![Тайны смыслового чтения Внеурочный курс. 8 класс. Занятие № 2. Чтение. Функции чтения.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2024/03/13/i_65f154ba3dea5/img_phpHKoFOk__8_0.jpg)
Тайны смыслового чтения
Внеурочный курс.
8 класс.
Занятие № 2.
Чтение. Функции чтения.
![Вспомним… Признаки текста: Текст 1. Членимость текста (состоит из двух и более предложений). 2. Смысловая цельность (единство темы, основной мысли). 3. Связность (смысловая и грамматическая связь между предложениями). 4. Относительная законченность. 5. Логическая связь частей. - это группа предложений, связное законченное высказывание, служащее для выражения общей мысли. Все предложения связаны друг с другом по смыслу.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2024/03/13/i_65f154ba3dea5/img_phpHKoFOk__8_1.jpg)
Вспомним…
Признаки текста:
Текст
1. Членимость текста (состоит из двух и более предложений).
2. Смысловая цельность (единство темы, основной мысли).
3. Связность (смысловая и грамматическая связь между предложениями).
4. Относительная законченность.
5. Логическая связь частей.
- это группа предложений, связное законченное высказывание, служащее для выражения общей мысли. Все предложения связаны друг с другом по смыслу.
![Вспомним…](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2024/03/13/i_65f154ba3dea5/img_phpHKoFOk__8_2.jpg)
Вспомним…
- Тема текста – это то, о чем говорится в тексте (можно задать вопрос: о чем говорится в тексте?
- Проблема текста - вопрос, над которым размышляет автор
- Идея (главная, основная мысль) текста – это то главное, что хотел сказать автор. Можно задать вопрос: чему учит текст, что этим текстом автор хотел сказать нам?
- Тема и основная мысль связаны между собой.
- Озаглавить текст – это значит кратко назвать его тему или основную мысль
![Восстановите строки из известного стихотворения Ф.И. Тютчева . Прошла, в окно, Зима, пора, недаром, злится, стучится, ее, Весна, со двора, гонит, И. Все, И, Зиму, засуетилось, нудит, и, жаворонки, трезвон, в небе, все, вон, Уж, подняли.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2024/03/13/i_65f154ba3dea5/img_phpHKoFOk__8_3.jpg)
Восстановите строки из известного стихотворения Ф.И. Тютчева .
Прошла, в окно, Зима, пора, недаром, злится, стучится, ее,
Весна, со двора, гонит, И.
Все, И, Зиму, засуетилось, нудит, и, жаворонки, трезвон, в небе, все, вон, Уж, подняли.
![Зима недаром злится, Прошла ее пора – Весна в окно стучится И гонит со двора. И все засуетилось, Все нудит Зиму вон – И жаворонки в небе Уж подняли трезвон. Ф.И. Тютчев](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2024/03/13/i_65f154ba3dea5/img_phpHKoFOk__8_4.jpg)
Зима недаром злится, Прошла ее пора – Весна в окно стучится И гонит со двора. И все засуетилось, Все нудит Зиму вон – И жаворонки в небе Уж подняли трезвон.
Ф.И. Тютчев
![Сегодня на занятии … ЧТЕНИЕ ФУНКЦИИ ЧТЕНИЯ](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2024/03/13/i_65f154ba3dea5/img_phpHKoFOk__8_5.jpg)
Сегодня на занятии …
ЧТЕНИЕ
ФУНКЦИИ ЧТЕНИЯ
![Чтение Читать умеет сейчас практически любой человек, начиная со школьного (а то и дошкольного) возраста. Но навыки чтения, безусловно, различны у разных людей. Это зависит прежде всего от уровня образования человека. В процессе коммуникации (как процессе обмена информацией) умение быстро и рационально читать является одним из необходимых условий ее эффективности.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2024/03/13/i_65f154ba3dea5/img_phpHKoFOk__8_6.jpg)
Чтение
Читать умеет сейчас практически любой человек, начиная со школьного (а то и дошкольного) возраста. Но навыки чтения, безусловно, различны у разных людей. Это зависит прежде всего от уровня образования человека.
В процессе коммуникации (как процессе обмена информацией) умение быстро и рационально читать является одним из необходимых условий ее эффективности.
![Чтение. Факты. Проверка читательской грамотности 15-летних школьников в рамках Международного исследования PISA, выявило, что российские школьники значительно отстают от своих сверстников в уровне сформированности читательских умений: умение найти и извлечь информацию из текста, умение интегрировать и интерпретировать сообщения текста, умение осмыслить и оценить сообщения текста.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2024/03/13/i_65f154ba3dea5/img_phpHKoFOk__8_7.jpg)
Чтение. Факты.
Проверка читательской грамотности 15-летних школьников в рамках Международного исследования PISA, выявило, что российские школьники значительно отстают от своих сверстников в уровне сформированности читательских умений: умение найти и извлечь информацию из текста, умение интегрировать и интерпретировать сообщения текста, умение осмыслить и оценить сообщения текста.
![Чтение. Факты. Россия – самая читающая в недавнем прошлом страна в мире, сегодня практически утратила интерес к чтению: 35 % населения никогда не читают, 43 % - от случая к случаю, лишь 22 % читают каждый день. Читательская грамотность из разряда базовых перешла в разряд «элитарных» умений, которыми в совершенстве владеют лишь 3 % россиян.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2024/03/13/i_65f154ba3dea5/img_phpHKoFOk__8_8.jpg)
Чтение. Факты.
Россия – самая читающая в недавнем прошлом страна в мире, сегодня практически утратила интерес к чтению:
35 % населения никогда не читают,
43 % - от случая к случаю,
лишь 22 % читают каждый день.
Читательская грамотность из разряда базовых перешла в разряд «элитарных» умений, которыми в совершенстве владеют лишь 3 % россиян.
![Чтение. Факты. Оценивая сегодняшнее состояние чтения, эксперты, работавшие над Национальной программой поддержки и развития чтения, констатируют: «Современная ситуация в России может характеризоваться как системный кризис читательской культуры. Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением» .](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2024/03/13/i_65f154ba3dea5/img_phpHKoFOk__8_9.jpg)
Чтение. Факты.
Оценивая сегодняшнее состояние чтения, эксперты, работавшие над Национальной программой поддержки и развития чтения, констатируют: «Современная ситуация в России может характеризоваться как системный кризис читательской культуры. Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением» .
![Что такое ЧТЕНИЕ? Чтение — рецептивный вид речевой деятельности, связанный со зрительным восприятием речевого сообщения, закодированного с помощью графических символов, то есть букв. Суть процесса чтения состоит в декодировании (расшифровке) графических символов и переводе их в мыслительные образы. Целью чтения является получение и переработка письменной информации.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2024/03/13/i_65f154ba3dea5/img_phpHKoFOk__8_10.jpg)
Что такое ЧТЕНИЕ?
Чтение — рецептивный вид речевой деятельности, связанный со зрительным восприятием речевого сообщения, закодированного с помощью графических символов, то есть букв.
Суть процесса чтения состоит в декодировании (расшифровке) графических символов и переводе их в мыслительные образы.
Целью чтения является получение и переработка письменной
информации.
![Функции чтения:](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2024/03/13/i_65f154ba3dea5/img_phpHKoFOk__8_11.jpg)
Функции чтения:
- познавательная функция направлена на получение информации и получение знаний;
- регулятивная функция направлена на управление практической деятельностью, на развитие жизненного опыта (умение поступить в соответствии с полученной информацией);
- ценностно-ориентировочная функция направлена на воспитание личностных качеств на воздействие на эмоциональную сферу.
![Познавательное чтение Побуждает к поиску необходимых сведений, пополнению знаний.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2024/03/13/i_65f154ba3dea5/img_phpHKoFOk__8_12.jpg)
Познавательное чтение
Побуждает к поиску необходимых сведений, пополнению знаний.
![Жилища литературных героев. Задание : определите имя героя, название произведения, автора. ТЕКСТ 1. «…нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука: во время грозы облака будут спускаться до моей кровли. Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном полисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками. Вид с трех сторон у меня чудесный»](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2024/03/13/i_65f154ba3dea5/img_phpHKoFOk__8_13.jpg)
Жилища литературных героев.
- Задание : определите имя героя, название произведения, автора.
ТЕКСТ 1. «…нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука: во время грозы облака будут спускаться до моей кровли. Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном полисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками. Вид с трех сторон у меня чудесный»
![Жилища литературных героев. Задание : определите имя героя, название произведения, автора. ТЕКСТ 2. «Я вошел в чистенькую комнатку, убранную по-старинному. В углу стоял шкаф с посудой; на стене висел диплом офицерский за стеклом и в рамке; около него красовались лубочные картинки, представляющие взятие Кистрина и Очакова, также выбор невесты и погребение кота. У окна сидела старушка в телогрейке и с платком на голове».](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2024/03/13/i_65f154ba3dea5/img_phpHKoFOk__8_14.jpg)
Жилища литературных героев.
- Задание : определите имя героя, название произведения, автора.
ТЕКСТ 2. «Я вошел в чистенькую комнатку, убранную по-старинному. В углу стоял шкаф с посудой; на стене висел диплом офицерский за стеклом и в рамке; около него красовались лубочные картинки, представляющие взятие Кистрина и Очакова, также выбор невесты и погребение кота. У окна сидела старушка в телогрейке и с платком на голове».
![Работа с текстом Прослушайте, прочитайте текст. Ответьте на вопросы.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2024/03/13/i_65f154ba3dea5/img_phpHKoFOk__8_15.jpg)
Работа с текстом
Прослушайте, прочитайте текст. Ответьте на вопросы.
- Какая внешность была у девушки?
- Почему у неё начал развиваться комплекс неполноценности?
- О чём она мечтала?
- Что советовала ей подруга?
- Кто пришёл к ним в гости?
- Что сказал ей молодой человек?
- Что почувствовала девушка?
- Можно ли назвать чтение этого текста познавательным? Обоснуйте свой ответ.
Эти и другие произведения можно прочитать на крупнейшем сетевом портале, публикующем качественную современную прозу и поэзию — «Журнальный зал» (magazines.russ.ru). Кроме того, очень много хороших рассказов можно найти в лонг-листе литературной премии имени Юрия Казакова (он тоже публикуется в «Журнальном зале»).
- Ирина Полянская. «Утюжок и мороженое»
Это грустный рассказ, который совершенно четко ставит проблему взаимоотношения ребенка и семьи. Рассказ о том, как трагически родители могут не понимать детей и как дети теряют доверие к родным. Безусловно, сейчас эта тема в литературе для средних и старших подростков разрабатывается очень активно.
- Вячеслав Комков. « Я — немец»
Рассказ на ту же тему — взаимоотношения родителей и детей, но тут ситуация противоположная. Очень трудный ребенок — и терпение и любовь родителей... Такие рассказы обязательно нужно после совместного чтения обсуждать, разбирать описанные там ситуации.
- Елена Долгопят. «Часы»
Этот рассказ фантастический, вернее, даже сказочный — там у героя-подростка появляется возможность что-то менять в своем прошлом, но любое такое изменение меняет его настоящее. Стоит ли оно того? Вопрос, который очень полезно обсуждать с детьми. Ведь за фантастическим антуражем здесь стоит совершенно реальная проблема — ответственность за любой свой выбор, осознание его последствий.
![Знание состоит не столько в запасе сведений, сколько в умении найти эти сведения в книгах. В. Брюсов](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2024/03/13/i_65f154ba3dea5/img_phpHKoFOk__8_17.jpg)
Знание состоит не столько в запасе сведений, сколько в умении найти эти сведения в книгах. В. Брюсов
- Энциклопедия - ( от греч. enkyklios paideia - обучение по всему кругу знаний), научное или научно-популярное справочное издание, содержащее наиболее существенную информацию по всем или отдельным областям знания или практической деятельности.
- Энциклопедии бывают универсальные (по всем областям знаний) и отраслевые (определенный предмет знаний).
- По своей структуре делятся на алфавитные (материал располагается в алфавите терминов) и систематические
![В какую область знания вы разместили бы статьи? Самая грустная рыба Одним из наиболее причудливых жителей океана можно назвать глубоководную рыбу-каплю. Её желеобразное тело и унылое, почти человеческое «лицо» с приплюснутым носом словно созданы, чтобы олицетворять мировую печаль. У чудо-рыбы нет плавательного пузыря и чешуи. Она ведёт придонный образ жизни и прекрасно чувствует себя на больших глубинах, где прячется от рыбаков и прочих любопытствующих. Самое выносливое существо Если хотите знать, какое существо выживет после атомной войны и полетит в открытый космос, не сомневайтесь: это тихоходка. Крошечный организм (от 1 до 1,5 мм), также известный как «водяной медведь», встречается повсеместно: на дне океанов и на вершинах гор. Благодаря способности тихоходок впадать в анабиоз путём высушивания и «оживать» аж через 10-20 лет учёные признали их способными «воскресать из мёртвых».](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2024/03/13/i_65f154ba3dea5/img_phpHKoFOk__8_18.jpg)
В какую область знания вы разместили бы статьи?
Самая грустная рыба
Одним из наиболее причудливых жителей океана можно назвать глубоководную рыбу-каплю. Её желеобразное тело и унылое, почти человеческое «лицо» с приплюснутым носом словно созданы, чтобы олицетворять мировую печаль.
У чудо-рыбы нет плавательного пузыря и чешуи. Она ведёт придонный образ жизни и прекрасно чувствует себя на больших глубинах, где прячется от рыбаков и прочих любопытствующих.
Самое выносливое существо
Если хотите знать, какое существо выживет после атомной войны и полетит в открытый космос, не сомневайтесь: это тихоходка.
Крошечный организм (от 1 до 1,5 мм), также известный как «водяной медведь», встречается повсеместно: на дне океанов и на вершинах гор.
Благодаря способности тихоходок впадать в анабиоз путём высушивания и «оживать» аж через 10-20 лет учёные признали их способными «воскресать из мёртвых».
![Живой мир](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2024/03/13/i_65f154ba3dea5/img_phpHKoFOk__8_19.jpg)
Живой мир
![Словари](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2024/03/13/i_65f154ba3dea5/img_phpHKoFOk__8_20.jpg)
Словари
- Толковый
- Орфографический
- Фразеологический
- Словарь иностранных слов
- Словарь синонимов
- Этимологический
- Словарь омонимов
- Словообразовательный
![Крупнейшие интернет-энциклопедии Рунета .](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2024/03/13/i_65f154ba3dea5/img_phpHKoFOk__8_21.jpg)
Крупнейшие интернет-энциклопедии Рунета .
- ru.wikipedia.org — Википедия Википедия является свободной энциклопедией, а значит, авторами статей для этого всеобъемлющего источника являются сами посетители. Поэтому информация обновляется очень быстро, статьи на злободневные темы появляются максимально оперативно. Русскоязычный раздел Википедии содержит более 800 тысяч статей, и их число постоянно увеличивается. Главный недостаток самой крупной интернет-энциклопедии – это субъективизм некоторых статей. Порой достоверность сведений в Википедии вызывает нарекания у специалистов. Но все равно именно этот ресурс является самым популярным, причем, не только в Рунете .
- Encyclopedia.ru – Мир энциклопедий Ресурс содержит не сами статьи, а ссылки на сайты самых разных, универсальных и специализированных, энциклопедий. Прежде чем отправить пользователя по ссылке, «Мир энциклопедий» расскажет, как работает поиск на указанном сайте, сколько там статей и иллюстраций. На страничке можно найти ссылки на справочные издания общего типа, ресурсы по психологии, философии, математике, искусству и другим областям знаний.
![Dic.academic.ru – Академик. Академик – это огромное собрание энциклопедий на самые разные темы: от Большой Советской до Энциклопедии средневекового оружия. Ресурс предлагает скачать бесплатные приложения для Android и iOS. Помимо энциклопедий на сайте представлено великое множество словарей, как на русском, так и на иностранных языках. К примеру, словарь военных терминов и англо-русский юридический словарь. Megabook.ru](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2024/03/13/i_65f154ba3dea5/img_phpHKoFOk__8_22.jpg)
- Dic.academic.ru – Академик. Академик – это огромное собрание энциклопедий на самые разные темы: от Большой Советской до Энциклопедии средневекового оружия. Ресурс предлагает скачать бесплатные приложения для Android и iOS. Помимо энциклопедий на сайте представлено великое множество словарей, как на русском, так и на иностранных языках. К примеру, словарь военных терминов и англо-русский юридический словарь.
- Megabook.ru — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия. Онлайн-энциклопедия содержит 150 тысяч статей и 60 тысяч медиаобъектов. Ресурс имеет универсальную тематику и предназначен, в первую очередь, для учащихся — школьников и студентов. Здесь есть статьи по биологии, географии, истории, технике и другим областям знаний. Большинство статей содержит иллюстрации и видеозаписи, что выгодно отличает проект от просто оцифрованных бумажных энциклопедий.
![Энциклопедия Кругосвет Универсальная научно-популярная энциклопедия https:// www.krugosvet.ru О ПРОЕКТЕ Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия «КРУГОСВЕТ» Говорят, что энциклопедия – это свод вчерашних знаний, составленный сегодняшним днем для завтрашнего. Что ж, от «вчерашних знаний» никуда не уйдешь – это опыт, накопленный человечеством. В таком опыте есть и вечные истины, о них надо напоминать, иначе они вечно забываются. Так что «Кругосвет» ® никак не чурается «вчерашних знаний». Но составители «Кругосвета» ® стремятся собирать и самые свежие, наиновейшие знания. Правда, тут риск – выдержат они проверку временем? Напишем о последнем открытии – а не отвергнут его завтра утром? О действующем политике – а не покажет он завтра совсем другое лицо? Так что «Кругосвет» ® все время в работе.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2024/03/13/i_65f154ba3dea5/img_phpHKoFOk__8_23.jpg)
Энциклопедия Кругосвет Универсальная научно-популярная энциклопедия
- https:// www.krugosvet.ru
- О ПРОЕКТЕ
Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия «КРУГОСВЕТ»
Говорят, что энциклопедия – это свод вчерашних знаний, составленный сегодняшним днем для завтрашнего. Что ж, от «вчерашних знаний» никуда не уйдешь – это опыт, накопленный человечеством. В таком опыте есть и вечные истины, о них надо напоминать, иначе они вечно забываются. Так что «Кругосвет» ® никак не чурается «вчерашних знаний».
Но составители «Кругосвета» ® стремятся собирать и самые свежие, наиновейшие знания. Правда, тут риск – выдержат они проверку временем? Напишем о последнем открытии – а не отвергнут его завтра утром? О действующем политике – а не покажет он завтра совсем другое лицо?
Так что «Кругосвет» ® все время в работе.
![Задание: поработайте с энциклопедией «Кругосвет»:](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2024/03/13/i_65f154ba3dea5/img_phpHKoFOk__8_24.jpg)
Задание: поработайте с энциклопедией «Кругосвет»:
- Зайдите на сайт https://www.krugosvet.ru
- Выберите интересный вам раздел.
- В алфавитном разделе найдите интересную вам статью (текст).
- Прочитайте.
- Поделитесь самыми интересными познавательными фактами, которые вы узнали, в чате «Смысловое чтение».
- Объясните, почему этот текст вы считаете познавательным и интересным.
![Подведем итоги познавательная функция направлена на получение информации и получение знаний; регулятивная функция направлена на управление практической деятельностью, на развитие жизненного опыта (умение поступить в соответствии с полученной информацией); ценностно-ориентировочная функция направлена на воспитание личностных качеств на воздействие на эмоциональную сферу. ! Познавательное чтение побуждает к поиску необходимых сведений, пополнению знаний.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2024/03/13/i_65f154ba3dea5/img_phpHKoFOk__8_25.jpg)
Подведем итоги
- познавательная функция направлена на получение информации и получение знаний;
- регулятивная функция направлена на управление практической деятельностью, на развитие жизненного опыта (умение поступить в соответствии с полученной информацией);
- ценностно-ориентировочная функция направлена на воспитание личностных качеств на воздействие на эмоциональную сферу.
! Познавательное чтение побуждает к поиску необходимых сведений, пополнению знаний.
![Мысль на прощание… Люди, которые читают книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор . (Ф.Жанлис) Как вы понимаете эти слова?](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2024/03/13/i_65f154ba3dea5/img_phpHKoFOk__8_26.jpg)
Мысль на прощание…
Люди, которые читают книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор .
(Ф.Жанлис)
Как вы понимаете эти слова?
![Всего доброго! До встречи в следующий вторник](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2024/03/13/i_65f154ba3dea5/img_phpHKoFOk__8_27.jpg)
Всего доброго!
До встречи в следующий вторник