Конспект урока по творчеству И.Тургенева

Урок литературного чтения в 4 классе "Воробей" И. Тургенев. Урок составлен в соответствии ФГОС, в сопровождении презентации. На уроке дети знакомятся с новым произведением, ведут словарную работу, организована работа в группах с использованием "Кейс технологии".

Содержимое разработки

Приложение 1.

Оценочный лист

«_____________________»

Название группы

Ф.И. ___________________________________________

Критерии оценки

Оцениваю себя сам

1. Активно работал в группе

 

2. Выполнял свои обязанности

 

3. Соблюдал культуру общения

 

 «!» у меня всё получилось

«+» были затруднения, но я справился

«-« у меня не получилось работать в группе

4.Оценка работы группы (поставить знак)

«!» Мы работали слаженно

и у нас всё получилось.

«+» У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно.

«-«У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя.





Памятка «Похвали себя»


1. Брать пример.

11. Работоспособный.

2. Внимательный.

12. Светлая голова.

3. Гений-это терпение.

13.Смышленый.

4. До седьмого пота.

14. Сообразительный.

5. Знающий.

15. Старательный.

6. Золотые руки.

16. С открытой душой.

7. Добросовестно.

17. Успешный.

8. Комар носа не подточит.

18. «Ходячая энциклопедия».

9. Мастер.

19. Энергичный.

10. Превзойти себя.

20. Ответственный. 












Приложение 2.


Иван Сергеевич Тургенев









































Правила работы в группе:

1. В группе должен быть ответственный.
2. Работать должен каждый на общий результат.
3. Один говорит, другие слушают.
4. Если не понял, переспроси.
5. Свое несогласие выскажи вежливо.





Иллюстрации к произведению.

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.





Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.





Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой.



Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище... но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою! Мой Трезор остановился, попятился...





Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея.





Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.





















Содержимое разработки

Урок по литературному чтению в 4-м классе.

И.С. Тургенев. "Воробей"

Цели: Знакомство с творчеством И.С. Тургенева; закрепление и уточнение представлений детей о воробье: воспитание заботливого отношения к птицам; обогащение словарного запаса ребят.

Задачи:

  • Формировать умение понимать содержание, определять тему и главную мысль рассказа;

  • Способствовать развитию критического мышления, устойчивости внимания, умения переключать свое внимание, восприятия, связной речи;

  • Развивать умение анализировать, обобщать; умение работать в группах.

  • Воспитывать нравственность через анализ художественного произведения; воспитывать доброту, отзывчивость.

  • Создать условия для формирования познавательного интереса к изучению литературного чтения;


Планируемые результаты (предметные):

Познавательные УУД

Общеучебные:

  • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

  • формировать осознанное правильное, выразительное чтение, выражать свое отношение к прочитанному;

  • находить информацию в Толковом словаре, анализировать ее содержание;

  • контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

  • обосновывать выбор собственного решения;

  • подводить итог своей деятельности;

Логические:

  • выстраивать логическую цепь рассуждений:

  • самостоятельно выбирать критерии для оценки.

Формирование УУД (метапредметных):

  • регулятивные – определяют и формулируют цель; принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; организовывают и контролируют свою работу, работу в группе, в паре; оформляют свои мысли в устной форме; прогнозируют результат собственной деятельности;

  • коммуникативные – умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; умеют слушать и вступать в диалог; умеют интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие; умеют договариваться и приходить к общему мнению;

  • личностные – осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

ХОД УРОКА

1.Орг.момент.

Добрый день и добрый час!

Очень рады видеть вас.

Повернулись, улыбнулись,

Друг на друга посмотрели

И тихонько дружно сели.

Мы урок наш начинаем,

Что-то новое узнаем.

Интересно нам читать,

Думать, мыслить, рассуждать.

- Я желаю вам быть трудолюбивыми, внимательными на уроке, и тогда вы получите много новых знаний!

– А девизом нашего урока будут слова замечательного писателя: (на доске портрет писателя. Приложение)

Эпиграф к уроку записан на доске. 
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. 
Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

(Иван Сергеевич Тургенев)

Я думаю, что эти слова очень подойдут к нашему уроку, потому что они несут в себе глубокий смысл. Как их понять и принять? Пожалуй, это будет непросто, но я уверена, что все, о чем мы сегодня прочитаем, о чем будем размышлять, поможет вам проникнуть в смысл данных слов и сделать их своим жизненным девизом.

2. Подготовка к восприятию

– Что такое любовь? Как вы понимаете? (высказывания детей)

- Где мы можем узнать точное значение этого слова? (В толковом словаре Ожегова).

(Любовь – это чувство, свойственное человеку, глубокая, самоотверженная привязанность к другому человеку или объекту.)

- Какая бывает любовь? (Родительская, материнская, взаимная, безответная и т.д.) 
– А кого или что любите вы? (Маму, кошку, игрушку, школу, учителя и т. д.)

– А когда любишь, как относишься к объекту любви? (Бережно, аккуратно, заботливо, уважительно и т.д.)

- Ребята, вы когда- нибудь испытывали страх? А что это такое?

- А как вы думаете, что сильнее страх или любовь? (проблемная ситуация)

- На этот вопрос мы ответим сегодня на уроке, и поможет нам в этом рассказ уже известного нам писателя И. Тургенева.

- Но прежде отгадайте загадку:

Забияка и воришка

Ношу я серое пальтишко,

На лету хватаю крошки,

Не пропущу и мелкой мошки.

Я весь день ловлю жучков.

Уплетаю червячков.

В тёплый край не улетаю.

Здесь под крышей обитаю.

Чик – чирик! Не робей!

Я бывалый ….

Кто же будет героем нашего рассказа? (Картинка воробья. Приложение)

- А что вы знаете о воробьях?

- Какую пользу приносят воробьи?

- А какой вред сельскохозяйственным культурам?

- А кто знает, почему эту птицу так назвали?

(Ученик заранее подготовил этот материал для рассказа в классе)

Воробьи – это прожорливые птички. Часто они летают по садам и полям и вредят урожаю. Само название, воробья говорит об этом: « Вора бей! – кричали крестьяне, когда видели, как воробьи уничтожают посевы. Таких их зовут с тех пор.

- А как вы думаете, о чём пойдёт речь в рассказе, с таким названием?

3. Словарная работа:

Перед тем как прочитать рассказ, проведём словарную работу. Скажите как вы понимаете: (предположения детей, уточняют читая значения по карточке, которая вывешивается на доске)

АЛЛЕЯ САДА - дорога с рядами деревьев, посаженными по обеим её сторонам.

ДЕТИЩЕ - то же, что ребёнок (сын или дочка) (устар.)

ЖЕРТВОВАТЬ - подвергать опасности; поступаться кем -, чем-нибудь, ради кого -, чего-нибудь.

БЛАГОГОВЕТЬ – относиться с уважением, с глубочайшим почтением.

4. Чтение текста учащимися с остановками:

А) Чтение первой части:

«Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться».

- Как вы думаете, кого и что увидела собака?

Б) Чтение второй части.

До слов «Моя собака медленно приближалась к нему…»

- Представьте, что будет дальше?

В) Чтение третьей части.

« … как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой, с отчаянием и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой, раскрытой пасти».

Учитель: Что заставило слететь с дерева старого воробья?

Озаглавьте третью часть.

Г) Чтение четвертой части.

- Согласны ли вы с автором?

5.Проверка восприятия:

- Понравился ли вам этот рассказ? Чем?

- Что вас особенно поразило?

- Слушая рассказ, менялось ли ваше настроение? Почему?

- Какой эпизод в рассказе вас заставил переживать?

- Какое впечатление произвёл на автора поступок воробья?

- Почему автора восхитил поступок птицы?

- Так с какой же целью автор рассказал нам эту историю?

6. Физминутка.

Раз, два - дружно встали, (Шагаем на месте.)

Руки прямо мы поставим. (Руки на поясе.)

Три, четыре - разведем, (Руки в стороны.)

Заниматься мы начнем. (Наклоны вперед с касанием руками носка ноги (левая рука-правая нога; правая рука-левая нога).)

С пятки станем на носок, (Поднялись на носочки, руки на поясе.)

Вправо, влево посмотрели, (Повороты головы влево-вправо.)

На носочки мы присели (Приседания.)

И как птички полетели. (Побежали по кругу.)

О чем поют воробушки (Шагаем на месте.)

В последний день зимы? (Руки в стороны на пояс.)

— Мы выжили! (Хлопаем в ладоши.)

— Мы дожили! (Прыжки на месте.)

— Мы живы! Живы мы! (Шагаем на месте.)

7. Работа над содержанием.

Организация работы в группах. Использование «Кейс технологии».

Учитель: Сейчас вы поработаете в группах. Вспомним правила дружной работы. (на доске). (Приложение 2)

Каждая группа будет иметь своё название и для каждой группы своё задание, которое находится в конверте.

1 группа « Аналитики»

-Кто такой Аналитик? (предположения детей)

В словаре Ожегова говориться так: Аналитик-это человек, который умеет анализировать. (на доске)

Опишите, используя слова текста, чувства каждого героя в самый напряжённый момент этой истории.


Собака

Воробышек

Старый воробей




1 группа отчитывается, а затем проверяют с доской (Приложение):

У нас получилась модель описания героев рассказа.

(проверка и оценивание в листе оценки)

2 группа « Иллюстраторы»

Восстанови последовательность рассказа. Вы должны их подписать предложением или частью предложения из текста. (Приложение 2

2 группа отчитывается, вывешивают рисунки на доску в правильной последовательности. (проверка и оценивание в листе оценки)

Задания для 3 группы: « Исследователи».

- Какая же сила сбросила старого воробья с ветки?

- Найдите в рассказе слова, в которых заключена главная мысль.(зачитать)

- Сделайте вывод. (проверка и оценивание в листе оценки)

8. Итоговое оценивание работы групп по таблице в оценочном листе. (Приложение).

9. Итог урока:

- Вернёмся к нашему проблемному вопросу:

- Что же сильнее, страх или любовь? Почему?

- Действительно, любовь сильнее смерти и страха смерти. Только любовью движется жизнь. С любовью можно преодолеть любые трудности. Помните об этом всегда.

-А чему ещё учит нас это рассказ?

- Любить и беречь природу.

Вывод: 
Любовь – это чувство, идущее из глубины сердца. Это чувство присущее и птицам, и животным, но в высшей степени – людям. Сердце ликует от радости любви, оттого, что может дарить эту любовь окружающему мир. Мы очень часто призываем любить природу, друг друга, призываем к доброте. Но давно уже известно, что любить и беречь человек может лишь то, что знает. Вот идем мы по улице, видим птиц, которые остались рядом с нами, не улетели в теплые края. Они остались в родных местах. Мало кто остановится, чтобы полюбоваться на стайки этих птиц. А ведь это живые существа, как и мы с вами. Мне бы хотелось, чтобы ваши маленькие сердечки не только принимали любовь, но и умели дарить ее другим, всем, кто вас окружает.

- Мне бы хотелось, чтобы ваши маленькие сердечки не только принимали любовь, но и умели дарить ее другим, всем, кто вас окружает.

10. Рефлексия.

- Как вы думаете, старый воробей достоин того, чтобы мы подарили ему подарки?

- У вас на партах лежат сердечки, красное и розовое. Если вам понравилось на уроке, прикрепите на доску к картинке воробья красное сердечко, если не очень, то розовое.

- Назовите слово, с которым ассоциируется наш урок, его оценка. 
( Приложение . Памятка  «Похвали себя») 

-Спасибо за ваши оценки. Они важны для меня. Я вам желаю, чтобы ваши сердца горели всегда.

    1. Домашнее задание. 

Поделиться впечатлениями с родителями о прочитанном произведении. Прочитать на выбор произведение для детей И.С. Тургенева.

Содержимое разработки

Урок литературного чтения в 4 классе Иван Сергеевич Тургенев «Воробей»

Урок литературного чтения в 4 классе

Иван Сергеевич Тургенев

«Воробей»

Модель описания героев рассказа: Собака Воробышек Начала красться. Зубастая, раскрытая пасть. Старый воробей Остановился, попятился, признал силу любви. Смущенный пес. Желтизна около клюва, пух на голове. Сидел неподвижно, беспомощно растопырив прораставшие крылышки. Старый, черногрудый. Упал камнем перед самой мордой собаки. Взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком. Испытывает страх и ужас. Маленькая, героическая птица.

Модель описания героев рассказа:

Собака

Воробышек

Начала красться. Зубастая, раскрытая пасть.

Старый воробей

Остановился, попятился, признал силу любви. Смущенный пес.

Желтизна около клюва, пух на голове.

Сидел неподвижно, беспомощно растопырив прораставшие крылышки.

Старый, черногрудый.

Упал камнем перед самой мордой собаки.

Взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком.

Испытывает страх и ужас. Маленькая, героическая птица.

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада.  Собака бежала впереди меня.

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада.

Собака бежала впереди меня.

Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно,

беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева,

старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой.

Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище...  но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою! Мой Трезор остановился, попятился...

Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище...

но всё его маленькое тело трепетало от ужаса,

голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Мой Трезор остановился, попятился...

Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея.

Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти.

Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Сохранить у себя:
Конспект урока по творчеству И.Тургенева

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки