Лексическое значение слова

Целевые установки:

- понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

- познакомить с лексическим значением слова;

- формировать умения распознавать многозначные и однозначные слова;

- расширить понятие учащихся о лексическом значении слова;

- работать со схемой «Что я знаю о значениях слов в русском языке»;

- уметь пользоваться толковым словарём;

- уметь находить лексическое значение слова в толковом словаре.

Содержимое разработки

Конспект урока по русскому языку в 3 классе

Тема: «Лексическое значение слова»

Целевые установки:

- понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

- познакомить с лексическим значением слова;

- формировать умения распознавать многозначные и однозначные слова;

- расширить понятие учащихся о лексическом значении слова;

- работать со схемой «Что я знаю о значениях слов в русском языке»;

- уметь пользоваться толковым словарём;

- уметь находить лексическое значение слова в толковом словаре.

Оборудование:

В. П. Канакина , учебник «Русский язык» 3 класс 1 часть;

В. П. Канакина , Рабочая тетрадь по русскому языку № 1, 3 класс.

Интерактивная доска

Презентация

























Ход урока.

I.Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Начинаем урок русского языка.

- Открываем тетради, записываем дату. Сегодня 24 сентября. Классная работа.

II. Орфографическая минутка

- Начнём урок с творческого словарного диктанта.

- Записываем словарный диктант. Но он будет необычный. Вы должны понять, что это за слова по рисункам и лексическому значению слова, что оно обозначает.

1. Посмотрите рисунок хлебного злака. Из овсяной муки можно приготовить овсяную кашу. Какое слово вы запишите? Овёс;

2. Сторона горизонта, где восходит солнце. Восток;

3. Яркое освещение горизонта перед восходом или после захода солнца. Заря;

4. (картинка) Орех;

5. (картинка) Это хлебный злак. Пшеница.

- Поставьте ударение в словах, выделите непроверяемую орфограмму.

- Проверяем.

1. Овёс. В слове овёс ударение падает на второй слог, запоминаем букву о в первом слоге.

2. Восток. В слове восток ударение падает на второй слог, запоминаем букву о в первом слоге.

3. Заря. В слове заря ударение падает на второй слог, запоминаем букву а в первом слоге.

4. Орех. В слове орех ударение падает на второй слог, запоминаем букву о в первом слоге.

5. Пшеница. В слове пшеница ударение падает на второй слог, запоминаем букву е в первом слоге.

- Ребята, что вы записали? (Мы записали слова)

- Какая орфограмма есть во всех словах? (Непроверяемая орфограмма)

- Где можно проверить написание данных слов? (В орфографическом словаре)

- Каждое слово имеет свое собственное значение. Чтобы узнать это значение, мы определим, что означает слово.

III. Работа со шмуцтитулом

- Сегодня мы начнем изучать новый раздел. Открываем учебник на странице 39. Прочитайте название раздела. (Слово в языке и речи)

- Прочитаем, чему мы будем учиться, изучая данный раздел. (читают с.39)

IV. Определение темы и задач урока

(на интерактивной доске выведена тема урока)

- Прочитайте тему урока. (Лексическое значение слова)

- Скажите, чему мы будем учиться сегодня на уроке? (узнаем, как определить лексическое значение слова; вспомним, что такое лексическое значение слова; узнаем, с каким словарем работать, чтобы определить лексическое значение слова)

V. Воспроизведение знаний о лексическом значении слова

- Ребята, в греческом языке есть слово «lexis» , которое означает «слово». От него произошло слово «lexikos», которое обозначает «словарный», «словесный». Словом «лексика» в науке о языке называется словарный запас в определенном языке, а словосочетание «лексическое значение» - значение слова, то есть его смысл.

- Все слова русского языка собраны в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова. Их около 57000 слов

- Как вы понимаете «лексическое значение слова» ? (Лексическое значение – это значение слова)

VI. Работа с упражнением

- Откройте учебник на стр. 40, упр. 64. Прочитайте. (Читают текст)

- Как вы поняли этот текст? (В этом тексте говорится о том, сколько прекрасных слов в русском языке).

- Согласны ли вы с мнением автора? (Ответы детей)

- А ведь действительно, сколько прекрасных слов в русском языке. Прочитайте слова, которые в тексте называются громкими, богатые, гордые, светлые и радостные. (Мир, дружба, родина, Россия)

- А как вы думаете, что такое мир? (1. Земной шар, Земля, а также люди, население земного шара; 2. Спокойствие, отсутствие вражды, войны)

- Что мы понимаем под словом Россия? (Россия – название государства, страны, населенные русскими)

- Найдите слова, которые характеризуются в тексте, как слова полные прелести, нежности, легкости. (Берёза, солнце, счастье, весна, радость )

- Хорошо, прочитайте слова, которое лучится светом, лаской. (Мама)

- Запишите любые 3-4 слова, которые вам особенно понравились.

- Прочитаем, что такое лексическое значение слова в рубрике Вспомните! (То, что обозначает слово, является его лексическим значением. Например, лексическое значение слова весна - «время года, следующее за зимой». Лексическое значение слова можно определить по толковому словарю.)

- Что же такое лексическое значение слова?( То, что обозначает слово, является его лексическим значением)

VII. Работа со схемой

- Стр. 40, упр. 65. Рассмотрим схему на странице 41. Посмотрите внимательно на схему.

- Что значит однозначные слова? (Однозначные слова – слова, которые имеют одно лексическое значение)

- Приведите примеры однозначных слов из таблицы. (Грач, гитара, перстень, парта, глобус)

- Какие слова называют многозначными? (Многозначные слова- это слова, имеющие два и более значений)

- Прочитайте слова, которые относятся к группе многозначных слов. (Колокольчик, земля, листок, каток, язык, игла)

- Скажите, какое значение имеет слово колокольчик? (Слово колокольчик имеет два значения – цветок; звонок)

- Скажите, какое значение имеет слово игла? (Слово игла – инструмент для шитья; и игла на ветке ели или сосны)

- Так же на этой схеме мы видим группу, которая называется синонимы. Что такое синонимы? (Синонимы - это слова, близкие по значению)

- Прочитаем примеры синонимов. (Красный – алый; доктор - врач)

- И мы видим группу слов, которая называется антонимы. Что такое антонимы? (Антонимы – слова, противоположные по значению).

- Прочитаем пример антонимов. (Весело – грустно; холодный - горячий)

- Найдите в таблице слово с его значением. (Лексическое значение дано к слову перстень).

- А к какой группе относится слово перстень? (Слово перстень относится к однозначным словам)

- Запишите слово «перстень» и его лексическое значение.

VIII. Упражнение в распознавании лексического значения слова

- Упр. 66. Прочитаем текст.

- О чем этот текст? (О росе)

- Какое явление природы названо красивым словом роса? (Капельки воды, которые появляются утром и вечером с наступлением прохлады)

- Наблюдали ли вы, какой бывает роса на траве? (Утром роса переливается разноцветными огоньками)

- Посмотрите внимательно на слово роса. Произнесем его, как мы его слышим. (Раса)

- А теперь, как надо правильно его произносить. (Роса)

- Какая орфограмма встретилась в этом слове? (В слове роса - безударный гласный в корне слова. Проверочное слово – росы)

- Хорошо. Ребята, запишите предложение из этого упражнения, в котором говорится о солнышке и о капельках росы. (Солнышко осветило капельки росы)
- Выделите грамматическую основу. И в слове «роса» выделите орфограмму.

IX. Работа со словарем

- Посмотрите, на выставке у нас есть толковые словари Ожегова Сергея Ивановича, Даля Владимира Ивановича. У вас в учебнике тоже есть толковый словарь на стр. 152. С ним мы и будем работать. Откроем его.

- Как расположены слова в словаре? (По алфавиту)

- Найдите в нем слово герб. Прочитайте его лексическое значение. Какое это слово однозначное или многозначное? (Однозначное)

- Следующее слово журавль. (Многозначное)

- Дальше слово заря. (Многозначное)

- И последнее слово альбом. (Однозначное)

- Ребята, альбом – это словарное слово.

- Скажите, какая орфограмма встретилась в слове альбом? (непроверяемая орфограмма в корне слова )

- Запишите слово альбом тетрадь. Это слово нужно запомнить.

- Выделите непроверяемую орфограмму и поставьте ударение.

X. Итог урока

- Чему мы учились на уроке?

- Что мы вспомнили?

- Для чего нам необходимо знать лексическое значение слова?

- Поднимите руку, кому было легко на уроке.

- Спасибо за урок. Урок закончен.









Сохранить у себя:
Лексическое значение слова

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки