Личные местоимения

Цель: познакомить с понятием местоимение, функции местоимений в речи.

Учебные задачи:

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать.

2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:

Регулятивные УУД: формулировать вопрос (проблему) урока и его цель; умение принимать и сохранять учебную задачу; умение контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; осуществлять рефлексию. Познавательные УУД: строить устное высказывание с учетом учебной задачи; поиск необходимой информации для решения учебной задачи; добывать новые знания; анализировать, сравнивать, делать выводы.

Коммуникативные УУД: создать условия для того, чтобы обучающиеся могли договариваться, находить общее решение; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов:

- формировать умение различать личные местоимения 1,2 и 3 лица единственного и множественного числа;

-заменять имена существительные местоимениями (редактировать текст);

- распознавать местоимение в тексте и правильно их употреблять;

-способствовать развитию творческих способностей.

Содержимое разработки

Урок русского языка в 3 классе.

Тема: Понятие о местоимении, личные местоимения.

Тип урока:изучение нового материала.

Цель: познакомить с понятием местоимение, функции местоимений в речи.

Учебные задачи:

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать.

2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:

Регулятивные УУД: формулировать вопрос (проблему) урока и его цель; умение принимать и сохранять учебную задачу; умение контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; осуществлять рефлексию.
Познавательные УУД: строить устное высказывание с учетом учебной задачи; поиск необходимой информации для решения учебной задачи; добывать новые знания; анализировать, сравнивать, делать выводы.

Коммуникативные УУД: создать условия для того, чтобы обучающиеся могли договариваться, находить общее решение; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов:

- формировать умение различать личные местоимения 1,2 и 3 лица единственного и множественного числа;

-заменять имена существительные местоимениями (редактировать текст);

- распознавать местоимение в тексте и правильно их употреблять;

-способствовать развитию творческих способностей.

Ход урока

  1. Орг. момент

Здравствуйте, ребята!

Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

-Я приветствую вас на уроке русского языка.

На столах- школьные принадлежности, в головах – мысли, в сердцах – чувства, в душах – хорошее настроение.

  1. Актуализация знаний.

Сегодня 14 апреля. Объясните правописание слов в данной записи. Откройте тетради, запишите число и вид работы.

1. Минутка чистописания

У. Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву, которую вы определите, если установите закономерность подбора букв в данных группах:

  а                        в                    г                         е                  н                          п

                  б                                                д                                               ?

Какую вы видите закономерность? Какую букву мы будем писать на уроке?

Д. В первых двух группах написано по три буквы. Буква, находящаяся внизу, стоит в алфавите между двумя верхними. Значит, мы сегодня будем писать букву о.

У. Напишите цепочку, которая состояла бы из нескольких пар букв. В каждую пару должны входить буква ои по очереди находящиеся в группах буквы в алфавитном порядке.

оаобовогодое   он оооп…        

2. Словарно – орфографическая работа

У. Чтобы узнать новое слово из словаря, выполним работу в парах.

Для этого в каждом данном слове запишите букву, являющуюся в нем орфограммой: коса, сердце,чугун,травка, картина, ванна, ключ, шина,звук.

Какое это слово?

Д. Это слово одуванчик.Произнесите это слово орфоэпически. А теперь орфографически.

Что вы заметили?Слайд

У.Назовите лексическое значение данного слова. Что такое одуванчик?

Д. Травянистое растение с желтыми цветками и семенами на пушистых волосках, разносимых ветром.

У.Давайте назовем грамматические признаки слова «одуванчик» (им. сущ., неодуш., нариц., м.р., ед.ч., И.п.) 


III. Постановка проблемы учащимися.Формулирование темы.

У. Составьте предложение с этим словом. (предложение записывает ученик на доске, остальные в тетради). Назовите основу предложения.

У. Назовите  известные вам части речи.

У. Сформулируйте тему  урока?

Д. Сегодня на уроке мы будем знакомиться с новой частью речи.

У. Расскажите, что вы знаете об этой части речи.В ходе урока мы должны ответить на вопросы:

-Что такое местоимение?

-Как называются местоимения, которые указывают на лица?

-Какие местоимения относятся к личным?

-Как изменяются личные местоимения?

IV. Открытие новых знаний.

У. Я составила маленький рассказ. Давайте прочитаем.              Слайд

Одуванчики  похожи на маленькое солнышко. Одуванчики дарят ощущение детства. Из одуванчиков часто плетут венки.

У.Какой  недостаток есть в этом тексте?

У. Как можно исправить этот недостаток?

Д. Заменить другими словами.

У. Прочитаем текст, заменив во втором и третьем предложениях слово одуванчикдругими словами.

Одуванчики очень похожи на маленькие солнышки. Они дарят ощущение детства. Из них часто плетут венки.

У.Вместо какой части речи мы употребили эти слова.

Д.  Эти слова заняли место имени существительного.  МЕСТОИМЕНИ

У.Какое название можно дать этим словам?  

У. Что же такое местоимение?

Д. Местоимение – это часть речи, которая не называет предмет, а указывает на него.

У. В русском языке есть несколько групп местоимений. Одна из групп указывает на лица, поэтому эти местоимения называются личными.  С ними мы познакомимся  во время работы с таблицей.

Личные местоимения                      Слайд

Число

Лицо

1-е

2-е

3-е

Ед.ч.




Мн.ч.




- С помощью какого местоимения человек указывает на самого себя или несколько человек? 

 Определим эти местоимения, указывающие на себя в первую группу, запишем и запомним. 

(я, мы)

-С помощью какого местоимения, мы указываем на того или тех к кому обращаемся?  

 Определим их во вторую группу.(ты, вы)

-С помощью какого местоимения вы укажете на человека мужского пола, который не участвует в разговоре, женского пола, среднего рода? (он, она, оно)

-С помощью какого местоимения можно назвать всех о ком говорят?  (они)

Определим их в третью группу.

Итак, что имеютместоимения?

1 лицо – я, мы

2 лицо – ты, вы

3 лицо – он, она, оно, они

У. Как изменяются местоимения?

Д. Личные местоимения изменяются по числам и родам в 3 лице.

Я  и  МЫ,  ТЫ  и  ВЫ,

ОН,  ОНА,  ОНО,  ОНИ –

Все слова отличные,

Важные и личные.

Это, без сомнения,

Все местоимения.

V. Первичное закрепление.

Физминутка.

У. Я буду называть слова, относящиеся к различным частям речи. Если назову местоимение, вы хлопаете в ладоши. Если услышите любую другую часть речи - приседаете.

Ребята, они, дело, оно, она, метла, снег, он, горький, учиться, я, ты, вдруг, вы,  солнечная, мы.

VI.Включение в систему знаний и повторение.

Работа по учебнику. Откройте учебник на 92 стр. Прочитайте правило. На какой вопрос мы не дали ответа? Упр. 159 (7)

VII. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

  1. вариант

Личное местоимение какого лица есть в предложении: А-1-го л.; Б-2-го л.; В-3-го л.?


       А

      Б

      В

1. Ты любишь гулять по осеннему лесу?




2. По полёту ласточки мы узнаём о наступающей перемене погоды.




3. В лесу ещё полно снега, он спрятался под кустами и деревьями.




4. Однажды я шёл по лугу.




5. Перья утки пропитаны жиром, и поэтому они у неё всегда сухие.




2-вариант

Личное местоимение какого лица есть в предложении: А-1-го л.; Б-2-го л.; В-3-го л.?


       А

      Б

      В

1.Вы сделали большую ошибку.




2. В роще я заметил ужа.




3. Лиса – хищное животное, она поедает мышей, зайцев, диких кур.




4. На стволе ветвистой сосны мы заметили пёстрого дятла.




5.По сторонам дороги тянулись широкие поля, они были покрыты снежной скатертью.




VIII. Рефлексия. Итог деятельности.

-Мы с вами хорошо потрудились.

- Что на уроке было знакомым?

– Что нового узнали сегодня на уроке?

Продолжите мои предложения:

-Было интересно…

-Было трудно…

-Мне захотелось…

- Я научился …

Д/з стр. 92-93 правило.



Сохранить у себя:
Личные местоимения

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки