Методические материалы для развития читательской грамотности

Представленная презентация может использоваться для проведения занятия по развитию читательской грамотности. Внеурочный курс, в рамках которого проводятся такие уроки, называется "Тайны смыслового чтения". Он направлен на формирование компетенци грамотного чтения в соответсвии с уровнем возрастного развития обучающихся 8 класса. В презентации представлены материалы к занятию № 2 на тему: "Чтение. Функции чтения".

Содержимое разработки

Тайны смыслового чтения   Внеурочный курс. 8 класс. Занятие № 2. Чтение. Функции чтения.

Тайны смыслового чтения

Внеурочный курс.

8 класс.

Занятие № 2.

Чтение. Функции чтения.

Вспомним… Признаки текста: Текст 1. Членимость текста (состоит из двух и более предложений). 2. Смысловая цельность (единство темы, основной мысли). 3. Связность (смысловая и грамматическая связь между предложениями). 4. Относительная законченность. 5. Логическая связь частей.   -  это группа предложений, связное законченное высказывание, служащее для выражения общей мысли. Все предложения связаны друг с другом по смыслу.

Вспомним…

Признаки текста:

Текст

1. Членимость текста (состоит из двух и более предложений).

2. Смысловая цельность (единство темы, основной мысли).

3. Связность (смысловая и грамматическая связь между предложениями).

4. Относительная законченность.

5. Логическая связь частей.  

это группа предложений, связное законченное высказывание, служащее для выражения общей мысли. Все предложения связаны друг с другом по смыслу.

Вспомним…

Вспомним…

  • Тема текста – это то, о чем говорится в тексте (можно задать вопрос: о чем говорится в тексте?
  • Проблема   текста  -  вопрос, над которым размышляет автор
  • Идея (главная, основная мысль) текста – это то главное, что хотел сказать автор. Можно задать вопрос: чему учит текст, что этим текстом автор хотел сказать нам?
  • Тема и основная мысль связаны между собой.
  • Озаглавить текст – это значит кратко назвать его тему или основную мысль
Восстановите строки из известного стихотворения Ф.И. Тютчева .   Прошла, в окно, Зима, пора, недаром, злится, стучится, ее,  Весна, со двора, гонит, И.  Все,  И, Зиму, засуетилось, нудит, и, жаворонки, трезвон, в небе, все, вон, Уж, подняли.

Восстановите строки из известного стихотворения Ф.И. Тютчева .

Прошла, в окно, Зима, пора, недаром, злится, стучится, ее,

Весна, со двора, гонит, И.

Все,  И, Зиму, засуетилось, нудит, и, жаворонки, трезвон, в небе, все, вон, Уж, подняли.

Зима недаром злится,  Прошла ее пора –   Весна в окно стучится  И гонит со двора.  И все засуетилось,  Все нудит Зиму вон –  И жаворонки в небе   Уж подняли трезвон.  Ф.И. Тютчев

Зима недаром злится, Прошла ее пора –  Весна в окно стучится И гонит со двора. И все засуетилось, Все нудит Зиму вон – И жаворонки в небе  Уж подняли трезвон.

Ф.И. Тютчев

Сегодня на занятии … ЧТЕНИЕ ФУНКЦИИ ЧТЕНИЯ

Сегодня на занятии …

ЧТЕНИЕ

ФУНКЦИИ ЧТЕНИЯ

Чтение  Читать умеет сейчас практически любой человек, начиная со школьного (а то и дошкольного) возраста. Но навыки чтения, безусловно, различны у разных людей. Это зависит прежде всего от уровня образования человека.  В процессе коммуникации (как процессе обмена информацией) умение быстро и рационально читать является одним из необходимых условий ее эффективности.

Чтение

Читать умеет сейчас практически любой человек, начиная со школьного (а то и дошкольного) возраста. Но навыки чтения, безусловно, различны у разных людей. Это зависит прежде всего от уровня образования человека.

В процессе коммуникации (как процессе обмена информацией) умение быстро и рационально читать является одним из необходимых условий ее эффективности.

Чтение. Факты. Проверка читательской грамотности 15-летних школьников в рамках Международного исследования PISA, выявило, что российские школьники значительно отстают от своих сверстников в уровне сформированности читательских умений: умение найти и извлечь информацию из текста, умение интегрировать и интерпретировать сообщения текста, умение осмыслить и оценить сообщения текста.

Чтение. Факты.

Проверка читательской грамотности 15-летних школьников в рамках Международного исследования PISA, выявило, что российские школьники значительно отстают от своих сверстников в уровне сформированности читательских умений: умение найти и извлечь информацию из текста, умение интегрировать и интерпретировать сообщения текста, умение осмыслить и оценить сообщения текста.

Чтение. Факты. Россия – самая читающая в недавнем прошлом страна в мире, сегодня практически утратила интерес к чтению: 35 % населения никогда не читают, 43 % - от случая к случаю, лишь 22 % читают каждый день. Читательская грамотность из разряда базовых перешла в разряд «элитарных» умений, которыми в совершенстве владеют лишь 3 % россиян.

Чтение. Факты.

Россия – самая читающая в недавнем прошлом страна в мире, сегодня практически утратила интерес к чтению:

35 % населения никогда не читают,

43 % - от случая к случаю,

лишь 22 % читают каждый день.

Читательская грамотность из разряда базовых перешла в разряд «элитарных» умений, которыми в совершенстве владеют лишь 3 % россиян.

Чтение. Факты. Оценивая сегодняшнее состояние чтения, эксперты, работавшие над Национальной программой поддержки и развития чтения, констатируют:  «Современная ситуация в России может характеризоваться как системный кризис читательской культуры. Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением» .

Чтение. Факты.

Оценивая сегодняшнее состояние чтения, эксперты, работавшие над Национальной программой поддержки и развития чтения, констатируют:  «Современная ситуация в России может характеризоваться как системный кризис читательской культуры. Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением» .

Что такое ЧТЕНИЕ? Чтение  —  рецептивный  вид речевой деятельности, связанный со зрительным восприятием речевого сообщения, закодированного с помощью графических символов, то есть букв. Суть процесса чтения состоит в декодировании (расшифровке) графических символов и переводе их в мыслительные образы. Целью чтения  является получение и переработка письменной информации.

Что такое ЧТЕНИЕ?

Чтение  —  рецептивный  вид речевой деятельности, связанный со зрительным восприятием речевого сообщения, закодированного с помощью графических символов, то есть букв.

Суть процесса чтения состоит в декодировании (расшифровке) графических символов и переводе их в мыслительные образы.

Целью чтения  является получение и переработка письменной

информации.

Функции чтения:

Функции чтения:

  • познавательная функция  направлена на получение информации и получение знаний;
  • регулятивная функция  направлена на управление практической деятельностью, на развитие жизненного опыта (умение поступить в соответствии с полученной информацией);
  • ценностно-ориентировочная функция  направлена на воспитание личностных качеств на воздействие на эмоциональную сферу.
Познавательное чтение Побуждает к поиску необходимых сведений, пополнению знаний.

Познавательное чтение

Побуждает к поиску необходимых сведений, пополнению знаний.

Жилища литературных героев. Задание : определите имя героя, название произведения, автора.  ТЕКСТ 1. «…нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука: во время грозы облака будут спускаться до моей кровли. Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном полисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками. Вид с трех сторон у меня чудесный»

Жилища литературных героев.

  • Задание : определите имя героя, название произведения, автора.

ТЕКСТ 1. «…нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука: во время грозы облака будут спускаться до моей кровли. Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном полисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками. Вид с трех сторон у меня чудесный»

Жилища литературных героев. Задание : определите имя героя, название произведения, автора.  ТЕКСТ 2. «Я вошел в чистенькую комнатку, убранную по-старинному. В углу стоял шкаф с посудой; на стене висел диплом офицерский за стеклом и в рамке; около него красовались лубочные картинки, представляющие взятие Кистрина и Очакова, также выбор невесты и погребение кота. У окна сидела старушка в телогрейке и с платком на голове». 

Жилища литературных героев.

  • Задание : определите имя героя, название произведения, автора.

ТЕКСТ 2. «Я вошел в чистенькую комнатку, убранную по-старинному. В углу стоял шкаф с посудой; на стене висел диплом офицерский за стеклом и в рамке; около него красовались лубочные картинки, представляющие взятие Кистрина и Очакова, также выбор невесты и погребение кота. У окна сидела старушка в телогрейке и с платком на голове». 

Работа с текстом Прослушайте, прочитайте текст. Ответьте на вопросы.

Работа с текстом

Прослушайте, прочитайте текст. Ответьте на вопросы.

  • Какая внешность была у девушки?
  • Почему у неё начал развиваться комплекс неполноценности?
  • О чём она мечтала?
  • Что советовала ей подруга?
  • Кто пришёл к ним в гости?
  • Что сказал ей молодой человек?
  • Что почувствовала девушка?
  • Можно ли назвать чтение этого текста познавательным? Обоснуйте свой ответ.

Эти и другие произведения можно прочитать на крупнейшем сетевом портале, публикующем качественную современную прозу и поэзию — «Журнальный зал» (magazines.russ.ru). Кроме того, очень много хороших рассказов можно найти в лонг-листе литературной премии имени Юрия Казакова (он тоже публикуется в «Журнальном зале»).

  • Ирина Полянская. «Утюжок и мороженое»

Это грустный рассказ, который совершенно четко ставит проблему взаимоотношения ребенка и семьи. Рассказ о том, как трагически родители могут не понимать детей и как дети теряют доверие к родным. Безусловно, сейчас эта тема в литературе для средних и старших подростков разрабатывается очень активно.

  • Вячеслав Комков.  « Я — немец»

Рассказ на ту же тему — взаимоотношения родителей и детей, но тут ситуация противоположная. Очень трудный ребенок — и терпение и любовь родителей... Такие рассказы обязательно нужно после совместного чтения обсуждать, разбирать описанные там ситуации. 

  • Елена Долгопят. «Часы»

Этот рассказ фантастический, вернее, даже сказочный — там у героя-подростка появляется возможность что-то менять в своем прошлом, но любое такое изменение меняет его настоящее. Стоит ли оно того? Вопрос, который очень полезно обсуждать с детьми. Ведь за фантастическим антуражем здесь стоит совершенно реальная проблема — ответственность за любой свой выбор, осознание его последствий.

Знание состоит не столько в запасе сведений, сколько в умении найти эти сведения в книгах.           В. Брюсов

Знание состоит не столько в запасе сведений, сколько в умении найти эти сведения в книгах. В. Брюсов

  • Энциклопедия - ( от греч. enkyklios paideia - обучение по всему кругу знаний), научное или научно-популярное справочное издание, содержащее наиболее существенную информацию по всем или отдельным областям знания или практической деятельности.
  • Энциклопедии бывают универсальные (по всем областям знаний) и отраслевые (определенный предмет знаний).
  • По своей структуре делятся на алфавитные (материал располагается в алфавите терминов) и систематические
В какую область знания вы разместили бы статьи?  Самая грустная рыба  Одним из наиболее причудливых жителей океана можно назвать глубоководную рыбу-каплю. Её желеобразное тело и унылое, почти человеческое «лицо» с приплюснутым носом словно созданы, чтобы олицетворять мировую печаль. У чудо-рыбы нет плавательного пузыря и чешуи. Она ведёт придонный образ жизни и прекрасно чувствует себя на больших глубинах, где прячется от рыбаков и прочих любопытствующих. Самое выносливое существо Если хотите знать, какое существо выживет после атомной войны и полетит в открытый космос, не сомневайтесь: это тихоходка. Крошечный организм (от 1 до 1,5 мм), также известный как «водяной медведь», встречается повсеместно: на дне океанов и на вершинах гор. Благодаря способности тихоходок впадать в анабиоз путём высушивания и «оживать» аж через 10-20 лет учёные признали их способными «воскресать из мёртвых».

В какую область знания вы разместили бы статьи?

Самая грустная рыба

Одним из наиболее причудливых жителей океана можно назвать глубоководную рыбу-каплю. Её желеобразное тело и унылое, почти человеческое «лицо» с приплюснутым носом словно созданы, чтобы олицетворять мировую печаль.

У чудо-рыбы нет плавательного пузыря и чешуи. Она ведёт придонный образ жизни и прекрасно чувствует себя на больших глубинах, где прячется от рыбаков и прочих любопытствующих.

Самое выносливое существо

Если хотите знать, какое существо выживет после атомной войны и полетит в открытый космос, не сомневайтесь: это тихоходка.

Крошечный организм (от 1 до 1,5 мм), также известный как «водяной медведь», встречается повсеместно: на дне океанов и на вершинах гор.

Благодаря способности тихоходок впадать в анабиоз путём высушивания и «оживать» аж через 10-20 лет учёные признали их способными «воскресать из мёртвых».

Живой мир

Живой мир

Словари

Словари

  • Толковый
  • Орфографический
  • Фразеологический
  • Словарь иностранных слов
  • Словарь синонимов
  • Этимологический
  • Словарь омонимов
  • Словообразовательный
Крупнейшие интернет-энциклопедии Рунета . 

Крупнейшие интернет-энциклопедии Рунета

  •   ru.wikipedia.org  — Википедия Википедия является свободной энциклопедией, а значит, авторами статей для этого всеобъемлющего источника являются сами посетители. Поэтому информация обновляется очень быстро, статьи на злободневные темы появляются максимально оперативно. Русскоязычный раздел Википедии содержит более 800 тысяч статей, и их число постоянно увеличивается. Главный недостаток  самой крупной интернет-энциклопедии  – это субъективизм некоторых статей. Порой достоверность сведений в Википедии вызывает нарекания у специалистов. Но все равно именно этот ресурс является самым популярным, причем, не только в Рунете .
  • Encyclopedia.ru  – Мир энциклопедий Ресурс содержит не сами статьи, а ссылки на сайты самых разных, универсальных и специализированных, энциклопедий. Прежде чем отправить пользователя по ссылке, «Мир энциклопедий» расскажет, как работает поиск на указанном сайте, сколько там статей и иллюстраций. На страничке можно найти ссылки на справочные издания общего типа, ресурсы по психологии, философии, математике, искусству и другим областям знаний.
  Dic.academic.ru  – Академик. Академик – это огромное собрание энциклопедий на самые разные темы: от Большой Советской до Энциклопедии средневекового оружия. Ресурс предлагает скачать бесплатные приложения для Android и iOS. Помимо энциклопедий на сайте представлено великое множество словарей, как на русском, так и на иностранных языках. К примеру, словарь военных терминов и англо-русский юридический словарь.   Megabook.ru
  •   Dic.academic.ru  – Академик. Академик – это огромное собрание энциклопедий на самые разные темы: от Большой Советской до Энциклопедии средневекового оружия. Ресурс предлагает скачать бесплатные приложения для Android и iOS. Помимо энциклопедий на сайте представлено великое множество словарей, как на русском, так и на иностранных языках. К примеру, словарь военных терминов и англо-русский юридический словарь.
  •   Megabook.ru  — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия. Онлайн-энциклопедия содержит 150 тысяч статей и 60 тысяч медиаобъектов. Ресурс имеет универсальную тематику и предназначен, в первую очередь, для учащихся — школьников и студентов. Здесь есть статьи по биологии, географии, истории, технике и другим областям знаний. Большинство статей содержит иллюстрации и видеозаписи, что выгодно отличает проект от просто оцифрованных бумажных энциклопедий.
Энциклопедия Кругосвет   Универсальная научно-популярная энциклопедия   https:// www.krugosvet.ru О ПРОЕКТЕ Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия «КРУГОСВЕТ» Говорят, что энциклопедия – это свод вчерашних знаний, составленный сегодняшним днем для завтрашнего. Что ж, от «вчерашних знаний» никуда не уйдешь – это опыт, накопленный человечеством. В таком опыте есть и вечные истины, о них надо напоминать, иначе они вечно забываются. Так что «Кругосвет» ®  никак не чурается «вчерашних знаний». Но составители «Кругосвета» ®  стремятся собирать и самые свежие, наиновейшие знания. Правда, тут риск – выдержат они проверку временем? Напишем о последнем открытии – а не отвергнут его завтра утром? О действующем политике – а не покажет он завтра совсем другое лицо? Так что «Кругосвет» ®  все время в работе. 

Энциклопедия Кругосвет Универсальная научно-популярная энциклопедия

  • https:// www.krugosvet.ru
  • О ПРОЕКТЕ

Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия «КРУГОСВЕТ»

Говорят, что энциклопедия – это свод вчерашних знаний, составленный сегодняшним днем для завтрашнего. Что ж, от «вчерашних знаний» никуда не уйдешь – это опыт, накопленный человечеством. В таком опыте есть и вечные истины, о них надо напоминать, иначе они вечно забываются. Так что «Кругосвет» ®  никак не чурается «вчерашних знаний».

Но составители «Кругосвета» ®  стремятся собирать и самые свежие, наиновейшие знания. Правда, тут риск – выдержат они проверку временем? Напишем о последнем открытии – а не отвергнут его завтра утром? О действующем политике – а не покажет он завтра совсем другое лицо?

Так что «Кругосвет» ®  все время в работе. 

Задание: поработайте с энциклопедией «Кругосвет»:

Задание: поработайте с энциклопедией «Кругосвет»:

  • Зайдите на сайт https://www.krugosvet.ru
  • Выберите интересный вам раздел.
  • В алфавитном разделе найдите интересную вам статью (текст).
  • Прочитайте.
  • Поделитесь самыми интересными познавательными фактами, которые вы узнали, в чате «Смысловое чтение».
  • Объясните, почему этот текст вы считаете познавательным и интересным.
Подведем итоги познавательная функция  направлена на получение информации и получение знаний; регулятивная функция  направлена на управление практической деятельностью, на развитие жизненного опыта (умение поступить в соответствии с полученной информацией); ценностно-ориентировочная функция  направлена на воспитание личностных качеств на воздействие на эмоциональную сферу. ! Познавательное чтение побуждает к поиску необходимых сведений, пополнению знаний.

Подведем итоги

  • познавательная функция  направлена на получение информации и получение знаний;
  • регулятивная функция  направлена на управление практической деятельностью, на развитие жизненного опыта (умение поступить в соответствии с полученной информацией);
  • ценностно-ориентировочная функция  направлена на воспитание личностных качеств на воздействие на эмоциональную сферу.

! Познавательное чтение побуждает к поиску необходимых сведений, пополнению знаний.

Мысль на прощание…   Люди, которые читают книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор .      (Ф.Жанлис) Как вы понимаете эти слова?

Мысль на прощание…

Люди, которые читают книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор .

(Ф.Жанлис)

Как вы понимаете эти слова?

Всего доброго!  До встречи в следующий вторник

Всего доброго!

До встречи в следующий вторник

Сохранить у себя:
Методические материалы для развития читательской грамотности

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки