УРОК (заранее на доске 1 написание в столбик.2 рифма-созвучие окончаний стихотворных строк.3. ритм-повторение однозначных явлений через равные промежутки времени, например чередование ударных и безударных слогов в стихе)
1 ЭТАП
ФРАГМЕНТ ТЕКСТА.
Били копыта, пели будто: -Гриб. Грабь. Гроб. Груб. – Ветром опита, льдом обута, улица скользила. Лошадь на круп грохнулась, и сразу за зевакой зевака, штаны пришедшие Кузнецким клёшить, сгрудились, смех зазвенел и зазвякал: -Лошадь упала! –Упала лошадь- смеялся Кузнецкий. (один прочитает) 30 сек
ВОПРОС: Как вы думаете это стихотворение или проза?
Ответ: РИТМ, РИФМА
Это стихи.30 сек
ТЕМА УРОКА: ЧЕМ СТИХИ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ ПРОЗЫ? (НА ДОСКЕ И В ТЕТРАДЯХ)
Если это стихи, то что необычного в тексте на листах?
Нет написания в столбик (записали на доске в первом пункте написание в столбик) 1 мин
2 ЭТАП
Давайте попробуем разбить текст на строчки. (музыка) 3 мин
3 ЭТАП
Разбивают на строчки.
На доске правильное разбитие.
Молодцы! Удивительно близко к авторскому! 1 мин
ВОПРОС: А что бросилось в глаза? Что необычного? Автора обвиняли …
ВОПРОС: А кто автор?
ОТВЕТ: МАЯКОВСКИЙ (НА ДОСКЕ ПОРТРЕТ)
ВОПРОС: А что вы можете сказать об этом поэте? 1 мин
Представьте, глядя на его фотографию, какая жизнь могла быть у этого человека?
Сильный, мощный, высокий, но хрупкий и ранимый. Высокий, тесно в помещениях.. «Деточка, все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь» 30 сек
В 1902 поступает в гимназию, но на школьной скамье не сидится, привлекает революционное движение. Хочется быстрее стать взрослым, изменить мир к лучшему.
В 1906 (13 лет) году в связи со смертью отца (- Маяковский рано остался без отца. Отец его умер от простого укола иглой. Видимо, это сильно повлияло на поэта, поэтому он всегда носил с собой мыльницу и мыл руки постоянно, чтобы не заразиться какой-нибудь болезнью.)
За свою жизнь Маяковский был трижды арестован. Одиннадцать месяцев отсидел в Бутырской тюрьме, где впервые начинает писать стихи, но они были отобраны тюремщиками и затерялись.
Что за время? РЕВОЛЮЦИИ 1 мин
ПОПРОБОВАТЬ ПРЕДПОЛОЖИТЬ О ЧЁМ СТИХИ)
Поэт стремился к новым течениям, стремился создать искусство будущего?
ВОПРОС: А вы можете предположить как это искусство будущего, это направление называется?
ФУТУРИЗМ – от лат футУрум-будущее 1 мин
Поэты-футуристы призывали «сбросить с парохода современности» не только Пушкина, но и Толстого, Достоевского. Они объявляли «непреодолимую ненависть к существующему до них языку», требовали «увеличение словаря в его объеме произвольными и непроизвольными словами», создавая тем самым «слово-новшество».
У футуристов считалось геройством эпатировать публику, устраивать скандалы на выступлениях. Для усиления эффекта они одевались вызывающе: желтые кофты и розовые пиджаки, цилиндры и смокинги, разрисованные лица и морковки в петлицах. 1 мин
4 ЭТАП: Давайте познакомимся с одним из произведений «Хорошее отношение к лошадям»
ОТКРЫВАЕМ УЧЕБНИК. Стр.112
АУДИОЗАПИСЬ ЧИТАЕТ МАЯКОВСКИЙ. 3 мин
5 ЭТАП:
Мы прослушали стихотворение. Давайте на его основе составим новостную заметку .(пояснение)
ВОПРОС: Что произошло на Кузнецком? Упала лошадь. Подошли люди и стали смеяться. Я подошёл.Смотрю, а лошадь плачет. Мне стало грустно. Автор стал жалеть лошадь. Потом она рванула и ушла.4 мин
А что у нас получилось? Проза. Что утратилось? Потерялось обаяние поэзии. Пропала рифма. 30 сек
Рифма у Маяковского необычная, неожиданная, рваная. Рифмует не только концы, но и середины, середины и конец. Рифма неточная, но богатая: в ней совпадают несколько звуков. Иногда одно длинное слово рифмуется с объединёнными короткими.30 сек
(ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ РИФМА)
СЛОВА ДЛЯ РИФМОВКИ:
КОПЫТА – (ОПИТА)
ЗЕВАКА- (ЗАЗВЕНЕЛ)
КЛЁШИТЬ – (ЛОШАДЬ)
ЛОШАДИ- (ПЛОШИ)
РЕБЁНОК – (ЖЕРЕБЁНОК)
СТОЙЛО-*СТОИЛО) 4 мин
Словарь.
Клёшить—неологизм от слова «клёш». «Клёшит» сытый человек, ищущий развлечений.
Сгрудились—собрались в кучу, как стадо.
ОЧЕНЬ НЕОБЫЧНАЯ РИФМА
6 ЭТАП: СОСТАВЛЕНИЕ СЛОВАРЯ
А что ещё отличает прозу от поэзии? ЗАКРОЙТЕ ГЛАЗА(ЧИТАЮ СТИХ)
СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ:
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ (Ветром опита, льдом обута, улица скользила)
Как вы понимаете строки «Гриб. Грабь. Гроб. Груб»? Как эти строки характеризуют то время?
-Какие звуки настойчиво повторяются? (гр-б, гр-б, гр-б – лошадь скачет, стук копыт о мостовую).
-Какой прием использует автор? (Звукопись – прием звукоподражания). Гайдите в стихотворении еще примеры звукописи (зв-зв-зв-зв – звенящий смех, безжалостный, жестокий, как звон металла; ш-ш-ш-ш – шёпот;
рж-рж-рж-рж – лошадиное ржание).
ЭПИТЕТЫ: рыжий ребёнок, пришла весёлая
Авторские неологизмы:
Словарь.
Клёшить—неологизм от слова «клёш». «Клёшит» сытый человек, ищущий развлечений.
Сгрудились—собрались в кучу, как стадо.
7 ЭТАП: РЕФЛЕКСИЯ 2 мин
СМОГЛИ ОТЛИЧИТЬ СТИХИ ОТ ПРОЗЫ?
А СМОЖЕТЕ ВЫ ТЕПЕРЬ ОТЛИЧИТЬ ПО СТИЛЮ СТИХИ МАЯКОВСКОГО И ПУШКИНА?
ЧТО НОВОГО?
8 ЭТАП:
СОЧИНИТЬ В СТИЛЕ МАЯКОВСКОГО.