Конспект урока по русскому языку в 3 классе
Тема: «Лексическое значение слова»
Целевые установки:
- понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
- познакомить с лексическим значением слова;
- формировать умения распознавать многозначные и однозначные слова;
- расширить понятие учащихся о лексическом значении слова;
- работать со схемой «Что я знаю о значениях слов в русском языке»;
- уметь пользоваться толковым словарём;
- уметь находить лексическое значение слова в толковом словаре.
Оборудование:
В. П. Канакина , учебник «Русский язык» 3 класс 1 часть;
В. П. Канакина , Рабочая тетрадь по русскому языку № 1, 3 класс.
Интерактивная доска
Презентация
Ход урока.
I.Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Начинаем урок русского языка.
- Открываем тетради, записываем дату. Сегодня 24 сентября. Классная работа.
II. Орфографическая минутка
- Начнём урок с творческого словарного диктанта.
- Записываем словарный диктант. Но он будет необычный. Вы должны понять, что это за слова по рисункам и лексическому значению слова, что оно обозначает.
1. Посмотрите рисунок хлебного злака. Из овсяной муки можно приготовить овсяную кашу. Какое слово вы запишите? Овёс;
2. Сторона горизонта, где восходит солнце. Восток;
3. Яркое освещение горизонта перед восходом или после захода солнца. Заря;
4. (картинка) Орех;
5. (картинка) Это хлебный злак. Пшеница.
- Поставьте ударение в словах, выделите непроверяемую орфограмму.
- Проверяем.
1. Овёс. В слове овёс ударение падает на второй слог, запоминаем букву о в первом слоге.
2. Восток. В слове восток ударение падает на второй слог, запоминаем букву о в первом слоге.
3. Заря. В слове заря ударение падает на второй слог, запоминаем букву а в первом слоге.
4. Орех. В слове орех ударение падает на второй слог, запоминаем букву о в первом слоге.
5. Пшеница. В слове пшеница ударение падает на второй слог, запоминаем букву е в первом слоге.
- Ребята, что вы записали? (Мы записали слова)
- Какая орфограмма есть во всех словах? (Непроверяемая орфограмма)
- Где можно проверить написание данных слов? (В орфографическом словаре)
- Каждое слово имеет свое собственное значение. Чтобы узнать это значение, мы определим, что означает слово.
III. Работа со шмуцтитулом
- Сегодня мы начнем изучать новый раздел. Открываем учебник на странице 39. Прочитайте название раздела. (Слово в языке и речи)
- Прочитаем, чему мы будем учиться, изучая данный раздел. (читают с.39)
IV. Определение темы и задач урока
(на интерактивной доске выведена тема урока)
- Прочитайте тему урока. (Лексическое значение слова)
- Скажите, чему мы будем учиться сегодня на уроке? (узнаем, как определить лексическое значение слова; вспомним, что такое лексическое значение слова; узнаем, с каким словарем работать, чтобы определить лексическое значение слова)
V. Воспроизведение знаний о лексическом значении слова
- Ребята, в греческом языке есть слово «lexis» , которое означает «слово». От него произошло слово «lexikos», которое обозначает «словарный», «словесный». Словом «лексика» в науке о языке называется словарный запас в определенном языке, а словосочетание «лексическое значение» - значение слова, то есть его смысл.
- Все слова русского языка собраны в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова. Их около 57000 слов
- Как вы понимаете «лексическое значение слова» ? (Лексическое значение – это значение слова)
VI. Работа с упражнением
- Откройте учебник на стр. 40, упр. 64. Прочитайте. (Читают текст)
- Как вы поняли этот текст? (В этом тексте говорится о том, сколько прекрасных слов в русском языке).
- Согласны ли вы с мнением автора? (Ответы детей)
- А ведь действительно, сколько прекрасных слов в русском языке. Прочитайте слова, которые в тексте называются громкими, богатые, гордые, светлые и радостные. (Мир, дружба, родина, Россия)
- А как вы думаете, что такое мир? (1. Земной шар, Земля, а также люди, население земного шара; 2. Спокойствие, отсутствие вражды, войны)
- Что мы понимаем под словом Россия? (Россия – название государства, страны, населенные русскими)
- Найдите слова, которые характеризуются в тексте, как слова полные прелести, нежности, легкости. (Берёза, солнце, счастье, весна, радость )
- Хорошо, прочитайте слова, которое лучится светом, лаской. (Мама)
- Запишите любые 3-4 слова, которые вам особенно понравились.
- Прочитаем, что такое лексическое значение слова в рубрике Вспомните! (То, что обозначает слово, является его лексическим значением. Например, лексическое значение слова весна - «время года, следующее за зимой». Лексическое значение слова можно определить по толковому словарю.)
- Что же такое лексическое значение слова?( То, что обозначает слово, является его лексическим значением)
VII. Работа со схемой
- Стр. 40, упр. 65. Рассмотрим схему на странице 41. Посмотрите внимательно на схему.
- Что значит однозначные слова? (Однозначные слова – слова, которые имеют одно лексическое значение)
- Приведите примеры однозначных слов из таблицы. (Грач, гитара, перстень, парта, глобус)
- Какие слова называют многозначными? (Многозначные слова- это слова, имеющие два и более значений)
- Прочитайте слова, которые относятся к группе многозначных слов. (Колокольчик, земля, листок, каток, язык, игла)
- Скажите, какое значение имеет слово колокольчик? (Слово колокольчик имеет два значения – цветок; звонок)
- Скажите, какое значение имеет слово игла? (Слово игла – инструмент для шитья; и игла на ветке ели или сосны)
- Так же на этой схеме мы видим группу, которая называется синонимы. Что такое синонимы? (Синонимы - это слова, близкие по значению)
- Прочитаем примеры синонимов. (Красный – алый; доктор - врач)
- И мы видим группу слов, которая называется антонимы. Что такое антонимы? (Антонимы – слова, противоположные по значению).
- Прочитаем пример антонимов. (Весело – грустно; холодный - горячий)
- Найдите в таблице слово с его значением. (Лексическое значение дано к слову перстень).
- А к какой группе относится слово перстень? (Слово перстень относится к однозначным словам)
- Запишите слово «перстень» и его лексическое значение.
VIII. Упражнение в распознавании лексического значения слова
- Упр. 66. Прочитаем текст.
- О чем этот текст? (О росе)
- Какое явление природы названо красивым словом роса? (Капельки воды, которые появляются утром и вечером с наступлением прохлады)
- Наблюдали ли вы, какой бывает роса на траве? (Утром роса переливается разноцветными огоньками)
- Посмотрите внимательно на слово роса. Произнесем его, как мы его слышим. (Раса)
- А теперь, как надо правильно его произносить. (Роса)
- Какая орфограмма встретилась в этом слове? (В слове роса - безударный гласный в корне слова. Проверочное слово – росы)
- Хорошо. Ребята, запишите предложение из этого упражнения, в котором говорится о солнышке и о капельках росы. (Солнышко осветило капельки росы)
- Выделите грамматическую основу. И в слове «роса» выделите орфограмму.
IX. Работа со словарем
- Посмотрите, на выставке у нас есть толковые словари Ожегова Сергея Ивановича, Даля Владимира Ивановича. У вас в учебнике тоже есть толковый словарь на стр. 152. С ним мы и будем работать. Откроем его.
- Как расположены слова в словаре? (По алфавиту)
- Найдите в нем слово герб. Прочитайте его лексическое значение. Какое это слово однозначное или многозначное? (Однозначное)
- Следующее слово журавль. (Многозначное)
- Дальше слово заря. (Многозначное)
- И последнее слово альбом. (Однозначное)
- Ребята, альбом – это словарное слово.
- Скажите, какая орфограмма встретилась в слове альбом? (непроверяемая орфограмма в корне слова )
- Запишите слово альбом тетрадь. Это слово нужно запомнить.
- Выделите непроверяемую орфограмму и поставьте ударение.
X. Итог урока
- Чему мы учились на уроке?
- Что мы вспомнили?
- Для чего нам необходимо знать лексическое значение слова?
- Поднимите руку, кому было легко на уроке.
- Спасибо за урок. Урок закончен.