Литературный квест «Путешествие к «Музыканту»»

Литературный квест на расвитие читательской граммотности.

Содержимое разработки

Кировское областное государственное общеобразовательное

бюджетное учреждение «Средняя школа пгт Оричи»







Конспект урока

литературного чтения во 2 классе

на тему:

«Формирование читательской грамотности на уроке литературного чтения при изучении произведения В. Бианки "Музыкант"»

Литературный квест «Путешествие к «Музыканту»»

















Выполнила

Учитель начальных классов

КОГОБУ СШ пгт Оричи

Тулакина Людмила Александровна





Литературный квест «Путешествие к «Музыканту»»

Цель: развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся с

помощью приемов функциональной (читательской) грамотности.

Задачи:

1) формировать навыки функциональной(читательской) грамотности;

2)развивать интеллектуальный и творческий потенциал учащихся;

3)повышать познавательный интерес, совершенствовать коммуникативные

навыки.

Личностные результаты:

1) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в

процессе групповой работы, умения не создавать конфликтов и находить

выходы из спорных ситуаций;

2) формирование уважительного отношения к иному мнению, к другому

человеку;

3) формирование ответственного отношения к учению, умения занимать

активную познавательную позицию.

Метапредметные результаты:

1) Формирование навыков смыслового чтения текстов: поиск информации

и понимание прочитанного, преобразование и интерпретация

информации;

2) формирование способности принимать и сохранять цели и задачи

учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

3) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать

возможность существования различных точек зрения и права каждого

иметь свою.

Предметные результаты: развитие навыка чтения и работы с текстом

Оборудование:

Компьютер, монитор

Карточки с заданиями

Карта-маршрут

Текст сказки (для каждой группы)

Фломастеры, карандаши, альбомные листы (для каждой группы)

Листочки от трех разных деревьев (для каждого ученика)

Листочки из бумаги зеленого, желтого, красного цветов (для рефлексии)








1.Постановка проблемы.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас – литературный квест. «Квест» – слово

английское и обозначает – «поиск». Это понятие пришло к нам издалека и

обозначало долгое и трудное путешествие героя за волшебным предметом,

ценностями. На пути героя встречались препятствия, которые он преодолевал

благодаря своим физическим возможностям, интеллектуальным способностям

или при помощи друзей.

- Отгадайте загадку.

У каждого зверя в нём,

Есть свой чудесный дом,

Кто в дупле, кто в норе,

Но живут все в тишине!

(Лес)

-Сегодня вы отправитесь в путешествие. Путешествовать и

выполнять задания вы будете в группе.

В начале урока вы взяли по листочку. Объединитесь в группы, чтобы листочки в группе были от одного дерева. Выберите командира своей команды и придумайте название, связанное с лесом.

- Чтобы ваша работа была слаженной и дружной нужно вспомнить правила

работы в группе.

- Во время путешествия вы будете помогать герою, имя которого

узнаете, выполнив задание «Расшифровка». Расшифруйте запись и узнаете

название произведения и его автора («Музыкант» Виталий Бианки).

Каждой команде выдается листок с заданием и ключом для расшифровки

(Приложение 1). На листочках необходимо написать названия команд.

- Итак, кому вы будете сегодня помогать? (Музыканту)

-Чтобы познакомиться с «Музыкантом», вам надо прочитать произведение и понять, о ком же идет речь. Но прежде, чем читать, предположите, кто же он- музыкант, и свои предположения запишите на листочке. Позже узнаем, кто же был прав.

Чтение сказки.

Каждой команде выдаётся текст рассказа В. Бианки «Музыкант» без

концовки (Приложение 2) и даётся время для прочтения.

- Выберите ученика, который хорошо и громко читает. Он будет читать вслух, а

остальные внимательно слушать.

После прочтения сказки задается вопрос:

- Зачитайте ваши предположения, кто же такой музыкант. Кто был прав?

Демонстрируется слайд с изображением пути в лес. (Приложение 3).

-В рассказе было 2 музыканта: медвежатник(охотник) и медведь. Вот мы сегодня проделаем путь охотника до лесного музыканта. Когда мы выполним все задания, сможем узнать, чем же закончился рассказ и как охотник поступил с медведем.

-На каждой остановке, после выполнения задания вы получите часть пазла, с

обратной стороны которого будет загадка. Отгадайте загадку, и вы узнаете, где вас ждет первое испытание (Приложение 4).

Желтое солнышко стоит на ножке,

В нем много черненьких домов,

А сколько черненьких домов,

Столько беленьких жильцов.

(Подсолнух)

- Первое испытание вас ждет около грядки с подсолнухами.


2. «Поиск ответов на вопросы по

содержанию текста сказки».

- Прочитайте вопросы и, используя содержание сказки, выберите из четырех

предложенных вариантов ответов только один. Время выполнения 5 минут.

Каждой команде выдается листок с вопросами к рассказу. (Приложение 5).

Проводится проверка выполнения задания. Командам вручается пазл с

загадкой.

-Отгадайте следующую загадку:

В землю тёплую уйду, 

К солнцу колосом взойду, 

В нем тогда таких, как я, 

Будет целая семья! 

(Зерно)


3. Игра «Путаница».

Командам выдается листок с буквенным квадратом, в котором они должны

найти и закрасить 5 слов, встречающихся в рассказе (Приложение 6).

- Ребята, перед вами буквенный квадрат. В нем среди букв спрятались 5 слов

из рассказа. Найдите и обведите их. Время выполнения 3 минуты.

Проводится проверка выполнения задания. Командам пазл с загадкой.

-Отгадайте следующую загадку:

Косою острой скошено 

Горой высокой сложено.

( Сено)


4. «Восстанови последовательность»

- Некоторые предложения из рассказа перепутались.

Прочитайте их и пронумеруйте в том порядке, в котором они встречаются в

тексте. Для выполнения задания используйте текст произведения. Время выполнения 5 минут. (Приложение 7).

Проводится проверка выполнения задания. Командам вручается пазл с

загадкой.

-Он перекинут через реку.

Удобно стало человеку

Перебираться через воду,

Совсем забыв про непогоду.

На сваях закреплен помост.

Назвали это чудо - …

(Мост)


6. «Составьте предложения».

На столах у каждой команды карточки трех цветов с напечатанными словами

(Приложение 8).

- Составьте из слов три предложения, разложив карточки со словами в

правильном порядке. Слова одного предложения напечатаны на карточках

одинакового цвета. Используйте текст сказки. Время выполнения 5 минут.

Проводится проверка выполнения задания.

Командам вручается пазл с загадкой.

- Отгадайте последнюю загадку:

В зиму раздевается,

Весною одевается,

А летом ягоды и грибы дарит.

(Лес)

- У вас осталось последнее испытание, и мы познакомимся с главным героем произведения.

7. - Ребята, сказка, с которой сегодня были связаны все ваши задания, не закончена.

Придумайте вместе всей командой окончание рассказа. (1-3 предложения). Время

выполнения 5 минут.

Выслушиваются окончания рассказа всех команд и зачитывается настоящая

концовка сказки (Приложение 9).

Команды собирают все пазлы в картину с изображением медведя на пне.

-Вот и подошло к концу наше путешествие. Вы успешно прошли все испытания и попали в гости к «музыканту».

Рефлексия и оценка

- Ребята, а кто из вас знает, какого цвета бывают листья у деревьев? (Ответы детей)

- Правильно, листья бывают красного, оранжевого, желтого, зеленого цвета.

-Мы предлагаем вам оценить свое участие в квесте с помощью листьев трех цветов:

Зеленый - было очень интересно, я с увлечением выполнял задания.

Желтый– было интересно, но я не всё мог выполнить.

Красный– мне было не интересно и трудно.

Учащиеся выбирают лист определённого цвета и приклеивают на изображение дерева.

- Молодцы, ребята! А сейчас мы посмотрим мультфильм «Музыкант»

Приложение 1

Расшифруйте запись и узнаете автора и название произведения.



3, 10, 20, 1, 13, 10, 11

2, 10, 1, 15, 12, 10

14, 21, 9, 29, 12, 1, 15, 20



Ключ:

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12


Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц

13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24


Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

25 26 27 28 29 30 31 32 33

























Приложение 2


Виталий Бианки «Музыкант»

Старый медвежатник сидел на завалинке и пиликал на скрипке. Он очень любил музыку и старался сам научиться играть. Плохо у него выходило, но старик и тем был доволен, что у него своя музыка. Мимо проходил знакомый колхозник и говорит старику:

— Брось-ка ты свою скрипку-то, берись за ружьё. Из ружья у тебя лучше выходит. Я сейчас медведя видел в лесу.

Старик отложил скрипку, расспросил колхозника, где он видел медведя. Взял ружье и пошёл в лес. В лесу старик долго искал медведя, но не нашёл даже и следа его.

Устал старик и присел на пенёк отдохнуть.

Тихо-тихо было в лесу. Ни сучок нигде не треснет, ни птица голосу не подаст. Вдруг старик услыхал: «Дзенн!..» Красивый такой звук, как струна пропела.

Немного погодя опять: «Дзенн!..»

Старик удивился: «Кто же это в лесу на струне играет?»

А из лесу опять: «Дзенн!..» — да так звонко, ласково.

Старик встал с пенька и осторожно пошёл туда, откуда слышался звук. Звук слышался с опушки.

Старик подкрался из-за ёлочки и видит: на опушке разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки. А под деревом сидит медведь, схватил одну щепку лапой. Медведь потянул к себе щепку и отпустил её. Щепка выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздалось: «Дзенн!..» — как струна пропела.

Медведь наклонил голову и слушает.

Старик тоже слушает: хорошо поёт щепка!

Замолк звук, — медведь опять за своё: оттянул щепку и пустил…….

















Приложение 3





















Приложение 4













Приложение 5

ВОПРОСЫ

Найдите один правильный ответ на вопрос.

  1. Что делал старик, когда встретил колхозника?

- охотился

- сидел на завалинке и пиликал на скрипке

- работал в огороде

- плел лапти

2. Что услышал охотник в лесу?

- пение птиц

-выстрелы охотников

- Дзенн!..

- музыкант играет на скрипке

3. На чем играл медведь?

- на скрипке

- на щепке

- на ветке

- на дудочке


ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ

1.Что делал старик, когда встретил колхозника?

- охотился

- сидел на завалинке и пиликал на скрипке

- работал в огороде

- плел лапти

2. Что услышал охотник в лесу?

- пение птиц

-выстрелы охотников

- Дзенн!..

- музыкант играет на скрипке

3. На чем играл медведь?

- на скрипке

- на щепке

- на ветке

- на дудочке







Приложение 6

ПУТАНИЦА

Найдите 5 слов из рассказа в буквенном квадрате и обведите их. Слова могут располагаться по горизонтали и по вертикали.


К

У

М

С

Ц

В

М

У

Ф

К

П

Й

У

И

Ч

Щ

Е

П

К

А

Г

Е

З

Л

Я

К

Д

А

К

Н

О

Щ

Ы

М

Е

Д

В

Е

Д

Ь

Р

У

К

Д

Г

П

Е

К

Р

Р

Л

П

А

Ж

А

О

Ж

Г

Г

И

К

Р

Н

Э

Ш

Л

А

Л

Ш

А

Щ

З

Т

Т

Ъ

З

Т

Р

И

П

Ц

Х

Ф

Ь

О

Х

Н

А

Л

Р

Н

О

Х

О

Т

Н

И

К

Д

О

Е

Т

В

Ю

Б

М

К

У

В

Т



К

У

М

С

Ц

В

М

У

Ф

К

П

Й

У

И

Ч

Щ

Е

П

К

А

Г

Е

З

Л

Я

К

Д

А

К

Н

О

Щ

Ы

М

Е

Д

В

Е

Д

Ь

Р

У

К

Д

Г

П

Е

К

Р

Р

Л

П

А

Ж

А

О

Ж

Г

Г

И

К

Р

Н

Э

Ш

Л

А

Л

Ш

А

Щ

З

Т

Т

Ъ

З

Т

Р

И

П

Ц

Х

Ф

Ь

О

Х

Н

А

Л

Р

Н

О

Х

О

Т

Н

И

К

Д

О

Е

Т

В

Ю

Б

М

К

У

В

Т















Приложение 7

ВОССТАНОВИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ


Пронумеруй предложения (1,2,3,4…) в том порядке, в котором они встречаются в тексте.


Он очень любил музыку и старался сам научиться играть.

Старик отложил скрипку, расспросил колхозника, где он видел медведя.

Он очень любил музыку и старался сам научиться играть.

Мимо проходил знакомый колхозник.

В лесу старик долго искал медведя, но не нашёл даже и следа его.

Взял ружье и пошёл в лес.

Старый медвежатник сидел на завалинке и пиликал на скрипке.




Правильный ответ.


3. Плохо у него выходило, но старик и тем был доволен, что у него своя музыка.

5.Старик отложил скрипку, расспросил колхозника, где он видел медведя.

2.Он очень любил музыку и старался сам научиться играть.

4.Мимо проходил знакомый колхозник.

7.В лесу старик долго искал медведя, но не нашёл даже и следа его.

6.Взял ружье и пошёл в лес.

1.Старый медвежатник сидел на завалинке и пиликал на скрипке.






















Приложение 8




Он очень любил музыку.

Звук слышался с опушки.

В лесу старик долго искал медведя.






Приложение 9

Виталий Бианки «Музыкант»

Старый медвежатник сидел на завалинке и пиликал на скрипке. Он очень любил музыку и старался сам научиться играть. Плохо у него выходило, но старик и тем был доволен, что у него своя музыка. Мимо проходил знакомый колхозник и говорит старику:

— Брось-ка ты свою скрипку-то, берись за ружьё. Из ружья у тебя лучше выходит. Я сейчас медведя видел в лесу.

Старик отложил скрипку, расспросил колхозника, где он видел медведя. Взял ружье и пошёл в лес. В лесу старик долго искал медведя, но не нашёл даже и следа его.

Устал старик и присел на пенёк отдохнуть.

Тихо-тихо было в лесу. Ни сучок нигде не треснет, ни птица голосу не подаст. Вдруг старик услыхал: «Дзенн!..» Красивый такой звук, как струна пропела.

Немного погодя опять: «Дзенн!..»

Старик удивился: «Кто же это в лесу на струне играет?»

А из лесу опять: «Дзенн!..» — да так звонко, ласково.

Старик встал с пенька и осторожно пошёл туда, откуда слышался звук. Звук слышался с опушки.

Старик подкрался из-за ёлочки и видит: на опушке разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки. А под деревом сидит медведь, схватил одну щепку лапой. Медведь потянул к себе щепку и отпустил её. Щепка выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздалось: «Дзенн!..» — как струна пропела.

Медведь наклонил голову и слушает.

Старик тоже слушает: хорошо поёт щепка!

Замолк звук, — медведь опять за своё: оттянул щепку и пустил.

Вечером знакомый колхозник ещё раз проходит мимо избы медвежатника. Старик опять сидел на завалинке со скрипкой. Он пальцем дёргал одну струну, и струна тихонечко пела: «Дзинн!..»

Колхозник спросил старика:

— Ну что, убил медведя?

— Нет, — ответил старик.

— Что ж так?

— Да как же в него стрелять, когда он такой же музыкант, как и я?

И старик рассказал колхознику, как медведь играл на расщеплённом грозой дереве.


Сохранить у себя:
Литературный квест «Путешествие к «Музыканту»»

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки