Методическая разработка открытого урока математики по теме: «Вычитание из 9»

  • формировать представление о выполнении вычисления вида 9 –, используя взаимосвязь сложения и вычитания и знания состава числа, использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств, развивать умение решать задачи изученных видов, готовить к знакомству с составными задачами;
  • способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно –действенного мышления;

воспитывать культуру поведения при парной, групповой, индивидуальной работе

Содержимое разработки

шлЯ сегодня очень рада

Войти в приветливый ваш класс,

И для меня уже награда

Сиянье ваших умных глаз.

Я знаю, каждый в классе гений.

Да без труда и ум не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений

Мы вместе сочиним урок

Тема: Неопределённая форма глагола.

Цель урока: знакомство с неопределённой формой глагола, как формой, которая не изменяется по временам, числам; учить выделять глаголы неопределённой формы в контексте; образовывать от глаголов неопределённой формы глаголы настоящего, прошедшего и будущего времён.

Личностные:

-развитие умений ориентироваться на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;пониманию причин успеха в учебе;

-способствовать формированию умений оценки одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Предметные задачи:

-содействовать развитию умений учащихся:

-различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»,

-находить глаголы в неопределённой форме,

-определять грамматические признаки глаголов - форму времени; число, род Метапредметные:

-осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации о русском языке, строить небольшие сообщения в устной и письменной форме, анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков (познавательные);

-создать условия для учебного взаимодействия учащихся; развития умений формулировать собственные мнение и позицию (коммуникативные);

-развивать способность ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию и оценивать свою деятельность, принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем и товарищами; принимать роль в учебном сотрудничестве (регулятивные).


I.Самоопределение к деятельности

Пусть сегодня для нас всех,

На урок придёт успех!

Поприветствуем гостей,

С ними нам вдвойне теплей,

Пожелайте нам удачи,

И успешности в придачу!

Мы урок наш начинаем,

Что учили, повторяем!»

- Здравствуйте, ребята! Как видите, настроение на начало урока у меня просто замечательное. Надеюсь, и вы рады нашей встрече.

замечательное! Мне хотелось бы подарить вам интересный урок. Но, наверное, всем

присутствующим хотелось бы узнать ваш настрой на сегодняшнюю работу. Перед

каждым из вас лежит табличка со смайликами. Нарисуйте смайлику свое настроение на

данный момент. Улыбку – если настроение отличное хотите работать; задумчивый

смайлик– если будете работать, но без особого желания; грустное – если настроение

плохое, вам ничего не хочется делать. Поделитесь настроением друг с другом и с нашими

гостями.

-Сегодня мы продолжим раскрывать тайны русского языка. А началом нашей работы станет девиз

- Прочитайте.

Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому (Джордж Пойа).

- Как вы понимаете это высказывание?

- В конце урока мы ещё вернёмся к нашему девизу.

-Я надеюсь, что сегодня на уроке вы будете стараться и благодаря старанию приобретете новые знания.


II. Актуализация знаний

-Вчера вечером в одной газете я прочитала интересную статью. Послушайте вопросы и ответы и догадайтесь, о какой части речи говорится.


- Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте

 – Что вы больше всего любите?

 – Люблю действовать.

 – Что вы больше всего не любите?

 – Не люблю предлоги .

 – Что бы вы пожелали ребятам?

 – Чтобы русский все ребята,    на "десятку" знали.

   На письме и в разговоре   меня  употребляли.

Что без меня предметы? Лишь названия.

А я приду - всё в действие придёт.

Летит ракета. Люди строят здания.

Цветут сады. И хлеб в полях растёт.

- Конечно же - это знакомый незнакомец Глагол.

- Почему я так сказала?  

- Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.

- Что такое глагол?

- Что обозначает глагол?

- На какие вопросы отвечает глагол?

- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?

- Изменяется ли глагол по числам?

- Какие три времени имеет глагол?

III. Проверка домашнего задания

-Молодцы, ребята ! На все вопросы вы ответили правильно. А теперь давайте проверим домашнее задание.

Проверка с помощью документ-камеры и взаимопроверка по образцу. Самооценивание и взаимооценивание. (упр.175, с.103)

-А хотели бы вы еще больше знать о глаголе?                                                                               

 -Что бы вы хотели узнать?

Минутка чистописания

Начало каждого урока открывается минутой чистописания.

- Для чего нужна минута чистописания на уроке каждому из вас- Сегодня мы пропишем буквы н и ф.

- Дадим этим звукам характеристику (Н - согласный, звонкий непарный, твердый парный, обозначен буквой «эн». Ф – согласный, глухой парный, твердый парный, обозначен буквой «эф»).

- Где мы уже встречали эти буквы в таком сочетании? (При записи морфологического разбора имени существительного и прилагательного).

- Что они обозначают? (Начальную форму).

Запись буквосочетаний. Взаимооценка.

IV. Самоопределение к деятельности

Работа с пословицей (работа в парах)

- Соберите пословицу.

Разговориться напиться что мёду с умным

Проверка:

С умным разговориться — что мёду напиться.

- Объясните её смысл. (С умным человеком приятно разговаривать, от него узнаешь много интересного).

— Поставьте слова в начальную форму. (Мёд – форма именительного падежа единственного числа, умный – форма именительного падежа единственного числа мужского рода. С глаголом мы это сделать не можем.)

— А как вы думаете, у глагола есть начальная форма?

Обсуждение детей, возникает спор. Есть дети, которые не уверены в том, что у глагола есть начальная форма.

Работа на интерактивной доске.

-Ребята, я решила навести порядок в папках, но нечаянно рассыпала карточки со словами. Помогите мне их разложить по местам. Прочитайте, пожалуйста, слова. Что их объединяет?

-Разложите карточки со словами по папкам.(пр.в., н.в., буд.в)

Выкопал стемнеет убегут решить беречь шагает удержал привезти

-Какие слова не попали в папки? Как вы думаете почему?

- Кто уже догадался, что мы будем исследовать на уроке?

- Мы будем исследовать неизвестную нам форму глагола, узнаем, чем она отличаются от других форм.

- Давайте вернемся к нашим глаголам и попробуем определить время. Число?
-Запишите эти слова столбиком  в тетрадь.

- А как бы вы назвали глагол, у которого не определяется время и число? 

- Форма глагола, которая не указывает на время и число называется неопределенной формой глагола.

-Сформулируйте тему урока. (Сегодня на уроке мы будем говорить о начальной форме глагола).

Поставим перед собой цели.

V.Открытие нового знания

-Задайте вопросы к глаголам.

-На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы?

С.106, правило. Прочитайте правило. Что еще мы узнали о глаголах неопределенной формы. (оканчиваются на ть, ти, чь)

Упр.182, с.106. выпишите глаголы в неопределенной форме.

VI.Физминутка

Вам нужно будет выполнять только те действия, которые я называю глаголами в неопределенной форме.. (Ходить, плаваю, прыгал, прыгать, бежать, кружиться, улыбается, хлопать, гладить, спит, вставать, махать, присадает, чихаем, сидеть,).

Молодцы.

2. «Сон наоборот» (слайд)

— А теперь положите голову на парту и закройте глаза. Одному моему знакомому мальчику приснился удивительный сон. Послушайте, о чём он мне рассказал и постарайтесь запомнить глаголы в неопределенной форме.

«Надо же было мне во сне на Северном полюсе очутиться! Как начал я там зябнуть, мерзнуть, дрожать, трястись и зубами стучать. Стал я на себя всякие кофты и шубы натягивать, голову заматывать, кутать, ноги обувать, на руки дышать. И еще прыгать и в ладоши хлопать, чтобы согреться. Принялся костер разжигать и от ветра прятаться. Ужасно я начал злиться и сердиться на свой сон! И тут как раз проснулся».

— Запишите все глаголы, которые запомнили, в тетрадь. Кто больше запомнил? (самопроверка с образца.)

Образец. Очутиться, зябнуть, мерзнуть, дрожать, трястись, стучать, натягивать, заматывать, кутать, обувать, дышать, прыгать, хлопать, согреться, разжигать, прятаться, злиться, сердиться.

— Кто написал все?

— Кто написал больше 10?

-Вывод. Какие глаголы, мы называем глаголами неопределенной формы.

-Ребята, а можно ли наши глаголы поставить в н.ф.? Поставьте глаголы в неопределенную форму и запишите в тетрадь.

Выкопал-выкопать, стемнеет-стемнеть, убегут-убежать, шагает-шагать, удержал-удержать

VII.Первичное закрепление

Чтение учителем отрывка из сказки А.С.Пушкина

-Из какого произведения эти строки? (Из «Сказки о золотом петушке».)

-Назовите автора этого произведения. (А. С. Пушкин.)

Следующее задание покажет, сможете ли вы отличить глаголы, стоящие в неопределенной форме от других частей речи.

 Вам нужно будет выписать глаголы в неопределённой форме. (слайд)

Царь Дадон под старость захотел

Отдохнуть от ратных дел

И покой себе устроить.

Тут соседи беспокоить

Стали старого царя,

Страшный вред ему творя.

Чтоб концы своих владений

Охранять от нападений,

Должен был он содержать

Многочисленную рать.

Взаимопроверка по образцу. Взаимооценивание.


VIII.Самостоятельная работа

  1. уровень. Подчеркните глаголы в неопределенной форме

То бороздить речную гладь,

То в синем море плавать

И в свежих чащах собирать

Грибы, цветы и травы

И видеть край перед собой,

Родной, но незнакомый,

И заходить под кров любой

И быть везде, как дома.

2 уровень. Вставьте глаголы в неопределенной форме, используя слова в скобках

Когда просыпаешься, нельзя _______(лежув постели. Надо сразу________ (встаю) и ________(сделаю) зарядку. Между упражнениями необходимо ________ (делаю)  небольшие паузы для отдыха.

3 уровень. Замените фразеологизмы глаголами неопределённой формы.

Зарубить на  носу - ……….

Клевать носом - ……….

Обвести вокруг пальца - ……….

Держать язык за зубами – ………


IX. Итог урока. Рефлексия

- Сегодняшнее исследование глаголов заканчивается.

-Вспомним о целях, поставленных в начале урока? Мы смогли их достигнуть? (Высказывания детей)

-Вернёмся к нашему девизу – «Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому.» (Джорд Пойа).

- Найдем в этом предложении глаголы в неопределенной форме (Изучить, открыть.)

-На какие вопросы они отвечают?

-На что оканчиваются данные глаголы?

-Почему эти глаголы так названы?

-Интересно ли вам было на уроке?

-С каким настроением вы работали?

-Какое задание оказалось самым трудным? Что помогло преодолеть трудность?


X. Домашнее задание

Вы можете выбрать домашнее задание:

  1. С. 106 (выучить правило), выполнить упр. 184 (с. 107).

  2. Творческое задание – придумать и записать «запоминалку» о глаголах неопределённой формы (схема, рисунок, стихотворение и т.п.).

-Мне сегодня очень приятно было работать с вами на уроке. Я увидела умных заинтересованных детей. А если у кого-то что-то не получилось – не беда. Вы всё равно узнали, что-то новое, значит, стали умнее.





























М униципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»



Методическая разработка

открытого урока русского языка

по теме:

«Неопределённая форма глагола».

4 класс

(программа «Школа России»)


Разработан

учителем начальных классов

Аскерханова Шумайсат Сайдировна



г. Кизилюрт


2019



Сохранить у себя:
Методическая разработка открытого урока математики по теме: «Вычитание из 9»

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки