Мягкий знак (Ь) после шипящих на конце существительных женского рода.

Урок открытия новых знаний о роли мягкого знака в существительных после шипящих. Технология проблемного обучения.

Содержимое разработки

Урок русского языка в 3 классе (урок открытия новых знаний).


Тема: Мягкий знак (Ь) после шипящих на конце существительных женского рода.

Цели: научить правильно писать ь после шипящих на конце имён существительных, отличать от сходных по отдельным признакам других орфограмм.

Планируемые достижения учащихся:

1) предметные: умение находить в словах орфограмму – букву ь после шипящих на конце имён существительных, отличать от сходных по отдельным признакам других орфограмм;

2) метапредметные: определять цель деятельности, развивать умение анализировать, сравнивать, устанавливать закономерность, составлять алгоритм, работать по алгоритму; развивать умение аргументировать свою точку зрения; преобразовывать информацию, выделять главное.

Оборудование: проектор, экран, компьютер, презентация Microsoft Power Point, «Коробочка Знаний», учебник, тетрадь, разноцветные кружочки для самооценки, «светофор», алгоритм.

Используемые образовательные технологии: элементы исследовательской деятельности, игровые, здоровьесберегающие методы обучения, обучение в сотрудничестве.

Формы организации познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная, групповая.



Ход урока


I этап - Организационный момент

-Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут внимание, находчивость, смекалка.

-Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.


-Ребята, напомните мне, какую большую тему мы сейчас изучаем? («Имя существительное»).

На доске перед вами «немая схема», помогите мне её расшифровать. Опираясь на схему, составьте рассказ об имени существительном.




ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

часть речи

?

?



отвечает на вопросы и





обозначает





ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ БЫВАЮТ



и , и







изменяются по и .



- Откройте тетради, запишите число, классная работа.



II этап - Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности


Минутка чистописания


ч ш щ ь ж


- Какая буква лишняя? Почему?

- Что объединяет все эти буквы и их звуки? (похожее звучание, их называют шипящие)

- На какие группы их можно разделить? (твердые и мягкие согласные)

- Какие согласные называются шипящими? Почему? Назовите их. ([ч'] [щ'] [ш] [ж] .

- Охарактеризуйте эти звуки.

(Учащиеся дают характеристику звуков и называют буквы, которыми они обозначаются. Таблица «Шипящие звуки» вывешивается на доску).



Ч – [ Ч᾽] Ж – [ Ж ] Щ –[ Щ᾽] Ш - [ Ш ]

- Сегодня мы потренируемся в написании этих букв.




- Запишите в тетрадь данные буквы, каллиграфически правильно, выводя каждый элемент.


- Какие орфограммы связаны с этими буквами? (ча-ща, жи-ши, чк-чн, чу-щу)


- Что вы можете сказать о Ь? Какие орфограммы связаны с этой буквой?



- Хорошо. Прочитайте слова на доске. Объясняя орфограммы, запишите слова, разделив их на 2 группы.


Вьюга, голубь, ручьи, крылья, тюльпан, тополь, речь.

2. Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи.

- В какую группу вы запишите слова речь? Почему?

- Для чего в нем пишется ь знак?

Наблюдение над словом.

- На какой звук оканчивается слово? (Мягкий, непарный).

- Если я закрою ь знак, слово произнесется так же, как и с ь знаком?

- Нужен ли ь знак для обозначения мягкости согласного [ч']? (Нет).

- Значит, в 1 группу это слово не отнесем, во вторую тоже.

- Это какая-то новая работа ь знака.

«Функции мягкого знака»

Вывод: ь знак в этом слове не указывает на мягкость, [ч'] и без него мягкий.



3. Постановка проблемы учащимися.

- Какая возникла проблема?

(Выяснить, почему в существительных, оканчивающихся на мягкий шипящий в ед. ч. пишется ь знак).

Работа по теме урока.



4. Открытие детьми нового знания. Работа в группе.

- Каждая группа получила карточку с заданием. Перед вами группа слов. Вы должны провести небольшое исследование и разделить слова на две группы.





Вещь, врач, дочь, мышь, плащ, еж, малыш, ночь, ключ, ложь.

2. Подчеркните букву, обозначающую шипящий звук.

3. Сделайте вывод о написании имён существительных с шипящими на конце.






Каждая группа выполняет задание. Делаем вывод.

Вывод: Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед. ч., в существительных мужского рода с шипящим на конце ь знак не пишется. Это орфограмма.

- Какова же работа ь знака в эти словах? ( он указывает на род).



Есть ь знак после шипящего - ж. р.

Нет ь знака после шипящего - м. р.



Работа с учебником с. 31(правило).

- Давайте проверим, правы ли мы с вами. Что об этом говорит наш учебник?

(Читаем правило, делаем вывод. На доску вывешивается таблица «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных»).



5. Физкультминутка.

Имя существительное –
Очень удивительное: 

Мягкий знак когда писать

Вы должны мне подсказать!



-Я буду называть имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Если я назову существительное ж.р., в котором пишется мягкий знак- хлопайте в ладоши, м.р. без мягкого знака– топайте ногами.

Слова: ёж, морж, печь, мышь, кирпич, речь, борщ, ералаш, ландыш, ночь, дочь, багаж, ключ, вещь.



6. Первичное закрепление.

А) Составление алгоритма действий при написании существительных с орфограммой «ь после шипящих». Работа в группах

-Что нужно знать, чтобы правильно определить, нужно ли писать ь после шипящих на конце имён существительных?

Проверка по слайду



Б) Работа у доски. Упр. 55 с.32. Один ученик работает у доски. Задание : подобрать к каждому имени существительному антоним, записать слова парами, объяснить орфограмму.

Вывод: мягкий знак на конце имён существительных после шипящих - это орфограмма.

В) Самостоятельная работа. Упр.57 с.33

Записать слова, объяснить орфограмму. 2 человека работают у доски: один выписывает одушевлённые существительные, второй - неодушевлённые существительные, вставляют, где нужно, мягкий знак на конце.

Слабым учащимся выдаётся памятка- алгоритм.



Памятка

1.Слышу шипящий на конце слов: Ж, Ш, Щ, Ч?


Нет Да


2. Это существительное в н. ф.?


Нет Да


3.Определяю род


М.род Ж.род

(он) (она)

не пишу Ь пишу Ь




Самопроверка

7. Электронная физминутка для глаз.



Тест.

1.На конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак

А) пишется Б)не пишется

2.На конце существительных женского рода после шипящих мягкий знак

А) пишется Б)не пишется

3.Мягкий знак на конце существительных после шипящих показывает, что

это имена существительные

А) мужского рода

Б) женского рода

4. В какой строчке во всех существительных

надо поставить ь знак ?

А)ключ(?), камыш(?), сторож(?), плащ(?)

Б)калач(?), мелоч(?), багаж(?), печ(?)

В) ноч(?), помощ(?), вещ(?), лож(?)



5. В каких словах допущены ошибки?

А) моржь, б) молодеж, в) кирпич,

г)брошь, д) рож



-Кто справился со всеми заданиями?

-Какие задания оказались трудными?

-Над какими вопросами еще надо поработать?



 8. Обобщение и систематизация знаний и умений. Итоги урока.

-Какой вопрос стоял перед нами в начале урока?
(Мы должны были узнать, почему в существительных после шипящих в одних случаях пишется мягкий знак, а в других не пишется.)
-Какое открытие мы сделали?

-А теперь можем ответить на поставленный вопрос?

-О какой роли мягкого знака в существительных после шипящих узнали?

(указывает на ж.р. существительного)



7. Рефлексия.

- Оцените свою деятельность на уроке.



Все понял. Со всеми заданиями справил справился без затруднений.

Понятно, но есть некоторые вопросы сомнения .

  Много непонятного, неясного.

- Я приготовила вам небольшой подарок. Чтобы вы не забыли правило, я даю вам стихотворение-запоминалку.





Чтобы знать, как писать,
Надо род определять.
Если женский род, то надо
Мягкий знак употреблять.
И тогда мы пишем рожь,
Мышь, печь, сушь и молодёжь.
Если род мужской у слова - 
Нету знака никакого!
И тогда пиши: калач,
Врач, малыш, гараж и грач.



9. Задание на дом.

Правило с. 31

Упр.54 с.32



-На этом наш урок окончен. Спасибо всем за работу.







Содержимое разработки

«Школа России» 3 класс

«Школа России»

3 класс

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ  отвечает на вопросы  и ,  обозначает ,  изменяется по и .  Имена существительные бывают  и , и .

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

отвечает на вопросы

и ,

обозначает ,

изменяется по и .

Имена существительные бывают

и , и .

Вьюга, голубь, ручьи, крылья, тюльпан, тополь, речь.

Вьюга, голубь, ручьи, крылья, тюльпан, тополь, речь.

Цели урока Выяснить, почему в существительных, оканчивающихся на мягкий шипящий в ед. ч. пишется ь знак.

Цели урока

  • Выяснить, почему в существительных, оканчивающихся на мягкий шипящий в ед. ч. пишется ь знак.

  • Познакомиться с новой ролью мягкого знака.
Проверка

Проверка

Проверка

Проверка

Правило    о правописании Ь на конце существительных  после шипящих:    М.р.  Ж.р.  ь ь

Правило о правописании Ь на конце существительных после шипящих:

М.р. Ж.р. ь ь

Алгоритм 1. Слышу шипящий на конце слов: Ж, Ш, Щ, Ч.  2. Определяю часть речи.   3. Если это существительное, определяю род.    М.род  Ж.род   (он) (она)  не пишу Ь  пишу Ь

Алгоритм

1. Слышу шипящий на конце слов: Ж, Ш, Щ, Ч.

2. Определяю часть речи.

3. Если это существительное, определяю род.

М.род Ж.род

(он) (она)

не пишу Ь пишу Ь

Цели урока Выяснить, почему в существительных, оканчивающихся на мягкий шипящий в ед. ч. пишется ь знак.

Цели урока

  • Выяснить, почему в существительных, оканчивающихся на мягкий шипящий в ед. ч. пишется ь знак.

  • Познакомиться с новой ролью мягкого знака.
Все понял. Со всеми заданиями справился без затруднений.     Понятно, но есть некоторые вопросы сомнения .    Много непонятного, неясного.

Все понял. Со всеми заданиями справился без затруднений.

Понятно, но есть некоторые вопросы сомнения .

 

Много непонятного, неясного.

Чтобы знать, как писать,  Надо род определять.  Если женский род, то надо  Мягкий знак употреблять.  Если род мужской у слова –  Нету знака никакого!

Чтобы знать, как писать,

Надо род определять.

Если женский род, то надо

Мягкий знак употреблять.

Если род мужской у слова –

Нету знака никакого!

Сохранить у себя:
Мягкий знак (Ь) после шипящих на конце существительных женского рода.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки