Методическая разработка урока по литературному чтению в 4 классе по теме Стихотворение Н.А. Некрасова «Школьник»

Методическая разработка соответствует требованиям ФГОС.Тип урока: открытие новых знаний.

Данный урок знакомит детей с творчеством Н.А.Некрасова,прививает любовь к чтению, учит ставить перед собой учебную задачу и находить пути её решения.При проведении урока используется работа детей в парах, групповая работа, проблемный и поисковый методы познания.Достижению задач урока способствует составление кластера, рисунки ассоциации со словом "детство".

Содержимое разработки

Тема: Стихотворение Н.А. Некрасова «Школьник»

Тип: открытие нового знания

Задачи:

  • учить определять учебную задачу урока, планировать её выполнение, осуществлять самоконтроль;

  • учить анализировать поэтический текст;

  • учить читать стихи выразительно

Планируемые результаты

Предметные:

  • читать стихи выразительно, отражая чувства лирического героя;

  • находить средства художественной выразительности, помогающие увидеть картины, созданные автором

Метапредметные:

  • выполнять учебную задачу урока по выразительному чтению и анализу текста;

  • анализировать художественный текст на основе ключевых слов

Личностные:

  • проявлять интерес к поэзии;

  • получать эстетическое удовольствие от чтения книг русских классиков

Планируемый результат

Предметные: передавать интонацией своё отношение к читаемому, объяснять поступки героев и аргументировать своё отношение к ним.
Личностные: наличие мотивации к работе на результат, к творческому труду. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса.
Метапредметные: готовность слушать собеседника и вести диалог.


Ресурсы: учебник, ч. 1«Литературное чтение. 4-й класс», презентация

Методы: репродуктивный; проблемный;  поисковый метод познания.

Формы работы: фронтальная, групповая, в паре, индивидуальная.

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.Общая готовность детей к уроку.

Всем добрый день.

- Помашите рукой те, у кого сегодня отличное настроение.

-Улыбнитесь те, кто сегодня настроен на хорошую работу.

Самоконтроль готовности к уроку.
Реакция на учителя, внимание.

Личностные:
самоопределение;
Регулятивные:
самоконтроль ;
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Актуализация знаний, появление темы, проблемы урока


ВКЛЮЧИТЬ МУЗЫКУ

Мир детства – самый лучший мир,

Наивный, добрый и счастливый,

Ребенок хочет быть большим,

Стремится жить во взрослом мире.

Как вы думаете, почему я

начала наш урок с этого стихотворения?

Для дальнейшей работы я попрошу вас образовать группы.

Самостоятельно, подумайте, что для каждого из вас детство?  И поделитесь своими мыслями с ребятами в группе.

Запишите свои ассоциации, которые приходят на ум, когда вы слышите слово ДЕТСТВО.

Давайте послушаем, какие ассоциации вы написали.

А сейчас, ребята, я попрошу вас, письменно ответить на вопрос, что такое детство и каким оно может быть?

Напишите ответ в объёме 2-3 предложений.

Давайте послушаем, какие ответы получилось у групп.

А как вы думаете, бывает ли несчастливым детство?

Всех вас, ребята можно назвать счастливыми детьми? Замечательно. Я желаю вам, чтобы ваша жизнь была такой же светлой и радостной как ваше детство.

Мы будем говорить о детстве

Групповая работа: кластер «Детство» рисуют на листочках ассоциации со словом Детство.

Группы делятся своими ассоциациями (1 группа)

и листочки вывешивают на доску

Рассуждения детей.



Личностные

Коммуникативные

Познавательные

Групповая работа: (3 группы по 5 чел.)

3.Мотивация познавательной деятельности.

Целеполагание

Определить тему урока, поставить цели, наметить план учебных действий

Продолжаем с вами урок. Узнайте, откуда эти строчки и кто автор.

В августе, около Малых Вежей,

Со старым Мазаем я бил дупелей.

Однажды в студёную зимнюю пору,

Я из лесу вышел, был сильный мороз.

Определите тему урока

(вывесить портрет Некрасова на доску.)

Кто догадался, какую тему будем рассматривать в произведении Н. Некрасова?

(вывесить слово «детство» на доску.)

А какие учебные цели вы поставите перед собой на этом уроке?

У всех одинаковые цели на уроке?

(«Дедушка Мазай и зайцы». Н.А. Некрасов.)

(«Мужичок с ноготок». Н.А. Некрасов)

Н.А. Некрасов и  его произведения

Тема детства

1. Познакомиться с новыми произведениями Некрасова Н.А.

2. Учиться анализировать стихотворений.

3. Учиться читать стихи выразительно

Познавательные (информационные - извлечение информации) Коммуникативные

Регулятивные (принятие цели и постановка задач урока)

Личностные (установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом)

Регулятивные (составление плана и последовательности действий)

4. Организация познавательной деятельности

Над какой целью мы начнём сейчас работать?

В каком веке жил поэт?

У меня сегодня есть помощники, которые расскажут нам о детстве Николая Некрасова.

А вы ребята, внимательно послушайте и скажите, каким на ваш взгляд было детство Николая Некрасова?

Откройте стр.  147 учебника

и назовите произведение, с которым вам предстоит познакомиться

(вывесить слово «школьник» на доску.)

Можно ли по названию сказать о ком будет идти речь в стихотворении?

Послушайте стихотворение «Школьник» и поделитесь теми картинами, которые вы представили себе во время прослушивания и верны ли были ваши предположения о ком это стихотворение.

Мы должны познакомиться с новым произведением Николая Некрасова

Середина 19 века

1821-1877/78

Сообщение (2 ученика)

Стихотворение Некрасова «Школьник»

Ответы детей

(Аудиоприложение)

Слушают стихотворение, рассказывают о представленных ими картинах.


5. физкультминутка

Но сначала отдохнём. Включить музыку.

Дети выполняют движения под музыку.


6. Работа с текстом произведения (аналитическое чтение).

Самостоятельно прочтите всё стихотворение и отметьте непонятные слова в тексте.

1. Прочтите первое четверостишие.

Объясните, в каком смысле употреблено слово ДОРОГА; можно ли эту дорогу назвать судьбой, жизнью;

Какой эпитет характеризует дорогу?

Почему автор называет её невесёлой?

Подберите синонимы к этому слову.

Найдите в первом четверостишии обращение, зачитайте его.

Можно ли по этому слову определить отношение автора к мальчику?

2.Прочтите второе четверостишие.

Какие чувства испытывает автор к школьнику? (1,2 строки – сочувствие; 3,4 строки – подбадривание)

3.Прочтите третье, четверостишие.

О ком говорит поэт?

А кто это?

Я сейчас вам расскажу об истории создания стихотворения «Школьник»

Одного из голодных, оборванных школьников поэт встретил однажды на пустынной проезжей дороге и вспомнил при этом Михаила Васильевича Ломоносова  -

 (1 слайд)великого «архангельского мужика», который, желая учиться,

(2 слайд) пришёл пешком в Москву из далёкой северной деревни, долго жил впроголодь,

(3 слайд) бедствовал, но всё же учился,

(4 слайд) прочитал множество книг,(5слайд)изучил физику химию, металлургию и другие науки, стал знаменитым русским учёным, совершившим много научных открытий.

(6 слайд) В настоящее время Московский государственный университет носит имя Михаила Васильевича Ломоносова.

Кто же подтолкнул поэта к написанию стихотворения?

Как вы думаете, ребята, относится ли название стихотворения только к Ломоносову или ко всякому, кто прошел славным путем знаний?

Найдите эпитеты в этом четверостишие (разумен, велик)

4.Прочтите стихотворение до конца.

Объясните значение слова поприще (в любой области науки можно развиваться) 

Найдите в 5-ой строфе, какой совет даёт автор своему герою.

Найдите и прочитайте строки, которые подтверждают, что многие люди прошли трудный путь учения.

Какое значение имеют эти строки? Что заключено в этих строках?

Най Назовите эпитеты, с помощью которых рассказывается о талантливых российских людях

Какое чувство, настроение вызвало у вас это стихотворение? /Сожаления, печали, грусти/ гордости за родину

Вторичное знакомство с текстом.

Читают и отвечают, что слово ДОРОГА употреблено и в прямом (дорога, по которой идёт мальчик), и в переносном значении (дорога жизни, дорога судьбы – у каждого она своя)

НЕВЕСЁЛАЯ

Объясняют, что автор называет дорогу невесёлой, потому что мальчик может встретить много преград.

Подбирают синонимы: невесёлая – нерадостная, грустная, тяжёлая.

Указывают, что автор обращается к мальчику, выражая доброе отношение к нему словом дружок.

Доказывают, что автор не только сочувствует подростку, но и подбадривает его.

Об архангельском мужике

??? (Михаил Васильевич Ломоносов)

Слушают рассказ учителя

(Михаил Васильевич Ломоносов)

Объясняют, что путь учения прошли многие великие русские люди, в том числе и Михаил Ломоносов.

Словарная работа. Находят в толковом словаре значение слова  (стр.220)

Читают 6-ую строфу

(В них заключена основная мысль стихотворения).

Работа в парах

Разумен, велик, славных

Познавательные (информационные - извлечение информации) Коммуникативные

7. Диагностика достижения планируемых результатов

Сделайте анализ стихотворения «Школьник». Заполните таблицу.

Работа в парах

1или 2 пары

Регулятивные (контроль, оценка)

8. Творческая работа.

Продолжаем работу в парах.

Вспомните, что вы говорили о стихотворении, подумайте, как выразительно прочтёте его.

Прочитайте выразительно друг другу по трём строфам.

Выразительное чтение.

Работа в парах

Готовятся к выразительному чтению.


9. Рефлексия

Вспомните, какие учебные цели вы ставили перед собой?

Удалось ли достичь поставленных целей?

Довольны ли вы своей работой на уроке?

Ответы детей.

Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)

10. Самооценка

Оцените вашу работу на уроке.

Дети заполняют лист самооценки.

Они выбирают смайлика с улыбкой, если урок понравился, и на уроке было всё понятно.

Или грустного смайлика, если в течение урока возникали трудности.

Заполняют лист самооценки:


Регулятивные (контроль, оценка)

11. Д/з

Стр. 147-148 выразительно читать, по желанию можно выучить наизусть.












Я активно работал в группе.

Я смог определить тему урока

Я смог проанализировать художественный текст на основе ключевых слов

Я смог выразительно прочитать

Я активно работал в паре.

Мне удалось достичь поставленной задачи

Моя самооценка










Стихотворение

Н.А. Некрасова


________________________________________________________________________________


«Школьник»



СЛОВАРНАЯ РАБОТА


Славных- знаменитых, хороших


Разумен- понимающий, умный


Поприще-сфера, область, мир


Не бездарна- талантлива, способна


         КИНЬЛОКШ

    ____________________________________________________ 

ДЕТСТВО ДОРОГА-

__________________________________________________________________________

СУДЬБА ЖИЗНЬ

___________________________________________________

ДЕТСТВО


Сохранить у себя:
Методическая разработка урока по литературному чтению в 4 классе по теме Стихотворение Н.А. Некрасова «Школьник»

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки