Курс лекций «Управление персоналом» тема: Психология управленческой деятельности
Составили:
Е.А. Гавриловчук
преподаватель экон.дисциплин,
С.И. Александров, нач. ГОУ ТСВУ, подполковник, преподаватель «Основы военного дела»
.
оптимальные нормы управляемости
Для организаций численностью:
- 300 работающих - 7-9 единиц,
- для средних (1-5 тысяч человек) - 16-18,
- для крупных (5-7 тысяч человек) - 19-22,
- для очень крупных (свыше 7 тысяч человек) -26-28.
функции управленческой деятельности руководителя:
- познавательная : изучение человека, группы, коллектива фирмы, организации, учреждения, актуальной ситуации управления;
- прогностическая : определение основных направлений и динамика развития управляемых (сотрудников, подразделений);
- проектировочная : определение целей и задач, программирование и планирование деятельности;
- коммуникативно-информационная: обеспечение формирования, структурирования и сохранения коммуникационных сетей; сбор, преобразование и направление адресатам необходимой информации;
функции управленческой деятельности руководителя:
- мотивационная : обеспечение рационального воздействия на совокупность внешних и внутренних условий деятельности подчинённых, вызывающих их активность и определяющих направленность этой деятельности;
- руководства : руководитель берёт ответственность за свои решения (принятые на основе официальных правовых актов или внутригруппового соглашения) и результаты деятельности;
- организации : обеспечение реализации целей и задач управления;
функции управленческой деятельности руководителя:
- обучения : передача знаний, навыков, умений подчинённым;
- воспитания : обеспечение формирования личности и коллектива в соответствии с целями управления;
- контроля : отражение соответствия поведения и деятельности сотрудников задачам управления;
- оценки : обеспечение отражения степени рассогласования между потребными и достигнутыми параметрами ситуации и поведения участников деятельности;
- коррекции : внесение необходимых изменений в цели и программу управления.
Уровни управления
1. Самоуправление .
2. Управление индивидуальными (субъективными, личностными) качествами конкретного человека .
3. Управление психологическими переменными небольшой группы людей .
4. Управление социально-психологическими переменными коллектива .
5. Управление факторами среды и жизнедеятельности .
.
Структура деятельности
Структура деятельности
- Цель — то, что реализует человеческую потребность и выступает в качестве образа конечного результата деятельности .
- Мотив — то, что побуждает человека к деятельности и придает его деятельности осмысленность.
- Действие — относительно завершенный элемент деятельности, направленный на достижение определенной промежуточной осознаваемой цели.
Предметные действия — это действия, Умственные действия — разнообразные
направленные на изменение состояния действия человека, выполняемые во
или свойств предметов внешнего мира внутреннем плане сознания: перцептивные
мнемические, мыслительны, имажитивные
1. Навык — это полностью автоматизированные компоненты действий, сформированные в
процессе упражнений.
2. Умения — это способы успешного (осознанного) выполнения действия, соответствующие целям и условиям деятельности. Умения всегда опираются на знания.
Составляет основу мастерства.
Психологическая стуктура управленческой деятельности
- предполагает постановку мотивированной цели, выбор системы оптимальных действий, планирование, анализ текущей информации, принятие решений, контроль за ходом деятельности всей организации.
( специфика - управляющие воздействия направлены прежде всего на человека и его психику ).
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- 1. Первейшая задача - это определение целей.
- 2. Вырабатывайте цели вместе с подчинёнными.
- 3. Разбивайте крупные цели на промежуточные, фиксируйте сроки, контролируйте результаты.
- 4. Концентрируйте свою деятельность на немногих целях.
- 5. Согласовывайте цели по вертикали, по уровням управления и по горизонтали, по подразделениям.
Для эффективного осуществления профессионально-управленческой деятельности руководитель организации образования должен обладать:
профессионализмом
деятельности
профессионализмом
личности
Профессионализм деятельности можно рассматривать как меру владения руководителем современным содержанием и современными средствами, способами решения профессиональных задач (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина). определяется: – высокой продуктивностью; – активностью субъекта управления; – высоким уровнем квалификации и профессиональной компетентности; – высокой организованностью; – низкой опосредованностью; – знанием современного содержания и способов выполнения деятельности, наличием способностей решения с учетом современных условий профессиональных задач; – оптимальностью; – высокой интенсивностью; – надежностью и стабильностью высоких показателей качества; – возможностью развития субъекта труда как специалиста; – направленностью на достижение положительных социально значимых целей; – поиском новых путей и механизмов выхода из проблемных ситуаций.
Противоречия в деятельности руководителя
- Деятельность руководителя проходит в условиях наличия строго структурированных планов (стратегических, тактических, оперативных), осуществляемых людьми.
- Дилемма выбора руководителем тактик решения поставленных целей между рискованными и устоявшимися, отработанными, стереотипными действиями.
- Положение руководителя в организации в условиях постоянно меняющихся внутренних и внешних переменных может поставить под сомнение его компетентность, которая может не соответствовать новым условиям деятельности.
- Отсутствие адекватной оценки способностей и личностного роста руководителя в условиях постоянно меняющихся организационных ситуаций.
- Выбор неэффективных стратегий поведения руководителем в условиях решения управленческих конфликтов
- Принятие управленческих решений без учета мнения исполнителей
- Строгое требование выполнять инструкции в ущерб стремлению работников проявлять творчество.
- Рассогласование индивидуальной мотивации руководителя, ориентированного на достижение успеха в деятельности, и отсутствие положительной мотивации поведения работников и др.
Структура личности (по С.Л. Рубинштейну)
Профессионализм личности определяет : – качественные характеристики субъекта управления, – высокий уровень развития профессионально важных и личностно деловых качеств, – адекватный уровень притязаний, мотивационной сферы и ценностных ориентаций, – развитие и формирование у руководителя рефлексивных навыков и способностей, – превращение общечеловеческих ценностей в его собственные; нравственная воспитанность личности
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА РУКОВОДИТЕЛЯ
* высокий профессионализм,
* ответственность и надежность,
* уверенность в себе, умение влиять на своих подчиненных,
* самостоятельность,
- способность к творческому решению задач, стремление к достижениям,
* инициатива и деловая активность,
* способность подниматься над частностями и воспринимать ситуацию в более широком контексте («фактор геликоптера»),
* умение работать с людьми и делегировать своим подчиненным ряд своих полномочий;
* готовность рисковать и брать ответственность за это на себя;
* приобретение основательного управленческого опыта до 35 лет;
* умение при необходимости легко менять стиль управления и др.
Профессиограмма руководителя
- Первый блок - общие качества :
- * незаурядный интеллект,
- * фундаментальные знания,
- * достаточный опыт.
- Второй блок включает следующие конкретные качества:
- * идейно-нравственные, которые выражают мировоззрение, культуру, моральную мотивацию действий личности, ее гражданские качества;
- * научно-профессиональные качества включают знания, опыт, характеризующие технико-экономическую и управленческую компетентность, теоретический и практический уровень компетентности;
- организационные качества включают все, что связано с умением подбирать и расставлять кадры, планировать их работу, обеспечивать четкий контроль и т.д.;
- психофизические качества включают соматические и психические данные (хорошее здоровье, склонность к системному мышлению, развитость воображения, тренированная память, волевая подготовка).
- Третий блок - специфические личностно-деловые качества :
- * коммуникабельность — умение быстро устанавливать контакт с людьми;
- * эмпатичность — умение сопереживать, улавливать настроение людей, выявлять их установки и ожидания;
- * способность к рефлексии, то есть самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков;
- * стрессоустойчивостъ, то есть физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями.
- * красноречивость — умение в совершенстве владеть своим словом, то есть умение внушать и убеждать словом;
- * визуальность — внешняя привлекательность личности.
(по В.М. Шепелю)
Качества руководителя, препятствующие эффективной деятельности организации
- Недостаточная сформированность индивидуальной управленческой концепции,
- Рассогласование организационных и личных ценностей и целей,
- Недостаточная степень наличия управленческих способностей,
- Недостаток знаний, умений и навыков управленческой деятельности,
- Отсутствие креативности,
- Неумение управлять собой,
- Неумение управлять группой,
- Недоброжелательное отношение к персоналу,
- Отсутствие стремления к личностному и профессиональному росту,
- Неумение мотивировать персонал,
- Трудности в общении с подчиненными,
- Применение неэффективного стиля руководства,
- Ориентация на себя и свои личные цели,
- Отсутствие ориентации на решение профессиональных задач,
- Консервативность поведения,
- Наличие конфликтных тенденций поведения,
- Наличие невротических тенденций поведения и др.
Профессиональная компетентность
руководителя организации образования
компоненты:
а) потребностно-мотивационный: совокупность мотивов, адекватных целям и задачам управления;
б) операционно-технический: совокупность знаний, умений и навыков практического решения управленческих задач;
в) рефлексивно-оценочный: совокупность
способностей предвосхищать, оценивать собственную деятельность, выбирать стратегию поведения исходя из адекватной оценки себя и конкретной ситуации.
виды профессиональной компетентности руководителя организации образования
- специальная компетентность
- социальная компетентность
- личностная компетентность
- индивидуальная компетентность
- экстремальная профессиональная компетентность
А.К. Маркова
специальная компетентность
- владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне,
- способность проектировать свое профессиональное развитие;
- способность к планированию производственных процессов,
- готовность и способность выполнять профессионально-управленческую деятельность в современных условиях;
а также и такие межпрофессиональные компоненты как:
- умения работать с компьютером, с оргтехникой,
- чтение технической документации,
- ручные навыки и т.д.
социальная компетентность
- владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством;
- владение приемами педагогического общения;
- социальная ответственность за результаты своего профессионального труда и т.д.
личностная компетентность
- владение приемами личностного самовыражения и саморазвития,
- владение средствами противостояния профессиональным деформациям личности;
- способность планировать свою трудовую деятельность, контролировать и регулировать ее;
- способность самостоятельно принимать решения;
- способность находить нестандартные решения (креативность),
гибкое теоретическое и практическое мышление, умение видеть проблему, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения;
- рефлексивная компетентность ( глубокое знание себя, своих способностей, возможностей и умения управлять своей компетенцией в соответствии с требованиями должности ).
индивидуальная компетентность
- профессиональное самосознание, принятие себя как профессионала,
- постоянное самоопределение,
- саморазвитие профессиональных способностей,
- самопроектирование, построение собственной стратегии профессионального роста,
- построение и реализация своей профессиональной жизни,
- готовность к профессиональному росту,
- мотивация достижения, ресурс успеха, способность к самомотивированию,
- уверенность в себе, оптимизм,
- способность к индивидуальному самосохранению,
- неподверженность профессиональному старению,
- умение организовать рационально свой труд без перегрузок времени и сил, осуществлять труд ненапряженно, без усталости и даже с освежающим эффектом.
Профессиональное становление руководителя организации образования
профессионально-управленческий
профессионально-управленческий
профессионально-педагогический
(Период обучения будущего педагога в вузе)
17-22 года
Кризисы профессионального становления
- Кризис профессиональных экспектаций , т.е. неудачный опыт адаптации к социально-профессиональной ситуации (первые месяцы самостоятельной работы, т. е. кризис профессиональной.
- Трудности профессиональной адаптации (особенно в плане взаимоотношений с разновозрастными коллегами).
- Кризис профессионального роста
(23—25 лет).
- Повышение квалификации, включая и самообразование и образование за свой счет.
- Возможна смена места работы, вида деятельности .
Кризис профессиональной карьеры
(30—33 года).
- Неудовлетворенность собой и своим профессиональным статусом.
- «Вдруг» обнаруживаются новые смыслы в самом содержании и процессе труда.
Кризис социально-профессиональной
самоактуализации (38-40 лет)
- Неудовлетворенность возможностями реализовать себя в сложившейся профессиональной ситуации.
- Переход на инновационный уровень выполнения деятельности (творчество, изобретательство, новаторство).
Кризис угасания профессиональной деятельности ( 55—60 лет, т.е. последние годы перед пенсией). - Ожидание ухода на пенсию и новой социальной роли. - Сужение социально-профессионального поля - психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья. Кризис социально-психологической адекватности ( 65—70 лет, т.е. первые годы после выхода на пенсию). Э.Ф. Зеер
Основные детерминанты кризисов профессионального становления: -сверхнормативная активность как следствие неудовлетворенности своим положением, своим статусом; - социально-экономические условия; - возрастные психофизиологические изменения; - вступление в новую должность; - полная поглощенность трудовой деятельностью; - изменения в жизнедеятельности. Кризисы часто сопровождаются нечетким осознанием недостаточного уровня компетентности и профессиональной беспомощности. Их возникновение и протекание очень индивидуально. Э.Ф. Зеер
Требования к руководителю XXI века
требования относятся к руководителям всех уровней управления:
- профессиональная грамотность в целях оценки перспективности той или иной технологии;
- умение находить или создавать работоспособные группы, придерживающиеся определенных принципов и ценностей,
- умение справляться с переработкой большого количества информации;
- использование различных средств коммуникации,
- поддержание сотрудничества внутри учреждения и системы
- Умение организовывать время деятельности и т.д.