Конструкт урока

Цель данной разработки: раскрыть отличительные черты басни как жанра на чтении басни Льва Николаевича Толстого "Как мужик камень убрал"

Содержимое разработки


Конструкт урока

по литературному чтению, в 4-а классе

учителя МБОУ «СОШ № 15»

Ануфриевой Оксаны Сергеевны


УМК: Школа России
Класс: 4-а
Тема урока: Выразительное чтение басни Л.Н.Толстого «Как мужик камень убрал»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель: раскрыть отличительные черты басни как жанра на чтении басни Льва Николаевича Толстого «Как мужик камень убрал».

Задачи:

Образовательные: ознакомить учащихся с произведением Льва Николаевича Толстого «Как мужик убрал камень»; совершенствовать умение читать со смыслом и выразительно.

Развивающие: развивать заинтересованность к чтению, слову, умению выразительно читать; формировать способность сопоставлять, аргументировать, делать выводы.

Воспитательные: прививать нравственные особенности личности.


Планируемые результаты:

Предметные: научатся наблюдать глубокий, образный смысл произведения, выразительно читать, воспринимать читаемое, отвечать на вопросы , перечислять произведения Льва Николаевича Толстого.

Личностные: осознавать эстетическую ценность басни, демонстрировать заинтересованность к чтению и изучению творчества Льва Николаевича Толстого.


Метапредметные:

Регулятивные УУД:

овладевать учебной деятельностью по представленному учителем плану, формулировать учебные задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности.

Коммуникативные УУД.

умение слушать других, формировать свои мысли вслух.

Познавательные УУД.

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя, реализовать отбор нужной информации в дополнительных источниках.

Оборудование: учебник, компьютер, мультимедийный проектор, экран, доска

Продолжительность урока: 40 минут.



Этапы урока

Время

Методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент,


1 мин

Словесный метод

-Добрый день, добрый час!

-Как я рада видеть вас.

-Друг на друга посмотрели

-И тихонечко все сели.

-А чтобы урок пошёл каждому впрок-

-Активно включайся в работу дружок!

-Начинаем урок литературного чтения.

-Проверьте, своё рабочее место.

-Дети, поразмышляйте, для чего это нужно делать?

- Настраиваемся все на активную работу.

Приветствие

Положительный настрой на урок.

Ребята высказывают свои идеи.

Личностные УУД.:

создание ситуации успеха

2. Проверка домашнего задания

3 мин

Словесный метод











Речевая разминка

-Вспоминаем произведение, над которым работали на прошлом занятии?

- Назовите автора произведения?

-Какие произведения Льва Николаевича Толстого вами прочитаны?

-Изложите, что вы усвоили из биографии Льва Николаевича Толстого?

-Продолжаем работу - речевая разминка. Рассматриваем на доске эпизод из стихотворения Р.Гамзатова «Берегите матерей», читаем выразительно.

-Хлынул дождь - и всё в горах намокло,

Разбежались по воде круги…

Слышу: через крышу, через стёкла

Молят капли:

- Маму береги!

-Читаем медленно (хором, с удивлением)

-Предлагаю проверить в форме теста, как внимательно вы дома прочитали рассказ Льва Николаевича Толстого «Детство».

Отвечают на вопросы;

«Детство»

Л.Н.Толстой

Называют прочитанные названия рассказов.

Учебный диалог.




Читают стихотворение в медленном темпе, про себя, хором.

Читают стихотворный текст с различной интонацией.

Выполняют тест


Коммуникативные УУД: с чувством, с толком, с расстановкой прочитать текст.














Познавательные УУД: отбор и предоставление необходимой информации;

3.Постановка учебной задачи

3 мин

Словесный метод

- Дети, вспоминаем определение, что такое «басня?»

-Кто из писателей был знаменитым баснописцем?

-Выполним заключение:

Басня-это короткий рассказ в стихах или прозе. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение- мораль, придающая рассказу аллегорический (иносказательный) смысл. Действующие лица: животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей.

Проведём словарную работу слову «иносказательный»?



-Догадались, о чём пойдёт речь сегодня на занятии?

Учебный диалог

















Сущность скрыта, о ней нужно додуматься.





Постановка цели, формулировка

(уточнение) темы урока.


Познавательные УУД: активизирует знания детей.

Строит проблемную ситуацию.


4.Открытие новых знаний


3 мин

Словесный метод


















« В искусстве слова первый Толстой». ( М. Горький)

- Объясните смысл этого высказывания?

Дети, в самом деле, Лев Николаевич прожил 82 года и всю свою сознательную жизнь предназначил литературе. Его произведения были переведены на многие языки, их читают во всем мире.

Сегодня мы прочитаем басню Льва Николаевича Толстого «Как мужик убрал камень».

-И попытаемся назвать мораль этой басни.

Дети заинтересованно выслушивают учителя


Лев Толстой – великий русский писатель.
Гений русской литературы

Учебный диалог.


Познавательные УУД: отбор нужной информации.



















5. Работа с басней.



Первичное восприятие















Выявление специфики восприятия




6 мин































Наглядно-практический метод


Словарная работа
















Беседа

- А сейчас, я предлагаю послушать произведение.

(аудиозапись басни)

Понравилась ли вам басня?

-Чему удивились?

- Проведём словарную работу.

-Предлагаю объяснить лексическое значение незнакомых слов.

















Учащиеся прослушивают аудиозапись басни.


Инженер, выдумка, каток, подле, порох

Инженерспециалист с высшим техническим образованием.

Порохвзрывчатое соединение или смесь.

Катокмашина для утрамбовки и уплотнения грунта или асфальта на дороге.

Подле – возле.

Выдумка– вымысел, изобретение.


Учебный диалог






Познавательные УУД.: отбор конкретной информации.




Коммуникативные УУД: – высказывать свои мысли в устной речи, создание монологической и диалогической речи.










Познавательные УУД.: разумное и свободное построение речевого рассуждения в устной и письменной форме.

Физкультминутка

3 мин

Игра


Выполняют игру на внимание «Капитаны, делай так!»

Повторяют упражнения

ЛичностныеУУД: совершенствование здорового образа жизни

6.Постановка учебной задачи


5 мин

Словесный метод

Организует работу по исследованию басни, используя прием «Вопросы к тексту»

-Продолжим работу в парах.

-Используя басню, прошу ответить на поставленные вопросы с первого по восьмой. Вопросы перед вами на столах. ( ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

-Предлагаю проверить результат работы.

Слушают учителя.



Учащиеся начинают работу в парах.


Учащиеся оглашают результат работы, сравнивают с «ключом» и проводят оценивание свей работы по шкале.


Коммуникативные УУД: -умение сотрудничать, работая в паре;

– правильно формулируют вопросы;


Познавательные УУД:

Приобретают полученные знания: выбирают ответы на вопросы, используя басню, свой житейский опыт и знания, полученные на уроке


7. Этап первичного закрепления


5 мин

Беседа

Организует усвоение новых знаний.

– В чем содержится мораль этой басни?

- А сейчас продемонстрируете внимательность и смекалку.

Почитайте пословицы, что лежат у вас на партах. Предложите пословицу, которая подходит к сегодняшней басне. Аргументируйте свой ответ.



Вступают в диалог



Читают пословицы, аргументируют своё решение.




Личностные УУД: умение договариваться с собеседником

Коммуникативные УУД: разумно применяют речевые возможности для решения различных коммуникативных задач. Доказывают своё решение.

8. Включе

ние нового знания в систему знаний и повторе

ний.


5 мин

Словесный метод

Организует обсуждение проблемного вопроса.

1.- Подумав, добавьте предложение.

В баснях высмеиваются______________ людей: ________.

- Чему учат произведения Л.Н. Толстого?

-




Выполнение предложенного упражнения.








Личностные УУД:

Умение договариваться с собеседником

Коммуникативные УУД:

декорируют свои идеи в устной форме;

Регулятивные УУД:

нацеливаются по ключевым словам и планируют содержание текста.

9. Рефлексивно-оценочный этап учебной деятельности.



3 мин

Словесный метод

-Каких новых открытий знаний вы добились на уроке?

-Рекомендую построить синквейн к слову выдумка. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1, №9)

- Скажите, читая сегодня басни, можем мы прийти к выводу, что басни читать надо?

- В течение урока вы оценивали свою работу. Посчитайте в тестах количество баллов и оцените себя.

Благодарю вас, ребята, за отличную работу!

- Хотелось бы завершить урок словами Льва Николаевича Толстого: «Истинная сила человека не в порывах, а в нерушимом спокойствии».

. Контролируют и оценивают свои действия. Подводят итог.


Коммуникативные УУД:

декорируют свои идеи в письменной виде;

Познавательные УУД: перерабатывают факты из одной формы в другую;

Регулятивные УУД:

находят уровень успешности реализации своей деятельности.


10. Инструк

таж выполне

ния

домашнего задания

3 мин

Словесный метод

Сообщает объем и содержание домашнего задания с фиксацией в дневнике

- Подготовить пересказ басни. Нарисовать рисунок.

Записывают домашнее задание, вступают в учебный диалог.

Регулятивные УУД: формируют умение учиться и организуют свой учебный процесс.






Сохранить у себя:
Конструкт урока

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки