Русский язык, 10 класс.
Тема урока: Синтаксические нормы. Подготовка к ЕГЭ.
Цели:
Научить видеть в предложении синтаксические ошибки, являющиеся самыми распространенными ошибками в устной и, особенно, письменной речи.
Готовить учащихся к выполнению заданий ЕГЭ, связанных с нахождением грамматических ошибок (нарушение синтаксических норм).
Оборудование: компьютер, проектор, доска, карточки с заданиями ЕГЭ, сборник «ЕГЭ-2018. Русский язык» Н. А. Сениной.
Ход урока
Организационный момент.
Лингвистическая разминка.
Проверка выполнения д/з.
Самостоятельное выполнение заданий на карточке с последующей проверкой
Карточка 1. Задание № 6 ЕГЭ Ф. И. __________________________________________________ В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
несколько НОЖНИЦ умелые ПОВАРА быстро ВЫЗДОРОВИТ в ПОЛУТОРА часах ПЯТЬ барышень _____________________________ В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
пара ТУФЛЕЙ ВЫПРАВЬ текст несколько ПОЛОТЕНЕЦ старые ПРОФЕССОРА новые ВЫБОРЫ _____________________________ В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
МОКЛА под дождём косвенных ПАДЕЖОВ ЧУДЕСНЕЙШИМ образом здоровые ДЁСНЫ ПОЕЗЖАЙТЕ в магазин ______________________________ В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ИХНИЕ письма в ОБЕИХ руках ДО ТЫСЯЧА ДЕВЯТЬСОТ ПЯТОГО года уважаемые ДИРЕКТОРА ОБГРЫЗЕННАЯ груша ______________________________ В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
товары ДЕШЕВЛЕ об АЭРОПОРТЕ по ИХ указанию ЕДЬ побыстрее уважаемые ДИРЕКТОРА ______________________________
|
III..Проблемный вопрос. Мотивация учебно-познавательной деятельности.
Прочитайте записанные на доске предложения?
Что объединяет эти предложения?
Верно ли они составлены? Есть ли в них ошибки?
1.Ваня грустно сказал, что я еще пока не готов отвечать.
(смешение прямой и косвенной речи.Нельзя в придаточной части косвенной речи использовать местоимения 1и2 лица. Ваня грустно сказал, что он еще не готов отвечать.)
Какая норма русского литературного языка нарушена в данном предложении? Синтаксическая норма. №7
2.Слушая любимую музыку, время как будто перестает существовать.
(нарушение в построение предложения с деепричастным оборотом:подлежащее не может выполнять действие, названного с помощью деепричастия.)Синтаксическая норма.№7
3.Те, кто бывали в Геленджике, не могли не любоваться красотой набережной.
(Те, кто бывал.. ошибка в построении с.п. Предложений,придаточная часть которых начинается с союзного слова кто,которое употребляется с глаголами только в форме ед.числа) Синтаксическая норма. №7
Вывод: Во всех предложениях были нарушены нормы литературного языка.
-Что такое норма литературного языка?
(Норма литературного языка – это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закреплённое в словарях и справочниках и рекомендованное ими. )
Что является основными признаками нормы литературного языка ?
(Основными признаками нормы литературного языка является относительная устойчивость, общеупотребительность и обязательность. )
Какие нормы литературного языка вы знаете?
Лексические-Употребление слов в соответствии с их лексическим значением, возможную сочетаемость слов с другими словами
Орфоэпические нормы-Нормы произношения слов
Морфологические нормы-Нормы образования частей речи
Синтаксические нормы-Нормы построения словосочетаний, простых и сложных предложений.
Фразеологические нормы-нормы построения фразеологических оборотов
Орфографические нормы-нормы написания слов.
Пунктуационные нормы-нормы постановки знаков препинания.
Словообразовательные-нормы образования слов.
Работа в группе. Задание: соотнесите название нормы с определением
Орфоэпические нормы | Нормы образования частей речи |
Лексические нормы | Нормы построения словосочетаний, простых и сложных предложений |
Морфологические нормы | Нормы употребления слов в соответствии с их лексическим значением и лексической сочетаемостью |
Синтаксические нормы | Нормы произношения слов |
Для чего нужно знать литературные нормы? Говорить и писать правильно должен каждый человек. Хорошее владение речью не только обеспечивает удачное повседневное общение, но и является одним из условий профессионального успеха.
Слово учителя по теме урока. Целеполагание.
Неотъемлемой частью общей культуры человека является культура речи, т.е. умение пишущего или говорящего излагать свои мысли в соответствии с содержанием, правильно и выразительно. Поэтому понятие “языковая норма” - одно из ключевых в учении о правильности речи. Норма литературного языка – это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закреплённое в словарях и справочниках и рекомендованное ими. Основными признаками нормы литературного языка является относительная устойчивость, общеупотребительность и обязательность.
По предложениям, записанным на доске, определите тему и цели нашего урока.
Правильно, сегодня мы будем работать над синтаксическими нормами, вспомним их, будем отрабатывать навык выполнения задания №7 ЕГЭ.
IV. Работа по теме урока
Повторение по теме
Когда в устной и письменной речи мы сталкиваемся с нарушением синтаксических норм?
С нарушением синтаксических норм чаще всего мы сталкиваемся:
в предложениях с однородными членами;
именах собственных в предложении;
в предложениях с причастным оборотом;
в словосочетаниях при согласовании и управлении;
при выборе формы сказуемого при подлежащем местоимении;
при других формах согласования главных членов предложения;
при употреблении деепричастного оборота;
при замене придаточной определительной части сложноподчинённого предложения причастным оборотом.
Работа над синтаксическими нормами русского языка
Комментированное письмо (все выполняют в тетрадях).
Записать предложения, под диктовку, найти синтаксические ошибки, объяснить их, записать предложения в исправленном виде.
1). Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открылся путь к внутренней свободе. (Причастие ищущим относится не к существительному героев, а к числительному, поэтому оно должно согласовываться с числительным в ед. числе и дательном падеже). Верный вариант предложения: Одному из героев романа, ищущему смысл жизни…
2). Благодаря искусства Микеланджело современные художники и скульпторы умеют выражать в масштабных формах свои мысли и чувства. (В этом предложении производный предлог благодаря употреблён не с дательным падежом, а с родительным.) Верный вариант: Благодаря искусству Микеланджело.
3). Я обратился и получил консультацию у специалиста по реставрации картин. (Обратился к кому? не хватает зависимого слова при управлении. Получил у кого?). Правильный вариант: Я обратился к специалисту и получил у него…
Тренировка в нахождении синтаксических норм в предложениях
( Интерактивный тренажёр)
Знакомство с формулировкой задания 7 ЕГЭ. Работа со сборником Н. А. Сениной
Коллективный разбор задание по типу ЕГЭ №7
Работа в карточках (1 вариант)
Самостоятельная работа обучающихся
Работа в карточках (2-3 варианты)
V. Подведение итогов урока. Рефлексия.
-Что сегодня для вас было главным?
-Что было самым трудным?
-Достигли ли вы поставленных целей?
«Выучить несколько языков – дело одного или двух лет, а чтобы научиться говорить на своем языке как следует, надо полжизни», – говорил Вольтер.
VI. Домашнее задание: Выполнить задание 7 на остальных листах. Решать онлайн-тесты