Логопедическое занятие для 2 класса "Дифференциация Ф-Х"

Конспект логопедического занятия, предназначенный для работы с учащимися 2 класса, имеющими нарушения письма, обусловленные ОНР. Цель занятия: совершенствование умения детей различать звуки Ф и Х и соответствующие им на письме буквы. В ходе занятия решаются такие задачи, как различение звуков и букв Ф – Х, обогащение словарного запаса детей, развитие слухового и зрительного внимания и памяти.

Содержимое разработки

Дифференциация Ф — Х

Цели:

  • вырабатывать умение правильно произносить и различать звуки [ф] — [х], [ф'] — [х'], обозначая их на письме соответ­ствующими буквами;

  • совершенствовать фонемный анализ и фонематическое вос­приятие;

  • обогатить словарь;

формировать орфографическое чутье и технику чтения.

Дидактические средства: демонстрационные таблицы с изобра­жением букв X и Ф в различных вариантах, таблицы для проведения игры «Что хочет?..», картинки со звуками [ф] и [х], магнитная доска, индивидуальные зеркала.

Ход занятия

1. Организационный момент. Введение в тему занятия. Каждому учащемуся при входе даются картинки со звуками [ф] и [х].

Сядет тот, кто покажет и назовет картинку:

со звуком [ф] в начале слова (фасоль);

со звуком [х] в начале слова (хоккеист, хор);

со звуком [х] в середине слова (пароход, муха);

со звуком [ф] в середине слова (туфли, кофта);

со звуком [ф] в конце слова (шкаф);

со звуком [ф'] в начале слова (фиалка, физкультура);

со звуком [х'] в середине слова (орехи).

2. Изучение нового материала.

• Какие звуки мы будем различать на занятии? Какой буквой обозначаем звуки [ф], [ф'], [х],[х']? (На доске появляются таблица с печатными и прописными буквами «ф» и «х» и таб­лица с шуточными рисунками и стихами из книги «Вот они какие» А. Шибаева:

Филин, в книжку залетев, «X» всё ходит, ходит, ходит

Притворился буквой «Ф» (эф).Места, что ли, не находит?

С этой буквой на носу

Филин прячется в лесу.

Что общего у звуков [ф] и [х]? (Согласные, глухие, щелевые.)
Чем они отличаются? Посмотрите в зеркало, теперь приподнимите верхнюю губу и покажите зубки (верхние), сделайте упражнение «Заборчик», т. е. улыбнитесь и покажите зубки. (Нужно следить, чтобы не втягивалась и не закусывалась нижняя губа.)

Произнесите звук [ф]. Как «ведет себя» нижняя губка? Правиль­но, она соприкасается с верхними зубками, поэтому звук называет­ся еще и губно-зубным. Проверьте теперь, какой ветерок при произ­несении звука [ф] веет изо рта? Он выходит через щелочку и становится прохладным.

Игра «Пузырь». (Дети становятся в круг.)

Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся! (По сигналу дети расширяют круг, а потом сближаются К центру, выпуская с шумом воздух: «ф — ф». Пузырь лопнул.)

Игра с пальчиками. (Чтение с доски.)

Полукруг и полукруг,

Ручка между ними.

Буква получилась вдруг,

Знайте, «ф» (эф) ей имя.

А теперь произнесите звук [х] и проверьте, каким ветерком повеяло? Он тепленький. Принимают участие губы и зубки в образовании этого звука? Нет!

Этот звук вырывается, когда храпит человек, этот звук образует смех: х-х-х или ха-ха-ха.

Давайте посмеемся вместе!

Игра с пальчиками. (Чтение с доски.)

Что за крестик получился?

Интересно? Ха-ха-ха!

Это просто буква «х» (ха).

А теперь вместе придумаем чистоговорки.

Ха-ха-ха — вкусная уха, Фор-фор-фор — загорелся светофор,

Хе-хе-хе — сидит птичка на ольхе, Фа-фа-фа — есть город Уфа,

Фу-фу-фу — приехали в Уфу, Ох-ох-ох — зеленый горох,

Аф-аф-аф — в углу стоит шкаф.


Чтение слогов по слоговой таблице.

На магнитной доске вывешиваются две таблицы, в центре первой — девочка Фаня, в центре второй — мальчик Харитон. Детям раздают картинки.

Что хочет Фаня, а что Харитон? Чего не хочет Фаня, чего — Харитон?

По сигналу поочередно каждый ученик выходит к доске и при­крепляет картинку к первой или второй таблице, руководствуясь наличием звука [ф.] или [х] в названии.

Итог занятия: - Чем мы занимались на сегодняшнем уроке?

- Чем похожи и чем различаются буквы Б и Д?

Похвала, поощрение.

















































Сохранить у себя:
Логопедическое занятие для 2 класса "Дифференциация Ф-Х"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки