НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ШАГ В БУДУЩЕЕ» Тема: Любовь в творчестве писателей У. Шекспира и С. А. Есенина

Тема любви пронизывает творчество любого поэта, музыканта, художника. Иногда, кажется, что сказано уже все, однако, каждый находит новое, свое звучание, ведь любовь - это чувство и каждый любит по-своему, поэтому эта тема в искусстве вечна. Исходя, из этого нами выбрана тема: «Любовь в творчестве писателей У. Шекспира и С. А. Есенина».

Содержимое разработки

17


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Алданского района

«Средняя общеобразовательная школа № 37 с. Угоян»

МО «Алданский район»











НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«ШАГ В БУДУЩЕЕ»

Тема: Любовь в творчестве писателей У. Шекспира

и С. А. Есенина











Работу выполнила:

Ученица 11 класса

Авелова Алена

Научный руководитель:

Иванова А.А.









2014 – 2015 год

СОДЕРЖАНИЕ



Введение………………………………………………………………………………………….3

Глава I. У. Шекспир и С. А. Есенин…………………………………………………………….4

    1. Страницы жизни и творчества писателей У. Шекспира и С. А. Есенина……………….4

    2. Тема любви в творчестве писателей У. Шекспира и С. А. Есенина……………………...7

    3. Сопоставительный анализ основных особенностей любовной лирики писателей У. Шекспира и С. А. Есенина…………………………………………………………………21

Заключение……………………………………………………………………………………...

Литература………………………………………………………………………………………

Приложения






































ВВЕДЕНИЕ



Актуальность. Тема любви пронизывает творчество любого поэта, музыканта, художника. Иногда, кажется, что сказано уже все, однако, каждый находит новое, свое звучание, ведь любовь - это чувство и каждый любит по-своему, поэтому эта тема в искусстве вечна. Исходя, из этого нами выбрана тема: «Любовь в творчестве писателей У. Шекспира и С. А. Есенина».

Целью исследования является выявление основных особенностей любовной лирики писателей У. Шекспира и С. А. Есенина.

Гипотеза исследования выявление особенностей любовной лирики писателей У. Шекспира и С. А. Есенина будет возможна при условии соотнесения творчества каждого писателя.

Задачи исследования:

1.Изучить жизнь и творчество двух писателей;

2.Исследовать и выявить особенностей любовной лирики в творчестве писателей;

3.Сравнить особенности любовной лирики писателей У. Шекспира и С. А. Есенина.

Методами исследования являются:

Теоретический метод:

- изучение и анализ литературы по теме исследования.

Эмпирические методы:

-изучение на уроке;

-наблюдение.

Структура научно – исследовательской работы: научно – исследовательская работа состоит из введения, одной главы, заключения, списка литературы и приложения.

В первой главе раскрывается изучения жизни и творчества каждого писателя, а также исследованы произведения с целью выявления особенностей любовной лирики.





ГЛАВА I. У. ШЕКСПИР И С. А. ЕСЕНИН

    1. Страницы жизни и творчества писателей У. Шекспира и С. А. Есенина

Уи́льям Шекспи́р (William Shakespeare) родился 26 апреля 1564 года в Англии. У. Шекспир — английский поэт и драматург, зачастую считается величайшим англоязычным писателем и одним из лучших драматургов мира. Часто именуется национальным поэтом Англии. Дошедшие до нас работы, включая некоторые, написанные совместно с другими авторами, состоят из 38 пьес, 154 сонетов, 4 поэм и 3 эпитафий.

Шекспир родился и вырос в городе Стратфорд-на-Эйвоне. Его отец, Джон Шекспир (1530—1601), был состоятельным ремесленником (перчаточником), часто избирался на различные значимые общественные должности. В 1565 году Джон Шекспир был олдерменом, а в 1568 году — бальи (главой городского совета). Он не посещал церковных богослужений, за что платил большие денежные штрафы (возможно, что он был тайным католиком).

Мать Шекспира, урождённая Мэри Арден (1537—1608), принадлежала к одной из старейших саксонских семей. Всего у четы было 8 детей, Уильям родился третьим. В 18 он женился на Энн Хаттуэй, дочери местного землевладельца, старше на 8 лет его. В момент заключения брака Энн была беременна. В 1583 году у супругов родилась дочь Сьюзен (крещена 23 мая), в 1585 году — двойня: сын Хемнет, умерший в 11 лет в августе 1596 года, и дочь Джудит (крещены 2 февраля).

Карьера Шекспира началась между 1585 и 1592 годами, когда он переехал в Лондон. Вскоре он стал успешным актёром, драматургом, а также совладельцем театральной компании под названием «Слуги лорда-камергера», позже известной как «Слуги короля». Около 1613 года, в возрасте 48 лет он вернулся в Стратфорд, где умер тремя годами позже.

Большинство работ Шекспира написаны в период с 1589 по 1613 год. Его ранние пьесы в основном относятся к комедиям и хроникам, в которых Шекспир значительно преуспел. Затем в его творчестве настал период трагедий, включающих произведения «Гамлет», «Король Лир», «Отелло» и «Макбет», которые считаются одним из лучших на английском языке. В конце своего творчества Шекспир написал несколько трагикомедий, а также сотрудничал с другими писателями.

Уже при жизни Шекспир получал похвальные отзывы о своих работах, но по-настоящему он стал популярен только в XIX веке. С английского языка фамилия «Шекспир» переводится как «потрясающий копьём».

23 апреля 1616 года Шекспир скончался. Традиционно принято считать, что он умер в свой день рождения, но уверенности в том, что Шекспир родился 23 апреля, нет. Шекспира пережила вдова, Энн (ум. 1623), и две дочери. Сьюзен Шекспир была замужем за Джоном Холлом с 1607 года, а Джудит Шекспир вышла замуж через два месяца после смерти Шекспира за винодела Томаса Куини.

В завещании Шекспир оставил большую часть своего недвижимого имущества своей старшей дочери Сьюзен. После неё его должны были унаследовать её прямые потомки. У Джудит было три ребёнка, и все они умерли не женившись. У Сьюзен была одна дочь, Элизабет, которая выходила замуж дважды, но умерла бездетной в 1670 году. Она была последним прямым потомком Шекспира. В завещании Шекспира его жена упоминается лишь мельком, но она и так должна была получить треть всего имущества мужа. Однако там указывалось, что он оставляет ей «мою вторую по качеству кровать», и этот факт повлёк за собой множество различных предположений. Некоторые учёные считают это оскорблением Энн, в то время как другие утверждают, что вторая по качеству кровать — это супружеское ложе, и, следовательно, ничего оскорбительного в этом нет.

Спустя три дня тело Шекспира было захоронено в стратфордской церкви Св. Троицы. На его надгробии написана эпитафия.



Страница жизни и творчества русского поэта С.А. Есенина

Сергей Александрович Есенин (1895 — 1925) – поэт, родился 21 сентября 1895 года в Рязанской губернии.

Образование в биографии Есенина было получено в местном земском училище, затем церковной школе. В 1913 году поступил в городской народный университет Шанявского в Москве. Впервые стихотворения Есенина были опубликованы в 1914 году. В Петрограде свои стихи Есенин читает новокрестьянским поэтам, сам увлекался этим направлением. После публикации первых сборников («Радуница») в биографии Сергея Есенина получена известность.

В 1918-1920 годах увлекается имажинизмом. После знакомства с Айседорой Дункан в 1921 году вскоре женится. До этого жил с А.Р. Изрядновой (имел с ней сына Юрия), З.Н. Райх (сын Константин, дочь Татьяна), Н. Вольпиной (сын Александр). После свадьбы с Дункан путешествовал по Европе, США, а по возвращению пара распалась. Сохранилось несколько фото Есенина с Айседорой.

В дальнейшем творчестве Есенина очень критично были описаны российские лидеры (1925, «Страна негодяев»). В этом же году в жизни Есенина выходит издание «Русь Советская». Осенью 1925 года поэт женится на внучке Л. Толстого – Софье Андреевне. Депрессия, алкогольная зависимость, давление властей послужило причиной того, что новая жена поместила Сергея в психоневрологическую больницу. Затем в биографии Есенина произошел побег в Ленинград. Вскоре после этого наступила смерть Есенина, его тело нашли повешенным в гостинице.

В лирике Есенин мог психологически подойти к описанию пейзажей. Еще одной темой поэзии Есенина является крестьянская Русь, любовь к которой чувствуется во многих его произведениях.

Сергей Есенин – это имя ассоциируется с поэзией глубочайшей лиричности, безмерной правдивости и искренности, с прозрачной и естественной поэтической речью и, главное с пронзительной любовью к Родине, России. Есенин был и остается одним из наиболее любимых народом поэтом, несмотря на то, то было время, когда творчество его замалчивалось и принижалось.

Он обладал поистине поразительным даром прозорливости. Певец крестьянской России, в первые послереволюционные годы он как бы предчувствовал гибель крестьянства и томился этим предчувствием.

Тысячью нитей связан Есенин с Россией. В 1917 году начался новый этап в творчество Есенина. Сложным, неоднозначным было отношение Есенина к революции, и это нашло столь же противоречивое отражение в его художественном творчестве тех лет. Масштабность, грандиозность событий 1917 года – две революции, потрясшие Россию -отражаются Есениным в грандиозных библейских образах, что было характерно вообще для литературы первых послереволюционных лет.



    1. Тема любви в творчестве писателей У. Шекспира и С. Есенина

Любовь в творчестве писателя У. Шекспира



Многие знают, кто такой Шекспир и его стихи превратились в настоящее достояние не только Великобритании, но и всего мира.

В творческом наследии литературы Шекспир занимает особое место. А история создания его произведений до сих пор представляет собой литературную загадку.

Известно, что американский писатель написал за всю свою жизнь всевозможные стихи и цитаты о прекрасных чувствах, которые можно только представить.

Зачитываться, особенно, в юном возрасте, можно красивыми стихами и цитатами про любовь Шекспира, его крылатыми выражениями и такими романтическими сюжетами перипетий в его произведениях.

Например, цитата: Любовь бежит от тех, кто гонится за нею, а тем, кто прочь бежит, кидается на шею. ("Love like a shadow flies when substance love pursues; Pursuing that that flies, and flying what pursues").

В нашей работе хотели бы предложить несколько примеров отрывок из произведений У. Шекспира:

Любовь - недуг. Моя душа больна

Томительной, неутолимой жаждой.

Того же яда требует она,

Который отравил ее однажды.



Мой разум-врач любовь мою лечил.

Она отвергла травы и коренья,

И бедный лекарь выбился из сил

И нас покинул, потеряв терпенье.



Отныне мой недуг неизлечим.

Душа ни в чем покоя не находит.

Покинутые разумом моим,

И чувства и слова по воле бродят.



И долго мне, лишенному ума,

Казался раем ад, а светом - тьма!

CXLVII.

My love is as a fever, longing still

For that which longer nurseth the disease,

Feeding on that which doth preserve the ill,

The uncertain sickly appetite to please.



My reason, the physician to my love,

Angry that his prescriptions are not kept,

Hath left me, and I desperate now approve

Desire is death, which physic did except.



Past cure I am, now reason is past care,

And frantic-mad with evermore unrest;

My thoughts and my discourse as madmen's are,

At random from the truth vainly express'd;



For I have sworn thee fair and thought thee bright,

Who art as black as hell, as dark as night.

148

О, как любовь мой изменила глаз!

Расходится с действительностью зренье.

Или настолько разум мой угас,

Что отрицает зримые явленья?



Коль хорошо, что нравится глазам,

То как же мир со мною не согласен?

А если нет, -признать я должен сам,

Что взор любви неверен и неясен.

154

Божок любви под деревом прилег,

Швырнув на землю факел свой горящий.

Увидев, что уснул коварный бог,

Решились нимфы выбежать из чащи.



Одна из них приблизилась к огню,

Который девам бед наделал много,

И в воду окунула головню,

Обезоружив дремлющего бога.



Вода потока стала горячей.

Она лечила многие недуги.

И я ходил купаться в тот ручей,

Чтоб излечиться от любви к подруге.



Любовь нагрела воду, - но вода

Любви не охлаждала никогда.

Сонеты Шекспира — произведения глубоко лирические. В них и картины природы, и дружеские послания, и полемика с другими поэтами, и гимны любви и дружбе, и признания в греховной страсти, чередующиеся со взрывами искреннего раскаяния, — разнообразная гамма чувств и мыслей. Автор, его друг и «смуглая дама» — герои сонетов, писем в стихах. В каждом таком письме-монологе слышится взволнованный голос человека, живущего богатой духовной жизнью, озаренного большим чувством любви, которая спасает его от тяжелых ударов судьбы. Противоречивость и сложность человеческих чувств отражены в сонетах, которые в целом представляют собой гармоническое единство. Для каждого героя автор создает свой мир образов, свою систему художественного выражения. Метафоры играют большую роль в этой системе, так как в них находится «ценный наглядный материал для психологической характеристики, созданных Шекспиром лиц». Это обогащает сонеты Шекспира так же, как и его драмы. У. Шекспира страсть порою оказывается более открытой, негодование – более личным, отчаяние – более стихийным.

Любовь в творчестве писателя С. А. Есенина



В творчестве С. Есенина тема любви звучит, начиная с самых ранних стихотворений.

Большое место в художественной литературе занимают лирические произведения. Они, как правило, не посвящаются событиям и людям, а раскрывают эмоциональное состояние человека (тоску, грусть, печаль или радость). Лирика показывает красоту внешне незначительных предметов, ее нужно уловить и объяснить.

С. Есенин не представлял свою жизнь без любви, она вдохновляла его, придавала силы. Однако в лирике поэта нет той возвышенной утонченности, более земной, поэтому он и понятен большинству читателей.

Лирическое творчество поэта можно условно разделить на два периода. В начале творческого пути Есенин относился к женщине с более нежными чувствами. Из каждого своего увлечения, серьезного и мимолетного, он брал понемногу и растил одно большое Чувство ко всем женщинам. Будучи очень конкретным в описании своих сердечных переживаний, он умел сказать о чувстве так, чтобы даже у нелюбимой женщины защемило сердце:

Дорогая, сядем рядом,

Поглядим в глаза друг другу,

Я хочу под кротким взглядом

Слушать чувственную вьюгу.

Для есенинского творчества более позднего периода характерны совсем другие настроения. Женщина становится не предметом поклонения, а источником живых сиюминутных радостей, источником наслаждения. И это практическое отношение к женщине в некоторых стихотворениях перерастает в грубость, но все же они, как правило, заканчиваются словами проникновенного раскаяния. Вспышка пьяного гнева сменяется чувством вины перед женщиной. Подобное отношение можно встретить в стихотворениях из цикла “Москва кабацкая”. Диапазон чувственных переживаний героя раздвинут необычайно широко, иногда герой даже спускается в низменные сферы. В этих низменных сферах Есенин отыскивает источники тончайших благороднейших чувств. Никто не умел так выразить самые тонкие чувства человеческой души.

У Есенина женщина “достается” лирическому герою, когда ее уже кто-то излюбил, измучил. Естественно, что на низком уровне невозможно достигнуть высоты чувств. Но, несмотря на низость отношений, это новаторство поэта — о подобных чувствах никто не писал раньше. Лирическая поэзия Есенина отличается богатством переживаний, которые усиливаются в пределах одного стихотворения.

Одно из наиболее популярных и любимых стихотворений - "Незнакомка". Оно входит в цикл "Город", в котором с такой пронзительностью прозвучала тема "черного города", враждебного счастью и красоте людей. Это произведение о двух мирах: о мире красоты и о мире крикливой пошлости. Среди пьяниц "с глазами кроликов" пленительным видением возникает таинственный образ девушки:

"И медленно пройдя меж пьяными,

Всегда без спутников, одна,

Дыша духами и туманами,

Она садится у окна".

У С.А.Есенина нельзя разделить любовь к женщине и любовь к Родине. Недаром ведь говорят, что слово имеет свой цвет и запах. С. А. Есенина невозможно представить без темы любви. В разные периоды жизни и творчества поэт своеобразно чувствует и переживает это прекрасное, возвышенное и в то же время горькое чувство. Его любовная лирика полна драматизма: от первого юношеского чувства к сложным душевным переживаниям. Когда-то у той вон калитки Мне было шестнадцать лет, И девушка в белой накидке Сказала мне ласково: «Нет!» Далекие, милые были. Тот образ во мне не угас... Мы все в эти годы любили, Но мало любили нас. Пройдя через многие тяжелые испытания, поэзия Есенина оживает, сбрасывает с себя уныние, набирает энергию, веру в новую жизнь. Поэт особенно доверчив, откровенен в своей любовной лирике; мужественная и правдивая, она — дневник его душевных переживаний

Позже в любовной лирике появляются мотивы, сливающие воедино поэзию любви с поэзией природы, передающие возвышенную одухотворенность чувства и его целомудренность. Так, в стихотворении «Зеленая прическа...», посвященном Л.И. Кашиной, хрупкая девушка сравнивается с тонкой, заглядевшейся в пруд березкой, ее косички - с ветвями, прибранными лунным гребешком. Девушка-березка открывает «тайну ...древесных дум», рассказывает о пастухе, приходящим к ней «ночью звездной». Это первое чувство девушки, неискушенной в любовных утехах: «Луна стелила тени, Сияли зеленя. За голые колени Он обнимал меня». В духе целомудрия задумывал Есенин выдержать книгу «Стихи о любви», однако этот цикл так и не был осуществлен. Совсем иная «любовь» появляется в «Москве кабацкой». Начало 20 годов - время душевного кризиса поэта, мечущегося между старой и новой Россией, чувствующего свою ненужность. Утешения он искал в пьянстве и разгуле. Кажется, он не способен на светлое чувство. В «Письме к женщине» Есенин признается:

И я склонился над стаканом, Чтоб, не страдая ни о ком,

Себя сгубить в угаре пьяном...

Любовь теперь видится ему не прекрасным светлым чувством, а бедой, омутом: «я не знал, что любовь - зараза, Я не знал, что любовь - чума». Это разочарование рождает циничные, вульгарные, грубые строки: «Сыпь, гармоника. Скука... Скука.. Гармонист пальцы льет волной. Пей со мной, паршивая сука, Пей со мной. Излюбили тебя, измызгали - Невтерпеж». Такое неуважительное отношение к женщине появляется в творчестве впервые. Слова оскорбления адресуются всем женщинам: "свора собачья". Однако в конце герой проливает сентиментальные слезы и просит прощения: «Дорогая, я плачу. Прости... Прости...». Утешения герой все же пытается искать в любви, любовью старается излечить кровоточащие душевные раны. И он находит его. Цикл «Любовь хулигана» посвящен Августе Миклашевской. Любовь к этой женщине была целительной для больной и опустошённой души поэта. Одухотворенное чувство к Миклашевской просветляет, возвышает и вдохновляет Есенина на творчество, заставляет снова и по-новому поверить в значимость идеального чувство, заставляет снова и по-новому поверить в значимость идеального чувства. В стихотворении «Заметался пожар голубой...» он восклицает: «В первый раз я запел про любовь, В первый раз отрекаюсь скандалить». Лирический герой признается: «Разонравилось пить и плясать И терять свою жизнь без оглядки». Смысл своего существования он видит в том, чтобы смотреть на возлюбленную, "видеть глаз злато-карий омут", касаться тонкой ее руки и волос ее "цветом в осень". Он старается доказать, "как умеет любить хулиган, как умеет он быть покорным".

В любви, в любимой женщине лирический герой видит смысл существования: «Я б навеки пошел за тобой». Это возрождение огрубевшего сердца, звонкая песнь исцеленной Лиры. Любовная линия продолжает свое развитие и в стихотворении "Ты такая ж простая, как все", где портрет любимой представляется лирическому герою строгим иконным ликом богоматери.

Стихи последнего периода творчества полны презрения к неискренности отношений, неприятия женского лукавства, поэт осуждает «легкодумных, лживых и пустых женщин». Есенин всегда мечтал о чистой, возвышающей человека любви, в последние годы в своем творчестве воспевает идеал радостного, светлого чувства. «Листья падают, падают листья...» - стихотворение, написанное человеком, уставшим от ударов судьбы, человеком, ищущим надежную гавань: «Я хотел бы теперь хорошую Видеть девушку под окном». Лишь такое настоящее чувство способно успокоить «сердце и грудь».

Любовная лирика поэта запечатлела целую гамму человеческих чувств. Как и все его творчество, она автобиографичная и правдива, в ней раскрывается личность поэта, его душа. Любовная лирика Есенина способна утолить «жажду человеческой нежности». Каждый читатель находит в его стихах своё видение любви, ведь «все на свете из людей Песнь любви поют и повторяют». Поэт испытывает огромное желание расстаться с «дурной славой», навсегда покинуть «непутевую жизнь». Но ему не хватает воли. Я б навеки забыл кабаки И стихи бы писать забросил, Только б тонко касаться руки И волос твоих цветом в осень. ч Я б навеки пошел за тобой Хоть в свои, хоть в чужие дали... В первый раз я запел про любовь, В первый раз отрекаюсь скандалить. В стихотворении «Письмо к женщине» Сергей Александрович исповедуется перед любимой, просит о прощении за невольно причиненные обиды. Слишком эмоционален и пылок он был, не смог уберечь любовь и счастье, но, расставшись, сохранил уважение и привязанность к прежней возлюбленной, благодарность за прожитые годы. Он благословляет некогда любимую женщину на счастье, пусть без него. явите так, Как вас ведет звезда, Под кущей обновленной сени. На такое самоотверженное чувство был способен только А. С. Пушкин с его признанием «Я вас любил». Не всегда Есенин испытывал в любви радость и успокоение. Чаще — это борьба, противостояние и утверждение личностей. Спокойная и безмятежная любовь — это недостижимое и желаемое для поэта блаженство. Не глядя на ее запястья и с плечей ее льющийся шелк, Я искал в этой женщине счастья, А нечаянно гибель нашел. Я не знал, что любовь — зараза, Я не знал, что любовь — чума. Подошла и прищуренным глазом Хулигана свела с ума. Непревзойденным образцом любовной лирики Есенина является цикл «Персидские мотивы». Здесь зазвучало искреннее чувство обновленного сердца автора. Строй стихов напевен и мелодичен. Есенин не подражает ни Саади, ни Фирдоуси... Поэт создает стихи по традиционным канонам. Сам Восток дышит и говорит устами Есенина. Я спросил сегодня у менялы, Что дает за пол тумана по рублю, Как сказать мне для прекрасной Лалы По-персидски нежное «люблю»? Я спросил сегодня у менялы Легче ветра, тише Венских струй, Как назвать мне для прекрасной Лалы Слово ласковое «поцелуй»? Но и здесь поэт остается певцом России, патриотом родины, которая издали кажется ему еще милее и краше в своем неброском наряде. У меня в душе звенит тальянка, При луне собачий слышу лай. Разве ты не хочешь, персиянка, Увидать далекий синий край?

Тему любви нельзя назвать ведущей в лирике С.А. Есенина. Творчество этого тонкого и проникновенного русского поэта объединяет тема родной страны, он больше всего писал о России. Образ Руси, проходящий через все стихотворения Есенина, задает особую тональность его любовной лирике.

В ранних стихотворениях любимая приходит к поэту «из тумана», кажется ему воплощением его таинственной мечты. В стихотворении «Не бродить, не мять в кустах багряных…» (1916) лирический герой замечает:

Пусть порой мне шепчет синий вечер,

Что была ты песня и мечта,

Все ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи –

К светлой тайне приложил уста.

Образ любимой поэта возникает из окружающей его природы, кажется, что если попытаться нарисовать ее, больше подойдет жанр пейзажа, а не портрета. У нее «сноп волос овсяных», она похожа на розовый закат, лучистый снег. Некоторая призрачность образа любимой сочетается с конкретными, осязаемыми деталями, такими, как, например, «алый сок ягоды» на ее коже, «запах меда от невинных рук». Образ любимой, который создается поэтом в этом стихотворении, напоминает «мечты создание» из стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен…».

Духовный кризис поэта, его переход от изображения Святой Руси к изображению «Москвы кабацкой» отразился и в его любовной лирике. В стихотворениях начала 20-х годов любовь предстает у него «заразой», «чумой». Меняется и отношение к женщине. В стихотворении «Сыпь, гармоника. Скука… Скука…» (1922) лирический герой называет женщин «собачьей сворой», обращается к женщине намеренно грубо, угрожающе, желая унизить ее. «Излюбили тебя, измызгали — / Невтерпеж» — эти слова обращены к женщине, но, кажется, что то же самое поэт мог бы сказать и о себе. Общность его судьбы и судьбы той несчастной, которая пьет с ним вместе, вызывает жалость у лирического героя. В последних строках стихотворения прорываются наружу его истинные чувства: «Дорогая, я плачу, / Прости… прости…»

Крушение революционно-религиозных иллюзий поэта, осознание своей ненужности в новой России, семейная и бытовая неустроенность отразились на проблематике любовной лирики Есенина. Образ негармоничной любви создается в стихотворении «Письмо к женщине» (1924), написанном в жанре послания:

Любимая!

Меня вы не любили.

Не знали вы, что в сонмище людском

Я был, как лошадь, загнанная в мыле,

Пришпоренная смелым ездоком.

Любовная драма лирического героя развивается параллельно и провоцируется тем, что он никак не поймет, «куда несет нас рок событий». За драмой человеческих отношений раскрывается трагический образ одинокого лирического героя, подавленного историческими переменами, схоронившегося от штормов в «корабельном трюме» — русском кабаке. Ему удается в роковом потоке событий различить целесообразность его движения и, воспев хвалу рулевому корабля жизни, обрести иные ценности: «Я избежал паденья с кручи. / Теперь в Советской стороне / Я самый яростный попутчик». Лирический герой просит у любимой прощенья за скандалы и те мучения, которые он ей причинял, и признается, что этого бы никогда не случилось, прими он раньше «знамя вольности и светлого труда».

В долгом, драматическом пути лирического героя, в печальном повествовании о разрушенных любовных связях, в ощущении невозвратности любви, в благословении любви бывшей возлюбленной и удачливого соперника узнаются мотивы стихотворения Блока «О доблестях, о подвигах, о славе…». Связывает два стихотворения и состояние успокоенности лирических героев после пережитых бурь.

В поисках романтической любви, обретения гармонии с миром и согласия с самим собой Есенин создает цикл стихотворений «Персидские мотивы». Все стихотворения этого цикла пронизаны острым чувством ностальгии, в любовные мотивы непременно привносится образ Родины. В стихотворении «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..» (1924) Есенин подчеркивает не только духовную и биографическую, но и телесную, плотскую связь героя с Родиной: «Эти волосы взял я у ржи», «Про волнистую рожь при луне / По кудрям ты моим догадайся». Будучи счастлив и любим в далеком южном краю, лирический герой неожиданно вспоминает, что «там, на севере, девушка тоже, / На тебя она странно похожа, / Может, думает обо мне…». В «веселой стране» он пытается забыться, заглушить «в душе тоску тальянки». Но любовь к женщине, которая приводит его на юг («Ты меня, незримая звала. / И меня твои лебяжьи руки / Обвивали, словно два крыла»), не может заглушить в его душе любовь к Родине, тоску по России, ведь «сердцу снится страна другая».

В поздних стихотворениях у Есенина появляется мотив любви «без любви», «недорогой», донжуановской любви. В стихотворении «Какая ночь! Я не могу…» (1925) в душе лирического героя «подруга охладелых лет» будит воспоминания о его юности и о той, «что навсегда люблю я». В этом стихотворении звучит объяснение того, почему в лирике Есенина в отношениях лирического героя и его избранницы нет безмятежности: «Любить лишь можно только раз». С первой любовью в стихотворении ассоциируется май, цветущие липы. А «игра в любовь» происходит зимой, в отсветах луны, когда на липах только «снег да иней». Сам лирический герой признается, что ни он, ни его «подруга» не обманываются по поводу чувств друг друга: «Отлюбили мы давно, / Ты не меня, а я другую». Но без этой ненастоящей любви невозможно возвратиться к мечтам о том, прежнем, сладостном и давно прошедшем чувстве, поэтому лирический герой просит героиню этого стихотворения ласкать и обнимать его «в лукавой страсти поцелуя», чтобы помочь ему вернуться в «вечный» май, в юность.

В стихотворении «Может, поздно, может, слишком рано…» (1925) поэт объясняет, почему он начинает «походить… на Дон-Жуана». Опускаясь каждый день у других колен, лирический герой начинает «чтить метель за синий цветень мая, / Звать любовью чувственную дрожь». Значит ли это, что он подменяет истинные чувства «игрой в любовь»? Он не обманывает тех, перед кем он каждый день опускается на колени. В веренице женщин, проходящих перед ним, все — «легко думные, лживые и пустые», разочарованные в любви, как и он сам. Отлюбив раз, лирический герой Есенина уже не может снова испытать «половодье чувств», но теперь он пытается утопить в показной любви свою тоску, он хочет, «чтобы вечно счастье улыбалось, / Не смиряясь с горечью измен».

Мотивы любовной печали и желания встретиться с возлюбленной звучат в «Собаке Качалова» (1925). Практически все строфы — лишь прелюдия к появлению в конце стихотворения упоминания о той, «что всех безмолвней и грустней». Избранница поэта, виновница его переживаний, остается за сценой, что обостряет любовную ситуацию.

Обращения к возлюбленной лирический герой передает через собаку, бессловесного Джима, что соотнесено с мотивом неосуществимости желаемого. Одиночество лирического героя особо подчеркивается сродством душ — его и зверя.

Таким образом, тема любви получает разные интерпретации в лирике Есенина. В ней отражается душевный надлом, которым сопровождаются последние годы жизни поэта. У Есенина нет изображения счастливой любви. В его стихах любовь всегда трагична, он пишет либо о давно прошедшей, либо о безответной, либо о ненастоящей любви. Однако именно в связи с темой любви лирика Есенина приобретает оттенок исповедальности, естественность тона, характеризуется открытостью лирического героя, повествующего о своей нелегкой судьбе.

* * *

Ты меня не любишь, не жалеешь,

Разве я немного не красив?

Не смотря в лицо, от страсти млеешь,

Мне на плечи руки опустив.



Молодая, с чувственным оскалом,

Я с тобой не нежен и не груб.

Расскажи мне, скольких ты ласкала?

Сколько рук ты помнишь? Сколько губ?



Знаю я — они прошли, как тени,

Не коснувшись твоего огня,

Многим ты садилась на колени,

А теперь сидишь вот у меня.



Пусть твои полузакрыты очи

И ты думаешь о ком-нибудь другом,

Я ведь сам люблю тебя не очень,

Утопая в дальнем дорогом.



Этот пыл не называю судьбой,

Легко умна вспыльчивая связь,—

Как случайно встретился с тобою,

Улыбнусь, спокойно разойдясь.



Да и ты пойдешь своей дорогой

Распылять безрадостные дни,

Только нецелованных не трогай,

Только негоревших не мани.



И когда с другим по переулку

Ты пойдешь, болтая про любовь,

Может быть, я выйду на прогулку,

И с тобою встретимся мы вновь.



Отвернув к другому ближе плечи

И немного наклонившись вниз,

Ты мне скажешь тихо: «Добрый вечер...»

Я отвечу: «Добрый вечер, miss».





    1. Сопоставительный анализ основных особенностей любовной лирики писателей У. Шекспира и С. А. Есенина.



что их объединяет:

Что их различает:


Противоречивость и сложность человеческих чувств, которые в целом представляют собой гармоническое единство. Например, У. Шекспира:

1.Любовь - недуг. Моя душа больна

Томительной, неутолимой жаждой.

Того же яда требует она.

2.Твоим изображеньем зоркий глаз

Дает и сердцу любоваться вволю.

Поэт своеобразно чувствует и переживает прекрасное, возвышенное и в то же время горькое чувство:

1.Я не знал, что любовь — зараза,

Я не знал, что любовь — чума.


2. Дорогая, сядем рядом,

Поглядим в глаза друг другу,




Оба поэта по-разному рисуют свой мир образов. У. Шекспира:

Божок любви под деревом прилег,

Швырнув на землю факел свой горящий.

(это олицетворение о любви, в котором мы видим образ любви в виде живого человека)

Любовь - звезда, которою моряк

Определяет место в океане (метафора)

Любовь - не кукла жалкая в руках (сравнение)

У времени, стирающего розы

На пламенных устах и на щеках, (эпитет)

И не страшны ей времени угрозы (метафора)

У С.А. Есенина:

Глупое сердце, не бейся!

Все мы обмануты счастьем (олицетворение)

И на любовь ответит

Песнею соловьиной (эпитет)

Дыша духами и туманами,

Она садится у окна... (метафора)

И меня твои лебяжьи руки

Обвивали, словно два крыла (сравнение)







ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение теоретических материалов и анализ литературы по теме исследования «Любовь в творчестве писателей У. Шекспира и С. А. Есенина» позволяет сделать следующие выводы: нами были изучены жизнь и творчество двух писателей, а также выявлены и сравнены особенности любовной лирики в творчестве писателей.

Сонеты Шекспира — произведения глубоко лирические. В них и картины природы, и дружеские послания, и полемика с другими поэтами, и гимны любви и дружбы, и признания в греховной страсти, чередующиеся со взрывами искреннего раскаяния, — это разнообразная гамма чувств и мыслей. В каждом его творчестве слышится взволнованный голос человека, живущего богатой духовной жизнью, озаренного большим чувством любви, которая спасает его от тяжелых ударов судьбы.

В творчестве С. Есенина тема любви звучит, начиная с самых ранних стихотворений.

Большое место в художественной литературе занимают лирические произведения. Они, как правило, не посвящаются событиям и людям, а раскрывают эмоциональное состояние человека (тоску, грусть, печаль или радость). Лирика показывает красоту внешне незначительных предметов, ее нужно уловить и объяснить. С. Есенин не представлял свою жизнь без любви, она вдохновляла его, придавала силы. Однако в лирике поэта нет той возвышенной утонченности, более земной, поэтому он и понятен большинству читателей.

И так, тема любви пронизывает творчество любого поэта, но каждый поэт находит свое новое, свое звучание, ведь любовь - это чувство и каждый любит по-своему, поэтому эта тема в искусстве вечна.





ЛИТЕРАТУРА

1.Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., чиндилова О.В. Литература 11 класс. – М.: Баласс, 2012. – 256 с.

2.С.Г. Багынанова., А.А. Скрябина., К.И. Федорова., Знакомьтесь: Британия! Пособие по страноведению для учащихся старших классов средних школ. МО РС (Я), 1995. – 158 с.

3.Филиппова Н.Е. Английский язык для учащихся 11 класса. Издательство «Учитель», Волгоград, 2001 – 59 с.

4.Хмиль О. / Англо – русский словарь. – «Сталкер», 1996. – 512 с.

5.черкезова М.В. Русская литература.11 кл.: Учебник для национальных образовательных учреждений гуманитарного профиля/ М.В. черкезова, С.А. Леонов, С.В. Жожикашвили., С.К. Семенина; -М.: Дрофа, 2002.-368 с.

6.Литература: учебник-хрестоматия для 9 кл. нац. Шк.: В 2-х астях. Авт.-сост.: Н.Н. Вербовая., К.М. Нартов., Л.В. Тодоров. – 7-е изд.- СПб.: филиал из-ва Прсвещение, 2002. 463 с.

7.Русская литература. 8 кл.: Учеб.-хрестоматия для национальных общеобразовательных учреждений / Авт.-сост. М.А. Аристова., М.Г. Ахметзянов., С.К. Бирюкова и др.; Под ред. Проф. М.В. еркезовой. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004.- 464 с.









Сохранить у себя:
НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ШАГ В БУДУЩЕЕ» Тема: Любовь в творчестве писателей У. Шекспира и С. А. Есенина

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки