Конспект урока русского языка 4 класс "основная мысль текста"

В ходе урока у учащихся будут развивать умение правильно определять тему и основную мысль текста, совершенствовать умение связно высказывать свои мысли.

Содержимое разработки

ТЕМА: Основная мысль текста.

ЦЕЛЬ: Систематизировать знания учащихся о теме и основной мысли текста. Развивать умение правильно определять тему и основную мысль текста. Совершенствовать умение связно высказывать свои мысли. Развивать память, внимание, интерес к изучению русского языка. Обогащать лексический запас учащихся.


ХОД УРОКА:


  1. Организация класса

  2. Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний учащихся.

  1. Взаимопроверка выполнения упражнения № 78 (с. 35-36)

  2. Словарный диктант (на основе упражнения № 78) с грамматическим заданием.

Вечерний, речной, редкий, летать, поздний, спешить, неизвестный, поволоки, стрекочут, косьба, деревенский, сумерки.


  1. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и задач урока

  2. Закрепление и осмысление знаний.

  1. Определение темы стихотворений.

Осторожно ветер Ветер, ветер, ты могуч,

Из калитки вышел, Ты гоняешь стаи туч,
постучал в окошко, Ты волнуешь сине море,

Пробежал по крыше, Всюду веешь на просторе…

Поиграл немного А.С.Пушкин

Ветками черемух,

Пожурил за что-то

Воробьёв знакомых.

М,Исаковский

  • О чем эти стихотворения? (О ветре. Только первое стихотворение – о легком и острожном, а второе – о могучем ветре.)

  • Что же такое тема? (Это то, о чем говорится в тексте. Очень часто тема текста отражается в его заглавии.)

  • Каждое слово в заглавии текста имеет значение. Например, заглавия: «Осень», «Золотая осень», «Поздняя осень», «Осень в лесу» конкретизирует или расширяют тему.


  1. Наблюдение за языковым материалом. Определение основной мысли текста.

  2. Выполнение упражнения в тетради.

  3. Тренировочные упражнения по соотнесению заголовка с темой и основной мыслью текста.

  4. Физкультминутка.

  5. Запись высказывания А.М.Горького.

Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать.


  1. Обобщение и систематизация знаний. Развитие речи.

Устное описание репродукции картины И.Шишкина «Утро в сосновом лесу» (с. 37)

а) Беседа по картине:

  • Что изображено на картине И.Шишкина?

  • Какова тема картины?

  • Почему художник назвал картину «Утро в сосновом лесу»?

  • Можно ли дать другое название этой картине?

  • Какое из этих названий наиболее широко отражает то, что вы видите на картине?

  • Что изображено на переднем плане картины?

  • Сколько медвежат на картине?

  • Что они делают?

  • Какое «настроение» у этой картины?

  • Какие чувства и эмоции она вызывает у вас?


б) Составление примерного плана устного описания.

План

  1. Раннее летнее утро.

  2. Вековые сосны и молодая поросль.

  3. Сломанная бурей сосна.

  4. Медвежата.

  5. Медведица.

  6. Мое отношение к картине.


  1. Итог урока.

Беседа:

  • Что называется темой текста? Основной мыслью текста?

  • Может ли тема текста отражаться в его заглавии?


  1. Домашнее задание.

Упражнение № 82 (с. 38)


Сохранить у себя:
Конспект урока русского языка 4 класс "основная мысль текста"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки