Образовательные технологии в музыкально-педагогической подготовке будущих специалистов

Статья посвящяется студентам и молодым преподавателям.

Содержимое разработки

Бисекова К.Е

Образовательные технологии в музыкально-педагогической подготовке будущих специалистов

Аннотация. Подготовка будущих специалистов содержит немалые возможности в разработке различных аспектов теории и практики высшего музыкального образования.

Ключевые слова: методический аспект, музыкальная культура, музыкант-исполнитель, педагог-музыкант, методическое мастерство.


Bissekova K.E

Educationatal technologies in the musical – pedagogical training of future specialists

Abstract. Training of future specialists contains considerable opportunities to develop in various aspects of the theory and practice of music education.

Keywords: methodogical aspect, musical culture, musician, the teacher – musician, methodological skills.


Рассматривая методический аспект профессионального становления музыканта – исполнителя как интегральное качество личности, представляющее собой совокупность потребностей, возможностей и подготовленности к музыкально-педагогической деятельности, мы пришли к выводу о том, что формирование данного качества обеспечивается устойчивым отношением к предстоящей работе, сформированностью самосознания, готовностью творчески реализовывать теоретические знания в практической деятельности, используя накопленный в этом направлении жизненный и профессиональный опыт. В рамках педагогической подготовки будущих специалистов происходит становление «побудительных сил», детерминирующих развитие и совершенствование методики обучения как профессионального качества:

  • ориентация приобретаемого в курсе «Основы методики обучения педагога – музыканта» и педагогической практики опыта на развитие осознанного и творческого отношения к избранной профессии;

  • овладение конкретными знаниями и методическими умениями в рамках методики обучения музыке;

  • творческое применение накопленного опыта в реальной практической работе.

Названные этапы относятся как к последовательности формирования методических приемов, способов в области музыкальной педагогики, так и целенаправленной организации процесса методики обучения в педагогической подготовке музыканта-исполнителя. Получаемая на первом этапе ориентировочная основа действий специалиста стала своего рода фундаментом для овладения конкретными методическими действиями. Второй этап направлен на то, чтобы «обучающийся более самостоятельно или полностью самостоятельно работал с предложенной ему индивидуальной учебной программой» [1, с.55]. На третьем этапе введение контрольных операций определяет уровень сформированности методики обучения по разработанным нами компонентам.

В целом, каждому этапу соответствовала определенная группа методов по степени динамического нарастания трудностей учебных заданий. Так, первому этапу процесса методики обучения оказались наиболее созвучными такие методы, как информационно – сообщительный, объяснительно – стимулирующий; на втором этапе центральными являлись проблемные методы; для третьего этапа характерными становились исследовательские методы.

Так, многие студенты вперые глубоко задумывались над тем, что вопросы методики обучения в области педагогики издавна связывались с педагогическим мастерством. В частности, С.Т.Шацкий и П.П.Блонский считали, что составной частью мастерства педагога является педагогическая техника, то есть умение выполнять работу на самом высоком методическом уровне, без чего творчество вообще невозможно [2; 139].

Важную стимулирующую роль в усилении стремления к познанию во всех формах занятий выполняли такие эффективные средства, как педагогические игры, одновременно являвшиеся действиями контроля за развитием разных сторон методической подготовленности студентов. В свою очередь контролирующие операции включали в себя выполнение ими специальных заданий (устных и письменных), содержание которых свидетельствовало о степени усвоения конкретного материала. Так, например, в процессе изучения темы «Методика обучения в деятельности музыканта – исполнителя» студентам предлагалось следующее письменное задание: на основе изученных работ о деятельности известного ученого, музыковеда, педагога охарактеризовать те стороны новаторских идей, которые находят свое применение в современной методической практике педагога-музыканта; обосновать наиболее важные аспекты личностных сторон исследователя.

Выполнение такого типа заданий способствовало формированию у студентов необходимых мыслительных способностей в обобщении материала, определении главных направлений деятельности прогрессивного педагога. В качестве примера можно порекомендовать таких исследователей педагогики музыкального образования, как Г.Г.Нейгауз, В.Н.Шацкая, Л.Г.Арчажникова, М.Х.Балтабаев и др. [3; 135]. С целью расширения понятий, связанных с методикой обучения студентов, целесообразно актуализировать имеющиеся трактовки исследователей таких понятий, как: «методическое искусство», «методическая культура», «методическое мастрество» и др., сопоставив различные взгляды на сущность того или иного понятия. Так, например, по вопросу «Методическая культура педагога – музыканта» определялись логические «шаги» в обосновании проблемы: раскрытие сущности понятия «Культура» в деятельности специалиста – музыканта; важные аспекты культуры в методике обучения педагога – музыканта; личность педагога как отражение его методической культуры. Перед студентами ставились вопросы:

  1. Назовите отличительные особенности методической культуры в сравнений с педагогической и общей культуры личности.

  2. Что, по Вашему мнению, лежит в основе методической культуры?

Такой подход к анализу вопросов, связанных с методикой обучения, как значимого аспекта профессиональной деятельности педагога – музыканта существенным образом сказался на пополнении запаса знаний в личностном опыте студентов. Благодаря занятий на спецкурсе основная часть обучающихся достигла достаточно высокого уровня профессионального мышления. В высказываниях студентов прослеживались умения самостоятельно мыслить, давать аргументированную оценку методическим вопросам путем сравнительно – сопоставительного анализа, обобщения материала. Особую ценность представляли попытки сформулировать собственный взгляд на изложенную проблему.

В процессе методики обучения музыки у обучаемых проявился значительный личностный интерес к конструированию учебно-методического материала. Большинство из них показали методическую готовность к творческому омыслению и преобразованию методических задач, демонстрируя умения самостоятельно конструировать материал в поисково-теоретической и конструктивно – практической деятельности. Об этом свидетельствуют, в частности, выполненные обучающимися различные задания вариативного характера. Например, в условиях ролевой игры пары студентов проводят взаимную условную проверку. Студент – «учитель» формулирует вопросы студенту – «учащемуся», который отвечает на них. Метод помогает критически осмыслить формулировки, вырабатывает быстроту реакции, активное воображение, развивает гибкость мышления.

В процессе методики обучения музыканты – исполнители получили возможность ознакомиться с довольно обширной и разнообразной литературой по вопросам теории и практики музыкального образования. Важно было, чтобы они по достоинству оценили и осознали взгляды, позиции авторов, исходя из современного состояния, потребностей музыкальной действительности. Организуя дискуссию в данном направлении, мы сочли целесообразным включить в нее вопросы, связанные с методикой обучения, ее значимостью в работе будущего педагога – музыканта; анализом эффективных методов, новаторских и прогрессивных идей исследователей в педагогике музыкального образования.

Методические приемы в обучении будущего педагога – музыканта должны опираться на развитое ассоциативное мышление интерпретатора, выступая важнейшим механизмом познавательной деятельности исполнителя, опрелеляясь музыкальным материалом, индивидуально – психологическими качествами личности. Итак, в пространстве педагогической подготовки музыканта – исполнителя встает целый спектр вопросов, рождающих, в свою очередь, новые проблемы. Среди них приоритетная роль принадлежит методике обучения музыкальному искусству и исполнительству. «Сущность методической оснащенности педагога – музыканта заключается те только в специальных знаниях, но главное – в умениях достоверно избирать их, реализовывать в соотвестствующих практических действиях, обладая при этом подлинно профессиональной самооценкой и способностью к методически оправданной корректировке содержания и приемов практического воплощения».


Использованные материалы:


  1. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. – М.: Педагогика, 1972. – 184с.

  2. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения в 4-хт. –Т.З. – М.: Просвещение, 1965. – 323с.

  3. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Заметки педагога. 4-е изд. –М., 1982. – 250 с.

  4. Арчажникова Л.Г. Личностный подход к прфессии учителя музыки // Методические проблемы музыкальной педагогики: Материалы межреспубликанской научно – практической конференции. – 21-23 ноября 1991. – М., 1991. – С.28-31


5


Сохранить у себя:
Образовательные технологии в музыкально-педагогической подготовке будущих специалистов

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки