" Междометие как особая часть речи"

Систематизировать знания о междометии как о части речи.

Развивать и активизировать познавательную деятельность, логическое и критическое мышление.

Совершенствовать устную и письменную речь.

Содержимое разработки



Северо- Казахстанская область

Есильский район

Явленская средняя школа № 3 имени А. Шажимбаева


















Открытый урок по русскому языку


«Междометие как особая часть речи»






















Подготовила: Абылкасова Л.Д. учитель русского языка и литературы







Краткосрочный план

Наименование занятия

Междометие как особая часть речи

Задачи учителя

Способствовать формированию у учащихся критического мышления, умения работать в паре, группе,индивидуально. Учить учащихся обосновывать и делать выводы по теме урока, объективно оценивать свою деятельность и групповую деятельность одноклассников. Развивать способность учащихся к рефлексии, умение анализировать свою деятельность

Общие цели


Систематизировать знания о междометии как о части речи.

Развивать иактивизировать познавательную деятельность, логическое и критическое мышление.

Совершенствовать устную и письменную речь.

Результат обучения

Знать: какие слова называются междометиями; на какие группы делятся междометия.

Уметь: находить междометия в тексте;определять к какой группе относятся междометия.

Модули

Управление и лидерство в обучении.ИКТиалоговое обучение. ОДО и ОО. Обучение критическомумышлению.

Источники, оснащение и оборудование

Учебник русского языка для 10 класса

ИТК, флипчарты (А3),маркеры разных цветов, пазлы



Стадия вызов




























Прием « Инсерт»


1.Приветствие. Психологический настрой на урок.

1.Притча «Все в твоих руках»

Цель: Создать атмосферу доброжелательности для поднятия работоспособности учащихся.

2.Деление на группы с помощью разноцветных карточек-эмоцианальные междометия, повелительные междометия, этикетные междометия. Создание атмосферы сотрудничества.

3.Выбор в группе спикера

4.Проверка домашней работы. 2-3 ученика на выбор читают свои сочинения

5. У вас на партах лежат карточки со стихотворением. Давайте прочитаем .

Стоит сказать, что разрешите доложить

Всем без искючения,что могу говорить

Только исключительно с волнением.

Выражаю поощренья

Похвалу, упрек, запрет,

Благодарность, восхищенье

Возмущение,мир...

Те,которых гложет страх,

Произносят слово «Ах!».

Кто пасует пред бедой

Произносит слово «Ой!»

Кто отстанет от друзей,

Произносит слово «Эй»

Кто задержит вдох,

Произносит слово «Ох!»

У кого захватит дух,

Произносит слово «Ух!».

Интересно жить на свете,

Если знаешь..... (междометия)

А. Тетивкин

Определите тему урока.Тема сегодняшнего урока ...правильно,междометие.

6. Целепологание. (сами определяют цель урока)

Ребята, выделите строки, в которых говорится о том, какие чувства, настроения, побуждения могут выражать междометия. С этими междометиями придумать предложения по группам.


Мы продолжим знакомство с темой и получим новую информацию с помощью приема «Инсерт».

Работа с карточкой. Самостоятельно читая учебный текст «Междометие», делайте в нем пометки.


Стадия осмысления



Индивидуальная

работа









































































































Групповая работа































Работа с текстом







Междометие

Междометие не относится ни к самостоятельны (знаменательным), ни к служебным частям речи, а занимает по отношению к ним особое положение.

Междометием называется особая, неизменяемая часть речи, которая выражает различные чувства и переживания говорящего, но приэтом не называет их.

Образование междометий.

Междометия бывают непроизводными, т.е. возникли в речи именно как междометия: ай, ой.ах,ох,эх, ага, эге и другие.


В процессе развития языка в разряд междометий першли и продолжают переходить некоторые формы отдельных слов, словосочетаний и целые предложения. Такие междометия называются производными ,т.е. возникли из других частей речи: спасибо,здорово, прощай, черт побери, упаси боже, и другие в том числе заимствованными ( баста, бис, стоп, ура, шабаш). Например: А с дождливых полей все неслось к нам ура... Ах ты,степь моя, спепь привольная.


Междометия,образованные повторением основ, пишутся через дефис. Например: Вся столица содрагнулась, а девица хи-хи-хи и ха-ха-ха

Междометия не изменяются, не являются членом предложения, но они могут употребляться в значении других частей речи, при этом приобретают конкретное лексическое значение и является членом предложения.

Например: Вокруг слышались только охи и ахи слова охи и ахи являются не междометиями, а существительными, за исключением случаев, когда они выступают в функции существительного ( в предметном значении): По лесу разносилось звонкое ау(сущ.). Сравните: (Междометие) Ура! Наш класс занял первое место в соревновании.

Далече грянуло ура (сущ.)

Междометия выделяются запятой или восклицательным знаком. Например: Ах! Как хорошо в лесу. Чу, где-то послышался звук.

Группы междометий по значению.

Эмоциональные междометия служат для выражения различных эмоции увы, ох, ай-ай, фу, ужас, ай-яй яй, о, ого э, мда, фи, тьфу,браво, боже, господи,батюшки, увы,боже мой,вот те раз, слава богу, как бы не так, и другие.

В междометиях могут быть отражены: радость, возбуждение, страх, отчаяние, неудовольствие, недоумение, удивление

Восхищение и т.д. Например: Ах, маменька! Кто-то идет (возбуждение).Ай,ай,ай, какая курица! (недовольствие).Эх, Петербург! Что за жизнь,право! (восхищение)

Повелительные междометияслужат звукавыми сигналами волеизъявления и могут выражать: побуждение или запрещение; побуждение к действию команды,приказы: ну,эй, караул, кис-кис, вон, кыш, марш, тпру, ну-ка, ш-ш, ау; зов, оклик; приветствие или заверение. Например: Ну,ну...Ступай! (побуждение),Чш!Боже вас сохрани шуметь(запрещение) Эй,кто там? Мишка! (зов,оклик) Ей-ей, и почестей никаких не хочу (заверение)

Этикетные междометия являются формулами речевого этикета. Вопрос о грамматической квалификации этикетных слов и выражений до сих пор остается спорным.Одни ученые считают: этикетные слова и выражения – это отдельная группа междометий; некоторые ученые: это частицы, слова спасибо, пожалуйста не квалифицируются как части речи.


Этикетные речевые формулы служат для выражения различных коммуникативных значений, и поэтому признаку их можно разделить на несколько групп. Этикетные формулы используются для:

  1. Приветствия: Привет! Здравствуй (те)! Добро пожаловать! Добрый день (вечер)! Доброе утро! Приветствую (ем)! И т.д.

  2. Прощания и пожелания: Пока! Привет! Счастливо оставаться! Прощайте),До скорого свидания! До скорой встречи! До завтра! Удачи! Добрый путь» Счастливого пути! С Богом! Всего хорошего! И т.д.

  3. Просьбы: Пожалуйста! Ради бога!Будьте любезны! Будьте добры! Будь другом!

  4. Благодарности: Спасибо! Благодарю! и т.д.

  5. Извинения: прости(те)! Извините! и т. д.

Правописание междометий

На письме после междометия ставится запятая или восклицательный знак, за которым следующее слово обычно пишется со строчной буквы. Восклицательгый знак может стоять также в конце предложения. Если междометие находится в середине предложения, то оно выделяется запятыми с обеих сторон. Например: Эге, знаем голубчик, знаем.Вишь ты как! То-то у нас шум подняли. А хорошо бы, черт побери, приехать домой в карете...

Примечание:Междометиями не являются:

  1. Звукоподражательные слова, обозначающие мгновенные действия: бултых, хлоп, шлеп, трах.

  2. Звуковые слова, имитирующие различные звуки а также голоса животных и птиц: бум-бум-бум, тра-та-та, трю-лю-лю, гав-гав, чирик-чирик, ку-ку.

Вопросно-ответная беседа.

  • Давайте с вами рассуждать, что и как мы с вами отметили в нашем тексте.

  • Какая информация из текста вам была знакома.

  • Что нового вы узнали?

  • Выпишите из текста те предложения в тетрадь, написание которых вы не знали.


Составление кластера и защита

Эмоциональные междометия

1 группа

Повелительные междометия

2 группа

Этикетные междометия

3 группа

а, о, ну, ох, эх, увы, браво, ай-яй-яй.ого,э, мда, фи, фу, тьфу, боже,господи, батюшки, ужас, браво, увы, боже мой, вот те на,, слава богу, как бы не так и другие

Айда, кыш, каркул, давай, тсс, ш-ш, алло,брысь, бис, марш, стоп, тпру, ну, эй, кис-кис, вон, марш, тпру, ну-ка,ау;ну-ну Чш! Ей-ей

Привет! Здравствуй (те)! Добро пожаловать! Добрый день (вечер)! Доброе утро! Приветствую (ем)!

Пока! Привет! Счастливо оставаться! Прощайте),До скорого свидания! До скорой встречи! До завтра! Удачи! Добрый путь» Счастливого пути! С Богом! Всего хорошего! И т.д.Пожалуйста! Ради бога!Будьте любезны! Будьте добры! Будь другом!

Спасибо! Благодарю! и т.д.прости(те)! Извините! и т. д.

Разноуровневые задания.Карточка для одаренного ученика

Карточка для слабоуспевающего ученика


Работа с учебником.

1группа упр.287

2группа упр.289

3группа 292

«Эмоции и чувства- зеркало человеческой души»

Вопросно-ответная беседа.

Составление вопросов высокого и низкого порядка

Во время работы учитель поддерживает в учащихся веру в свои возможности словами: «Молодцы!,хорошо и т.д. и жестами.





Стадия рефлексии





















Оценивание



Домашняя работа



Стратегия « Звездопад»

-Какую тему мы сегодня с вами изучили?

-Что такое междометие?

-Назовите какими знаками препинания выделяются междометия?

-Как пишутся междометия, образованные путемповтора?

-Относится ли междометия к самостоятельным частям речи?

- Относятся ли междометия к служебным частям речи?

-Бывают ли производные междометия?

-Ах, ох, ух- это производные или непроизводные междометия?

-Была не была! Господи! Вот те и на!- это производные или непроизводные междометия?

-Различаются ли у междометий разряды по значению?

-Для чего служат этикетные междометия?

-На какие группы можно разделить этикетные междометия?

-Какими знаками выделяются междометия?-

Какие слова не являются междометиями?

-Могут ли междометия быть членами предложения? (Нет)

Продолжите фразу( на карточках формата А4 – попутно проверяется, как дети усвоили правила постановки знаков препинания):

Ах , как хорошо прошел урок!

Эх! Еще бы таких интересных уроков!

Ох!Как я сегодня доволен собой!

Ух! Люблю такие уроки!

-формативное оценивание (ответы детей оцениваются на стикере)

-суммативное оценивание (собираются заполненные листы самооценивания, стикеры)

П.23 Написать сочинение- рассуждение на тему «Если бы не было междометий»



























Сохранить у себя:
" Междометие как особая часть речи"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки