Мнемотехника как механизм запоминания информации.
Использование приемов мнемотехники в процессе обучения
Автор: Шаматульская Е.В., учитель русского языка и литературы ГУО «Средняя школа №24 г. Минска»
Мозг человека может запомнить почти столько же информации, сколько содержится в памяти среднего по мощности компьютера. Вся информация, которой когда-либо владел человек, никуда не исчезает, она сохраняется в мозге человека в виде паттернов, знаков, символов и ассоциаций. Как сделать так, чтобы человек в нужное время мог вспомнить нужную информацию и воспользоваться ею?
В данном случае задача педагога — найти способы, которые помогут мозгу в нужное время запустить программу вспоминания нужной информации. Порядок вспоминания может сформулирован следующим образом:
Шаг 1: информация гарантированно поступила в мозг.
Шаг 2: мозг обработал информацию и отправил на хранение.
Шаг 3: информация потребовалась.
Шаг 4: помогаем мозгу извлечь информацию.
Шаг 5. используем информацию.
Ключевое действие – помочь мозгу вспомнить и выдать именно ту информацию, по поводу которой поступил запрос.
Существуют специальные приёмы и способы, облегчающие запоминание нужной информации. Процесс состоит из трех основных операций памяти: записи, хранения и извлечения информации.
Более тысячи лет назад в Древней Греции были разработали основные принципы, которые используются для того, чтобы помочь запомнить большие объёмы информации. Так как в древнегреческой мифологии богиней памяти была Мнемозина, то ее имя сегодня используется в названии метода, облегчающего процесс запоминания — мнемотехника.
Психологам известны сотни и сотни примеров выдающейся памяти, и в основе этого феномена часто лежат не только природные задатки, но и постоянные тренировки, целенаправленная работа по совершенствованию памяти. Утверждают, что Александр Македонский был способен узнать в лицо всех солдат своего 35 000-го войска. Юлий Цезарь знал в лицо и по имени всех своих солдат (до 30 тысяч человек). Академик С.А. Чаплыгин мог безошибочно назвать номер телефона, по которому он звонил лет пять назад случайно и всего один раз. Наполеон как-то раз в начале своей карьеры был посажен на гауптвахту, нашел там книгу по римскому праву и прочитал ее. Спустя много лет, когда он уже был главнокомандующим армии, мог легко приводить цитаты из этой книги.
В арсенале мнемотехники насчитывается большое количество приемов, которые могут эффективно использоваться в процессе обучения. При этом не важно, какой предмет изучается. Приемы мнемотехники — это инструмент при помощи которого ребенок может запоминать информацию не зависимо от его способностей.
Выделяют пять основных приёмов мнемоники.
- лингвистические;
- пространственные;
- визуальные;
- вербальные;
- физические.
Лингвистические мнемотехнические приемы включают методы, которые основываются на ассоциировании новых слов, понятий со знакомыми словами или фразами, что способствует более быстрому запоминанию. К лингвистическим приемам запоминания можно отнести метод опорных слов и метод ключевых слов.
Пространственные мнемотехнические приемы включают методы с помощью которых проводится параллель между новой информацией и привычным местом или рисунком, что позволяет лучше запомнить материал. Примерами пространственных приемов запоминания могут быть метод локусов, пространственное группирование и метод пальцев.
Визуальные мнемотехнические приемы включают методы, которые для создания связи с целевой концепцией используют изображение (визуализацию).
Примерами приемов вербальной мнемотехники могут быть метод первой буквы, рифмы, рассказы и песни.
При использовании физических мнемотехнических приемов запоминание осуществляется через движение или физическое ощущение. В процессе запоминания могут участвовать все части тела.
Таким образом, мнемотехника — это учебная техника, которая помогает учащимся запоминать нужную информацию. Она связывает новую информацию с информацией, полученной ранее.
Принципы мнемотехники
Основной принцип мнемотехники – запоминание от частей к целому. Чтобы научиться запоминать сложные тексты, объемные таблицы, нужно сначала научиться запоминать элементы, из которых они состоят. Например, если человек не умеет запоминать отдельные названия, то ему сложно будет запомнить список столиц государств Европы. А вот при запоминании текста нужно сначала разбить его на элементы – абзацы. Потом в памяти фиксируется последовательность абзацев, а уж затем запоминаются содержащиеся в нем сведения.
Следующий принцип – создание естественных ассоциаций. Он основывается на связях, которые существуют между объектами. Благодаря тому, что связи эти уже существуют, мозг запоминает их автоматически. Наличие связи между воспринимаемыми образами — это сигнал к запоминанию.
Мнемонические методы и приемы
Метод ключевых слов предназначен для усиления связей между двумя или более элементами. Такие элементы часто состоят из одного или нескольких фрагментов информации, которые учащийся ранее не объединил как единое целое (например, определения незнакомых слов, деятельность различных известных людей, естественные места обитания незнакомых животных и др.). В каждом из этих случаев менее знакомые, менее значимые термины (словарные слова и имена известных людей, животных) перекодируются в нечто более знакомое и изобразительное (т. е. ключевые слова), а затем связываются со следующим (связанная информация) — для словарных слов — это их определения; для известных людей — их деятельность; для животных — места их обитания и др.
Вербально-изобразительные ассоциации. Вариант метода «ключевого слова», для которого элемент, который является живописным по своей природе (например, лицо человека, внешность животного, картина художника), должен быть связан со словесной информацией (например, незнакомое имя), известен как мнемоническая техника. Например, при знакомстве с новым человеком с незнакомой фамилией Лектка можно было перекодировать имя в более знакомое слово «лекция». Внимательно изучая внешность человека, можно заметить, что рот является характерной чертой. Затем, сосредоточившись на этих устах, можно представить себе человека, который читает высокотехнологичную лекцию. При последующем знакомстве с человеком (на том же собрании или в будущем) и с привлечением внимания к выдающемуся рту возникает надежда, что исходящая от него лекция придет в голову, что, в свою очередь, поможет вспомнить фамилию Лектка.
Связные ассоциации. Сюда можно отнести запоминание информации, упорядоченной численно или хронологически. Суть метода состоит в том, чтобы связать каждый элемент списка с определенным номером или запомнить элементы в определенном порядке. Главным среди таких мнемонических методов был метод локусов, с помощью которого упорядоченные элементы в списке (включая порядок тем или пунктов, которые должны быть покрыты в длинной речи) были связаны со знакомой последовательностью объектов, таких как определенные ориентиры вдоль скважины пройденный маршрут — или, как было разработано в недавних исследованиях, знакомые праздники, символизирующие численно закодированные календарные месяцы.
Двумя другими распространенными мнемоническими методами запоминания упорядоченной информации являются мнемоника по первой букве и метод связи (известный также как метод цепочки или истории).
Мнемоника первой буквы — метод запоминания, в котором первая буква каждого запоминаемого элемента последовательно связывается с последующим, как акроним или как составная фраза, предложение, состоящее из слов, начинающихся с этих букв, для указания самих элементов списка. Примером может быть знаменитая фраза при помощи которой мы запоминаем последовательность цветов в радуге.
Метод связи — связь с каждым последующим элементом в списке, который нужно запомнить, через последовательно построенный «дом, который построил Джек» — сюжет или воображаемый эпизод. Связанные элементами (например, между последовательными именами планет) могут быть построены аналогичным образом посредством введения рифмы.
Почему же работают мнемонические методы? Вероятнее всего, потому, что они обеспечивают значимые связи между информационными элементами, которые обычно являются новыми или незнакомыми и, следовательно, их трудно запомнить.
Например, ученик впервые столкнулся со словом филателист и хочет запомнить сопровождающее его определение в учебнике («человек, который собирает марки»). Применяя «три буквы» Джоэля Левина (1983) ассоциативных мнемонических техник — перекодирование (П), связь (С) и извлечение (И) — учащийся сначала должен заняться перекодировкой (П) незнакомого слова филателист в знакомое, или «ключевое слово», существенную часть незнакомого слова, звук или орфографию, которая в идеале изобразительна. Таким образом, для филателиста разумным ключевым словом может быть филин, Филадельфия, фильтр, филе или филисти́млянин (представленный, скажем, библейским гигантом, Голиафом). Для нынешних целей будет использоваться филин.
Второй компонент мнемонического процесса (С) включает в себя привязку ключевого слова к определению, которое нужно запомнить, в контексте некоторой интегрированной сцены или эпизода. Вот, например, учащийся может представить себе филина, летящего с добычей в гнездо. Однако в этой сконструированной сцене добычей является не заяц, а красочная почтовая марка, находящаяся в когтях филина («собранная» филином).
Таким образом, с незнакомым словом, эффективно перекодированным, связано третье (И). Оно представляет систематический путь, который был создан для извлечения определения из памяти, когда незнакомое слово встречается повторно. Здесь, когда учащийся пытается вспомнить значение слова «филателист», на ум должно прийти ключевое слово «филин», которое, в свою очередь, должно помочь вспомнить изображение филина с красочной почтовой маркой, собранной в его когтях, что, в свою очередь, должно выявить определение «человек, который собирает марки». Для примера филателиста, причудливая или преувеличенная почтовая
| марка не является необходимостью, но играет значительную роль ключевого слова (ту, которая напоминает часть слова «филателист» — филин) и создает яркое изображение филина с почтовой маркой в его когтях. |
Мнемонические методы работают независимо от того, созданы ли их два основных компонента (перекодированные ключевые слова и связанные сцены) учащимся или для учащегося. Создание собственных ключевых слов и интегрированных сцен будет очень полезно старшеклассникам. А для учащихся младших классов и среднего звена более эффективной будет работа с уже созданными ключевыми словами и интегрированными сценами.
Следует помнить, что любые зрительные образы, в которые будут кодироваться сведения, должны быть крупными, объемными, цветными и детальными.
Использование приёмов мнемотехники
при изучении словарных слов
Рассмотрим, как можно использовать визуальные приёмы при изучении словарных слов. Запоминание конкретных изображений помогает нам вспомнить информацию, которую мы связали с этими изображениями. А так как визуальные приёмы лучше всего работают с небольшими объёмами информации, они отлично подходят для запоминания написания словарных слов.
Для того чтобы запомнить некоторые словарные слова, их достаточно нарисовать. Вместо непроверяемых гласных и согласных можно использовать буквы-рисунки, подобранные на основе ассоциаций. Таким образом устанавливается связь между значением слова и его написанием.
Например, запомним написание слова АЛЛЕЯ.
Аллея - дорога или дорожка (обычно в саду, в парке), по обеим сторонам обсаженная рядами деревьев или кустарников.
(Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка)
| Рисуем дорогу. Так как нам нужно запомнить, что слово пишется с двумя буквами –ЛЛ-, то по обеим сторонам дороги нарисуем по дереву. |
Связь между словами может усилить рифма, ритм стихотворения, т.е. использование вербального приёма. Например, чтобы запомнить, на каком слоге надо делать ударение в том или ином слове, необходимо подобрать к нему созвучное, в котором на этот слог ударение падает без сомнения. Или же слово должно рифмоваться с запоминаемым, причем так, чтобы рифма попадала на запоминаемый слог.
Что не в деньгах счАстье,
Правы вы отчАсти.
Рассмотрим использование лингвистических приёмов при изучении словарных слов. Чтобы запомнить правописание трудного слова с помощью метода «ключевых слов», нужно:
1) убедиться в правильности написанного слова;
2) подобрать к словарному слову созвучное (ключевое), которое содержало бы некоторую часть запоминаемого слова и в котором орфограмма слышалась бы отчетливо (если орфограммой является гласная, желательно, чтобы на нее падало ударение). Если запоминаемое слово длинное или же если необходимо запомнить две (три) буквы, то к нему надо подобрать несколько созвучных слов.
3. Из запоминаемого слова и слова, созвучного ему, необходимо составить сюжет. Желательно, чтобы он был необычным, запоминающимся.
4. Совпадающие с запоминаемым части созвучного слова следует выделить на письме (размером, курсивом, цветом), запоминаемые буквы желательно подчеркивать или тоже выделять. Это необходимо делать для того, чтобы ваша зрительная память тоже принимала участие в работе над словом
Очень эффективным будет соединение визуальных, вербальных и лингвистических приемов. Посмотрите видео, как можно запомнить написание слова ПАЛИСАДНИК. При этом запоминание написания слова усиливается с помощью составления рассказа. (Для просмотра видео пройдите по ссылке: https://youtu.be/8MDc0WPnMdw).
Такую форму работы целесообразно использовать на уроках русского языка при изучении непроверяемых орфограмм как в начальной школе, так и в среднем звене.
При изучении словарных слов (их написания) наиболее эффективными приемами являются лингвистический и визуальный. Это можно объяснить тем, что современный мир, в котором очень быстро сменяется разнообразная, несистематизированная информация, формирует соответствующее ему клиповое мышление. Учащиеся лучше воспринимают информацию с помощью короткого, яркого, очень выразительного образа-картинки.
Список источников
1. Агафонов, В. В. «Неправильные правила» для словарных слов и не только / . - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Ювента. — 20 с.
2. Амодт С., Вонг С. Тайны нашего мозга или почему умные люди делают глупости / . – М.: Эскмо, 2010. — 384 с.
3. Бондаренко, С. М., Ротенберг, В. С. Мозг. Обучение. Здоровье / . - М.: Просвещение, 1989. — 240 с.
4. Зиганов, М. А., Козаренко, В. А. Запоминание на основе визуального мышления / . https://psy-med.ucoz.ru/_ld/0/36_Mnemotehnika._Z.pdf.
5. Козаренко, В. А. Учебник мнемотехники / . // http://moemesto.ru/rusblow/file/1058880/%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B8%D0%BA%20%D0%BC%D0%BD%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8.pdf .
6. Мурашов, А. А. Абсолютная грамотность: риторические стратегии достижения // Русский язык в школе№ 3.- С. 3-12.
7. Никитина, Т. Б. Как развить суперпамять, или Запоминаем быстро и легко / . – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 291 с.
8. Техники запоминания https://biology100.ru/index.php/tekhniki-zapominaniya
9. Челпанов Г. И. О памяти и мнемонике https://psy.wikireading.ru/5062
10. Что такое мнемоника https://ru.wikipedia.org/wiki/Мнемоника
3