Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Имя числительное как часть речи"

Данная методическая разработка содержит подробный конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Имя числительное как часть речи".В помощь учителю.

Содержимое разработки



Тема: «Имя числительное как часть речи»

Цели:

  • познакомить учащихся с именем числительным как частью речи; научить отличать имя числительное от других частей речи;

  • совершенствовать понимающие и общеучебные умения; развивать творческую, речевую и мыслительную деятельность учащихся;

  • воспитывать экологически грамотное отношение к своему здоровью.

Ход урока

  1. Организационный момент

Нас две ниточки связали

Теплоты и доброты.

-Добрый день!- тебе сказали.

-Добрый день,- ответил ты.


Вот, мы поприветствовали друг друга, давайте начнем урок.


  1. Актуализация знаний учащихся


А тему урока вы определите сами. Для этого выполним следующее задание.

- А вы знаете, что цифры умеют говорить?

- Прослушайте текст


Учёные считают, что если принять условно уровень здоровья за сто процентов, то на двадцать процентов он зависит от наследственных факторов, двадцать – от окружающей среды, десять – от системы здравоохранения, а остальные пятьдесят – от самого человека.


По данным исследований, каждый третий житель России для поддержания здорового образа жизни готов принимать витамины, заниматься спортом. Каждый второй – регулярно совершать прогулки на свежем воздухе. Но, по мнению многих, здоровый образ жизни в первую очередь подразумевает отказ от вредных привычек.



3. Определение темы и целей урока


Назовите слова, которые так или иначе связаны с понятием числа. (двадцать, десять, пятьдесят, первую и т.д.)

- Подумайте, к какой части речи относятся эти слова. Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Имя числительное)

Давайте добавим к нашим предложениям еще одно предложение


1.Построили новую трехэтажную школу.


4.Целеполагание.

Создание проблемной ситуации.


Попробуем заменить слова с числовым значением цифрами. Что получается? Все эти слова можно заменить цифрами? Почему?

Значит, у нас пока недостаточно знаний о числительном.


Я предлагаю посмотреть в словаре, что значит слово «числительное», каково его происхождение.

(работа с толковым или этимологическим словарем)




  1. Работа над новым материалом


Запишите пословицы, объясните в них встретившиеся орфограммы.


1) Здоровье за сто рублей не купишь.

2) Поддайся первой боли да сляг – наживёшь другую.

3) Лук семь недугов лечит.


- Какие из числительных обозначают количество предметов и отвечают на вопрос сколько? (сто, семь)

- Обозначают порядок предметов при счёте и отвечают на вопрос какой? (первой)

Вывод: числительные, которые отвечают на вопрос сколько и обозначают количество предметов или число – количественные, а числительные, которые отвечают на вопрос какой и обозначают порядок предметов при счёте – порядковые


Имена числительные



количественные порядковые


- Имена числительные в предложении бывают разными членами предложения, а в сочетании с существительными являются одним членом предложения. Определите, каким членом предложения являются числительные в пословицах.


1) Здоровье за сто рублей не купишь.

2) Поддайся первой боли да сляг – наживёшь другую.

3) Лук семь недугов лечит.


- Поработаем по учебнику( учебник стр. 143, чтение правила)

- Какие дополнительные сведения вы получили из учебника? (изменяются по падежам)


  1. Физминутка


Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на стульчик тихо сесть


  1. Тренировочные упражнения



А) Исследование в парах по рядам ( упр. 346)


- Проведём небольшое исследование

- Подберите к числительным однокоренные слова (1 глагол, 1 существительное, 1 прилагательное), сделайте вывод, какие ещё части речи могут иметь числовое значение?



1 ряд 2 ряд 3 ряд

Два Три Пять

Ответы: Два – удвоить, двойка, двойной, двоечник, удвоенная, двоится, двухэтажный.

Три – тройка, троечник, утроить, тройной, троекратно, троится, трояк.

Пять – пятак, пятёрка, пятачок, пятерной, пятнашки, пятиклассник.


- Какие же части речи могут выражать числовое значение?

- Существительные, прилагательные, глаголы, наречия. Основным отличием числительных от других частей речи является то, что числительные можно записать цифрами и словами, а другие части речи – только словами.

- В этом мы сейчас потренируемся.

Б) Заполнение таблицы


- Рассмотрите таблицу, прочитайте записи под ней, сформулируйте задание к упражнению?


Имя числительное

Имя существительное

Имя прилагательное

Наречие






Четвероклассник, четырёхлетнее, четверо, четвероногий, четыре, четверня, четвёртый, четырежды.

- Проверим выполненную работу. (сверяют)


Имя числительное

Имя существительное

Имя прилагательное

Наречие

Четверо

Четыре

четвёртый

Четвероклассник

четверня

Четырёхлетнее

четвероногий

четырежды


  1. Самостоятельная работа (по группам)

1 группа

Подчеркните числительные как члены предложения


Семеро одного не ждут.

Первый блин комом.

Два и два – четыре.

Пушкин родился в 1779 году

2 группа

Прочитайте зашифрованные слова




Смор1а 100Л О5 ПА3ОТ

По2л Элек3к 40А 100ЯНКА

9. Домашнее задание

- Запишите домашнее задание


  1. Подготовить устный рассказ о числительном как части речи


2. Письменное задание на выбор:

а) упражнение 345;

б) записать 6 пословиц или загадок, в которых употребляются имена числительные.



10. Итог урока


Вспомните цель урока.

Скажите, над чем мы работали сегодня?

что называется числительным?

чем отличаются порядковые числительные от количественных?

какова роль числительного в предложении?

как отличить числительное от других частей речи с числовым значением?




Спасибо за урок!




Сохранить у себя:
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Имя числительное как часть речи"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки