Лексика. Фразеология.
( Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах)
Вступительное слово учителя:
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Марина Николаевна. И в этот замечательный день мы работаем с вами вместе. Работаем быстро, красиво и грамотно. Вы готовы к уроку?
Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Много предстоит узнать,
Постарайтесь все понять!
Повторение пройденного материала. А чтобы нам привести наши знания в систему давайте проведем небольшую разминку по материалу, который вы знаете, и конечно же, он пригодится нам при выполнении ВПР ( всероссийских проверочных работ) и напомнит нам о пройденном материале
(СЛАЙД 1, 2 ) Молодцы!
А теперь, Внимание, Ребята! Чтобы понять, какую тему мы сегодня будем повторять, давайте подсмотрим диалог из интернет-чата и проанализируем речь участников конференции.
-Могучий Мук. Привет,челы! Как делишки?
-Принцесса. О, привки! Чмоки-чмоки…
-Том. Приклеивайтесь к теме: чо под ёлкой нашли 31-го?
- Могучий Мук. Родичи новую клаву подогнали.
- Принцесса. Прикольно, но не греет.
- Том. Всех греет, тебя нет.
-Принцесса. А мне фиолетово! Меня новый мобильник греет.
-Могучий Мук. Ну ок!
Вывод: Понятно все, о чем говорили ребята ? Не совсем?
Давайте попробуем перевести язык в чате на общеупотребительную Лексику Вероятно, у ребят бедный словарный запас, ограниченный сленгом. ( набор слов группы лиц, применяемый для разговора.) Ведь чем богаче словарный запас человека, тем богаче его внутренний мир, тем интереснее его слушать.
- А как мы должны относиться к слову?
Конечно, бережно. Ведь от внимательного отношения к слову, понимания его значения зависит очень многое.
Замечательный писатель К.Г.Паустовский, подчёркивая богатство русского языка, писал: «Для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий» И это, действительно, так.
ВЫВОД : Вы уже поняли, что сегодня мы будем говорить с вами о Слове, науке, которая изучает Слово. Т.е. мы будем говорить о Лексике, Лексикологии. Поэтому тема нашего урока « Лексика и …» Запишем в тетради «27 мая. Классная работа. Лексика и .. не дописываем
Какова наша цель??? Цель урока – обобщить изученное по теме «Лексика», актуализировать знания, умения и навыки решения лексических задач в обычной и нестандартной ситуации.
Слайд 3, 4
Итак ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Лексика»,
IV. Закрепление материала: Открываем страницу 147 учебника , У- 611.- Выписать устаревшие слова . У- 614 – неологизмы
Итоги раздела «Лексика».
Физкультурная минутка. для глаз
2. ФРАЗЕОЛОГИЯ ВИДЕО ФИЛЬМ
Итак, что такое фразеология? Фразеологизмы?
ИГРА С КАРТИНКАМИ ( Какие фразеологизмы запомнили? Дать лексическое значение фразеологизмам. )
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Итоги раздела Фразеология.
Ребята, что нового вы узнали в стране Фразеология? А что повторили, вспомнили? Для чего нам нужны фразеологизмы?
5. Итоги всего урока, рефлексия.(слайд)
Какие разделы языка мы сегодня вспоминали? ( Лексика и фразеология)
Что изучает Лексика? (изучает словарный состав языка).
Что мы узнали в стране Лексика?
Что изучает раздел языка Фразеология? Что мы узнали в этой стране? (изучает устойчивые выражения и сочетания)
Для чего нам нужны эти знания? Где мы можем их применить? (слайд)______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вам понравился урок? Листочки с пожеланиями раздать )
6. Домашнее задание: Написать сочинение на тему : «Нить Ариадны» или «Судьба фразеологизма» (слайд)