ТЕМА: Основная мысль текста.
ЦЕЛЬ: Систематизировать знания учащихся о теме и основной мысли текста. Развивать умение правильно определять тему и основную мысль текста. Совершенствовать умение связно высказывать свои мысли. Развивать память, внимание, интерес к изучению русского языка. Обогащать лексический запас учащихся.
ХОД УРОКА:
Организация класса
Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний учащихся.
Взаимопроверка выполнения упражнения № 78 (с. 35-36)
Словарный диктант (на основе упражнения № 78) с грамматическим заданием.
Вечерний, речной, редкий, летать, поздний, спешить, неизвестный, поволоки, стрекочут, косьба, деревенский, сумерки.
Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и задач урока
Закрепление и осмысление знаний.
Определение темы стихотворений.
Осторожно ветер Ветер, ветер, ты могуч,
Из калитки вышел, Ты гоняешь стаи туч,
постучал в окошко, Ты волнуешь сине море,
Пробежал по крыше, Всюду веешь на просторе…
Поиграл немного А.С.Пушкин
Ветками черемух,
Пожурил за что-то
Воробьёв знакомых.
М,Исаковский
О чем эти стихотворения? (О ветре. Только первое стихотворение – о легком и острожном, а второе – о могучем ветре.)
Что же такое тема? (Это то, о чем говорится в тексте. Очень часто тема текста отражается в его заглавии.)
Каждое слово в заглавии текста имеет значение. Например, заглавия: «Осень», «Золотая осень», «Поздняя осень», «Осень в лесу» конкретизирует или расширяют тему.
Наблюдение за языковым материалом. Определение основной мысли текста.
Выполнение упражнения в тетради.
Тренировочные упражнения по соотнесению заголовка с темой и основной мыслью текста.
Физкультминутка.
Запись высказывания А.М.Горького.
Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать.
Обобщение и систематизация знаний. Развитие речи.
Устное описание репродукции картины И.Шишкина «Утро в сосновом лесу» (с. 37)
а) Беседа по картине:
Что изображено на картине И.Шишкина?
Какова тема картины?
Почему художник назвал картину «Утро в сосновом лесу»?
Можно ли дать другое название этой картине?
Какое из этих названий наиболее широко отражает то, что вы видите на картине?
Что изображено на переднем плане картины?
Сколько медвежат на картине?
Что они делают?
Какое «настроение» у этой картины?
Какие чувства и эмоции она вызывает у вас?
б) Составление примерного плана устного описания.
План
Раннее летнее утро.
Вековые сосны и молодая поросль.
Сломанная бурей сосна.
Медвежата.
Медведица.
Мое отношение к картине.
Итог урока.
Беседа:
Что называется темой текста? Основной мыслью текста?
Может ли тема текста отражаться в его заглавии?
Домашнее задание.
Упражнение № 82 (с. 38)