Методическая разработка "Хорошее отношение к лошадям" В.В.Маяковский

Поэтапный урок-ознакомление с творчеством В.В.Маяковского

Содержимое разработки



УРОК (заранее на доске 1 написание в столбик.2 рифма-созвучие окончаний стихотворных строк.3. ритм-повторение однозначных явлений через равные промежутки времени, например чередование ударных и безударных слогов в стихе)

1 ЭТАП

ФРАГМЕНТ ТЕКСТА.

Били копыта, пели будто: -Гриб. Грабь. Гроб. Груб. – Ветром опита, льдом обута, улица скользила. Лошадь на круп грохнулась, и сразу за зевакой зевака, штаны пришедшие Кузнецким клёшить, сгрудились, смех зазвенел и зазвякал: -Лошадь упала! –Упала лошадь- смеялся Кузнецкий. (один прочитает) 30 сек

ВОПРОС: Как вы думаете это стихотворение или проза?

Ответ: РИТМ, РИФМА

Это стихи.30 сек

ТЕМА УРОКА: ЧЕМ СТИХИ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ ПРОЗЫ? (НА ДОСКЕ И В ТЕТРАДЯХ)

Если это стихи, то что необычного в тексте на листах?

Нет написания в столбик (записали на доске в первом пункте написание в столбик) 1 мин

2 ЭТАП

Давайте попробуем разбить текст на строчки. (музыка) 3 мин

3 ЭТАП

Разбивают на строчки.

На доске правильное разбитие.

Молодцы! Удивительно близко к авторскому! 1 мин

ВОПРОС: А что бросилось в глаза? Что необычного? Автора обвиняли …

ВОПРОС: А кто автор?

ОТВЕТ: МАЯКОВСКИЙ (НА ДОСКЕ ПОРТРЕТ)

ВОПРОС: А что вы можете сказать об этом поэте? 1 мин

Представьте, глядя на его фотографию, какая жизнь могла быть у этого человека?

Сильный, мощный, высокий, но хрупкий и ранимый. Высокий, тесно в помещениях.. «Деточка, все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь» 30 сек

В 1902 поступает в гимназию, но на школьной скамье не сидится, привлекает революционное движение. Хочется быстрее стать взрослым, изменить мир к лучшему.

В 1906 (13 лет) году в связи со смертью отца (- Маяковский рано остался без отца. Отец его умер от простого укола иглой. Видимо, это сильно повлияло на поэта, поэтому он всегда носил с собой мыльницу и мыл руки постоянно, чтобы не заразиться какой-нибудь болезнью.)

За свою жизнь Маяковский был трижды арестован. Одиннадцать месяцев отсидел в Бутырской тюрьме, где впервые начинает писать стихи, но они были отобраны тюремщиками и затерялись.

Что за время? РЕВОЛЮЦИИ 1 мин



ПОПРОБОВАТЬ ПРЕДПОЛОЖИТЬ О ЧЁМ СТИХИ)

Поэт стремился к новым течениям, стремился создать искусство будущего?

ВОПРОС: А вы можете предположить как это искусство будущего, это направление называется?

ФУТУРИЗМ – от лат футУрум-будущее 1 мин

Поэты-футуристы призывали «сбросить с парохода современности» не только Пушкина, но и Толстого, Достоевского. Они объявляли «непреодолимую ненависть к существующему до них языку», требовали «увеличение словаря в его объеме произвольными и непроизвольными словами», создавая тем самым «слово-новшество».

У футуристов считалось геройством эпатировать публику, устраивать скандалы на выступлениях. Для усиления эффекта они одевались вызывающе: желтые кофты и розовые пиджаки, цилиндры и смокинги, разрисованные лица и морковки в петлицах. 1 мин

4 ЭТАП: Давайте познакомимся с одним из произведений «Хорошее отношение к лошадям»

ОТКРЫВАЕМ УЧЕБНИК. Стр.112

АУДИОЗАПИСЬ ЧИТАЕТ МАЯКОВСКИЙ. 3 мин

5 ЭТАП:

Мы прослушали стихотворение. Давайте на его основе составим новостную заметку .(пояснение)

ВОПРОС: Что произошло на Кузнецком? Упала лошадь. Подошли люди и стали смеяться. Я подошёл.Смотрю, а лошадь плачет. Мне стало грустно. Автор стал жалеть лошадь. Потом она рванула и ушла.4 мин

А что у нас получилось? Проза. Что утратилось? Потерялось обаяние поэзии. Пропала рифма. 30 сек

Рифма у Маяковского необычная, неожиданная, рваная. Рифмует не только концы, но и середины, середины и конец. Рифма неточная, но богатая: в ней совпадают несколько звуков. Иногда одно длинное слово рифмуется с объединёнными короткими.30 сек

(ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ РИФМА)

СЛОВА ДЛЯ РИФМОВКИ:

КОПЫТА – (ОПИТА)

ЗЕВАКА- (ЗАЗВЕНЕЛ)

КЛЁШИТЬ – (ЛОШАДЬ)

ЛОШАДИ- (ПЛОШИ)

РЕБЁНОК – (ЖЕРЕБЁНОК)

СТОЙЛО-*СТОИЛО) 4 мин

Словарь.

Клёшить—неологизм от слова «клёш». «Клёшит» сытый человек, ищущий развлечений.

Сгрудились—собрались в кучу, как стадо.



ОЧЕНЬ НЕОБЫЧНАЯ РИФМА



6 ЭТАП: СОСТАВЛЕНИЕ СЛОВАРЯ

А что ещё отличает прозу от поэзии? ЗАКРОЙТЕ ГЛАЗА(ЧИТАЮ СТИХ)

СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ:

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ (Ветром опита, льдом обута, улица скользила)

Как вы понимаете строки «Гриб. Грабь. Гроб. Груб»? Как эти строки характеризуют то время?

-Какие звуки настойчиво повторяются? (гр-б, гр-б, гр-б – лошадь скачет, стук копыт о мостовую).

-Какой прием использует автор? (Звукопись – прием звукоподражания). Гайдите в стихотворении еще примеры звукописи (зв-зв-зв-зв – звенящий смех, безжалостный, жестокий, как звон металла; ш-ш-ш-ш – шёпот;

рж-рж-рж-рж – лошадиное ржание).

ЭПИТЕТЫ: рыжий ребёнок, пришла весёлая

Авторские неологизмы:

Словарь.

Клёшить—неологизм от слова «клёш». «Клёшит» сытый человек, ищущий развлечений.

Сгрудились—собрались в кучу, как стадо.

7 ЭТАП: РЕФЛЕКСИЯ 2 мин

СМОГЛИ ОТЛИЧИТЬ СТИХИ ОТ ПРОЗЫ?

А СМОЖЕТЕ ВЫ ТЕПЕРЬ ОТЛИЧИТЬ ПО СТИЛЮ СТИХИ МАЯКОВСКОГО И ПУШКИНА?

ЧТО НОВОГО?

8 ЭТАП:

СОЧИНИТЬ В СТИЛЕ МАЯКОВСКОГО.















Сохранить у себя:
Методическая разработка "Хорошее отношение к лошадям" В.В.Маяковский

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки