Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
г. Бавлы, Республика Татарстан
Урок окружающего мира
(по программе «Перспектива»)
2 класс
Тема: «Народные праздники в пору осеннего равноденствия»
Калимуллина Назия Габдуловна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ№1», г. Бавлы
Республика Татарстан
2018 г.
Учитель: Калимуллина Назия Габдуловна
Предмет: Окружающий мир по программе «Перспектива»
Класс: 2 класс
Технологическая карта урока
Тема урока | Народные праздники в пору осеннего равноденствия | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип урока | Урок открытия нового знания | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дидактическая цель | познакомиться с обрядами и обычаями поры осеннего равноденствия у разных народов России | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Планируемые результаты:
| Личностные: формировать умение определять общие для всех правила поведения на уроке. Способствовать воспитанию положительной мотивации к учению. -осознавать необходимость проявлять благодарность природе в условиях современной жизни;понимать важность чувства благодарности к природе за её дары людям. - Метапредметные: - Регулятивные УУД: содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу. Формировать умения высказывать свои предположения на основе изученного материала. - Коммуникативные УУД: : принимать активное участие в ходе урока, уметь договариваться, принимать общее решение при работе в группе. - Познавательные УУД: научить различать общее и особенное в этих праздниках, соотносить особенности праздничных обычаев и обрядов с особенностями природы и хозяйственной жизни этих народов; воспитывать в детях чувство благодарности к природе за её дары людям. Предметные: -различать особенности, характерные для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов в обрядах и обычаях осеннего равноденствия; - называть общее свойство праздников осеннего равноденствия у разных народов, определяя их главный нравственный смысл — благодарность природе | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ресурсы: - основные -дополнительные | 1.Карточки для работы в паре ; 2.Учебник : А. А. Плешаков, Новицкая М.Ю «Окружающий мир» УМК «Перспектива» 3.Проектор, ноутбук, экран, 4.Презентация к уроку. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Межпредметные связи | Окружающий мир+ Литературное чтение+ Музыка
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Технологии: | Здоровьесберегающие ; личностно – ориентированная ; проблемное обучение; игровые | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методы и формы работы | Фронтальная беседа, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый. Фронтальная , индивидуальная, групповая, парная. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Технология проведения Деятельность учителя Деятельность учеников Планируемые результаты I. Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности. Задачи этапа: - активизация внимания и организация работы класса; создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; подготовка к восприятию темы. Здравствуйте ребята! Меня зовут Назия Габдуловна. Сегодня урок окружающего мира буду вести у вас я. Поздороваемся с гостями. -Ребята, нас сегодня ждёт очень интересная работа. Звучит «Осень , осень, в гости просим…» входят дети Входят дети со снопом, кружатся, завязывают ленточки на сноп ЛУУД: концентрация внимания учащихся Способствовать воспитанию положительной мотивации к учению. КУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. II. Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности. Задачи этапа: активизировать знания, умения и навыки по теме урока. Какое время года пришла к нам? ( осень) -А как вы догадались? Блиц турнир. -Давайте вспомним признаки осени. а) - Закончи предложение. 1.Явление природы, при котором водоемы покрываются льдом, это – …(ледостав). 2. Теплая солнечная погода, установившаяся в середине сентября - … (бабье лето.) 3. Легкий мороз – (заморозки) 4. 23 сентября – (день осеннего равноденствия) -А главный признак осени? (похолодание) С похолоданием связаны все остальные признаки осени…….(отлёт птиц, увядание трав,…..) -А как вы думаете, почему у меня сегодня такое изобилие на столе? (говорим об осени, а осенью собирают урожай) -Чем богат мой стол? (овощи , фрукты, грибы, хлеб) - Как назвать одним словом? (Урожай) -А как вы думаете, почему мы урок начали с этого представления? (Вот так отмечали на Руси праздники с песнями , танцами) -А сегодня что за праздник был? (праздник урожая) -Откуда же берется урожай? Кто нам его дарит? (земля-матушка, природа) Ответы учащихся ПУУД: формулируют выводы по результатам наблюдений, группируют объекты. КУУД: формируют умение слушать и понимать других, участвуют в диалоге. РУУД: контроль, коррекция , прогнозирование III. Работа по теме урока. Целеполагание. Задачи этапа: формирование навыков целеполагания, мотивация учащихся к изучению нового материала 1.Беседа -Значит, о чём сегодня мы будем говорить на уроке? (О народных праздниках в пору осеннего равноденствия) (Читают тему урока по слайду) Что такое равноденствие? (день равен ночи) -А когда по календарю начинается осень? (1 сентября) Календарь, составленный людьми не всегда совпадает с календарём природы. -Когда в природе начинается осень? (В природе осень начинается после наступления осеннего равноденствия.) (СЛАЙД) - Что происходит после этого дня в природе ? (После этого день начал постепенно уменьшаться, а ночь – увеличиваться). Так будет происходить до 21 декабря. В этот день уже можно будет наблюдать самую длинную ночь и самый короткий день (показываю календарь) - Равноденствия случаются два раза в году и делятся они на: Осеннее равноденствие (примерно 22 -23сентября); Весеннее равноденствие приходится на 21марта -В Руси к этому дню уделяли особое значение. И в этот день устраивали праздники. Ко дню осеннего равноденствия люди в старину делали вот такие вот куклы. -Как бы вы их назвали? ( «День – Ночь»). Кукла “День-Ночь” – это кукла-оберег жилища. Это две одинаковые куклы, но одна сделана из белой ткани , а другая - из черной или синей . -Почему они сделаны из контрастных цветов? (из белой ткани -день, а другая - из черной или синей –ночь). Куклы связаны между собой одной верёвочкой и составляют единую композицию. Люди верили, что кукла оберегает смену дня и ночи. Кто в семье первым просыпался, тот поворачивал куклу светлой стороной. Кукла «День» следила за тем, чтобы солнце светило весь день и помогало домочадцам. А перед сном тот, кто ложился спать последний, разворачивал её темной стороной, чтобы кукла «Ночь» оберегала сон и утром все проснулись отдохнувшими, здоровыми . Возникли народные праздники не случайно. -А как вы думаете, в честь чего люди в день равноденствия устраивали праздники? (К этому времени весь урожай был уже убран.Этим крестьяне благодарили матушку-землю за урожай) . Этот праздник называли Осенины. (Слайд) И обязательно праздник сопровождался песнями и танцами. - Соберите пословицу: делу, час, потеха, время (Делу – время, потехе – час).(Слайд) -Объясните, почему так говорят? (Работай, чтобы потом отдохнуть) -Верно замечено, чтобы достойно встретить праздник, надо хорошо потрудиться. Жизнь людей в далеком прошлом очень зависела от природы. И люди наделяли природу великой силой, обожествляли ее, пытались расположить к себе, задобрить. Вот таким богатым столом из собранного урожая накрывали столы в честь, устраивали праздники. (Учитель делает вид, что прислушивается) и говорит - Что это там у нас на столе происходит? Уж не мышь ли забежала? (Подходит к столу, разглядывает его, достает куклу-зернушку.) - Нет, не мышь. А очень славная гостья. Рассмотрите её, как бы вам хотелось её назвать? Как вы думаете, что внутри этой куклы? (Слайд) -А вам интересно, как зовут эту куклу? Имя куклы мы узнаем по учебнику. Ответы учащихся РУУД: Уметь определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя ЛУУД: умение выражать свои мысли. IV. Открытие нового знания. Задача этапа: вовлечение учеников в процесс самостоятельного решения вопросов. Работа с учебником. Осознание и осмысление учебной информации. 1.Работа по учебнику. -Прочитайте первый абзац на с. 62-63учебника и найдите имя нашей гостьи. (Читают по цепочке по одному предложению. Очередность определяет учитель, передавая куклу) -Вот, оказывается , какое у неё имя-Зернушка. У этой куклы есть ещё одно имя-Крупеничка. Если вы хотите побольше узнать историю о ней, то попросите взрослых или сами прочитайте сказку Николая Дмитриевича Телешкова «Крупеничка» (Слайд) -Как вы думаете, какое занятие изображено здесь? (добывание огня) -Посмотрим слова лучинка, свитец (Слайд) - Читаем следующий абзац. (Чтение цепочкой) -О каком ещё обычае крестьян узнали? У нас тоже есть прекрасная возможность „зажечь новый огонь“ в лампаде и в светце и украсить последний сноп в честь окончания жатвы. 2.Работа в тетради. Для этого откройте свои рабочие тетради на с. 40 и выполните задание № 1. Мальчики с помощью цветных карандашей пусть „зажгут“ огонь, а девочки украсят сноп в честь окончания жатвы. Потом поменяйтесь тетрадями так, чтобы девочки помогли мальчикам, а мальчики помогли девочкам». -Какой праздник отмечали крестьяне? (окончание жатвы) Жа́тва — процесс уборки злаковых культур Какой тяжёлый труд был у людей раньше, всё поле жали руками, помогали и дети. А теперь людей заменили машины, комбайны. (Слайд) -Как отмечали? Чем занимались они в это день? Для чего отмечали праздник? (Благодарили природу) Ответы детей. ПУУД: осуществляют поиск нужной информации. КУУД: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях. ПУУД: выделять существенную информацию V.Физкультминутка Задача этапа: избежание перегрузки учащихся -Давайте представим себе, что мы стоим на хлебородном поле, и глубоким поклоном до земли поблагодарим нашу кормилицу землю. (Дети встают из-за парт и вслед за учителем кланяются.) -Как вы думаете, кого еще мы с вами должны благодарить за это изобилие на нашем столе? - Конечно, те работящие руки, что вырастили для нас эти овощи, фрукты, хлеб. Давайте поблагодарим и тружеников, которые возделывают землю и растят урожай. -А третий поклон — тем людям, которые сохраняют урожай на целую зиму. Выполняют упражнения РУУД : умение соотносить свои действия с действиями учителя VI. Закрепление изученного материала. Работа с учебником. Осознание и осмысление учебной информации. Задача этапа: зафиксировать полученное знание, рассмотреть, как новое знание укладывается в систему ранее изученного материала. 1. Беседа. Наша страна огромна. (СЛАЙД-карта) Её населяют различные народы. Каждый народ неповторим. У каждого народа есть свои обычаи и традиции, занятия, свои праздники. (Слайд) -Хотели бы узнать как отмечают праздники другие народы? -Давайте познакомимся с праздниками, проводимыми в пору осеннего равноденствия других народов. Работа в группе. -Вспомним правила работы в группе. -Выберите ведущего, который будет руководить группой. Распределяет, кто будет отвечать на 1,2,3,4 вопрос. Какая группа готова , показываете прикладыванием рук. 1 группа. ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ 2 группа. ОХОТНИКИ 3 группа. ОЛЕНЕВОДЫ Проверка. Вывод по учебнику с.65 Чтение ,пояснения к рисункам Отвечают на вопросы. РУУД: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей ПУУД: работать по предложенному плану КУУД: навыки сотрудничества со сверстниками VII. Итог урока. Задача этапа: соотносят цели, которые ставили на уроке и результаты своей деятельности -О каких праздниках народов мира мы узнали сегодня? (Осенины, Хололо, Праздник моления небу-кормильцу) -Соедините понятия на доске. Хололо-оленеводы Осенины-земледельцы Праздник моления небу-кормильцу-охотники. -Какие праздники с тех времён сохранились у нас до сих пор? (Сабантуй, Нэуруз бэйрэм -у татар, Масленница, Рождество - у русских) -Чем похожи? (празднование проходило в одно и то же время, в пору осеннего равноденствия ; праздники подтверждают: природу надо беречь и благодарить за всё, что она даёт людям) -Чем различаются праздники , о которых вы прочитали? (разные народы по-своему пользуются дарами природы) Ответы детей. Дружить, не обзываться, будем называть друг друга по именам. Помогать друг другу в учебе. Мы не будем грубить друг другу. Пускать в ход кулаки. Говорить друзьям обидные слова. КУУД: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера РУУД: умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации VIII.Домашнее задание. Продолжайте изучать народные праздники традиции, обычаи родного края. Теоретический материал на с. 62—65 учебника, задание № 2 на с. 40 рабочей тетради. Работа по учебнику. IX.Рефлексия. - Молодцы! Вы сегодня замечательно работали на уроке. -Украсим наш сноп ленточками, как это делали в древние времена. Перед вами ленточки. Если вам урок понравился и что –то новое для себя вы узнали, украсьте-красной ленточкой если вы думаете, вам что-то осталось ещё не понятным , и вы хотите больше узнать о народах мира -украсьте зелёной ленточкой если урок вам совсем не понравился и вы не поняли урок-то жёлтой ленточкой Метод «Благодарю». Выберите кого-нибудь из товарищей и поблагодарите за сотрудничество. РУУД: умение давать верную эмоциональную оценку своей деятельности на уроке ЛУУД: самооценка, взаимооценка |