Конспект урока русского языка в 4 классе

Урок "открытия" нового знания "урок-исследование", на котором используется групповая форма работы с учащимися.

Содержимое разработки

Конспект урока русского языка в 4 классе

Тема урока: «Наречие»

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель: познакомить учащихся с наречием как частью речи; учиться находить наречия в тексте, учиться задавать вопросы к наречиям и определять каким членом предложения они являются; развивать мышление, формировать учебные умения и навыки.

Форма проведения урока: «урок-исследование»

Формы работы: фронтальная, самостоятельная работа, самопроверка, работа в парах, работа в группах.

Место данного урока в системе уроков по теме: первый урок по теме «Наречие»

Формируемые УУД:

  • Регулятивные УУД: умение планировать, предвосхищать полученный результат, контролировать и оценивать свои действия. Формировать умение высказывать свои предположения на основе работы с материалом учебника.

  • Познавательные УУД: умение употреблять наречия в речи, развивать мыслительную деятельность;

  • Коммуникативные УУД: умение работать в парах, умение высказывать свои суждения, формирование умения слушать и понимать других;

  • Личностные УУД: формировать умение высказывать свое мнение, выражать свои эмоции, формировать мотивацию к обучению целенаправленной познавательной деятельности, формировать умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией.

Оборудование: учебник русского языка С.В.Иванова 4 класс, карточки, мультимедийное оборудование, компьютер, презентация.



Ход урока:



I. Организационный момент.

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбочкой вздохнём

И наш урок начнём.

- Назовите дату сегодняшнего урока. А вы знаете, что 8 февраля в нашей стране отмечают День Российской науки. Кто такие учёные? Чем они занимаются?

- Я вам предлагаю сегодня на уроке попробовать себя в роли учёных- первооткрывателей.

- Пусть девизом этого урока является следующее высказывание:

«Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому»

II Актуализация опорных знаний. Создание проблемной ситуации.

1. Словарная работа.

- Устно объяснить орфограммы в словах:

(запись на доске)

Ф . враль, рис . вать, ру .. кий х . р . шо, а .. уратно, т . традь, лё . кий,

медле .. о, м . ро . ный, . бедать, п . нал.

2. Распределить эти слова в таблицу по частям речи.

Карточка для работы:

Части речи

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

?















- Работа выполняется в парах. Вспомним правила работы в парах.

(говорить тихо, уметь слушать, не перебивать друг друга).

- Определим алгоритм, по которому вы будете работать:

1. Поставить вопрос к слову.

2. Определить, какой частью речи является.

3. Записать в нужный столбик.

III. Проблемная ситуация.

- С какими словами возникают разногласия?

- Если вы считаете, что слово не относится ни к одной из изученных частей речи,

записывайте его в 4 столбик.

– Самопроверка и самооценка.

- Прочитайте имена существительные.

- Имена прилагательные.

- Глаголы.

Что мы знаем о каждой части речи? (обобщение знаний о частях речи)

С какими трудностями вы столкнулись? - У всех ли слов мы смогли определить , какой частью речи они являются?

- Какие слова остались? На какой вопрос они отвечают?

Выдвижение гипотезы.

- Может быть, кто-то из вас знает, к какой части речи относятся эти слова,

либо предположите.

IV. Постановка учебной задачи.

- Знаем ли мы, слова какой части речи отвечают на вопрос «как»?

Значит, эту тайну нам предстоит открыть.

Какие учебные цели перед собой поставим?

- Прочитайте тему нашего урока ( «Наречие»)

- Вот теперь вы и попробуете себя в роли учёных- первооткрывателей.

- Составим план, как мы будем исследовать новую часть речи «Наречие». Ваши предложения? ( дети предлагают план исследования)

План исследования части речи:

1. На какие вопросы отвечает?

2. Как изменяется?

3. Какая синтаксическая роль в предложении?

4. Какую работу в языке выполняет часть речи?

- Что будет, если исчезнут эти слова из нашей речи?

- Для чего используем эти слова в нашей речи?

- У нас получилось много вопросов, на которые надо ответить. Работа предстоит сложная. Но у нас всё это получится, если будем работать сообща, помогать друг другу и добросовестно относится к выполняемой работе. Для этого поработаем в группах.

V. Исследование части речи «Наречие» в группах. (слайд 6)

- У вас прямоугольники разных цветов. Объединитесь в группы по цвету прямоугольника и подойдите к столу с флажком такого же цвета. Выберите ответственного в группе.

-1 группа, исследуйте, на какие вопросы отвечает наречие.

Карточка для 1 группы. (Работа ведётся на формате А - 3)

(Проводит исследование и готовит ответ на вопрос: На какие вопросы отвечает наречие? И делает запись на листе формата А3 )

- Подберите к наречиям правильные вопросы:

1. близко, слева, справа -

2. направо, налево, вверх –

3. сегодня, вчера, утром -

4. издалека, сверху, справа -

5. поневоле, потому -

6. нарочно, специально -

7. честно, дружно, интересно -

Вопросы: Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? Как? Кто? Что? Какой? Какая? Чему? Что делает? Какие? О ком? О чём?

(На столе лежат карточки с вопросами изученных частей речи и вопросы, на которые отвечает наречие)

Лист формата А3:

НАРЕЧИЕ

отвечает на вопросы:

1. близко, слева, справа –

2. направо, налево, вверх –

3. сегодня, вчера, утром -

4. издалека, сверху, справа –

5. поневоле, потому –

6. нарочно, специально –

7. честно, дружно, интересно –



- 2 группа, исследуйте, как изменяется наречие.

Карточка для 2 группы.

(Проводит исследование и готовит ответ на вопрос: – Как изменяется наречие? Изменяется наречие по числам и по родам? И делает запись на листе формата А3)

по числам (тихо) по родам (вчера)

я иду _________ брат пришёл _________

мы идем _________ сестра пришла _________

они идут _________ письмо пришло _________

он идёт _________

Лист формата А3:

НАРЕЧИЕ

Впиши правильный вариант ответа (не изменяется или изменяется)

по лицам и числам

_________________________


по родам ___________________


- 3 группа, исследуйте, как изменяется наречие.

Карточка для 3 группы.

(Проводит исследование и готовит ответ на вопрос: – Как изменяется наречие? Изменяется наречие по падежам? И делает запись на листе формата А3)

по падежам (рядом)

Им.п. беседка _______

Т.п. беседкой _________

В.п. беседку __________

Д.п. беседке __________

Лист формата А3:

НАРЕЧИЕ

Впиши правильный вариант ответа (не изменяется или изменяется)


по падежам _________________




Карточка для 4 группы.

(Проводит исследование и готовит ответ на вопрос: - Какова синтаксическая роль в предложении?

И делает запись на листе формата А3)

Разобрать по членам предложения и сделать вывод, каким членом предложения является НАРЕЧИЕ (выделенные слова).

Завтра открытие школьной зимней спартакиады. Вася хорошо катается на лыжах.

Марина и Света скоро напишут заметку в газету.

Лист формата А3:

В предложении НАРЕЧИЕ обычно является

_____________________

подлежащим

дополнением

обстоятельством

сказуемым

определением




VI. Подведение итогов по результатам исследовательской работы.

Выступают лидеры групп и результаты исследования вывешивают на доске.

1гр. – КАК? КОГДА? ГДЕ? КУДА? ОТКУДА?

2 гр. и 3 гр. – не изменяется ( не склоняется, не спрягается)

4 гр. - второстепенный член предложения. Обстоятельство.

– Сделаем вывод. Расскажите о наречии всё, что вы узнали.

(Наречие - это часть речи, которая обозначает признак действия и отвечает на вопросы как? когда ? где? куда? откуда? В предложении является второстепенным членом – обстоятельством).

VII. Физминутка.

- Немного отдохнём, но с пользой. Я буду произносить речёвку и показывать движения. Вы движения за мной повторяйте, но как только услышите наречие, движение повторять не надо - хлопайте.

Нам с тобой

Пришёл черед

Сыграть в игру "Наоборот".

Скажу я слово ВЫСОКО,

А ты ответишь: (НИЗКО).

Скажу я слово ДАЛЕКО,

А ты ответишь : (БЛИЗКО).

Скажу я слово ПОТОЛОК,

А ты ответишь:(ПОЛ).

Скажу я слово ПОТЕРЯЛ.

И скажешь ты:(НАШЁЛ).

Скажу тебе я слово ТРУС,

Ответишь ты: (ХРАБРЕЦ),

Теперь НАЧАЛО я скажу, -

Ну, отвечай:(КОНЕЦ).

VIII. Работа с учебником.

Откройте учебник на с. 57 и прочитайте правило.

- Все ли выводы мы с вами сделали? (возвращение к плану исследования в начале урока)

- А теперь полученные знания используем на практике. Откройте учебник с.57, упр.1 ( работа в тетради с комментированием)

IХ. Включение в систему знаний. Учимся использовать наречия в речи.

1. Соотнеси фразеологизмы с наречиями.

- Вспомните, что такое фразеологизмы? ( Фразеологизмы - это устойчивые сочетания слов. Ещё говорят – это кладезь народной мудрости.)

( Работа выполняется в парах)

Карточка для работы в паре:

Идти черепашьим шагом – ___________________

Кот наплакал – ____________________

Как по маслу – ____________________

Встать чуть свет – ___________________

Рукой подать – ______________________

Яблоку негде упасть -___________________


близко тесно рано отлично мало медленно




- Проверка (слайд 7).

2. Дифференцированная работа: учащиеся выбирают уровень, выполняют задание.

Карточки для работы:

1 уровень

Образовать и записать словосочетания с наречиями.

Сделал напротив

горячий громко

говорить вчера

беседка издалека

приехал очень




2 уровень

Подобрать к данным наречиям – наречия – антонимы.

Близко –

Рано –

Тихо -

Широко –

Трудно -



(Дети объединяются в группы по выбранным уровням и выполняют проверку по эталону, который лежит на столе учителя.)

3 уровень ( для сильных учащихся)

- Рассмотрите фотографию. Степь – это наша родина. Край богатый, красивый своей природой и людьми.

Какие наречия вы подберете, чтобы описать степь?


Какие наречия вы подберете, чтобы описать степь?

Х. Итог урока.

- Послушаем ребят, которые работали с заданием №3.

Какой вывод мы можем сделать? Для чего нужны наречия?

(Наречия нужны для того, чтобы сделать нашу речь яркой. Наречия поясняют, уточняют, определяют, дополняют другие части речи).

- Ответьте на три ключевых вопроса:

ЧТО ДЕЛАЛИ на уроке? ( Знакомились с новой частью речи)

КАК ДЕЛАЛИ? ( Выполняли исследования)

ЗАЧЕМ? ( Чтобы обогатить нашу речь, сделать её более яркой)

ХI. Рефлексия.

- Оцените свою работу, используя наречия.

- Понравилось вам быть учеными-исследователями?

ХII. Прогнозирование работы на следующий урок.

- На все ли вопросы исследования мы ответили в течение урока?

(Нет. Например, мы не узнали, как пишутся наречия.)

- Это нам предстоит узнать на следующих уроках.

(Учитель благодарит ребят за прекрасную работу на уроке)

ХIII. Домашнее задание.

А) Творческая работа:

Напишите мини сочинения о нашем крае, используя наречия.

Б) Уч. С. 58 упр.3 – найти наречия и подчеркнуть их как чл.предложения

В) Уч. С. 59 упр.4 – для тех кто любит делать «гимнастику ума» - отгадывать загадки









Список используемой литературы:



  1. Г.В.Брагина. Мастерство учителя на уроке: Книга для учителя и студентов. Симферополь, 2001г.

  2. Т.П.Лакоценина. Необычные уроки в начальной школе. Часть 2. Издательство «Учитель», 2008г

  3. Б.И.Коротеев. Учение-процесс творческий. Книга для учителя. Из опыта работы. Издательство «Просвещение»,1989г

  4. О.В.Узорова,Е.А.Нефёдова. Большая книга примеров и заданий по всем темам курса начальной школы. Русский язык 1-4 классы. ООО «Издательство АСТ», 2010г



Сохранить у себя:
Конспект урока русского языка в 4 классе

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки