Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) "Общеобразовательная школа-интернат психолого–педагогической поддержки № 27"
Конспект внеклассного занятия на тему «Добро и зло вокруг нас»
Выполнил: Проскокова Валентина Викторовна
Кемерово 2018
Класс : 3
Тема: «Добро и зло вокруг нас».
Цель: формирование у детей представлений о добре и зле.
Задачи: научить различать добро и зло. Формировать позитивную нравственную мотивацию.
Оборудование: демонстрационная карта «Добро и зло вокруг нас», рисунок солнца, карточки с лицами (доброе и злое), планета Добра, листы бумаги, карандаши
Литература: сказка Л.Н. Толстого «Белка и Волк».
Форма проведения занятия: этическая беседа.
Ход занятия:
Этап | Содержание | Примечание |
I
II
III |
Вступительная часть
- Добрый день! Добрый час! Я так рада видеть вас! Вы друг другу улыбнитесь И тихонечко садитесь.
- Надеюсь, что наше занятие пройдет интересно и с пользой для вас. Для этого вы должны быть активными, проявлять умение внимательно слушать и быть моими помощниками.
- Вы мне поможете? - Спасибо ребята!
- Сегодня у нас с вами необычное занятие – занятие по теме «Добро и зло вокруг нас»
Основная часть
- Ребята, а что такое добро, доброта? - Молодцы, верно. - Добро – это все хорошее, доброе, красивое и радостное. Например – солнце, весна, семья, улыбка. - Кто еще назовет примеры добра? Продолжите, пожалуйста. - Молодцы! Вы правильно назвали слова, именно они несут добро, радость, хорошее настроение.
- Ребята, а что противоположно добру? - Как вы понимаете это слово? Что такое зло? - Верно, зло – это беда, горе, несчастье.
- Если улыбка – это доброе, то горе и беда – это зло. Зло – это война, слезы, смерть.
- Ребята, а какие примеры зла вы еще можете привести? (кличка, обида). - Молодцы, вы все правильно говорите.
- Борьба добра и зла – это одна из основных тем не только в сказках, песнях, пословицах, но это проблема всей жизни людей!
- Ребята, всегда ли у вас бывают только хорошие мысли, поступки, дела или вы совершаете и плохие?
- Иногда побеждает все доброе, хорошее, что есть в человеке, а иногда мы поддаемся плохому, что есть в нас. И каждому необходимо разобраться в самом себе, понять, что в нем есть хорошего и плохого, работать над собой, желать и хотеть стать лучше.
- Вы согласны со мной?
- Ребята, даже наши предки – христиане, очень хорошо знали и твердо верили, что главное в жизни – это добро. А «Добро – это не вседозволенность, не всепрощение, не равнодушие! Добро – это преодоление себя во имя ближнего, это активное противостояние злу».
- А вы знаете, когда появилось слово «добро» и откуда оно пришло к нам? - Я сейчас вам об этом расскажу.
- Издавна люди с благодарностью воспевали все, от чего человеку было хорошо и радостно. Так в народных сказках, легендах, песнях, пословицах и поговорках стало воспеваться все доброе, сделанное во имя людей, во имя их жизни и счастья.
- В Древней азбуке буква «Д» означала «добро». - Вы видите, какие глубокие корни у этого понятия.
- Не случайно народная мудрость гласит: Доброта – это солнце! - Как вы думаете, почему доброту сравнивают с солнцем? - Потому что добрый человек излучает такое же тепло, как солнце, согревает своей заботой, дарит улыбку и радость.
- Ребята, а сейчас послушайте сказку Л.Н. Толстого «Белка и Волк»
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить: – Пусти меня. Волк сказал: – Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху всё играете и прыгаете. Белка сказала: – Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя. Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала: – Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.
- Ребята, вы внимательно прослушали ее, а теперь скажите, о чем она? - Итак, что же спросил Волк у Белки? ( Отчего вы, Белки, так веселы?) - Отчего же было скучно Волку? ( Оттого, что он был зол, а злость жжет сердце). - Итак, ребята, кто же совершает добрые дела? Какие это люди? (Добрые, веселые, отзывчивые)
- Таким образом, добро – это все самое светлое, хорошее, радостное, что есть в нашем мире.
- Ребята, на какой планете мы живем? (Земля). - Верно. Коль существует на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить и добрые и злые дела.
- Вспомните, когда в вашей жизни вы встречались с добром, а когда со злом. Приведите примеры.
- Ребята, напишите на листке бумаги в первый столбик все те добрые слова, которые вы слышали в свой адрес и радовались им, а во второй – все недобрые слова, клички, прозвища, грубые слова, которые вас обидели, заставили переживать, даже плакать, страдать. - Написали? Молодцы! - Теперь я вам предлагаю слова второго столбика превратить в черную тучу, т.е. сильно и густо их заштриховать. Можете даже второй столбик оторвать от первого и разорвать на мелкие кусочки.
- Итак, ребята, в жизни мы встречаемся и с добрыми людьми и со злыми. Этого не избежать. Такова жизнь.
- Ребята, а давайте с вами совершим путешествие – мы полетим на другую планету и полетим на космическом корабле. - Итак, закройте, пожалуйста, глаза. Представьте себе наш космический корабль. Вы заняли места и удобно сидите в креслах. Вас ничто не беспокоит, вы расслаблены. - Откройте глаза. - Путешествие у нас с вами опасное, ведь мы летим на другую планету, а значит там многое нам неизвестно, незнакомо.
- Ребята, которые сидят на последних партах слева и справа поднимут руки в стороны. Вы будете крыльями нашего корабля. Но помните, что полет на другую планету связан с опасностями и сейчас я скажу вам, какие трудности нам могут встретиться на пути.
- Если я скажу «метеорит справа» - вы должны наклониться влево. - Если я скажу «метеорит слева» - вы должны наклониться вправо. - Если зазвучит команда «горючее» - вы должны будете глубоко вздохнуть и задержать дыхание, чтобы не допустить утечки горючего. - При команде «невесомость» вы должны взяться за руки, чтобы не улететь. - При команде «перезагрузка» - вы должны наклониться вперед.
- Итак, сейчас все вместе считаем: 5,4,3,2,1, пуск! Экипаж, слушаем мою команду: - метеорит слева, - невесомость, - метеорит справа, - горючее, - перезагрузка, - метеорит справа, - невесомость, -метеорит слева.
- Молодцы, вы достойно преодолели наш опасный путь. А самое главное – вы были дружными!
- Давайте походим по этой планете и рассмотрим все то, что нас окружает.
- Посмотрите, какие интересные названия на этой планете. - Гора радости, море помощи, равнина благодарности, улица любви, город улыбки, озеро красоты, город счастья.
- Ребята, давайте пофантазируем, что мы можем увидеть здесь – на этой планете? - Молодцы! Верно. - Ребята, такие вот слова, как радость, любовь, счастье, красота, благодарность – каким общим словом мы можем это назвать? - Правильно – это все добро!
- Итак, ребята, мы находимся на планете «Добра»! - Интересно, а кто не делает зла? Каким должен быть человек, который не делает зла? - Правильно, добрый человек – это тот, который любит людей и готов в трудную минуту им помочь, который любит и бережет природу, этот человек старается быть вежливым и уважаемым в обществе, уважительным в общении с товарищами и взрослыми.
- Итак, что же значит быть добрым? - Правильно, это значит желать другому добра, видеть плохое настроение друга и помочь ему.
- А сейчас мы с вами поиграем в игру «Сказочные герои». - Я буду называть вам героя, а вы должны ответить добрый он или злой? - Если добрый, вы хлопаете в ладоши 2 раза, если злой – закрываете лицо ладонями.
- Итак, приступим: - Иван-Царевич, - Кощей Бессмертный, - Золотая Рыбка, - Дюймовочка, - Карабас-Барабас, - Красная Шапочка, - Гуси-лебеди, - Водяной, - Баба-Яга, - Золушка, - Мальвина, - Пьеро, - Карлсон.
- Молодцы! Вы хорошо знаете сказочных героев и их внутренние качества.
- Ребята, кроме слов, как еще можно отличить доброго человека от злого? (по его выражению лица, т.е. мимике). - Посмотрите на эту картинку. Какое это лицо? (доброе). - Что нам показывает на это? (улыбка, радостные глаза). - А какое это лицо? (злое). - Почему? (на нем нет улыбки, глаза полны злобы, брови треугольной формы, т.е. злые).
- Таким образом, не только слова говорят о том, какой человек рядом с нами, но и черты лица, взгляд. - Я хочу, чтобы на вашем лице всегда была только улыбка, как у этого человечка.
Заключительная часть
- Итак, ребята, что мы с вами испытываем, когда делаем добрые дела? ( радость, хорошее настроение, нам приятно, когда люди, находящиеся вокруг нас тоже радуются).
- Делать добрые дела приятно тогда, когда тебе отвечают тем же. - Вы согласны?
- Вы еще дети, но впереди вас ждет много славных, добрых дел и я надеюсь, что злые дела и поступки вы не будете совершать.
- Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти и стать настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, отзывчивыми, вежливыми, трудолюбивыми и конечно, добрыми. Запомните одно и очень важное правило:
- Поступайте так, как бы вы хотели, чтобы поступали с вами.
- Я хочу, чтобы вы следовали этому правилу и всегда совершали только добро.
- Мне было очень приятно и интересно с вами работать. Я надеюсь, что это занятие не прошло бесследно и вы сделали свои выводы и может быть измените свое отношение к окружающим, измените свое поведение в школе и дома.
- Ребята, исправиться никогда не поздно, главное, чтобы было желание это сделать.
- На этом наше занятие подошло к концу.
- Большое спасибо за работу!
|
Эмоциональный настрой на работу
Демонстрационная карта
Сравнение понятий
Историческая справка
Демонстрационные карты
Сказка
Психотерапевтическое упражнение
Физкультминутка
Демонстрационная карта
Игра
Демонстрационные карты
Показать еще раз
Правило |