Методическая разработка по окружающему миру, ПНШ, "Значение лесов"

Цель: формировать представления о лесе; учить объяснить, в чём значение лесов для природы и для жизни человека.

Задачи урока:

  • выяснить с учащимися значение леса для природы и в жизни человека;
  • ознакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов;
  • формировать экологическое сознание учащихся;
  • развивать познавательный интерес, воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения.

Содержимое разработки

Тема урока: Значение лесов.

Конспект урока. Окружающий мир .3 класс УМК ПНШ

Цель: формировать представления о лесе; учить объяснить, в чём значение лесов для природы и для жизни человека.

Задачи урока:

  • выяснить с учащимися значение леса для природы и в жизни человека;

  • ознакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов;

  • формировать экологическое сознание учащихся;

  • развивать познавательный интерес, воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения.

Межпредметные связи: литература

Оборудование урока: компьютер, проектор, интерактивная доска.

презентация. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царёва Л.А. «Окружающий мир» Учебник 2 часть, презентация, карточки с заданиями.



Формирование УУД

Регулятивные УУД:

  • планировать решение учебной задачи;

  • оценивать результаты деятельности (чужой, своей);

  • анализировать собственную работу.


Познавательные УУД:

  • высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

  • воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

  • находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;

  • применять таблицы, схемы, модели для получения информации;

  • презентовать подготовленную информацию в вербальном виде;

  • сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства;

  • высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

  • преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать.



Личностные УУД:

  • осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества;

  • признание для себя общепринятых морально-этических норм;

  • способность к самооценке своих действий, поступков.


Коммуникативные УУД:

  • участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

  • задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других;

  • формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • строить небольшие монологические высказывания;

  • осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач;

  • воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи;

  • находить в тексте информацию, необходимую для ее решения.


Предметные:

формировать представление детей о важности леса в жизни человека; расширить и систематизировать представление учащихся о лесах.

  1. Организация начала занятия


Сегодня нас ждет большая работа. Справиться с ней могут внимательные, любознательные, трудолюбивые и дружные ребята.

  1. Актуализация знаний .

С каким природным сообществом мы знакомились на прошлом уроке.

Что вам было задано на дом? Давайте вспомним о болотах. 2 человека по номеркам пересказ из хрестоматий: «Откуда берутся болота?», «Кто ревёт и хохочет на болоте?»

На столах у вас есть карточки. Заполните пропуски по смыслу. На работу у вас есть 3 минуты. Поменяйтесь листочками с соседом по парте для проверки.

Карточка

Болото – это широко распространенное в нашей стране природное сообщество. Образуются болота В НИЗИНАХ, где скапливает и застаивается вода. Поверхность болот покрыта мхами. На болотах растут вкусные ягоды: клюква, голубика, морошка. Росянка и пузырчатка – это растения - хищники. На берегах болот можно встретить: бобров, лягушек, кулика, журавля, белую куропатку, водяную крысу, ужа, болотную гадюку, цаплю, лосей, косуль, выпь, филин.

Критерии ?

3.Постановка учебной задачи и ее решение

Работа в парах. Собери пословицы.

Расставьте цифры над словами так, чтобы получились пословицы.


да краю Рощи всему леса – краса.

богатство. Лес - это наше

Как вы думаете, какая тема нашего урока. О чем мы будем говорить?

(Значение лесов)

- Теперь давайте поставим задачи к нашему уроку:

- узнать значение лесов для жизни человека;

- узнать значение лесов для природы;

- учиться охранять и беречь природу.

- Как вы понимаете эти пословицы:

«Рощи да леса – всему краю краса»

«Лес – это наше богатство»

(Лес придаёт красоту окружающей среде. В лесных насаждениях цветут цветы, поют птицы, создаётся особый мир, зелёный мир планеты.

Лес источник пищи для человека.

Источник строительного сырья, тепла.

Источник кислорода планеты.

Лес дом для всех лесных жителей.

А какое значение для человека имеют леса? Почему нужно дружить с лесом?

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Мы знаем лес». Каждая группа получит карточку с вопросом. Ваша задача внимательно прочитать задание и выполнить его, результат работы представить классу.3 минуты.

Группа «Исследователи»

Вопросы 1 карточки (стр.69 1 абзац и стр. 70 1, 2 абзац)

1.Чем богата наша страна?

2.Почему лес называют «лёгкими» Земли?

3.Как лес влияет на жизнь других природных сообществ?

Группа «Экологи»

Вопросы 2 карточки (стр. 70 3, 4, 5 абзац)

1.Почему лес называют «зелёным» другом человека?

2.Какие запасы хранит в себе лес?

Группа «Лесничие»

Вопросы 3 карточки (стр. 71 1, 2, 3 абзац)

1.Почему без леса невозможна хозяйственная деятельность?

2.Для чего используют лес?

Вывод записать в тетрадь с.25. Лес – это:

- «легкие» Земли;

- дом для растений и животных;

- вдохновение для людей;

- место отдыха;

- источник топлива и строительных материалов;

- кладовая ягод, орехов, грибов;

- аптека

- хранитель запасов воды.

4.Решение частных задач

Вы сказали, что люди совершают прогулки в лес, любуются красотой леса. А вы знаете названия лесов? Давайте это проверим.

  1. Как называется лес, в котором растут только березы? (березовая роща, березняк)

  2. Если растут одни осины? (осиновый лес, осинник)

  3. Когда в лесу растут одни липы? (липовый лес)

  4. Как называется лес, в котором растут преимущественно сосны? (сосновый бор, сосняк)

  5. Урма́н — темнохвойный лес на заболоченных участках равнин или вдоль рек

  6. Дубра́ва (вариант — дуброва) — равнинный лес с преобладанием дубовых деревьев.

  7. Ивняк — заросли ивы

Молодцы! Мы выяснили, что польза леса огромна. А всегда ли человек справедлив по отношению к нему? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса? Давайте прочитаем стр. 72-73 в учебнике. Во время чтения вы будете составлять Тонкие КТО? ЧТО? ГДЕ? КОГДА? или Толстые вопросы ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ?1 ряд и 2 ряда должны составить вопросы на экологические проблемы леса, а 3 ряд вопросы по охране лесов. Да, природа терпелива, она многое человеку прощает, но и взывает о нашей помощи: защити! Рождественского Роберта Ивановича

А природа опять,
То предельно проста,
То одета в цветастые перья…
Удивляет меня не её красота,
Удивляет её терпенье.
А когда сквозь асфальт
Лепестков пятерня
Продирается после полночи,
Я не радуюсь силе земли,
Для меня это прежде всего –
Крик о помощи!                                 

Ребята, а что вы можете сделать, чтобы помочь лесу? (беречь книги, карандаши, мебель)

Какой вклад в увеличение лесных богатств вы можете внести? (Помогать высаживать молодые деревца, огораживать муравейники, подкармливать птиц, вывешивать скворечники)

Какие правила по охране леса вы знаете? (Нельзя ломать деревья, рвать полевые цветы, оставлять мусор)

Что может произойти от оставленного в лесу стекла в жаркую летнюю пору? (Стекло отражает солнечные лучи и от солнечного зайчика могут загореться сухие сучья)

Лес – это загадка природы, которую вы будете еще постепенно изучать и разгадывать. Надеюсь, что после этого урока природа приобрела в вашем лице своих помощников и защитников.

5.Домашнее задание.

Хрестоматия с.121-122 «Почему говорят: лес – наше богатство?»

6. Итог урока


  1. На карточках найдите игру «Четвертый лишний». В каждой строчке выберите лишнее слово. Составьте предложение из «лишних» слов.

Смотреть, любите, бежать, красить.

В, по, и, с.

Бег, баня, берегите, брат.

Лиса, лес, белка, косуля.

(Любите и берегите лес)

Игра «Четвертый лишний»

В каждой строчке выберите лишнее слово

Смотреть, любите, бежать, красить.

В, по, и, с.

Бег, баня, берегите, брат.

Лиса, лес, белка, косуля.


Запишите предложение из «лишних» слов.


Какое значение имеет лес?

Какие проблемы леса мы выявили?

Как можно помочь лесу?


Сохранить у себя:
Методическая разработка по окружающему миру, ПНШ, "Значение лесов"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки