Учитель-логопед: Мирошниченко Юлия Владимировна
Тема занятия: Синонимы
Тип занятия: комбинированный
Форма проведения: фронтальная, индивидуальная
Цели: закрепление понятия «имя существительное», «прилагательное», «глагол», познакомить с понятием «синонимы»
Планируемые результаты:
Предметные: создать условия для развития у учащихся умения:
подбирать и находить слова-синонимы,
осуществлять самоконтроль при списывании слов посредством орфографического чтения.
Метапредметные:
Личностные УУД:
повышение активности, сознательности,
интереса к логопедическим занятиям,
формировать умение учиться самостоятельно добывать знания.
уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Коммуникативные УУД:
уметь оформлять свои мысли в устной речи;
слушать и понимать речь других.
Познавательные УУД:
уметь анализировать объекты;
выделять общие признаки;
формулировать понятие;
сравнивать объекты (находить общее и отличия), обобщать;
контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
Регулятивные УУД:
уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Оборудование: мультимедийное оборудование, конверты с карточками, картинки с цветами
Ход занятия:
Орг.момент
Логопед: Здравствуйте, меня зовут Ю.В. Сегодня мы с вами проведем логопедическое занятие. Вы готовы? Тогда я скажу «Здравствуйте» каждому из вас и те, кого я назову, помашите мне рукой;
- Здравствуйте, девочки!
- здравствуйте, мальчики!
- Здравствуйте те, кому нравится такая погода
- Здравствуйте те, у кого хорошее настроение
Каждый день – всегда, везде:
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
Логопед: Отлично, молодцы, теперь я вижу, что у вас хорошее настроение, и это значит, что у нас все получится.
Логопед: Например, отгадать загадку, получиться?
Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
А когда это бывает?
Дети: весной
Логопед: Все верно, весной и ветер дует и солнце светит и грач прилетает, а что еще происходит?
Дети: Животные просыпаются
Сообщение темы урока
Логопед: Сейчас про этих животных послушайте сказку.
На поляне рос дуб. Он был большой, огромный, громадный, гигантский. Возле дуба любили собираться разные животные. Трусливый, боязливый, несмелый - Заяц, Хитрая, лукавая, плутоватая – Лиса, Злой, сердитый, коварный – волк. Неуклюжий, неловкий, косолапый – медведь.
Логопед: Вот наши главные герои-животные. А как еще их можно назвать одним словом?
Дети: звери, лесные жители.
Логопед: Ребята, получается, что разные слова могут обозначать одно и то же. Они как приятели, имеют одно лексическое значение, но разную форму. Может кто-то знает как они называются?
Дети: (синонимы).
Логопед: Верно это слова приятели или синонимы. Записать на доску
Логопед: Сегодня мы поговорим о синонимах, будем учиться выделять синонимы из текста, а также самостоятельно подбирать их.
Логопед: На какой вопрос отвечают эти слова - звери и животные?
Дети: Кто?
Логопед: а что обозначают слова, отвечающие на вопрос кто? Какой частью речи они являются?
Дети: предмет (одушевленные и неодушевленные) существительное
Логопед: значит, слова-синонимы обозначают предмет.
Логопед: А кто-нибудь заметил на слайде еще синонимы? (Слайд)
Дети: да
Логопед: На какой вопрос отвечают все эти слова?
Дети: какой, какая?
Логопед: а что обозначают слова, отвечающие на вопрос какой, какая? Какой частью речи они являются ?
Дети: признак предмета, прилагательное
Логопед: получается, что синонимы могут обозначать признак предмета, т.е. быть именами прилагательными.
Физминутка
Логопед: Давайте проведем физминутку, я буду читать стихотворение, а вы показывайте его движениями.
Медведь по лесу бродит, от дуба к дубу ходит. (Идти вразвалочку)
Находит в дуплах мёд и в рот к себе кладёт. («доставать» мёд рукой)
Облизывает лапу сластёна косолапый, (имитация движения)
А пчёлы налетают, медведя прогоняют. («отмахиваться» от пчёл)
Логопед: Вернемся в сказку. И вот наши звери были очень разные, но дружные. Однажды они решили посадить около дуба цветы. Но у них ничего не получилось, ведь они не знали слов - «приятелей». Давайте им поможем. (Выставляет на доску картинки цветов, детям раздаются слова, нужно подобрать слова приятели, т.е. правильно подобрать синонимы.)
ТЮЛЬПАН (алый, красный, огненный, багровый)
СИРЕНЬ (ароматная, душистая, пахучая, благоухающая)
РОЗА (красивая, великолепная, прекрасная, дивная, роскошная)
Логопед: Поляна получилась красивая, Какая еще, подберите самостоятельно синонимы
Дети: чудесная, прекрасная, живописная.
Логопед: снова слова приятели, т.е. синонимы. На какой вопрос отвечают они?
Закрепление изученного материала
Работа с текстом
Логопед. Зверям очень понравилась поляна, и они стали радоваться. (раздается текст.)
Звери радовались. Радовался заяц. Радовалась лиса. Волк радовался. Медведь радовался. Все были на седьмом небе.
Прочитайте текст. Все ли вам нравится в нем.
Дети: нет слова повторяются.
Логопед: Замените выделенные слова на синонимы, пользуясь словами для справок. (Вывешивает таблицу с образцами.)
Ликовал, торжествовала, веселился, восхищался
Прочитайте получившийся рассказ. (Вывешивает текст.)
Звери радовались. Ликовал заяц. Торжествовала лиса. Волк веселился. Медведь восхищался. Все были на седьмом небе.
На какой вопрос отвечают слова «радовался», «ликовал» и т.д.?
Дети. Что делал?
Логопед. Что обозначают слова, отвечающие на вопрос: «Что делал?», «что делает?».
Дети. Действия.
Логопед. Значит, слова-синонимы могут обозначать действия предметов.
Логопед: откройте тетради, запишите число, спешите в тетрадь текст, вставляя подходящие слова.
Итог занятия.
Логопед: Вспомнить все слова-синонимы, которые употреблялись на занятии. Какой частью речи они являлись?
Дети: существительное, прилагательное, глагол
Логопед: правильно, Сино́нимы – это слова, принадлежащие, как правило, к одной и той же части речи, различные по произношению и написанию, но имеющие похожее лексическое значение.
Логопед: Для чего нужны синонимы?
Дети: Синонимы нужны для того, чтобы точнее и выразительнее была речь.
Логопед Самооценка своей деятельности на занятии.