Ширинкина О.А.,
учитель английского языка
высшей квалификационной категории, зав. кафедрой лингвистического образования
МАОУ "Гимназия № 25",
аспирант УрГПУ,
кафедра Теории и практики
управления организацией
Неделя иностранного языка
как модель поликультурной среды гимназии
– Реалии глобальной взаимозависимости и культурного разнообразия нашей планеты в XXI веке определяют потребность в образовании и воспитания поколения с новым типом мышления, новым отношением к жизни; поколения, способного успешно самоопределиться в условиях быстро меняющейся поликультурной среды.
– Эта проблема особенно актуальна для образования, для изучения иностранного языка, где за последнее время происходят колоссальные изменения. Постепенно проблемы развития поликультурной личности сегодня становятся глобальными, общечеловеческими, а их успешное решение возможно в том случае, если будут объединены усилия всех педагогических коллективов, всех образовательных учреждений, а не одного педагога.
– Особую роль в становлении поликультурной среды занимает кафедра лингвистического образования в МАОУ "Гимназия № 25" городского округа Ревда. В гимназии углубленно изучается английский язык с 1 по 11 класс, французский и немецкий (как второй) с 5 класса.
Изучение иностранных языков в концепции глобального образования направлено на решение задачи формирования модели поликультурной среды гимназии. Феноменом этого предполагается развитие способности понимать и ценить культуру других народов, формирование непредвзятого взгляда на мир, ломку сложившихся стереотипов, искажающих восприятие иной культуры, обучение культуре общения, толерантности.
– В связи с этим встает вопрос о ценности, духовном и нравственном наполнении содержания знаний, о приоритетности тех или иных учебных программ по английскому языку, о развивающем и воспитывающем потенциале иностранного языка как учебного предмета.
– Английский язык как язык международного общения предполагает включение разнообразной тематики для диалога с миром не только на уроках, но и во внеклассной работе. Неделя иностранного языка в этом аспекте является синтезом отдельных внеклассных мероприятий, направленных на формирование познавательных интересов учащихся, расширение сферы применения полученных знаний и умений. Такое мероприятие, как предметная неделя, призвано продемонстрировать достижения в овладении предметом. Таким образом, наряду с формированием языковой компетенции, мы отводим огромную роль социокультурной компетенции, создаем единую систему учебной и внеклассной работы, используем уникальные формы этой деятельности, например, радиоальманахи, игры «Счастливый случай» на тему: «Британия», «Королевская семья», парад английских традиций, викторины «Географическое положение Британии и США», тематические дискотеки «Современная британская музыка», «Стили и виды английского искусства», поэтические гостиные, где учащиеся знакомятся с образцами классической английской поэзии, а также развивают их креативное мышление, результатом чего может стать создание учащимися собственных стихов по предложенным опорам, образцам поэзии.
– Постановка спектаклей и литературных программ создает особую атмосферу доверия, при которой у детей есть возможность выразить себя, творить, разрушается непонимание между учителем и учеником, учащиеся учатся работать в команде, формируется чувство взаимопомощи, а ситуация успеха побуждает ребенка к дальнейшей деятельности.
– Работа над произносительной стороной речи всегда ведется на всех ступенях обучения иностранной речи. При помощи рифмовок и стихов решается ряд важных методических задач: презентация звука, его произношение; отработка изучаемого фонетического явления; введение нового лексического материала и т.д.
– Содержание и методика проведения предметной недели должны соответствовать возрастным и индивидуальным способностям детей. Неделя иностранного языка – это такое значительное мероприятие, которое охватывает все ступени обучения: от младшего школьного возраста до старшего. Однако, мероприятия выбираются для каждой возрастной группы свои, интересные для данного возраста, повышающие мотивацию к изучению иностранного языка, в соответствии с языковой программой. Безусловно, они будут отличаться не только языковым оформлением, но и формой проведения, продолжительностью, сложностью содержания. Настроение праздника, языковая атмосфера создаются при помощи музыки и песен на английском языке; присутствием иностранных гостей; красочным оформлением стенгазет, выставок, конкурсов, например, конкурс рисунков «Лондон, Париж и Германия глазами гимназистов»; просмотров видеофильмов на английском языке. Таким образом, каждый день недели иностранного языка заполнен иностранным языком, который повышает мотивацию учащихся в его изучении, создает единую поликультурную среду, которая стимулирует лингвистическую активность учащихся, обеспечивая, вместе с тем, развитие социокультурной компетенции учащихся. Важным моментом на неделе иностранного языка является сопоставление особенностей изучаемого языка с родным, включение знаний о роли родного языка в истории и культуре мира, о вкладе России в общемировую историю и культуру. Развивает у учащихся языковую культуру при описании реалий российской жизни на иностранном языке.
– Неделя иностранного языка – это феномен культуры народа, который говорит на иностранном языке, модель поликультурной среды гимназии. Язык выступает как средство постижения культурных ценностей в различных сферах деятельности человека. Одной из характерных особенностей недели иностранного языка является ее поликультурная направленность, которая должна пронизывать весь процесс обучения предмету и создавать условия успешности межкультурной коммуникации. Сочетание элементов страноведения с языковыми явлениями на неделе иностранного языка помогает решить многие практические, образовательные и воспитательные задачи, создать модель поликультурной среды гимназии.
– Осмысление целей, задач языкового, культурологического материала в соответствии с требованиями времени и особенностями концепции гимназии становится основой профессиональной деятельности педагогов иностранного языка. Разработанные на кафедре иностранного языка гимназии тематика уроков и предметных недель, дополнительных мероприятий и требований к модели поликультурной среды ориентируют на целостное восприятие актуальных проблем XXI века и развитие ценностных языковых ориентаций в системе «Человек – Иностранный язык – Мир». Кроме этого, ценность недели иностранного языка заключается еще и в том, что она создает условия для понимания учениками культуры других стран, т. е. закладываются основы альтернативного подхода к проблеме толерантности и поликультурной среды для развития личности, дающего возможность этой личности действовать во имя сохранения традиций, нравов и обычаев своей страны и страны изучаемого языка, сохранения мира в душах людей разных национальностей, культурных реалий в себе самом и являются желательным результатом деятельности по формированию поликультурной среды гимназии, кросс-культурной грамотности на уроках английского языка и во внеклассной работе гимназии.
Библиографический список
Зеер Э. Ф. Становление личностно-ориентированного образования//Образование и наука. Изв. Урал о науч.-образоват. центра РАО. – 2001 – №1. – С. 112 – 122.
Программа модернизации педагогического образования: Приказ МО РФ от 01.04.03 г., №1313//Вестник образования. – 2013.№.5.
Разорина Л. Н. Специфические особенности проблемы лингвистического образования//Стандарты и качество. – 2018. – № 8. – С. 76 – 82.
Субетто А. И. Качество образования: проблемы оценки и мониторинга учителя иностранного языка//Стандарты и качество. – 2019. – № 2. – С. 62 – 66.
Трудолюбие (лингвистические умения и знания) Трудолюбие (лингвистические умения и знания)