупатель или продавец) является более незащищенной?
- Почему именно потребитель? НЕДОСТАТОК ИНФОРМАЦИИ И КОМПЕТЕНЦИИ.
Задание 2: Подумайте почему потребителя называют «Король рынка» и «Жертва рынка»?
Примерные ответы:
«Король рынка»
-указывает продавцам, что продавать, те продавец зависит от него
- имеет право на информацию и безопасность товара
«Жертва рынка»
-его часто обманывают, потому что он не профессионал
-Продавец лучше информирован о качестве продаваемого товара
Вы знаете какой закон защищает права потребителей? «Закон о защите прав потребителя». (Демонстрирую книжку). У вас на столах есть извлечения из «Закона о защите прав потребителей». Мы обратимся к некоторым статьям этого закона и узнаем: Задание 3: Какие права имеет потребитель?
Задание: прочитать названные статьи, выделить и назвать право потребителя.
Ответ.
Права потребителя:
Право на качество;
Право на безопасность;
Право на информацию;
Право на возмещение причиненного ущерба.
Право на защиту прав потребителей.
Но. знать свои права и не допустить нарушения своих прав — это разные вещи.
Посмотрите сюжет новостей.
Задание 4: Составьте похожий сюжет про нарушение прав потребителей. В нем должно быть: 1. Герой. 2. нарушение его права. 3. совет, как правильно поступить.
Нарушенное право вы выбираете сами. Задача, показать нам этот сюжет.
Демонстрация. Ребята все правильно в сюжете? Какое право потребителя нарушено?
Рефлексия учебной деятельности.
А теперь я возьму у вас интервью. Выразите свое отношение к уроку, заканчивая фразу, начало которой я вам предложу:
«Для меня было новым …»;
«Я вижу пользу в том …»
Что вызвало трудности в работе на уроке?
Спасибо большое за вашу честность! Осталось только оценить себя. Проставьте баллы в листе оценки и посчитайте их. Кто набрал
(Приложение 6)
Я хочу поблагодарить Вас за помощь в проведении урока. Вы все сегодня хорошо поработали. До свидания!
Приложение 1
Рабочий лист группы №______
Тема урока_________________________________________________________
Памятка №1
«Правила работы в группе»
1. Слушай, что говорят другие.
2. Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.
3. Говори спокойно ясно, только по делу.
4. Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.
5. Помогай товарищам, если они об этом просят.
6. Точно выполняй возложенную на тебя роль.
Факторы, влияющие на семейное потребление
Прайс-лист
1._______________________________________________________________________
2._______________________________________________________________________
3._______________________________________________________________________
4._______________________________________________________________________
5._______________________________________________________________________
Общая сумма_____________________________________________________________
Задание 2: Подумайте почему потребителя называют «Король рынка» и «Жертва рынка»?___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________Задание 3: Какие права имеет потребитель?
Прочитайте названные статей, выделите и назовите право потребителя.
Право на_____________________________________________________________
Право на ____________________________________________________________
Право на ____________________________________________________________
Право на ____________________________________________________________
Право на ____________________________________________________________
Задание 4: Составьте сюжет про нарушение прав потребителей.
Содержание:
1. Герой. ________________________________________________________________
2. Нарушенное право______________________________________________________
3. Совет, как правильно поступить__________________________________________
Задача, инсценировать придуманный сюжет.
Приложение 2
| Экономляндия | |||||
Стоимость тортов | ||||||
| ||||||
|
| Чай | | | | |
| «Мечта» «Чаепитие» «Апрель» | | 1 шт. | 300.00 | ||
| | 1 шт. | 130.00 | |||
| | 1 шт. | 60.00 | |||
|
| Макароны и лапша | | | | |
| Лапша яичная Лапша Флагман Лапша для супа | | 1 шт. | 88.00 | ||
| | 1 шт. | 120.00 | |||
| | 1 шт. | 30.00 | |||
|
| Билеты | | | | |
| В театр Детский спектакль «Концерт | | 1 шт. | 5.000.00 | ||
| | 1 шт. | 400.00 | |||
| | 1 шт. | 2000.00 | |||
|
| Крупа | | | | |
| «Ячменька» «Зернышко» «Золотое пшено» | | 1 кг. | 55.00 | ||
| | 1 кг. | 70.00 | |||
| | 1 кг. | 120.00 | |||
|
| Кондитерские изделия | | | | |
| «Карамелька» «Варенька» «Шок-о-лада» | | 1 кг. | 300.00 | ||
| | 1 кг. | 530.00 | |||
| | 1 кг. | 860.00 | |||
|
| Молочная продукция | | | | |
| «Молоко Матроскин» «Молоко Дворик» «Молоко Коровка» | | 1 шт. | 58.00 | ||
| | 1 шт. | 70.00 | |||
| | 1 шт. | 90.00 | |||
| ||||||
|
| Мясо | | | | |
| «Золотая курочка» «Говядина мраморная» «Свинина вкусняшка» | | 1 кг. | 190.00 | ||
| | 1 кг. | 850.00 | |||
| | 1 кг. | 360.00 | |||
|
| Одежда Книги Спортивное снаряжение
|
|
| 5000.00 1000.00 30.000.00
|
Приложение 3
Семья Весельцовых. Мама, папа, дочь -7 лет, сын -4 года, сын -6 мес.
Папа получает зарплату – 55 000 рублей;
Мама получает зарплату – в декрете 15 000 рублей;
____________________________________________________________
Семья Неспешных. Муж, жена -пенсионеры.
Жена получает пенсию – 12 000 рублей;
Муж получает пенсию – 15 000 рублей.
______________________________________________________________
Семья Счастливцев. Мама, папа, сын- 11 лет.
Папа получает зарплату – 150 000 рублей;
Мама получает зарплату – 75 000 рублей;
___ ____________________________________________________________________
Семья Весельцовых. Мама, папа, дочь -7 лет, сын -4 года, сын -6 мес.
Папа получает зарплату – 55 000 рублей;
Мама получает зарплату – в декрете 15 000 рублей;
____________________________________________________________
Семья Неспешных. Муж, жена -пенсионеры.
Жена получает пенсию – 12 000 рублей;
Муж получает пенсию – 15 000 рублей.
______________________________________________________________
Семья Счастливцев. Мама, папа, сын- 11 лет.
Папа получает зарплату – 150 000 рублей;
Мама получает зарплату – 75 000 рублей;
__________________________________________________________________
Семья Весельцовых. Мама, папа, дочь -7 лет, сын -4 года, сын -6 мес.
Папа получает зарплату – 55 000 рублей;
Мама получает зарплату – в декрете 15 000 рублей;
____________________________________________________________
Семья Неспешных. Муж, жена -пенсионеры.
Жена получает пенсию – 12 000 рублей;
Муж получает пенсию – 15 000 рублей.
______________________________________________________________
Семья Счастливцев. Мама, папа, сын- 11 лет.
Папа получает зарплату – 150 000 рублей;
Мама получает зарплату – 75 000 рублей;
Приложение 4
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОН О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Преамбула Закона РФ «О защите прав потребителей» Преамбула ЗоЗПП РФ.
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Основные понятия, используемые в настоящем Законе:
потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
Статья 4. Качество товара (работы, услуги)
1. Продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
2. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.
3. Если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для использования в соответствии с этими целями.
4. При продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию.
Статья 7 право потребителя на безопасность товара (работы, услуги)
1 Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования,
хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке (пункт 2 Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечивать безопасность товара (работы) в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы).
Статья 8. Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах)
1. Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
2. Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
3. Уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель по требованию потребителя обязаны предоставить подтверждение своих полномочий, вытекающих из заключенного ими договора с изготовителем (продавцом).
Статья 10. Информация о товарах (работах, услугах)
1. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
2. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:
сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания,
цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при оплате товаров (работ, услуг) через определенное время после их передачи (выполнения, оказания) потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы;
гарантийный срок, если он установлен;
правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);
срок службы или срок годности товаров (работ;
адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца);
Статья 18. Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков
1. Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:
потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
Статья 17 судебная защита прав потребителей
1 Защита прав потребителей осуществляется судом.
Защита прав потребителей услуг, оказываемых финансовыми организациями, организующими взаимодействие с
уполномоченным по правам потребителей финансовых услуг в соответствии с Федеральным законом "Об
уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг", осуществляется с особенностями, установленными
указанным Федеральным законом.
Приложение 6
Лист самооценки
Ф.И.О____________________________________________Класс____________
| 1 балла | 2 балла | 3 балла |
Я формулировал свои вопросы. | | | |
Я старался и у меня все получилось, я доволен своей работой | | | |
Я выдвигал идеи | | | |
Мои идеи были оригинальны | | | |
Выбрать рациональное решение и довести его до логического окончания. | | | |
Я всегда активно участвовал во всех заданиях группы (пары). | | | |
Я брал на себя руководство группой в случае необходимости, чтобы мы создали хорошую работу | | | |
Я задавал вопросы, искал факты, спрашивал разъяснения | | | |
Всего: | | | |
12-8 баллов 18-13 баллов 24-19 баллов
Мне было не легко, Есть над чем поработать, У меня все получилось!
но я справился! Но я молодец! Я супер!
Приложение 6
Лист самооценки
Ф.И.О____________________________________________Класс____________
| 1 балла | 2 балла | 3 балла |
Я формулировал свои вопросы. | | | |
Я старался и у меня все получилось, я доволен своей работой | | | |
Я выдвигал идеи | | | |
Мои идеи были оригинальны | | | |
Выбрать рациональное решение и довести его до логического окончания. | | | |
Я всегда активно участвовал во всех заданиях группы (пары). | | | |
Я брал на себя руководство группой в случае необходимости, чтобы мы создали хорошую работу | | | |
Я задавал вопросы, искал факты, спрашивал разъяснения | | | |
Всего: | | | |
12-8 баллов 18-13 баллов 24-19 баллов
Мне было не легко, Есть над чем поработать, У меня все получилось!
но я справился! Но я молодец! Я супер!