Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Центр эстетического воспитания детей»
Республика Мордовия, город Саранск
Методическая разработка
«Художественное слово»
Занятие 2 по теме: Животные (2 класс)
Подготовила:
педагог дополнительного образования
Макарова Валентина Ивановна
Саранск 2022
Кружок «Художественное слово»
Занятие 2 по теме: Животные (2 класс)
Орг. момент
- Внимательно проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ли на месте?
Всё ли в порядке?
Ручка, карандаш и тетрадка?
Дружно берись скорей за работу!
– Мы продолжаем тему «Животные»
Проведем эмоциональную речевую разминку
– Произнесите скороговорку с разной интонацией: весело, грустно, с удивлением.
Все бобры для своих бобрят добры.
Белые бараны били в барабаны.
Сочинение чистоговорок
– Чистоговорка – это упражнение, тренирующее речевой аппарат. Чистоговорка помогает произносить чище, отчетливее звуки. В чистоговорке есть смысл и рифма. Прочитайте.
Ан-ан-ан – обезьяна ест банан.
Са-са-са – за мной летит оса.
Жа-жа-жа – я видел ежа.
– Сочините скороговорки по данному началу, запишите в тетрадь.
Например, Ан-ан-ан – на горе баран.
Са-са-са – рыжая лиса.
Жа-жа-жа – большая лужа.
Языковая игра
– Вставьте подходящее слово в стихотворение А. Бродского.
У … высокий рост,
У … пушистый хвост,
У … крепки рожки,
У … тонки ножки,
У … толсты губы,
А у … остры зубы.
Сам придумай про ежа,
Про ужа и про чижа!
Слова-подсказки: цыпленок, волк, слон, лиса, мартышка, козленок. (У слона – высокий рост, у лисы – пушистый хвост, у козленка – крепки рожки, у цыпленка – тонки ножки, у мартышки – толсты губы, а у волка – остры зубы.)
4. Чтение стихотворений
- Прочитайте стихотворения.
Собака
Она с утра лежит не лая,
Она собака пожилая.
Ей надоело лаять, злиться…
Большая, рыжая, как львица,
Она лежит не шевелится
И смотрит молча, не ворча,
На прилетевшего грача.
А этот грач
Совсем не глуп:
Из чашки пьет Собачий суп.
«Ты что молчишь?»
Кричит ей кто-то.
Ей даже тявкнуть Неохота,
Ее с утра
Берет дремота…
Собака спит.
Ей снится детство: Она щенок,
И все кричат: «Да замолчи ты
Наконец-то!
Опять ты лаешь
На грачат!»
А. Барто
– Какие мысли и чувства у вас появились во время чтения?
- А теперь прочитаем стихотворение «Котик и козлик» В. Жуковского и показываем пантомиму.
Там котик усатый
По садику бродит,
А козлик рогатый
За котиком ходит;
И лампочкой котик
Помадит свой ротик;
А козлик седою
Трясет бородою.
- Молодцы, очень похоже!
И еще одно стихотворение.
Стая и стадо
Чем отличается стадо от стаи?
Стадо пасется,
А стая летает.
Стая гусей улетает на юг.
А стадо гусей ковыляет на луг.
В этом отличие стаи и стада.
Это запомнить, как следует надо!
А. Усачев
– Что узнали из стихотворения?
5.«Пословицы шутят»
– Прочитайте пословицы (мудрые изречения) и найдите ошибки в словах. Заменить нужно только одну букву.
Пословица, тебя мы знаем,
Но не такою ты была.
Неужто буква озорная
Вновь чье-то место заняла?
1) Полк в овечьей шкуре.
2) Нашла коза на камень.
3) От бобра бобра не ищут.
4) Крутится как булка в колесе.
5) Яйца куницу не учат.
6) Не делай из муки слона.
7) Лось человека не красит.
8) Купить кита в мешке.
6. Языковая игра «Бесконечное предложение»
– Составьте красивое предложение. (Лиса. … …
- Я сочинила так: Хитрая рыжая лиса идет по следам зайца. А что получилось у вас?
7. Игра «Домашний зоопарк»
- Вам было дано задание найти сведения о каком-либо животном. Представьте, что вы работаете гидом - экскурсоводом в зоопарке.
– Расскажите о животном, которое живет в зоопарке (чем питается, где живет, на что способно.)
Например, слон живет в зоопарке. Он любит есть овощи и фрукты. Весит слон около 4 тонн, обитает в Африке, Индии. Слон – очень сильное животное. Он может носить тяжелые грузы: бревна, воду в бочках.
8. Составление рассказа о своих любимых животных
План.
1. Домашние животные.
2. Описание животного.
3. Друг семьи. (Мое отношение к животному.)
Примерные рассказы на тему «Мое любимое животное»
У меня дома живут кот Тимофей, собака Лайка, попугай Кеша. Мой любимец – это кот. Шерстка у кота белая, пушистая, а на носике черное пятнышко. Тимошка любит играть со мной, пить молоко и есть рыбу. Он живет у нас уже давно. Он наш общий друг. Я его очень люблю.
У меня дома живет хомячок. Его зовут Венька. Он беленький и пушистый. У него очень добрые глаза. Хомячок быстро кушает и еще немного еды откладывает себе в щечки. Он ест морковку, капусту, кашу. Я люблю наблюдать за хомячком. Венька целыми днями бегает в колесе, которое находится в клетке. Я ухаживаю за ним. Я очень люблю Веньку и никому его не отдам!
Мое любимое животное – лиса. Лиса - небольшой зверек. Тело лисички покрыто рыжей шерстью. Хвост у нее пушистый и длинный. Мордочка остренькая, черные лапки, глаза хитрые. Лису я видела в зоопарке. Лиса – красавица, поэтому она мне очень нравится.
Рассказ-загадка
Это небольшое домашнее животное. Оно очень пушистое и рыжее. У него белое брюшко, серые лапки в белых носочках. Питается животное молоком, рыбой, мышами. Оно ласково мурлычет, стремительно несется за брошенным мячом. Мне оно очень нравится, так как это ласковое животное, с ним можно играть. Кто это?
- Конечно, кошка. Расскажите свой рассказ о животном своей семье или другу.
Итог урока
- Какое задание тебе больше всего понравилось?
- В какой игре ты испытывал трудности? Не волнуйся, мы обязательно их разберем на занятии.
Домашнее задание:
– Сочините скороговорки по данному началу, запишите в тетрадь.
Ла-ла-ла –
Ша-ша-ша –
Лу-лу-лу –
Ка-ка-ка –
- Молодец, спасибо за урок!
Бережно относитесь к животным!