Предмет: Русский язык
Класс: 3
Автор УМК: Канакина В.П., Горецкий В.Г.;
Тип урока: урок закрепления знаний
Технологическая карта изучения темы
Тема | Обобщение знаний об имени прилагательном
|
Цели
| Образовательные: Обобщить знания учащихся об имени прилагательном; развивать умение правильно употреблять их в речи; углубить знания учащихся о данной части речи. Развивающие:Развивать умение работать в группе на основе доброжелательности и уважения к чужому мнению; развивать мышление при помощи умения анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать.Воспитательные:Воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к его познанию; воспитывать у учащихся чувство ответственности за выполнение заданий.
Личностные УУД: - самоопределение; - внутренняя позиция школьника; - учебно-познавательный интерес к учебному материалу; - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; - самоанализ и самоконтроль результата; -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: - целеполагание; - формировать умение концентрировать внимание; -контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; -коррекция; -оценка Коммуникативные УУД: -формировать умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; - умение работать в парах, учитывая позицию собеседника; - организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками; - уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других; -проявлять активность во взаимодействии, умение заслушивать выступления других, при необходимости исправить и дополнить, уточнить озвученный ответ. Познавательные УУД: -поиск и выделение необходимой информации; -применение методов информационного поиска; - формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы.
|
Планируемый результат | Определять лексическое значение имён прилагательных; подбирать к именам существительным подходящие имена прилагательные, а к именам прилагательным – имена существительные; находить синонимы, антонимы среди других слов; определять род и число имён прилагательных; образовывать словосочетания, состоящие из имён прилагательных и имён существительных.
|
Основные понятия | Имя прилагательное, род, число и падеж имён прилагательных, определение. |
Оборудование | Презентация «Обобщение знаний об имени прилагательном», карточки для работы в парах, карточки для составления рассказа, презентация. |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах. |
Содержание взаимодействия с учащимися
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. | Организационный момент (2 мин)
| Учитель рассказывает: - Ребята! Сегодня у нас необычный урок. У нас сегодня гости. Они хотят посмотреть, как вы работаете на уроке, какие знания вы получили на предыдущих уроках. Урок мы наш начнём с хорошего настроения. Слайд 1 | Приветствуют гостей, улыбаются.
Улыбаются друг другу и учителю. Рассаживаются по местам.
Собрались все дети в круг Я твой друг и ты мой друг. Вместе за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся.
| Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителями и одноклассниками. Личностные: самоопределение. Регулятивные: формировать умение концентрировать внимание. Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу.
|
|
(1 мин) | Ребята, давайте вспомним правила посадки при письме?
| Я тетрадь свою открою И наклонно положу. Я друзья от вас не скрою, Ручку я, вот так держу! Сяду ровно, не согнусь, За работу я возьмусь!
Учащиеся открывают тетради и берут в руки ручку. |
|
2. | Гимнастика для пальчиков (1 мин) |
| На двери весит замок, Кто его открыть бы смог? Повертели, покрутили, Постучали и открыли! |
|
3. | Минутка чистописания (5 мин) | Учитель загадывает загадку: Рыхлый снег - Какой первый звукт в слове ВЕСНА? -Охарактеризуйте этот звук. Учитель прописывает на доске заглавную и прописную буквы Вэ с комментированием.
|
Дети хором отвечают - Весна.
Дети отвечают: { в }
Отвечают: -Звук { в } согласный, парный, звонкий, мягкий.
Учащиеся записывают эти буквы в тетрадь. | Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других. Регулятивные: формировать умение концентрировать внимание, анализировать собственную работу. Личностные: знание основных моральных норм (взаимопомощь, ответственность), развитие доброжелательности, готовность к сотрудничеству. |
4. | Актуализация знаний (5 мин) | - Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Ру….кий, ж…лтый, ч…рный, инт..ресный, ф…..летовый, б…гровый.
|
Читают слова, вставляют буквы.
Самопроверка по слайду 2, переписывают в тетрадь, подчёркивают орфограмму.
| Личностные: знание основных моральных норм (взаимопомощь, ответственность), развитие доброжелательности, готовность к сотрудничеству. Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, формирование навыков чтения, умение находить конкретные сведения, факты. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других. Регулятивные: формировать умение концентрировать внимание, анализировать собственную работу.
|
5. | Самоопределение к деятельности (2 мин) | -Посмотрите на ваши словарные слова и скажите что общего у них?
- Назовите тему нашего урока Слайд 3. - Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке? - Сегодня на уроке мы повторим и обобщим всё, что знаем об имени прилагательном.
| Это слова одной части речи, имя прилагательные.
Определяют тему урока.
Определяют учебную задачу. | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание. Регулятивные: целеполагание. Познавательные: анализ объектов. Коммуникативные: умение точно и полно высказывать свои мысли.
|
6.
1)
| Организация взаимодействия с учащимися по теме урока (3 мин)
| Задание на карточке: продолжи предложение. - Имя прилагательное – это_____________, которая обозначает _____________ предмета. Отвечает на вопросы ______, ______, _______. В предложении является ________ членом, подчеркивается _______линией. Изменяется по ____, ______ и ______. Слайд 4.
|
Отвечают на поставленные вопросы.
Зачитывают предложения вслух, проверяя по слайду.
| Коммуникативные: развитие внимания, развитие монологической и диалоговой речи. Познавательные: анализ и синтез, опора на уже известное, формирование знаково-символического действия. Регулятивные: самооценка и взаимоконтроль выполняемой работы. Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.
|
2) | Самостоятельная работа (5 мин) | Игра кто больше? - Определи род, число и падеж имени прилагательного в данных словосочетаниях. Черепашьим шагом. Родному брату. Красивую птицу. О синем море. От чистого сердца. - Проверим, как у вас получилось. - В каком роде, числе и падеже стоит имя прилагательное?
|
В скобках записывают род, число, падеж)
Сверяют написанное с записью на слайде. Дети говорят: - Имя прилагательное стоит в том же роде, числе и падеже, что и имя существительное, к которому оно относится..
| Регулятивные: анализировать собственную работу. Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других. Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания. |
7. | Физкультминутка (2 мин) |
| Учащиеся под команду учителя выполняют упражнения |
|
8.
| Творческая работа. (8 мин)
| Учитель задаёт вопросы: - Какое время года сейчас? - Назовите признаки весны в природе? Задание в буклетах . - В текст вставить подходящие по смыслу имена прилагательные . Ранняя весна. Хороша ______ весна в лесу! Ярко светит ________солнце. _____облака украшают _______небо. Слышны _______ песни птиц. Смолой запахли _____ почки. Появилась _________ травка. Выглянул _______подснежник. С пригорка зажурчал _____ ручеёк. У сосны резвились______ бельчата. _________зайчишка грыз кору _____ осинки. На поляну вывела своих медвежат ______ медведица. ______ и ______ лес весной!
Слова для справок: ранняя, весеннее, лёгкие, голубое, чудесные, душистые, молодая, голубенький, говорливый, счастливые, маленький, молодой, бурая, весёлый, радостный.
|
Отвечают на поставленные вопросы. Слайды 5-9
Работают самостоятельно.
|
Познавательные: формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы.
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии, умение заслушивать выступления других, при необходимости исправить и дополнить, уточнить озвученный ответ.
Регулятивные: контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядным и словесным материалом при сотрудничестве с одноклассниками. Личностные: знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, ответственность), развитие доброжелательности, готовность к сотрудничеству.. |
9. | Итог урока. Оценивание учащихся (2 мин) | Организует обсуждение обобщающего вывода. - Для чего же в русском языке необходимо имя прилагательное? - Имена прилагательные «прилагаются» к именам существительным во всём с ними согласуясь: в роде, числе, отображая их самые важные признаки, такие, как цвет, вкус, качество. -Учитель озвучивает оценки учащимся за работу на уроке.
|
Отвечают на вопрос. | Личностные: установление связи между учебной деятельностью и мотивом. Регулятивные: планирование деятельности; самооценка и самоконтроль выполняемой работы, формирование навыков работы по алгоритму. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме. |
10 | Домашнее задание (1 мин) | Слайд 10 | Учащиеся записывают в дневниках: индивидуальные карточки. Творческая работа. |
|
11 | Рефлекси я (3 мин) | Организует рефлексию. -Каждый оцените, пожалуйста, свою работу на уроке. Кто как усвоил тему «Имена прилагательные»?
|
Высказывают своё мнение. | Регулятивные: самооценка и самоконтроль. Коммуникативные: формирование способов учебного сотрудничества. Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания. |
Список литературы:
Байкова Т. А., Малаховская О. В., Чуракова Н.В. Русский язык. 1-4 класс. Методическое пособие. – М.: Академ/Учебник, 2011.
Жедек П.С. Методика обучения орфографии/ Теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах//Под ред. М.С.Соловейчик. –М.: Просвещение. 1992. – С. 150-200. -306с.
Львов М.Р. Правописание в начальных классах. М.: Просвещение, 2000. - С. 45.
Современный русский язык. / Под ред. Белошапковой В.А. - М.: Высшая школа, 1981
Соловейчик М. С.,. Кузьменко Н. С. Тетради к учебнику «К тайнам нашего языка». 1-4 класс. – Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2012.
Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: 3 класс: Учебник русского языка для четырёхлетней начальной школы. - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2002
Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Словарные слова: 1 – 3 классы. - М.: ООО "Изд-во Астрель": ООО "Изд-во АСТ", 2002