Красота зимней природы

конспект урока по литературному чтению 3 класс

Содержимое разработки





ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

КЛАСС: 3

ПРЕДМЕТ: ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ.

ТЕМА УРОКА: КРАСОТА ЗИМНЕЙ ПРИРОДЫ.

ЦЕЛЬ УРОКА: научить учащихся созданию образного представления о зиме на основе восприятия поэтических, живописных и музыкальных произведений искусства.

ЗАДАЧИ УРОКА:

1.Создать условия для формирования УУД:

Личностные: формирование интереса к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе; понятий о сотрудничестве в коллективе, о взаимопомощи и поддержке.

Регулятивные: принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения; самостоятельно работать с дополнительной литературой.

Коммуникативные: выражать свои мысли в устной и письменной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания.

Познавательные: формировать умения искать информацию, представлять найденную информацию; структурировать знания при сопоставлении произведений разного жанра.

2. Развивать поэтический слух, умение выразительно читать, интерес к самостоятельному чтению, умение подтверждать своё мнение словами из текста; учить чувствовать и понимать образный язык поэтической речи.

3. Воспитывать любовь к родной природе, интерес к самостоятельной деятельности на уроке, умение быть внимательным слушателем.



ОБОРУДОВАНИЕ: электронная презентация, конверты с заданием для групп, алгоритм работы в группе, карточки с репродукцией картины художников на зимнюю тему, музыкальное произведение Баха «Шутка».











ХОД УРОКА:



Этапы урока

Содержание этапа

Задачи этапа

Методы и формы обучения

Формируемые УУД

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

4 мин. СТАДИЯ ВЫЗОВА

0,5мин.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Зовут меня Мария Александровна. Поприветствуем наших гостей.

- А сейчас представьте себе, что в нашем кабинете пошёл снег, посмотрите друг на друга, подарите улыбку, пожелайте всем успехов на уроке.


Настроить учащихся на дружеское общение на уроке.


Смыслообразование

(установле-ние учащимися связи между целью учебной деятельнос-ти и ее мотивом)







Нравственно-этическая ориентация:

эстетические чувства.










0,5мин.

- Сделайте глубокий вздох и сдуйте снежинку с ладошки, пусть они летят. И вы тихонько присаживайтесь за парты, цвет полученного круга, соответствует цвету, приклеенного на парте.


Распреде-ление учащихся по группам


Стабилизация эмоционального состояния для решения заданий.



2 мин.

-Настроиться на рабочий лад нам поможет стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро», в исполнении Иннокентия Смоктуновского.

- Слушайте стихотворение внимательно, и подумайте о чём оно, какая главная тема этого стихотворения.

- Понравилось вам это стихотворение?

- Какая главная тема этого стихотворения?

- Какое настроение оно вам передаёт?

- Ребята, сегодня я – не просто учитель, а кто, вы узнаете, разгадав загадки.


а) Снег на полях, лёд на реках.

Вьюга гуляет. Когда это бывает?

б) Снег идёт, под белой ватой

Скрылись улицы, дома.

Рады снегу все ребята –

Снова к нам пришла …

-Вы догадались кто я сегодня?


Мотивация к изучению новой темы

Слушание выразительного чтения стихотворения «Зимнее утро»








Создание интриги


Поиск и выделение необходимой информации.


0,5мин.

- А вам нравится зима?

- Почему вы любите это время года?





- Ребята, как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?

- И так, тема нашего урока «Красота зимней природы».


Выдвиже-ние гипотез к проблемному вопросу.


Формулирование учебной проблемы в виде темы урока.

Побуждающий диалог


Выдвижение гипотез.



0,5мин.

- А что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

- Какие цели перед собой вы ставите?

- Ребята, а ведь, когда я шла на урок, я тоже ставила перед собой определенные цели. И если обобщить всё, что мы сказали, то мы увидим, что ваши цели совпали с теми, что я предполагала.

- Вы сами смогли их назвать. Молодцы!


Постановка и уточнение целей урока


Целеполага-ние (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно)




21 мин. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

4 мин.

- Зима! По-разному можно увидеть и услышать красоту зимней природы.

- Ребята, я вас приглашаю на прогулку в зимний лес.

- Закройте глаза, послушайте музыкальную пьесу С. Баха «Шутка» и попробуйте представить себе зимний лес.

-Какое впечатление произвело на вас эта музыкальная пьеса?

- Что вы увидели в лесу?

- Что услышали?









Слушание музыкального произведения
































































8 мин.















































1 мин.






8 мин.

- А теперь посмотрите, как изобразили зимний лес художники, но вот беда, картины рассыпались, и все перемешались.

- Сейчас вы разделитесь на 3 группы, ваша задача выбрать командира, который будет представлять вашу группу, и объяснять нам ваш выбор.



Собрать рассыпанные элементы иллюстрации, чтобы получились картины; соотнести название и иллюстрацию; выбрать иллюстрацию на тему зима; ответить на вопрос: что художник хотел нам «сказать» своим рисунком, какие мысли передать.

- Если работа закончена, показать сигнальной карточкой красного цвета; если вам потребуется помощь учителя, покажите сигнальной карточкой зелёного цвета.

- И так, прошу выйти ко мне командиров, все остальные тихонечко присаживайтесь на свои места.

(Выступление командиров группы, по алгоритму).

Доп. вопросы: - Название картины; кто автор картины; что художник хотел «сказать» нам своим рисунком;

- Какой вывод можно сделать?

- Что делает сказочным эти все три картины?

Физкультминутка



- Ребята, сейчас мы с вами узнаем, как еще можно рассказать о природе.

- Сегодня мы познакомимся со стихотворением Ф.И. Тютчева «Чародейкою зимою».

- Ф. И. Тютчев (1803-1873) один из известных поэтов 19 века. Его называют мастером пейзажной лирики, певцом русской природы.

- Одно из лучших его стихотворений, посвящённого описанию зимней природы «Чародейкою зимою».

- Чтение стихотворения учителем.

- Какая тема стихотворения?

- Чтение стихотворения учащимися (жужжащее чтение).

- При чтении вы встретили не знакомые, и не понятные слова. Поработайте в парах, подчеркните эти слова простым карандашом, найдите их лексическое значение на «заготовках», которые находятся в конверте №2.

- Обратите внимание, как написано стихотворение. Не по четверостишьям, а строфой – это сочетание строк в стихотворение (2 и более строки).

-Чтение превой строфы.

- Какие незнакомые слова здесь встретились?

- Зачитайте их значение.

- Как поэт называет зиму?

- Одно слово чародейка и мы очутились в сказке. Взмахнула чародейка своей ледяной палочкой и лес стал сказочным.

- Кто такая чародейка? (волшебница, колдунья)

-Как вы думаете колдовство чародейки зимы доброе?

- Докажите текстом из первой строфы.

«Чудной жизнью он блестит»

«Под снежной бахромою»

- Объясните значение слова бахрома.

- И так, какой вывод можно сделать, чародейка зима украсила лес или нет?

- Чтение второй строфы.

- О чем в ней рассказывается? (о лесе)

- Автор нам напоминает, что лес околдован.

- Как вы понимаете слова автора «не мертвец, и не живой».

- Следующая строчка будет вам подсказкой: «сном волшебным очарован».

- Чтение третьей строфы.

- Как изменился лес под лучами солнца?(он весь вспыхнет и заблещет ослепительной красой).

- Лес не реагирует на солнце, лес полностью покорен Чародейкою Зимою.

- Найдите подтверждение моих слов в 3-й строф. (В нём ничто не затрепещет).

- Объясните значение слова мещет.

- Подготовтесь к выразительному чтению стихотворения.

- Стихотворения читают два учащихся, у кого больше снежинок за ответ

































Получение достовер-ной информа-ции различны-ми способами.








Постановка целей работы в группе






Обработка информации, выделение главного, обсуждение в группе.







Изучение алгоритма работы в группе










































Использование различных способов получения информации



























































Нравственно-этическая ориентация:

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов. Уважительное отношение к иному мнению.













Саморегуля-ция (способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию)













































Понятие: название произведения

восприятие и понимание речи на слух.






























Самостоятель-ное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

























































Смысловое чтение.











Самостоятель-ное выделение и формулирование познавательной цели.































































Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе

информации)



3 мин. СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

3 мин.

-Ребята, что мы учились сегодня делать?

-Какое впечатление у вас сложилось о зимней природе, после урока?

-Что помогло Вам, увидеть красоту зимнего пейзажа?

- Возьмите в руки белые снежинки, если у вас осталось ровное, спокойное отношение к зиме, поставьте .; если зимняя природа вызвала увас восторженное чувство, поставьт!; если вы не прочувствовали красоту зимы, или у вас остались вопросы, поставьте ?.

- А теперь украсим ёлочку нашими снежинками.

-Спасибо за урок! До свидания!

Рефлексия










Рефлексия

Проблемный









Письменный ответ – эссе по теме урока.диалог

Нравственно – этическая ориентация (оценивание усваиваемо-го содержания, обеспечива-ющее личностный моральный выбор)


Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив )













Структурирова-ние Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

знаний.

Умение выражать свои мысли (владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с

грамматическими и синтаксическими нормами родного языка).






Сохранить у себя:
Красота зимней природы

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки