Лексика. Фразеологизм.

Повторение в разделе "Лексика". Систематизация знаний о фразеологизме.

Содержимое разработки

Урок русского языка в 10 классе №9 ОЛИМПИАДА

Тип урока: Систематизация и обобщение знаний и умений.

Тема урока: Фразеология. Лексикография.

Цели урока: повторение знаний о фразеологизме.

Планируемые результаты:

Предметные: повторение орфоэпических норм, происхождение фразеологизмов, их значение.

Метапредметные: развитие навыков находить фразеологизмы и определять их значение, правильно использовать их в речи.

Личностные: создание условий для воспитания бережного отношения к родному языку.

Оборудование: карточка с заданием, презентация.

Структура урока

1.Этап мотивации. Критерии оценивания.

2.Этап актуализации. Слайд 2, 3

- Желчный старик из 56-й квартиры, бывший столяр и завсегдатай шахматного клуба, ранним августовским утром с грохотом выбросил в мусоропровод старую туфлю с явным намерением разбудить весь дом. Он давно вёл тяжбу с жильцами дома и всего квартала, и каждый квартал составлял подробный отчёт. Соглядатай старика, избалованный ветчиной кот, знавший толк в гастрономии, ходил по водосточному желобу. К коммивояжеру из 55-й квартиры приходит в гости танцовщица из кабаре, а у эксперта этажом ниже отбоя нет от клиентов. Жилец из 54-й, в прошлом колхозный дояр, активно продает сливовый сок, объясняя это тем, что слива у тещи в саду обильно плодоносит и плоды некуда девать. Его жена сидит на яблочной и вишневой диете, но вид у нее далеко не заморенный. Дрессировщик из 50-й держит дома сетчатого питона, кормит эту нечисть творогом, потчует хлебом, нарезанным толстыми ломтями и политым оливковым маслом. Питон ест, пока не одолеет его дремота и он не попадёт во власть Морфея. Всем завидно.

3. Этап целеполагания и построения плана по разрешению возникших затруднений.

4.Этап реализации на практике выбранного плана.

  • Что такое фразеологизм? В каком разделе лингвистики изучаются фразеологизмы? СЛАЙД 4

  • Каковы признаки фразеологизмов, их отличительные особенности? СЛАЙД 6

  1. - СЛАЙД 8

Задание: замените выделенные слова подходящими по смыслу фразеологизмами. СЛАЙД 9

Ничего не делать - сидеть сложа руки

Преувеличивать – делать из мухи слона

Внезапно замолчать - язык проглотить

Переусердствовать - перегибать палку

Темно - ни зги не видно

 Бояться – дрожать как осиновый лист

- указать каком ряду все фразеологические обороты являются синонимами, а в каком - антонимами? СЛАЙД 10

  1. два сапога пара, одного поля ягоды.

  2. хоть пруд пруди, кот наплакал.

  3. выжимать соки, драть шкуру.

  4. прощупывать почву, пустить пробный шар.

  5. засучив рукава, спустя рукава.

  6. вставлять палки в колеса, дать зеленый свет.

  7. сорвать маску; вывести на чистую воду.

  8. вставлять палки в колеса; перебегать дорогу.

  9. душа в душу, как кошка с собакой.

  10. Куры не клюют, как кот наплакал.

  11. водить за нос, морочить голову.

  12. сердце кровью обливается, сердце обросло мохом.

Ключ: синонимы – 1, 3, 4, 7, 8, 11

антонимы – 2, 5, 6, 9, 10, 12 СЛАЙД 11

  1. Классификация фразеологизмов по происхождение СЛАЙДЫ 12 - 17

Задание: определить значение фразеологизмов исконно русского происхождения, определить как они образовались СЛАЙД 13

на (во) всю Ивановскую - очень громко

Ивановская - название площади в Московском Кремле, на которой стоит колокольня Ивана Великого. Существует несколько версий этимологии фразеологизма: 1) на Ивановской иногда читали указы во всеуслышание, громким голосом, во всю Ивановскую площадь. Отсюда переносный смысл выражения; 2) на Ивановской площади также иногда наказывались дьяки за взятки и лихоимство. Их нещадно били кнутами и батогами, отчего они кричали во всю Ивановскую площадь.

потемкинские деревни - показное благополучие, скрывающего истинное состояние чего-либо

Выражение возникло после того, как князь Г. А. Потёмкин перед посещением Крыма Екатериной II приказал установить на пути следования императрицы декоративные подобия селений, чтобы убедить её в успехах своей деятельности на юге России.

бить челом - просить, кланяться

Чин - это и социальный статус, как замечено в комментарии, но ещё и порядок, способ действия. В этом значении слово сохранилось в церковном обиходе. Чин закладки храма, чин такой-то службы. Учинить - сделать.

чин чином - как положено, по порядку и обычаю

Задание: определить значение старославянских фразеологизмов, определить как они образовались

СЛАЙД 14

блудный сын - человек, отколовшийся от своей семьи и родного дома

В евангелии есть притча, в которой повествуется о сыне, покинувшем отцовский дом и прокутившем все свое состояние. Возвратившись обратно в свою семью ни с чем, он падает на колени перед своим родителем, который, проявив милосердие и доброту, прощает нерадивого отпрыска.

Манна небесная - с нетерпением ожидаемое, крайне необходимое

В Библии сказано, что, когда евреи странствовали по пустыне, наступил голод, и с неба вдруг начала сыпаться «небесная манна», спасшая истощенных странников от неминуемой смерти.

посыпать пеплом голову - испытывать глубочайшее раскаяние в чем-либо

Древнееврейский религиозный обычай гласил - в случае смерти кого-либо из членов семьи или рода в знак глубокой скорби посыпать непокрытую голову пеплом или землей. И, конечно же, как часто происходит в подобных случаях, домочадцы начинали запоздало винить в произошедшем себя: дескать, не досмотрели, не уберегли, вовремя не оказали помощь.

Задание: определить значение фразеологизмов заимствованных из древнегреческой мифологии, определить как они образовались

СЛАЙД 16

Ахиллесова пята - уязвимое место, слабая сторона

Авгиевы конюшни - очень загрязнённое место, запущенность в чем-либо

Ящик Пандоры - источник несчастий, великих бедствий

В древнегреческом мифе о Пандоре говорится, что некогда люди жили, не зная никаких несчастий, болезней и старости, пока Прометей не похитил у богов огонь. За это разгневанный Зевс послал на Землю красивую женщину – Пандору. Она получила от Зевса ларец, в котором были заперты все человеческие несчастья. Пандора, подстрекаемая любопытством, открыла ларец и рассыпала все несчастья.

  1. - Лингвистический эксперимент

Задание: подберите «отечественный» фразеологический оборот, одинаковый по значению с приведёнными заимствованными.

СЛАЙД 18

Английский: это ещё всё в воздухе

Французский: это ещё не в кармане

Испанский: написано на песке

Немецкий: это пока написано на звёздах

Русский:……………………………………………

Английский: жить в клевере

Французский: как петух в мармеладе

Испанский: плавать в изобилии

Немецкий: как червячок в сале

Русский:……………………………………………

5.Этап включения в систему знаний и умений.

5)Подберите синонимы – фразеологизмы.

бездельничать – бить баклуши, работать спустя рукава, сидеть сложа руки, лодыря корчить;

очень быстро – во весь дух, сломя голову, во все лопатки, со всех ног и

наказывать, ругать – дать нагоняй, намылить шею, снять стружку и

злить, раздражать – действовать на нервы, доводить до белого каления, выводить из равновесия, приводить в ярость;

очень много – куры не клюют, хоть пруд пруди, тьма-тьмущая.

«опытный человек» - стреляный воробей, тёртый калач;

«впасть в уныние» - опустить крылья, повесить нос, распустить нюни.

Назовите фразеологические обороты, обозначающие настроение, состояние души, чувства, которые испытывал, как пить дать, каждый из нас:

Радость – быть на седьмом небе,

Страх – душа ушла в пятки,

Печаль – повесил голову,

Обида – губы надул,

Стыд – готов сквозь землю провалиться

Плохое настроение – встать не с той ноги,

Испуг – мурашки забегали, мороз по коже пробежал,

Тревога – кошки на душе скребут,

Негодование – дойти до белого каления.

6.Этап рефлексии и оценивания.

Допиши слово.

Фразеологизмы, а ими очень богат русский язык, де­лают нашу речь _______________________. Слышим мы их всюду: ______________________________________ . Встреча­емся мы с ними и читая наши любимые книжки.

Фразеологические обороты поражают _________________________.

Мы не можем отказаться от использования _______________________ в речи, так как они прочно вошли в наш ________________________, они не требуют _________________, их очень удобно использовать в речи, так как это уже готовые фразы, способные ___________________________________________. Но вот научиться находить их и отличать от свободных словосочетаний необходимо.

7.Этап ознакомления с домашним заданием.

Составить связный текст, употребив не менее 10 фразеологизмов.











Допиши слово.

Фразеологизмы, а ими очень богат русский язык, де­лают нашу речь _______________________. Слышим мы их всюду: ______________________________________ . Встреча­емся мы с ними и читая наши любимые книжки.

Фразеологические обороты поражают _________________________.

Мы не можем отказаться от использования _______________________ в речи, так как они прочно вошли в наш ________________________, они не требуют _________________, их очень удобно использовать в речи, так как это уже готовые фразы, способные ___________________________________________. Но вот научиться находить их и отличать от свободных словосочетаний необходимо.



Допиши слово.

Фразеологизмы, а ими очень богат русский язык, де­лают нашу речь _______________________. Слышим мы их всюду: ______________________________________ . Встреча­емся мы с ними и читая наши любимые книжки.

Фразеологические обороты поражают _________________________.

Мы не можем отказаться от использования _______________________ в речи, так как они прочно вошли в наш ________________________, они не требуют _________________, их очень удобно использовать в речи, так как это уже готовые фразы, способные ___________________________________________. Но вот научиться находить их и отличать от свободных словосочетаний необходимо.



Допиши слово.

Фразеологизмы, а ими очень богат русский язык, де­лают нашу речь _______________________. Слышим мы их всюду: ______________________________________ . Встреча­емся мы с ними и читая наши любимые книжки.

Фразеологические обороты поражают _________________________.

Мы не можем отказаться от использования _______________________ в речи, так как они прочно вошли в наш ________________________, они не требуют _________________, их очень удобно использовать в речи, так как это уже готовые фразы, способные ___________________________________________. Но вот научиться находить их и отличать от свободных словосочетаний необходимо.



Допиши слово.

Фразеологизмы, а ими очень богат русский язык, де­лают нашу речь _______________________. Слышим мы их всюду: ______________________________________ . Встреча­емся мы с ними и читая наши любимые книжки.

Фразеологические обороты поражают _________________________.

Мы не можем отказаться от использования _______________________ в речи, так как они прочно вошли в наш ________________________, они не требуют _________________, их очень удобно использовать в речи, так как это уже готовые фразы, способные ___________________________________________. Но вот научиться находить их и отличать от свободных словосочетаний необходимо.

Допиши слово.

Фразеологизмы, а ими очень богат русский язык, де­лают нашу речь _______________________. Слышим мы их всюду: ______________________________________ . Встреча­емся мы с ними и читая наши любимые книжки.

Фразеологические обороты поражают _________________________.

Мы не можем отказаться от использования _______________________ в речи, так как они прочно вошли в наш ________________________, они не требуют _________________, их очень удобно использовать в речи, так как это уже готовые фразы, способные ___________________________________________. Но вот научиться находить их и отличать от свободных словосочетаний необходимо.

Сохранить у себя:
Лексика. Фразеологизм.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки