Конспект урока русского языка в 4 классе
Тема урока: «Наречие»
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель: познакомить учащихся с наречием как частью речи; учиться находить наречия в тексте, учиться задавать вопросы к наречиям и определять каким членом предложения они являются; развивать мышление, формировать учебные умения и навыки.
Форма проведения урока: «урок-исследование»
Формы работы: фронтальная, самостоятельная работа, самопроверка, работа в парах, работа в группах.
Место данного урока в системе уроков по теме: первый урок по теме «Наречие»
Формируемые УУД:
Регулятивные УУД: умение планировать, предвосхищать полученный результат, контролировать и оценивать свои действия. Формировать умение высказывать свои предположения на основе работы с материалом учебника.
Познавательные УУД: умение употреблять наречия в речи, развивать мыслительную деятельность;
Коммуникативные УУД: умение работать в парах, умение высказывать свои суждения, формирование умения слушать и понимать других;
Личностные УУД: формировать умение высказывать свое мнение, выражать свои эмоции, формировать мотивацию к обучению целенаправленной познавательной деятельности, формировать умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией.
Оборудование: учебник русского языка С.В.Иванова 4 класс, карточки, мультимедийное оборудование, компьютер, презентация.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнём
И наш урок начнём.
- Назовите дату сегодняшнего урока. А вы знаете, что 8 февраля в нашей стране отмечают День Российской науки. Кто такие учёные? Чем они занимаются?
- Я вам предлагаю сегодня на уроке попробовать себя в роли учёных- первооткрывателей.
- Пусть девизом этого урока является следующее высказывание:
«Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому»
II Актуализация опорных знаний. Создание проблемной ситуации.
1. Словарная работа.
- Устно объяснить орфограммы в словах:
(запись на доске)
Ф . враль, рис . вать, ру .. кий х . р . шо, а .. уратно, т . традь, лё . кий,
медле .. о, м . ро . ный, . бедать, п . нал.
2. Распределить эти слова в таблицу по частям речи.
Карточка для работы:
Части речи | |||
Имя существительное | Имя прилагательное | Глагол | ? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Работа выполняется в парах. Вспомним правила работы в парах.
(говорить тихо, уметь слушать, не перебивать друг друга).
- Определим алгоритм, по которому вы будете работать:
1. Поставить вопрос к слову.
2. Определить, какой частью речи является.
3. Записать в нужный столбик.
III. Проблемная ситуация.
- С какими словами возникают разногласия?
- Если вы считаете, что слово не относится ни к одной из изученных частей речи,
записывайте его в 4 столбик.
– Самопроверка и самооценка.
- Прочитайте имена существительные.
- Имена прилагательные.
- Глаголы.
Что мы знаем о каждой части речи? (обобщение знаний о частях речи)
С какими трудностями вы столкнулись? - У всех ли слов мы смогли определить , какой частью речи они являются?
- Какие слова остались? На какой вопрос они отвечают?
Выдвижение гипотезы.
- Может быть, кто-то из вас знает, к какой части речи относятся эти слова,
либо предположите.
IV. Постановка учебной задачи.
- Знаем ли мы, слова какой части речи отвечают на вопрос «как»?
Значит, эту тайну нам предстоит открыть.
Какие учебные цели перед собой поставим?
- Прочитайте тему нашего урока ( «Наречие»)
- Вот теперь вы и попробуете себя в роли учёных- первооткрывателей.
- Составим план, как мы будем исследовать новую часть речи «Наречие». Ваши предложения? ( дети предлагают план исследования)
План исследования части речи:
1. На какие вопросы отвечает?
2. Как изменяется?
3. Какая синтаксическая роль в предложении?
4. Какую работу в языке выполняет часть речи?
- Что будет, если исчезнут эти слова из нашей речи?
- Для чего используем эти слова в нашей речи?
- У нас получилось много вопросов, на которые надо ответить. Работа предстоит сложная. Но у нас всё это получится, если будем работать сообща, помогать друг другу и добросовестно относится к выполняемой работе. Для этого поработаем в группах.
V. Исследование части речи «Наречие» в группах. (слайд 6)
- У вас прямоугольники разных цветов. Объединитесь в группы по цвету прямоугольника и подойдите к столу с флажком такого же цвета. Выберите ответственного в группе.
-1 группа, исследуйте, на какие вопросы отвечает наречие.
Карточка для 1 группы. (Работа ведётся на формате А - 3)
(Проводит исследование и готовит ответ на вопрос: На какие вопросы отвечает наречие? И делает запись на листе формата А3 )
- Подберите к наречиям правильные вопросы:
1. близко, слева, справа -
2. направо, налево, вверх –
3. сегодня, вчера, утром -
4. издалека, сверху, справа -
5. поневоле, потому -
6. нарочно, специально -
7. честно, дружно, интересно -
Вопросы: Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? Как? Кто? Что? Какой? Какая? Чему? Что делает? Какие? О ком? О чём?
(На столе лежат карточки с вопросами изученных частей речи и вопросы, на которые отвечает наречие)
Лист формата А3:
НАРЕЧИЕ отвечает на вопросы: 1. близко, слева, справа – 2. направо, налево, вверх – 3. сегодня, вчера, утром - 4. издалека, сверху, справа – 5. поневоле, потому – 6. нарочно, специально – 7. честно, дружно, интересно – |
- 2 группа, исследуйте, как изменяется наречие.
Карточка для 2 группы.
(Проводит исследование и готовит ответ на вопрос: – Как изменяется наречие? Изменяется наречие по числам и по родам? И делает запись на листе формата А3)
по числам (тихо) по родам (вчера)
я иду _________ брат пришёл _________
мы идем _________ сестра пришла _________
они идут _________ письмо пришло _________
он идёт _________
Лист формата А3:
НАРЕЧИЕ Впиши правильный вариант ответа (не изменяется или изменяется) по лицам и числам _________________________
по родам ___________________
|
- 3 группа, исследуйте, как изменяется наречие.
Карточка для 3 группы.
(Проводит исследование и готовит ответ на вопрос: – Как изменяется наречие? Изменяется наречие по падежам? И делает запись на листе формата А3)
по падежам (рядом)
Им.п. беседка _______
Т.п. беседкой _________
В.п. беседку __________
Д.п. беседке __________
Лист формата А3:
НАРЕЧИЕ Впиши правильный вариант ответа (не изменяется или изменяется)
по падежам _________________
|
Карточка для 4 группы.
(Проводит исследование и готовит ответ на вопрос: - Какова синтаксическая роль в предложении?
И делает запись на листе формата А3)
Разобрать по членам предложения и сделать вывод, каким членом предложения является НАРЕЧИЕ (выделенные слова).
Завтра открытие школьной зимней спартакиады. Вася хорошо катается на лыжах.
Марина и Света скоро напишут заметку в газету.
Лист формата А3:
В предложении НАРЕЧИЕ обычно является _____________________ подлежащим дополнением обстоятельством сказуемым определением
|
VI. Подведение итогов по результатам исследовательской работы.
Выступают лидеры групп и результаты исследования вывешивают на доске.
1гр. – КАК? КОГДА? ГДЕ? КУДА? ОТКУДА?
2 гр. и 3 гр. – не изменяется ( не склоняется, не спрягается)
4 гр. - второстепенный член предложения. Обстоятельство.
– Сделаем вывод. Расскажите о наречии всё, что вы узнали.
(Наречие - это часть речи, которая обозначает признак действия и отвечает на вопросы как? когда ? где? куда? откуда? В предложении является второстепенным членом – обстоятельством).
VII. Физминутка.
- Немного отдохнём, но с пользой. Я буду произносить речёвку и показывать движения. Вы движения за мной повторяйте, но как только услышите наречие, движение повторять не надо - хлопайте.
Нам с тобой
Пришёл черед
Сыграть в игру "Наоборот".
Скажу я слово ВЫСОКО,
А ты ответишь: (НИЗКО).
Скажу я слово ДАЛЕКО,
А ты ответишь : (БЛИЗКО).
Скажу я слово ПОТОЛОК,
А ты ответишь:(ПОЛ).
Скажу я слово ПОТЕРЯЛ.
И скажешь ты:(НАШЁЛ).
Скажу тебе я слово ТРУС,
Ответишь ты: (ХРАБРЕЦ),
Теперь НАЧАЛО я скажу, -
Ну, отвечай:(КОНЕЦ).
VIII. Работа с учебником.
Откройте учебник на с. 57 и прочитайте правило.
- Все ли выводы мы с вами сделали? (возвращение к плану исследования в начале урока)
- А теперь полученные знания используем на практике. Откройте учебник с.57, упр.1 ( работа в тетради с комментированием)
IХ. Включение в систему знаний. Учимся использовать наречия в речи.
1. Соотнеси фразеологизмы с наречиями.
- Вспомните, что такое фразеологизмы? ( Фразеологизмы - это устойчивые сочетания слов. Ещё говорят – это кладезь народной мудрости.)
( Работа выполняется в парах)
Карточка для работы в паре:
Идти черепашьим шагом – ___________________ Кот наплакал – ____________________ Как по маслу – ____________________ Встать чуть свет – ___________________ Рукой подать – ______________________ Яблоку негде упасть -___________________
близко тесно рано отлично мало медленно
|
- Проверка (слайд 7).
2. Дифференцированная работа: учащиеся выбирают уровень, выполняют задание.
Карточки для работы:
1 уровень
Образовать и записать словосочетания с наречиями. Сделал напротив горячий громко говорить вчера беседка издалека приехал очень
|
2 уровень
Подобрать к данным наречиям – наречия – антонимы. Близко – Рано – Тихо - Широко – Трудно - |
(Дети объединяются в группы по выбранным уровням и выполняют проверку по эталону, который лежит на столе учителя.)
3 уровень ( для сильных учащихся)
- Рассмотрите фотографию. Степь – это наша родина. Край богатый, красивый своей природой и людьми.
Какие наречия вы подберете, чтобы описать степь?
|
Какие наречия вы подберете, чтобы описать степь? |
Х. Итог урока.
- Послушаем ребят, которые работали с заданием №3.
Какой вывод мы можем сделать? Для чего нужны наречия?
(Наречия нужны для того, чтобы сделать нашу речь яркой. Наречия поясняют, уточняют, определяют, дополняют другие части речи).
- Ответьте на три ключевых вопроса:
ЧТО ДЕЛАЛИ на уроке? ( Знакомились с новой частью речи)
КАК ДЕЛАЛИ? ( Выполняли исследования)
ЗАЧЕМ? ( Чтобы обогатить нашу речь, сделать её более яркой)
ХI. Рефлексия.
- Оцените свою работу, используя наречия.
- Понравилось вам быть учеными-исследователями?
ХII. Прогнозирование работы на следующий урок.
- На все ли вопросы исследования мы ответили в течение урока?
(Нет. Например, мы не узнали, как пишутся наречия.)
- Это нам предстоит узнать на следующих уроках.
(Учитель благодарит ребят за прекрасную работу на уроке)
ХIII. Домашнее задание.
А) Творческая работа:
Напишите мини сочинения о нашем крае, используя наречия.
Б) Уч. С. 58 упр.3 – найти наречия и подчеркнуть их как чл.предложения
В) Уч. С. 59 упр.4 – для тех кто любит делать «гимнастику ума» - отгадывать загадки
Список используемой литературы:
Г.В.Брагина. Мастерство учителя на уроке: Книга для учителя и студентов. Симферополь, 2001г.
Т.П.Лакоценина. Необычные уроки в начальной школе. Часть 2. Издательство «Учитель», 2008г
Б.И.Коротеев. Учение-процесс творческий. Книга для учителя. Из опыта работы. Издательство «Просвещение»,1989г
О.В.Узорова,Е.А.Нефёдова. Большая книга примеров и заданий по всем темам курса начальной школы. Русский язык 1-4 классы. ООО «Издательство АСТ», 2010г