Народные праздники в день осеннего равноденствия

Урок построен в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.

В содержание урока включены элементы обучения школьников универсальным учебным действиям.

Содержимое разработки



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

г. Бавлы, Республика Татарстан






Урок окружающего мира

(по программе «Перспектива»)

2 класс

Тема: «Народные праздники в пору осеннего равноденствия»







Калимуллина Назия Габдуловна,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ№1», г. Бавлы

Республика Татарстан


2018 г.



Учитель: Калимуллина Назия Габдуловна

Предмет: Окружающий мир по программе «Перспектива»

Класс: 2 класс


Технологическая карта урока


Тема урока

Народные праздники в пору осеннего равноденствия

Тип урока

Урок открытия нового знания

Дидактическая цель

познакомиться с обрядами и обычаями поры осеннего равноденствия у разных народов России

Планируемые результаты:


Личностные: формировать умение определять общие для всех правила поведения на уроке. Способствовать воспитанию положительной мотивации к учению. -осознавать необходимость проявлять благодарность природе в условиях современной жизни;понимать важность чувства благодарности к природе за её дары людям.

- Метапредметные:

- Регулятивные УУД: содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу. Формировать умения высказывать свои предположения на основе изученного материала.

- Коммуникативные УУД: : принимать активное участие в ходе урока, уметь договариваться, принимать общее решение при работе в группе.

- Познавательные УУД: научить различать общее и особенное в этих праздниках, соотносить особенности праздничных обычаев и обрядов с особенностями природы и хозяйственной жизни этих народов; воспитывать в детях чувство благодарности к природе за её дары людям.

Предметные:

-различать особенности, характерные для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов в обрядах и обычаях осеннего равноденствия;

- называть общее свойство праздников осеннего равноденствия у разных народов, определяя их главный нравственный смысл — благодарность природе

Ресурсы:

- основные

-дополнительные

1.Карточки для работы в паре ;

2.Учебник : А. А. Плешаков, Новицкая М.Ю «Окружающий мир» УМК «Перспектива»

3.Проектор, ноутбук, экран,

4.Презентация к уроку.

Межпредметные связи

Окружающий мир+ Литературное чтение+ Музыка


Технологии: 

Здоровьесберегающие ; личностно – ориентированная ; проблемное обучение; игровые

Методы и

формы работы

 Фронтальная беседа, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Фронтальная , индивидуальная, групповая, парная.

Технология проведения

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

I. Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности.

Задачи этапа:

- активизация внимания и организация работы класса;

создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности



включения в учебную деятельность; подготовка к восприятию темы.

Здравствуйте ребята! Меня зовут Назия Габдуловна. Сегодня урок окружающего мира буду вести у вас я. Поздороваемся с гостями.

-Ребята, нас сегодня ждёт очень интересная работа. Звучит «Осень , осень, в гости просим…» входят дети


Входят дети со снопом, кружатся, завязывают ленточки на сноп

ЛУУД: концентрация внимания учащихся

Способствовать воспитанию положительной мотивации к учению.

КУУД:

планирование учебного сотрудничества с



учителем и сверстниками.

II. Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности.

Задачи этапа: активизировать знания, умения и навыки по теме урока.


Какое время года пришла к нам? ( осень)

-А как вы догадались?

Блиц турнир.

-Давайте вспомним признаки осени.

а) - Закончи предложение.

1.Явление природы, при котором водоемы покрываются льдом, это – …(ледостав).

2. Теплая солнечная погода, установившаяся в середине сентября - … (бабье лето.)

3. Легкий мороз – (заморозки)

4. 23 сентября – (день осеннего равноденствия)

-А главный признак осени? (похолодание)

С похолоданием связаны все остальные признаки осени…….(отлёт птиц, увядание трав,…..)

-А как вы думаете, почему у меня сегодня такое изобилие на столе? (говорим об осени, а осенью собирают урожай)

-Чем богат мой стол? (овощи , фрукты, грибы, хлеб)

- Как назвать одним словом? (Урожай)

-А как вы думаете, почему мы урок начали с этого представления?

(Вот так отмечали на Руси праздники с песнями , танцами)

-А сегодня что за праздник был? (праздник урожая)

-Откуда же берется урожай? Кто нам его дарит? (земля-матушка, природа)

Ответы учащихся

ПУУД: формулируют выводы по результатам наблюдений, группируют объекты.

КУУД: формируют умение слушать и понимать других, участвуют в диалоге.


РУУД:

контроль, коррекция ,

прогнозирование




III. Работа по теме урока. Целеполагание.

Задачи этапа: формирование навыков целеполагания, мотивация учащихся к изучению нового материала

1.Беседа

-Значит, о чём сегодня мы будем говорить на уроке? (О народных праздниках в пору осеннего равноденствия) (Читают тему урока по слайду)

Что такое равноденствие? (день равен ночи)

-А когда по календарю начинается осень? (1 сентября)

Календарь, составленный людьми не всегда совпадает с календарём природы.

-Когда в природе начинается осень?

(В природе осень начинается после наступления осеннего равноденствия.) (СЛАЙД)

- Что происходит после этого дня в природе ?

(После этого день начал постепенно уменьшаться, а ночь – увеличиваться).

Так будет происходить до 21 декабря.

В этот день уже можно будет наблюдать самую длинную ночь и самый короткий день (показываю календарь)


- Равноденствия случаются два раза в году и делятся они на: Осеннее равноденствие (примерно 22 -23сентября); Весеннее равноденствие приходится на 21марта


-В Руси к этому дню уделяли особое значение.

И в этот день устраивали праздники.


 Ко дню осеннего равноденствия люди в старину делали вот такие вот куклы.

-Как бы вы их назвали? ( «День – Ночь»).

Кукла “День-Ночь” – это кукла-оберег жилища.

Это две одинаковые куклы, но одна сделана из белой ткани , а другая - из черной или синей .

-Почему они сделаны из контрастных цветов? (из белой ткани -день, а другая - из черной или синей –ночь).

Куклы связаны между собой одной верёвочкой и составляют единую композицию. Люди верили, что кукла оберегает смену дня и ночи.

Кто в семье первым просыпался, тот поворачивал куклу светлой стороной. Кукла «День» следила за тем, чтобы солнце светило весь день и помогало домочадцам.

А перед сном тот, кто ложился спать последний, разворачивал её темной стороной, чтобы кукла «Ночь» оберегала сон и утром все проснулись отдохнувшими, здоровыми .

Возникли народные праздники не случайно.

-А как вы думаете, в честь чего люди в день равноденствия устраивали праздники? (К этому времени весь урожай был уже убран.Этим крестьяне благодарили матушку-землю за урожай)

.

Этот праздник называли Осенины. (Слайд)

И обязательно праздник сопровождался песнями и танцами.


- Соберите пословицу: делу, час, потеха, время (Делу – время, потехе – час).(Слайд)

-Объясните, почему так говорят?

(Работай, чтобы потом отдохнуть)


-Верно замечено, чтобы достойно встретить праздник, надо хорошо потрудиться.

Жизнь людей в далеком прошлом очень зависела от природы. И люди наделяли природу великой силой, обожествляли ее, пытались расположить к себе, задобрить. Вот таким богатым столом из собранного урожая накрывали столы в честь, устраивали праздники.

(Учитель делает вид, что прислушивается) и говорит


- Что это там у нас на столе происходит? Уж не мышь ли забежала? (Подходит к столу, разглядывает его, достает куклу-зернушку.)

- Нет, не мышь. А очень славная гостья.

Рассмотрите её, как бы вам хотелось её назвать?

Как вы думаете, что внутри этой куклы? (Слайд)

-А вам интересно, как зовут эту куклу? Имя куклы мы узнаем по учебнику.


Ответы учащихся

РУУД:

Уметь определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя

ЛУУД:

умение выражать свои мысли.


IV. Открытие нового знания.


Задача этапа: вовлечение учеников в процесс самостоятельного решения вопросов.

Работа с учебником. Осознание и осмысление учебной информации.


1.Работа по учебнику.

-Прочитайте первый абзац на с. 62-63учебника и найдите имя нашей гостьи.

(Читают по цепочке по одному предложению. Очередность определяет учитель, передавая куклу)


-Вот, оказывается , какое у неё имя-Зернушка. У этой куклы есть ещё одно имя-Крупеничка. Если вы хотите побольше узнать историю о ней, то попросите взрослых или сами прочитайте сказку Николая Дмитриевича Телешкова «Крупеничка» (Слайд)

-Как вы думаете, какое занятие изображено здесь? (добывание огня)

-Посмотрим слова лучинка, свитец (Слайд)

- Читаем следующий абзац. (Чтение цепочкой)

-О каком ещё обычае крестьян узнали?

У нас тоже есть прекрасная возможность „зажечь новый огонь“ в лампаде и в светце и украсить последний сноп в честь окончания жатвы.

2.Работа в тетради.

Для этого откройте свои рабочие тетради на с. 40 и выполните задание № 1.

Мальчики с помощью цветных карандашей пусть „зажгут“ огонь, а девочки украсят сноп в честь окончания жатвы.

Потом поменяйтесь тетрадями так, чтобы девочки помогли мальчикам, а мальчики помогли девочкам».

-Какой праздник отмечали крестьяне? (окончание жатвы) Жа́тва — процесс уборки злаковых культур


Какой тяжёлый труд был у людей раньше, всё поле жали руками, помогали и дети.

А теперь людей заменили машины, комбайны. (Слайд)

-Как отмечали? Чем занимались они в это день?

Для чего отмечали праздник? (Благодарили природу)

Ответы детей.

















ПУУД: осуществляют поиск нужной информации.

КУУД: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.



ПУУД: выделять существенную информацию




V.Физкультминутка

Задача этапа:

избежание перегрузки учащихся

-Давайте представим себе, что мы стоим на хлебородном поле, и глубоким поклоном до земли поблагодарим нашу кормилицу землю. (Дети встают из-за парт и вслед за учителем кланяются.)


-Как вы думаете, кого еще мы с вами должны благодарить за это изобилие на нашем столе?

- Конечно, те работящие руки, что вырастили для нас эти овощи, фрукты, хлеб. Давайте поблагодарим и тружеников, которые возделывают землю и растят урожай.


-А третий поклон — тем людям, которые сохраняют урожай на целую зиму.

Выполняют упражнения



РУУД :

умение соотносить свои действия с действиями учителя

VI. Закрепление изученного материала.

Работа с учебником. Осознание и осмысление учебной информации.

Задача этапа: зафиксировать полученное знание, рассмотреть, как новое знание укладывается в систему ранее изученного материала.


1. Беседа.

Наша страна огромна. (СЛАЙД-карта)

Её населяют различные народы. Каждый народ неповторим. У каждого народа есть свои обычаи и традиции, занятия, свои праздники. (Слайд)

-Хотели бы узнать как отмечают праздники другие народы?

-Давайте познакомимся с праздниками, проводимыми в пору осеннего равноденствия других народов.

Работа в группе.

-Вспомним правила работы в группе.

-Выберите ведущего, который будет руководить группой. Распределяет, кто будет отвечать на 1,2,3,4 вопрос. Какая группа готова , показываете прикладыванием рук.


1 группа. ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ


2 группа. ОХОТНИКИ

3 группа. ОЛЕНЕВОДЫ

Проверка.

Вывод по учебнику с.65


Чтение ,пояснения к рисункам

Отвечают на вопросы.






РУУД: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

ПУУД: работать по предложенному плану

КУУД: навыки сотрудничества со сверстниками



VII. Итог урока.

Задача этапа: соотносят цели, которые ставили на уроке и результаты своей деятельности









-О каких праздниках народов мира мы узнали сегодня? (Осенины, Хололо, Праздник моления небу-кормильцу)

-Соедините понятия на доске.

Хололо-оленеводы

Осенины-земледельцы

Праздник моления небу-кормильцу-охотники.

-Какие праздники с тех времён сохранились у нас до сих пор? (Сабантуй, Нэуруз бэйрэм -у татар, Масленница, Рождество - у русских)

 -Чем похожи? (празднование проходило в одно и то же время, в пору осеннего равноденствия ;

праздники подтверждают: природу надо беречь и благодарить за всё, что она даёт людям)


-Чем различаются праздники , о которых вы прочитали? (разные народы по-своему пользуются дарами природы)

Ответы детей.


Дружить, не обзываться, будем называть друг друга по именам.

Помогать друг другу в учебе.

Мы не будем грубить друг другу. Пускать в ход кулаки.

Говорить друзьям обидные слова.



КУУД: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

 РУУД: умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации


VIII.Домашнее задание.




Продолжайте изучать народные праздники традиции, обычаи родного края.

Теоретический материал на с. 62—65 учебника, задание № 2 на с. 40 рабочей тетради.



Работа по учебнику.












IX.Рефлексия.



- Молодцы! Вы сегодня замечательно работали на уроке.

-Украсим наш сноп ленточками, как это делали в древние времена. Перед вами ленточки.

Если вам урок понравился и что –то новое для себя вы узнали, украсьте-красной ленточкой

если вы думаете, вам что-то осталось ещё не понятным , и вы хотите больше узнать о народах мира -украсьте зелёной ленточкой

если урок вам совсем не понравился и вы не поняли урок-то жёлтой ленточкой

Метод «Благодарю». Выберите кого-нибудь из товарищей и поблагодарите за сотрудничество.






РУУД: умение давать верную эмоциональную оценку своей деятельности на уроке

ЛУУД: самооценка, взаимооценка








Сохранить у себя:
Народные праздники в день осеннего равноденствия

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки