ТЕМА: Собственные имена существительные.
ЦЕЛЬ: Углубить знания учащихся о собственных и нарицательных именах существительных. Развивать умение различать эти группы существительных. Совершенствовать орфографические навыки, умение связно высказывать свои мысли. Развивать наблюдательность, память, внимание, интерес к изучению русского языка. Воспитывать интерес к учебе. Обогащать лексический запас учащихся.
ХОД УРОКА:
Организация класса.
Проверка домашнего задания.
Выборочная проверка выполнения упражнения № 186 (с. 91)
Словарный диктант с лексическим заданием.
горящая куча дров, сучьев;
упакованные вещи, груз пассажиров;
учреждение, собирающее и хранящее книги для общественного пользования;
край земли возле воды;
здание большой станции на путях сообщения;
изображение какого-нибудь человека на картине, фотографии;
человек, который совершает поездку на поезде, пароходе или ином виде транспорта;
поездка или передвижение пешком по дальним странам, местностям;
руководитель предприятия или учебного заведения.
(Костёр, багаж, библиотека, берег, вокзал, портрет, пассажир, путешествие, директор).
Работа над словарным словом фамилия.
Фамилия – наследственное семейное наименование человека, прибавляемое к личному имени, переходящее обычно от отца к детям.
Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и задач урока.
Первичное восприятие и осознание нового материала.
Слово учителя.
Распределительный диктант.
Запишите имена существительные в два столбика: в первый – собственные, во второй – все остальные.
Украина, украинец, Киев, гора, река, Дон, Наталья, город, улица, Шарик, газета, Харьков, завод, Шевченко.
Закрепление и осмысление знаний.
Выполнение упражнения № 187 (с. 91) - устно.
Формулирование правила. Выполнение упражнения № 194.
Обобщение и систематизация знаний.
Работа с картой Украины.
Рассмотрите географическую карту и запишите 10 собственных имен существительных – названий: рек, гор, морей, городов.
Письменные ответы на вопросы. Выполнение упражнения № 192 (с. 92-93)
Физкультминутка.
Игровое задание «Что означают слова?» (на материале упражнения № 191 (с. 92)
Какой смысл приобретут данные имена существительные, если их записать с большой буквы? (Можно дополнить список слов: блок, вена, даль, десна, лист, рига).
Самостоятельная работа.
Напишите пять фамилий, имен, отчеств ваших любимых писателей, поэтов, композиторов, художников.
Лексическая работа.
Подберите к данным подходящие пот смыслу слова.
Город, птица, теплоход (Орёл, орёл, «Орёл»).
Журнал, яркий (огонёк, «Огонёк»).
Телевизор, спортивный (рекорд, «Рекорд»).
Итог урока.
Беседа:
Какие имена существительные являются собственными?
Как пишутся собственные имена существительные?
В чем отличие собственных имен существительных?
Домашнее задание.
Упражнение № 195 (с. 93-94)