Конспект урока русского языка в 10 классе по теме "Синтаксические нормы. Подготовка к ЕГЭ"

Цели:

1.Научить видеть в предложении синтаксические ошибки, являющиеся самыми распространенными ошибками в устной и, особенно, письменной речи.

2.Готовить учащихся к выполнению заданий ЕГЭ, связанных с нахождением грамматических ошибок (нарушение синтаксических норм).

Оборудование: компьютер, проектор, доска, карточки с заданиями ЕГЭ, сборник «ЕГЭ-2018. Русский язык» Н. А. Сениной.

Содержимое разработки

Русский язык, 10 класс.

Тема урока: Синтаксические нормы. Подготовка к ЕГЭ.

Цели:

  1. Научить видеть в предложении синтаксические ошибки, являющиеся самыми распространенными ошибками в устной и, особенно, письменной речи.

  2. Готовить учащихся к выполнению заданий ЕГЭ, связанных с нахождением грамматических ошибок (нарушение синтаксических норм).

Оборудование: компьютер, проектор, доска, карточки с заданиями ЕГЭ, сборник «ЕГЭ-2018. Русский язык» Н. А. Сениной.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Лингвистическая разминка.

  • Проверка выполнения д/з.

  • Самостоятельное выполнение заданий на карточке с последующей проверкой



Карточка 1. Задание № 6 ЕГЭ

Ф. И. __________________________________________________



В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

 

несколько НОЖНИЦ

умелые ПОВАРА

быстро ВЫЗДОРОВИТ

в ПОЛУТОРА часах

ПЯТЬ барышень

_____________________________

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

 

пара ТУФЛЕЙ

ВЫПРАВЬ текст

несколько ПОЛОТЕНЕЦ

старые ПРОФЕССОРА

новые ВЫБОРЫ

_____________________________

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

 

МОКЛА под дождём

косвенных ПАДЕЖОВ

ЧУДЕСНЕЙШИМ образом

здоровые ДЁСНЫ

ПОЕЗЖАЙТЕ в магазин

______________________________

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

 

ИХНИЕ письма

в ОБЕИХ руках

ДО ТЫСЯЧА ДЕВЯТЬСОТ ПЯТОГО года

уважаемые ДИРЕКТОРА

ОБГРЫЗЕННАЯ груша

______________________________

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

 

товары ДЕШЕВЛЕ

об АЭРОПОРТЕ

по ИХ указанию

ЕДЬ побыстрее

уважаемые ДИРЕКТОРА

______________________________




III..Проблемный вопрос. Мотивация учебно-познавательной деятельности.

  • Прочитайте записанные на доске предложения?

  • Что объединяет эти предложения?

  • Верно ли они составлены? Есть ли в них ошибки?

1.Ваня грустно сказал, что я еще пока не готов отвечать.

(смешение прямой и косвенной речи.Нельзя в придаточной части косвенной речи использовать местоимения 1и2 лица. Ваня грустно сказал, что он еще не готов отвечать.)

  • Какая норма русского литературного языка нарушена в данном предложении? Синтаксическая норма. №7

2.Слушая любимую музыку, время как будто перестает существовать.

(нарушение в построение предложения с деепричастным оборотом:подлежащее не может выполнять действие, названного с помощью деепричастия.)Синтаксическая норма.№7

3.Те, кто бывали в Геленджике, не могли не любоваться красотой набережной.

(Те, кто бывал.. ошибка в построении с.п. Предложений,придаточная часть которых начинается с союзного слова кто,которое употребляется с глаголами только в форме ед.числа) Синтаксическая норма. №7

Вывод: Во всех предложениях были нарушены нормы литературного языка.

-Что такое норма литературного языка?

(Норма литературного языка – это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закреплённое в словарях и справочниках и рекомендованное ими. )

Что является основными признаками нормы литературного языка ?

(Основными признаками нормы литературного языка является относительная устойчивость, общеупотребительность и обязательность. )

Какие нормы литературного языка вы знаете?

Лексические-Употребление слов в соответствии с их лексическим значением, возможную сочетаемость слов с другими словами

Орфоэпические нормы-Нормы произношения слов

Морфологические нормы-Нормы образования частей речи

Синтаксические нормы-Нормы построения словосочетаний, простых и сложных предложений.

Фразеологические нормы-нормы построения фразеологических оборотов

Орфографические нормы-нормы написания слов.

Пунктуационные нормы-нормы постановки знаков препинания.

Словообразовательные-нормы образования слов.


  • Работа в группе. Задание: соотнесите название нормы с определением


Орфоэпические нормы

Нормы образования частей речи

Лексические нормы

Нормы построения словосочетаний, простых и сложных предложений

Морфологические нормы

Нормы употребления слов в соответствии с их лексическим значением и лексической сочетаемостью

Синтаксические нормы

Нормы произношения слов

Для чего нужно знать литературные нормы? Говорить и писать правильно должен каждый человек. Хорошее владение речью не только обеспечивает удачное повседневное общение, но и является одним из условий профессионального успеха.

  1. Слово учителя по теме урока. Целеполагание.

  • Неотъемлемой частью общей культуры человека является культура речи, т.е. умение пишущего или говорящего излагать свои мысли в соответствии с содержанием, правильно и выразительно. Поэтому понятие “языковая норма” - одно из ключевых в учении о правильности речи. Норма литературного языка – это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закреплённое в словарях и справочниках и рекомендованное ими. Основными признаками нормы литературного языка является относительная устойчивость, общеупотребительность и обязательность.

  • По предложениям, записанным на доске, определите тему и цели нашего урока.

  • Правильно, сегодня мы будем работать над синтаксическими нормами, вспомним их, будем отрабатывать навык выполнения задания №7 ЕГЭ.

IV. Работа по теме урока

  • Повторение по теме

  • Когда в устной и письменной речи мы сталкиваемся с нарушением синтаксических норм?

С нарушением синтаксических норм чаще всего мы сталкиваемся:

  • в предложениях с однородными членами;

  • именах собственных в предложении;

  • в предложениях с причастным оборотом;

  • в словосочетаниях при согласовании и управлении;

  • при выборе формы сказуемого при подлежащем местоимении;

  • при других формах согласования главных членов предложения;

  • при употреблении деепричастного оборота;

  • при замене придаточной определительной части сложноподчинённого предложения причастным оборотом.

  1. Работа над синтаксическими нормами русского языка


  • Комментированное письмо (все выполняют в тетрадях).

  • Записать предложения, под диктовку, найти синтаксические ошибки, объяснить их, записать предложения в исправленном виде.

1). Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открылся путь к внутренней свободе. (Причастие ищущим относится не к существительному героев, а к числительному, поэтому оно должно согласовываться с числительным в ед. числе и дательном падеже). Верный вариант предложения: Одному из героев романа, ищущему смысл жизни…

2). Благодаря искусства Микеланджело современные художники и скульпторы умеют выражать в масштабных формах свои мысли и чувства. (В этом предложении производный предлог благодаря употреблён не с дательным падежом, а с родительным.) Верный вариант: Благодаря искусству Микеланджело.

3). Я обратился и получил консультацию у специалиста по реставрации картин. (Обратился к кому? не хватает зависимого слова при управлении. Получил у кого?). Правильный вариант: Я обратился к специалисту и получил у него…

  • Тренировка в нахождении синтаксических норм в предложениях

( Интерактивный тренажёр)

  • Знакомство с формулировкой задания 7 ЕГЭ. Работа со сборником Н. А. Сениной

  • Коллективный разбор задание по типу ЕГЭ №7

Работа в карточках (1 вариант)

  • Самостоятельная работа обучающихся

Работа в карточках (2-3 варианты)



V. Подведение итогов урока. Рефлексия.

-Что сегодня для вас было главным?

-Что было самым трудным?

-Достигли ли вы поставленных целей?


«Выучить несколько языков – дело одного или двух лет, а чтобы научиться говорить на своем языке как следует, надо полжизни», – говорил Вольтер.



VI. Домашнее задание: Выполнить задание 7 на остальных листах. Решать онлайн-тесты



Сохранить у себя:
Конспект урока русского языка в 10 классе по теме "Синтаксические нормы. Подготовка к ЕГЭ"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки