Сфера духовной жизни 8 класс обществознание Цель урока: Систематизировать у восьмиклассников имеющиеся знания о сущности духовной культуры, усвоенные при изучении обществознания в 6-7 классах. Задачи урока: Познакомить учащихся со структурой духовной сферы общества, с путями приобщения человека к культуре, противоречивыми процессами, разворачивающимися в современной культурной жизни России. Способствовать осознанию культурной привлекательности подлинных произведений духовной культуры, их влияния на культуру отдельной личности и всего общества, воспитанию гордости за вклад России в мировую культуру, уважения к культурному наследию прошлого и современного. Создавать возможности для совершенствования умений использовать источники научной и текущей информации для характеристики процессов присущих современной культурной жизни страны. Использовать полученные знания и умения для успешной реализации роли хранителя и ценителя культуры совей страны. В ходе урока учащиеся смогут: Уяснить основные черты понятия культура, понять невозможность существования культуры вне созидающей деятельности, без человека, вне человеческих ценностей. Понять важность ценностей для человека и культуры в целом. Научиться анализировать сущность духовных ценностей. Высказывать свое мнение по дискуссионным вопросам современной духовной жизни. Понять важность защиты своих ценностей от девальвации и уничтожения. Продолжить формирование навыков работы при фронтальном взаимодействии с учителем, участия в дискуссии, анализа проблемных ситуаций. Форма урока - комбинированный (урок, сочетающий объяснение учителя, беседу и выполнение познавательных заданий). План изучения нового материала (слайд№2). Духовная сфера общества. Культура личности и общества. Развитие культуры в современной России. Ход урока Учитель начинает урок. Организационный момент – 1 мин. На доске таблица основных сфер общественной жизни общества.(слайд№4) Вопрос ученикам: Вспомни! Ка кие сферы жизни общества вам известны? (экономическая, политическая, социальная, духовная). В чем проявляется взаимосвязь основных сфер общественной жизни? (ответ учеников по предыдущим темам). I пункт плана «Духовная сфера общества». Учитель Ни кто не станет спорить, что в жизни каждого общества и отдельного человека существенную роль играет культура. Что такое культура? Ученые дают более 200 определений. (слайд6) Слово «Культура» (от лат. Cultura- возделывание, воспитание, образование) в наиболее широком смысле означает все созданное человеком- это сотворенная человеком «вторая природа» «Культура»- все виды преобразовательной деятельности человека, а также ее результаты - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком «Культура- это часть человеческого окружения, созданная самими людьми (здания, одежда, способы приготовления пищи, религия, наука, искусство, техника, орудия труда, предметы быта, язык, традиции и многое другое)»- американский культуролог Учитель. Истинно человеческое в человеке тесно связано с духовной сферой общественной жизни. Что составляет духовный мир человека? Учитель.«Сила традиций и сила творчества в их сочетании – животворящий источник всякой культуры». (Петр Николаевич Савицкий) Са мостоятельно запишите в схему компоненты духовной сферы. Прочитать учебник стр. 30 первый абзац. работа с документом Конституция РФ ст.28 ст.45 На партах лежит раздаточный материал (см. приложение). Ученики в течение 2-х минут вписывают компоненты культуры. Учитель проверяет выполненную работу (слайд №7). Вывод Учитель. Связи между элементами носят разнообразный характер и в схеме могут быть представлены в разном порядке. Остановимся на особенностях других компонентов духовной жизни. Подобно тому, как материальные ценности создаются в обществе трудом многих людей, ценности духовные также постоянно созидаются в обществе (слайд№8). Ка кие духовные ценности вам известны? Вместе с учениками в ходе беседы учитель делает вывод. Учитель. Задание: Прочитать фрагмент документа на стр.30 учебника - отрывок из декларации прав культуры, разработанный академиком Д.С. Лихачевым. Вопросы и задание к тексту: Какие объекты составляют духовные ценности? Как вы понимаете слова автора о том, что культурные ценности не ограничиваются только объектами, которые могут быть перечислены в списках и каталогах? Проблемный тренинг. Учитель предлагает написать на листочке бумаге самое дорогое для учеников, то, что приносит радость, дарит смысл жизни. И предлагает смять листочки. Затем снова развернуть. Вопросы учителя: Что Вы почувствовали, когда смяли листок? Что Вы почувствовали, когда вновь развернули? Это и есть Ваши ценности! То, что Вы боялись потерять, но не потеряли! Вывод учителя Характерные черты ценностей: - достойные желания, свободный выбор человека; - выражают наивысший уровень отношений между людьми и общностями; - не могут быть отобраны у человека, ни при каких обстоятельствах. II пункт плана « Культура личности и общества». (слайд№9) 5минут работа с текстом учебника проблемный вопрос: Ра ссказ учителя о внутренней и внешней культуре человека. Как человек приобщается к духовным ценностям. Беседа с учениками на основе текста учебника (с.32-33). Вывод учителя: Истинно культурный человек не может чувствовать себя счастливым, если рядом с ним оскорбляют и унижают других людей. Человечность, порядочность – это те качества, которыми непременно обладает культурный человек. По -настоящему культурный человек стремится быть широкообразованным. Ему интересно не только то, что практически полезно. Ему нужен мир во всем богатстве красок и звуков. В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, различают три формы культуры: (слайд№10) II пункт плана «Развитие культуры в современной России." сообщения учащихся (опережающее задание о выдающихся деятелях современной культуры) Учитель. Современная культурная жизнь России отличается большим разнообразием. Освобождение общества от господства одной идеологии привело к тому, что россияне получили широкий доступ ко всему многообразию достижений человечества без каких-либо ограничений. Во всем многообразии захлестнувшем Россию, встречаются не только шедевры и безусловные культурные ценности. При невысоком уровне художественных запросов некоторой части общества немало низкопробных и малохудожественных поделок заполнили культурное пространство. Реформы, развернувшиеся во всех сферах общества, не могли не отразиться и на развитии культуры. Представления о том, кого следует считать культурным человеком, могут быть разными. Древние римляне называли культурным того, кто умеет выбирать себе достойных попутчиков среди людей, вещей и мыслей - как в прошлом, так и в настоящем. Немецкий философ Гегель полагал, что культурный человек в состоянии сделать все то, что делают другие. История показывает, что все выдающиеся личности были высококультурными людьми. Многие из них являлись универсальными личностями: их знания были энциклопедическими, а все сделанное ими отличалось исключительным мастерством и совершенством. В качестве примера следует назвать прежде всего Леонардо да Винчи, который одновременно был великим ученым, инженером и гениальным художником эпохи Возрождения. Сегодня стать универсальной личностью весьма трудно и, видимо, невозможно, поскольку объем знаний слишком необъятен. В то же время возможности быть культурным человеком необычайно возросли. Основные характеристики такого человека остаются теми же: знания, объем и глубина которых должны быть значительными, и умения, отмеченные высокой квалификацией и мастерством. К этому надо добавить нравственное и эстетическое воспитание, соблюдение общепринятых норм поведения и создание собственного "воображаемого музея", в котором присутствовали бы лучшие произведения всего мирового искусства. Сегодня культурный человек должен владеть компьютером. Понятие культуры и ее сущность. Культура в жизни людей и ее роль Культура от латинского cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Понятие культура существует практически во всех языках и употребляется в самых разных ситуациях, часто в различных контекстах Понятие культуры чрезвычайно широко, поскольку в нем отражается сложное, многогранное явление человеческой истории. Не случайно специалисты-культурологи давно бьются над его определением, но до сих пор не могут сформулировать такое определение культуры, которое бы удовлетворило если не всех, то хотя бы большинство ученых. Известные американские культурологи, ученые Гарвардского университета, Альфред Кребер и Клайд Клакхон насчитали почти 170 определений культуры, извлеченных из работ западноевропейских и американских исследователей, опубликованных с 1871 по 1950 г. Первым они считают Эдуарда Бернета Тэйлора - выдающегося английского историка культуры. Его книга "Первобытная культура" широко известна в России. В настоящее время, как утверждают знатоки, уже существует свыше 500 определений культуры. А по мнению некоторых это число якобы приближается к тысяче. Одни авторы рассматривают культуру как "специфический способ деятельности, как специфическую функцию коллективной жизни людей" (Маркарян), другие делают акцент на "развитии самого человека как общественного человека". (Межуев) Весьма распространено духовных ценностей или как определенной идеологии. Наконец, иногда культуру трактуют лишь как искусство и литературу. В рамках исторических, философских, этнографических, филологических и иных исследований можно обнаружить самые разнообразные представления о культуре. Это объясняется многогранностью данного феномена и широтой использования термина "культура" в конкретных дисциплинах, каждая из которых подходит к этому понятию в соответствии со своими задачами. Однако теоретическая сложность данной проблемы не сводится к многозначн6ости самого понятия "культура". Культура - это многогранная проблема исторического развития. И хотя до сих пор как в отечественной, так и зарубежной науке не выработано единого определения феномена культуры, все же наметилось некоторое сближение позиции - многие исследователи подошли к пониманию культуры как сложного многокомпонентного явления, связанного со всем многообразием жизни и деятельности человека. Само слово "cultura" известно со времени Цицерона и в переводе с латинского означает возделывание, обработка, уход, улучшение". Оно в отличие от другого понятия - то есть "природа", означает в данном контексте все созданное, внеприродное. Мир культуры, любой его предмет или явление воспринимаются не как следствие действия природных сил, а как результат усилий самих людей, направленных на совершенствование, обработку, преобразование того, что дано непосредственно природой. Понятие культура означает, по своей сути, все то, что создано человеческим трудом, то есть орудия и машины, технические средства и научные открытия, памятники литературы и письменности, религиозные системы, политические теории, правовые и этические нормы. Произведения искусств и т. д. Понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует вне человека. Она изначально связана с человеком и порождена тем, что он постоянно стремится искать смысл своей жизни и деятельности, и, наоборот, нет ни общества ни социальной группы, ни человека без культуры и вне культуры. Согласно, одного из основоположников русской и американской социологических школ Сорокина: "... Любая организованная группа неизбежно обладает культурой. Более того, ни социальная группа, ни индивид (за исключением просто биологического организма) не могут существовать... без культуры". Современные культурологи считают, что все народы имеют культуру, нет и не может быть "некультурных" народов, однако каждому народу присуща своя, уникальная и неповторимая культура, нетождественная культурам других народов, но совпадающая с ними по многим значимым параметрам. Культурные процессы представляют собой сложные и многоплановые явления. Так как они могут быть исследованы различными методами, а значит истолкованы и поняты по-разному, существует не одна, а множество концепций культуры, каждая из которых по-своему объясняет и систематизирует культурные процессы. В современной культурологии среди множества определений культуры, самыми распространенными являются технологические, деятельностные и ценностные. С точки зрения технологического подхода культура есть определенный уровень производства и воспроизводства общественной жизни. В деятельностной концепции культуры она рассматривается как способ жизнедеятельности человека, который определяет и все общество. Ценностная (аксиологическая) концепция культуры подчеркивает роль и значение идеальной модели, должного в жизни общества и в ней культура рассматривается как трансформация должного в сущее, реальное. Все культурологи справедливо считают, что культурные процессы исследуются в главных сферах жизнедеятельности человека. Культура материальная - это производство, его технология, орудия труда, жилище, одежда, вооружение многое другое. Вторая сфера жизни людей - социальная, и культура раскрывается в социальных отношениях, она показывается процессы, происходящие в обществе, раскрывает его социальную структуру, организацию политической власти, существующие правовые и моральные нормы, типы управления и стили лидерства. И, наконец, важной сферой жизни человека является его духовная жизнь, которая раскрывается в понятии духовной культуры, включающей в себя все области духовного производства - науки и искусство, литературу и религию, миф и философию и основанной на едином, понятном всем членам данного сообщества языке. Сущность культуры, ее подлинный смысл достаточно убедительно показывается в новых исследованиях культурологов. Независимо от общего подхода к проблеме культуры практически все исследователи отмечают, что культура характеризует жизнедеятельность личности, группы, общества в целом; что культура является специфическим способом бытия человека, имеет свои пространственно-временные границы; раскрывается культура через особенности поведения, сознание и деятельность человека равно как и через вещи, предметы, произведения искусства, орудия труда, через языковые формы, символы и знаки. Первоначально в культурологии сложилась основанная на традициях Канта и Гегеля, точка зрения рассматривать культуру, главным образом, как искания человеческого духа, как ту область, которая лежит собственно за пределами природы человека и традициями его социального существования. Культура представлялась как область духовной свободы человека, творческий акт понимался как мистическое откровение, озарение художника, а все разнообразные культурные процессы сводились к духовному производуству и высшим из них считалось творчество в сфере искусства. Такое понимание до сих пор весьма популярно, и в представлении массового обыденного сознания "культурный человек" это тот, кто разбирается в искусстве, понимает музыку, знает литературу. Культура всегда внутренне противоречива - вот вывод. Она несет в себе два начала: "сохраняющее" (т.е. буквально "консервативное") и "развивающее" (т.е. буквально же "прогрессивное", "отменяющее" многое из выработанного на предыдущих этапах). Но тем и сильна и жизнеспособна культура, что обладает способностью отбирать, возвращаться к прежнему опыту или отказываться от него. Тут-то и приходится обратиться к теме "Культура и демократия". Не "власть толпы", конечно. И не "власть посредственности", торжествующей "в стаде". Как раз наоборот: если понимать демократию как множественность точек зрения (плюрализм) и поиски (коллективные!) равнодействующей на основе согласия (консенсуса), на основе своодных дискуссий и права на эксперимент. Именно эти принципы и дают культуре сегодня, всегда будут давать эту жизнеспособность, основанную на правильном выборе. |