Государственное казенное общеобразовательное учреждение Калужской области
«Бетлицкая школа - интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
с ограниченными возможностями здоровья»
Методическая разработка урока чтения в 3- м классе
И. Суриков. Зима.
Е. А. Егоренкова,
учитель высшей
квалификационной категории
2019 год
Пояснительная записка
Урок по теме «И. Суриков. Зима» входит в систему уроков по чтению в соответствии с Программой специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида под редакцией И. М. Бгажноковой. По программе 3-его класса данный урок поводится в III четверти, целью которого является формирование навыка выразительного чтения стихотворений, знакомства с творчеством поэта.
Чтение является важным учебным предметом. Его направленность на социализацию умственно отсталого ребенка, на коррекцию и развитие речемыслительных способностей детей, на формирование эмоционального отношения к действительности и нравственных позиций поведения – все это еще раз подчеркивает значимость обучения чтению обучающихся с нарушениями интеллекта.
Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание уделяется формированию навыка правильного чтения, которым дети с нарушением интеллекта овладевают с большим трудом в силу особенностей психического развития, что затрудняет понимание содержания прочитанного и тормозит развитие темпа чтения. Каждый из этапов развития навыков чтения имеет свои трудности и требует подбора специальных методов и приемов обучения. Работа над выразительностью чтения начинается с переноса выразительной устной речи на процесс чтения, собственно тогда, когда школьники переходят на чтение целыми словами.
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведения, направленного на выяснение информации, заложенной в тексте, смысловых связей между описанными событиями и действиями героев.
Цель:
Познакомить с содержанием стихотворения И. Сурикова «Зима».
Задачи:
Образовательные: обучать пониманию поэтической речи; совершенствовать навык выразительного чтения; помочь обучающимся создать образ русской зимы; обогащать словарный запас обучающихся;
Коррекционно-развивающие: развивать память на основе заучивания текста стихотворения; речь; воображение;
Воспитательные: раскрыть нравственный смысл произведения (любить природу края – значит: любить Родину.); воспитывать интерес к чтению поэзии, умение слушать.
Место: классный кабинет.
Участники: обучающиеся 3-его класса
Общее время урока: 40 минут
Тип урока: Комбинированный урок.
Используемые методы и приемы работы:
беседа, опрос;
работа с учебником;
коллективная работа;
индивидуальная работа;
самостоятельная работа;
ИКТ.
Формы работы обучающихся: коллективная работа (анализ и самооценка), работа в парах, фронтально-групповая работа, самостоятельная работа.
Современные образовательные технологии: обучение в сотрудничестве (групповая работа), здоровье сберегающие технологии (равномерное распределение различных видов заданий, чередование мыслительной деятельности с физминутками), информационно-коммуникативные технологии
Предварительная подготовка.
- разучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»;
- повторение правил выразительного чтения стихотворений.
Оборудование: музыка П. И. Чайковского «Декабрь. Святки», слайды (зимние пейзажи), таблички, памятки, толковый словарь.
Ход урока
№ | Название этапа | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Время этапа |
1 | Орг. момент. |
| Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать. | 30сек. |
12 | Речевая разминка
| 1. - Прочитайте друг другу предложения, которые записаны на доске, выделяя голосом (интонацией) выделенное слово. 1. Мы прочитали стихотворение Сурикова «Детство». 2. Мы прочитали стихотворение Сурикова «Детство». 3. Мы прочитали стихотворение Сурикова «Детство». 4. Мы прочитали стихотворение Сурикова «Детство». - Изменяется смысл предложений? - Какой новый смысловой оттенок получается в каждом случае? - Прочитаем предложения ещё раз. Проследите за тем, как голосом выделяется заданное слово. (Устанавливается, что выделение важного по значению слова в предложении происходит посредством усиления, протяжности и некоторого повышения звучания голоса.) 2. Работа с пословицей. - Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. - Прочитайте пословицу выразительно, ставя ударение на выделенные слова. - Объясните смысл этой пословицы. | Читают предложения, выделяя интонацией выделенное слово.
Да.
1. Обращаем внимание на то, что мы прочитали стихотворение, а никто-то другой. 2. Обращаем внимание на то, что мы прочитали стихотворение. 3. Обращаем внимание на то, что прочитали стихотворение Сурикова. 4. Обращаем внимание на то, что прочитали стихотворение Сурикова «Детство», а не какое-либо другое.
Читают предложения ещё раз.
Читают пословицу, выделяя интонацией выделенные слова. Как бы не было красиво в других странах, своя страна ближе, роднее. Если ты находишься заграницей, то через какое-то время тебя тянет на Родину, ты начинаешь скучать по родным, любимым и знакомым местам, местам, где ты родился, вырос. | 4 мин |
23 | Проверка пройденного материала | - На прошлом уроке мы познакомились с жизнью и творчеством Ивана Захаровича Сурикова. Многие стихи поэта были посвящены русской природе и детям. Сегодня мы с вами продолжим ознакомление с его творчеством. Но сначала давайте вспомним его биографию. - Вам нужно выбрать правильные варианты ответов на вопросы и на основе ответов составить рассказ об Иване Захаровиче Сурикове. (Учитель задает вопросы и предлагает варианты ответов. Правильные ответы вывешиваются на доске). 1. Будущий поэт родился А) в Саратовской губернии; Б) в Самарской губернии; В) в Ярославской губернии; 2. Иван Суриков родился в семье А) Дворянина Б) Крестьянина В) Купца 3. В 1862 году Суриков познакомился с поэтом, который оценил талант юноши и помог ему выступить со стихами в печати. Как звали этого поэта? А) Алексей Николаевич Плещеев; Б) Афанасий Афанасьевич Фет; В) Федор Иванович Тютчев. 4. Умер Иван Захарович Суриков А) в глубокой старости; Б) в 39 лет от чахотки; - Я вывешу ещё несколько опорных табличек. Составьте рассказ об Иване Сурикове. (Иван Захарович Суриков родился в 1841 году в Ярославской губернии в семье крестьянина. Помогал отцу в торговле, урывками учился грамоте. В конце 50-х годов под впечатлением от прочитанных стихотворений Пушкина стал складывать свои стихи. В 1862 году познакомился с Алексеем Николаевичем Плещеевым, который оценил его талант и помог выступить со стихами в печати. Из-за нищеты был вынужден торговать железным старьем. Умер в 39 лет от чахотки.) |
В Ярославской губернии.
Родился в семье крестьянина.
Это был Алексей Николаевич Плещеев.
В 39 лет от чахотки.
Составляют рассказ о И. З. Сурикове.
| 4 мин |
34 | Проверка домашнего задания | - Вам было задано выучить наизусть первые четыре четверостишия из стихотворения «Детство». Давайте друг друга послушаем и оценим. Слушаем внимательно. И не забываем, что начинаем оценивать всегда с положительных моментов, с того, что получилось. Критерии оценивания: - Был ли назван автор произведения? - Название стихотворения. - Выразительность (темп чтения, интонация, паузы, логическое ударение). - Были ли ошибки в ударении, произношении слов, запинки, замены слов? - Какие чувства вызвало чтение? Смог ли чтец передать настроение автора или стихотворения? | Чтение отрывка наизусть несколькими учениками.
| 6 мин |
45 | Сообщение темы урока. Подготовка к восприятию стихотворе-ния
| - Поэт любил родную землю и воспел её в своих стихах. - Сегодня мы прочитаем одно из его стихотворений, которое называется «Зима». Румяная, полная ярких, искрящихся красок русская зима вдохновляла на творчество не только поэтов, но и художников, и композиторов. - Пётр Ильич Чайковский посвятил зиме три музыкальные композиции, которые включил в цикл «Времена года». Давайте послушаем его пьесу «Декабрь. Святки». Звучит музыка. - Какое впечатление вызвала у вас музыка?
- Какое настроение попытался передать композитор? - Если бы вы были художниками, какие краски использовали бы, изображая эту весёлую зимнюю картину? - Давайте посмотрим иллюстрации, на которых изображена русская зима. - Итак, ребята, композитор с помощью семи нот, переплетённых в гармонию звуков, рисует зимний пейзаж. Художник с помощью палитры красок передаёт зимнее настроение. А вот поэт создаёт свой яркий узор, используя обычные слова, но окрашивая их при этом в эмоциональные, выразительные тона, поэтому мы восторгаемся музыкой стиха. |
Дети слушают музыку.
Музыка вызывает чувство радости, чего-то нового, волшебного, светлого. Представляешь себе, как идет снег, кругом все бело, а снежинки кружатся в вальсе.
Радостное, веселое, озорное.
Светлые, чистые краски.
Просматривают иллюстрации (слайды презентации)
| 5 мин
|
6 | Работа над новой темой. 1). Первичное восприятие стихотворе-ния 2). Работа над содержанием стихотворе- ния Физминутка 1,5 минуты 3).подготовка к выразительному чтению 4). Выразитель-ное чтение стихотворе-ния | - Я прочитаю стихотворение «Зима», а вы попытайтесь представить себе картину, описанную автором в стихотворении. (Чтение стихотворения учителем) Делается небольшая пауза. - Какое чувство у вас возникло от услышанного стихотворения?
- Какие картины вы представили? - Прочитайте стихотворение про себя. - Как понимаете слово «пеленою»? В каком значении оно здесь употреблено? Обратимся к толковому словарю. ПЕЛЕНА – сплошной покров, то, что закрывает, заволакивает со всех сторон (первоначально – кусок ткани, то, во что пеленают). - Что значит покоен? - Прочитайте стихотворение. В группах обсудите вопросы:
- На сколько частей можно разделить это стихотворение? Выделите первую часть - О чем говорится в первой части? - Что радует поэта?
- Что же он описывает?
- Молодцы!
- Что помогает автору так точно и красочно создать зимний пейзаж, описать то, что происходит? - Давайте вспомним, какие выразительные средства языка мы знаем. У вас на партах есть памятки. Прочитайте названия средств художественной выразительности.
- Давайте вспомним что это. Прочитаем определения и примеры, которые нам даны. - Итак, эпитет – это яркое образное определение. Например, Румяная заря. Золотой человек. Поющий костер. Буйные ветры. - Давайте попробуем найти эпитеты в стихотворении. - Зачем поэт использует в своем стихотворении эпитеты? - Как вы думаете, есть ли в этом стихотворении сравнение? - Найдите в первой части стихотворения сравнение.
- Молодцы! - Для чего необходимы сравнения? - О каких признаках зимы поэт ещё говорит в этой части? - Прочитайте вторую часть стихотворения. Обсудите в группах: - О ком эта часть? Кто ждал наступления зимы? - А как вы думаете, здесь говорится о каком-то конкретном крестьянине или в общем, обо всех крестьянах? - Да, конечно! Все крестьяне ждали зимы, беспокоились, чтобы снег укрыл землю, и земля не замерзла бы. – Как он называет крестьянина? - Кто такой труженик?
– Что несет зима крестьянину – труженику?
- Как он готовится к зиме? Почему так?
– Как вы думаете, что хотел сказать ВАМ поэт этим стихотворением? - С помощью, каких слов автор передаёт свои чувства?
- Почему поэт называет сани – санишки?
- Какая интонация соответствует содержанию стихотворения: спокойная, печальная, радостная? Передайте ее при выразительном чтении. - Перед тем как мы с вами прочитаем стихотворение вслух, давайте вспомним правила выразительного чтения. Вспомните, мы с вами читали статью Я. Смоленского «Как научиться читать стихи» и составляли правила.
- Давайте попробуем прочитать выразительно. - Можете ли вы определить характер музыкальной мелодии, которая могла бы сопровождать чтение этого стихотворения? - Представьте себе, какие краски вы использовали бы, чтобы нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению? - Почему? | Слушают стихотворение, представляют картины, описанные автором в стихотворении.
Чувство покоя, радости, что наступила зима.
Ответы детей. Читают стихотворение про себя.
Ответы детей.
Работа с толковым словарем.
Спокоен, находится в состоянии покоя. Читают хорошо читающие ученики.
На две части. Выделяют и читают первую часть. О красоте зимней природы. Радует светлый наряд природы, он любуется ее красотой, ему нравится что бело и тихо. Первый снег – белый, пушистый; поле – точно пелена, темный лес, что шапкой принакрылся чудной.
Выразительные средства языка.
Читают названия средств художественной выразительности: эпитет, сравнение. Дети читают самостоятельно, а затем вслух.
Снег пушистый, тёмный лес, шапка чудная, мороз злой и сердитый. Эпитеты делают нашу речь яркой, выразительной. Для создания более точной и яркой картины. Поле забелело, Точно пеленою Все его одело. Темный лес что шапкой Принакрылся чудной. Дни коротки, солнце светит мало, пришли морозцы.
Читают вторую часть стихотворения. Крестьянин.
Обо всех крестьянах.
Труженик. Тот, кто много и усердно трудится. Спокойствие. Он теперь покоен – Все кругом укрыто, и ему не страшен Злой мороз, сердитый. Он укрыл избу соломой, чтобы не проникал ветер сквозь щели, чтобы сохранить тепло в доме. Чтобы мы любили свою землю, как и он. Чудной, морозцы, санишки, ребятишки, покоен.
Наверное, потому, что они маленькие, а может быть, потому, что они уже старенькие.
1. Нужно представлять то, о чем читаешь. 2. Читать нужно медленно, не торопясь. 3. Четко проговаривать слова, соблюдать все знаки препинания. 4. Постараться передать настроение автора и свои чувства.
Выразительное чтение.
Мелодия должна быть спокойная, но не грустная.
Ответы детей.
| 5 мин
3 мин
7 мин |
7
| Итог урока | - Поэт очень живописно изобразил нам русскую зиму словами. А что помогает поэту создать свой яркий узор? - Какие выразительные средства мы сегодня с вами вспомнили? - Что вы запомнили о И. Сурикове? | Выразительные средства языка.
Эпитеты, сравнение.
Рассказывают, что запомнили о И. З. Сурикове. | 2 мин |
8 | Рефлексия | - Хорошо! Наш урок подходит к концу. - Покажите картинку, как вы себя чувствовали на уроке. Красный кружок – Отлично! Хорошо занимался. Зеленый кружок – Нормально. Занимался как обычно. Черный кружок – Чувствовал себя некомфортно. | Оценивают себя. | 1 мин |
9 | Домашнее задание | - Подготовить выразительное чтение стихотворения «Зима». |
| 1 мин |
Литература:
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией И. М. Бгажноковой –М., «Просвещение», 2011.
Книга для чтения. Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – М., «Просвещение», 2002.
Современный толковый словарь русского языка под редакцией С. А. Кузнецова – С.-П. «Норинт», 2005.