Урок по литературному чтению в 4-м классе.
И.С. Тургенев. "Воробей"
Цели: Знакомство с творчеством И.С. Тургенева; закрепление и уточнение представлений детей о воробье: воспитание заботливого отношения к птицам; обогащение словарного запаса ребят.
Задачи:
Формировать умение понимать содержание, определять тему и главную мысль рассказа;
Способствовать развитию критического мышления, устойчивости внимания, умения переключать свое внимание, восприятия, связной речи;
Развивать умение анализировать, обобщать; умение работать в группах.
Воспитывать нравственность через анализ художественного произведения; воспитывать доброту, отзывчивость.
Создать условия для формирования познавательного интереса к изучению литературного чтения;
Планируемые результаты (предметные):
Познавательные УУД
Общеучебные:
формировать осознанное правильное, выразительное чтение, выражать свое отношение к прочитанному;
находить информацию в Толковом словаре, анализировать ее содержание;
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
обосновывать выбор собственного решения;
подводить итог своей деятельности;
Логические:
Формирование УУД (метапредметных):
регулятивные – определяют и формулируют цель; принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; организовывают и контролируют свою работу, работу в группе, в паре; оформляют свои мысли в устной форме; прогнозируют результат собственной деятельности;
коммуникативные – умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; умеют слушать и вступать в диалог; умеют интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие; умеют договариваться и приходить к общему мнению;
личностные – осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
ХОД УРОКА
1.Орг.момент.
Добрый день и добрый час!
Очень рады видеть вас.
Повернулись, улыбнулись,
Друг на друга посмотрели
И тихонько дружно сели.
Мы урок наш начинаем,
Что-то новое узнаем.
Интересно нам читать,
Думать, мыслить, рассуждать.
- Я желаю вам быть трудолюбивыми, внимательными на уроке, и тогда вы получите много новых знаний!
– А девизом нашего урока будут слова замечательного писателя: (на доске портрет писателя. Приложение)
Эпиграф к уроку записан на доске.
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти.
Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
(Иван Сергеевич Тургенев)
Я думаю, что эти слова очень подойдут к нашему уроку, потому что они несут в себе глубокий смысл. Как их понять и принять? Пожалуй, это будет непросто, но я уверена, что все, о чем мы сегодня прочитаем, о чем будем размышлять, поможет вам проникнуть в смысл данных слов и сделать их своим жизненным девизом.
2. Подготовка к восприятию
– Что такое любовь? Как вы понимаете? (высказывания детей)
- Где мы можем узнать точное значение этого слова? (В толковом словаре Ожегова).
(Любовь – это чувство, свойственное человеку, глубокая, самоотверженная привязанность к другому человеку или объекту.)
- Какая бывает любовь? (Родительская, материнская, взаимная, безответная и т.д.)
– А кого или что любите вы? (Маму, кошку, игрушку, школу, учителя и т. д.)
– А когда любишь, как относишься к объекту любви? (Бережно, аккуратно, заботливо, уважительно и т.д.)
- Ребята, вы когда- нибудь испытывали страх? А что это такое?
- А как вы думаете, что сильнее страх или любовь? (проблемная ситуация)
- На этот вопрос мы ответим сегодня на уроке, и поможет нам в этом рассказ уже известного нам писателя И. Тургенева.
- Но прежде отгадайте загадку:
Забияка и воришка
Ношу я серое пальтишко,
На лету хватаю крошки,
Не пропущу и мелкой мошки.
Я весь день ловлю жучков.
Уплетаю червячков.
В тёплый край не улетаю.
Здесь под крышей обитаю.
Чик – чирик! Не робей!
Я бывалый ….
Кто же будет героем нашего рассказа? (Картинка воробья. Приложение)
- А что вы знаете о воробьях?
- Какую пользу приносят воробьи?
- А какой вред сельскохозяйственным культурам?
- А кто знает, почему эту птицу так назвали?
(Ученик заранее подготовил этот материал для рассказа в классе)
Воробьи – это прожорливые птички. Часто они летают по садам и полям и вредят урожаю. Само название, воробья говорит об этом: « Вора бей! – кричали крестьяне, когда видели, как воробьи уничтожают посевы. Таких их зовут с тех пор.
- А как вы думаете, о чём пойдёт речь в рассказе, с таким названием?
3. Словарная работа:
Перед тем как прочитать рассказ, проведём словарную работу. Скажите как вы понимаете: (предположения детей, уточняют читая значения по карточке, которая вывешивается на доске)
АЛЛЕЯ САДА - дорога с рядами деревьев, посаженными по обеим её сторонам.
ДЕТИЩЕ - то же, что ребёнок (сын или дочка) (устар.)
ЖЕРТВОВАТЬ - подвергать опасности; поступаться кем -, чем-нибудь, ради кого -, чего-нибудь.
БЛАГОГОВЕТЬ – относиться с уважением, с глубочайшим почтением.
4. Чтение текста учащимися с остановками:
А) Чтение первой части:
«Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться».
- Как вы думаете, кого и что увидела собака?
Б) Чтение второй части.
До слов «Моя собака медленно приближалась к нему…»
- Представьте, что будет дальше?
В) Чтение третьей части.
« … как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой, с отчаянием и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой, раскрытой пасти».
Учитель: Что заставило слететь с дерева старого воробья?
Озаглавьте третью часть.
Г) Чтение четвертой части.
- Согласны ли вы с автором?
5.Проверка восприятия:
- Понравился ли вам этот рассказ? Чем?
- Что вас особенно поразило?
- Слушая рассказ, менялось ли ваше настроение? Почему?
- Какой эпизод в рассказе вас заставил переживать?
- Какое впечатление произвёл на автора поступок воробья?
- Почему автора восхитил поступок птицы?
- Так с какой же целью автор рассказал нам эту историю?
6. Физминутка.
Раз, два - дружно встали, (Шагаем на месте.)
Руки прямо мы поставим. (Руки на поясе.)
Три, четыре - разведем, (Руки в стороны.)
Заниматься мы начнем. (Наклоны вперед с касанием руками носка ноги (левая рука-правая нога; правая рука-левая нога).)
С пятки станем на носок, (Поднялись на носочки, руки на поясе.)
Вправо, влево посмотрели, (Повороты головы влево-вправо.)
На носочки мы присели (Приседания.)
И как птички полетели. (Побежали по кругу.)
О чем поют воробушки (Шагаем на месте.)
В последний день зимы? (Руки в стороны на пояс.)
— Мы выжили! (Хлопаем в ладоши.)
— Мы дожили! (Прыжки на месте.)
— Мы живы! Живы мы! (Шагаем на месте.)
7. Работа над содержанием.
Организация работы в группах. Использование «Кейс технологии».
Учитель: Сейчас вы поработаете в группах. Вспомним правила дружной работы. (на доске). (Приложение 2)
Каждая группа будет иметь своё название и для каждой группы своё задание, которое находится в конверте.
1 группа « Аналитики»
-Кто такой Аналитик? (предположения детей)
В словаре Ожегова говориться так: Аналитик-это человек, который умеет анализировать. (на доске)
Опишите, используя слова текста, чувства каждого героя в самый напряжённый момент этой истории.
Собака | Воробышек | Старый воробей |
| | |
1 группа отчитывается, а затем проверяют с доской (Приложение):
У нас получилась модель описания героев рассказа.
(проверка и оценивание в листе оценки)
2 группа « Иллюстраторы»
Восстанови последовательность рассказа. Вы должны их подписать предложением или частью предложения из текста. (Приложение 2
2 группа отчитывается, вывешивают рисунки на доску в правильной последовательности. (проверка и оценивание в листе оценки)
Задания для 3 группы: « Исследователи».
- Какая же сила сбросила старого воробья с ветки?
- Найдите в рассказе слова, в которых заключена главная мысль.(зачитать)
- Сделайте вывод. (проверка и оценивание в листе оценки)
8. Итоговое оценивание работы групп по таблице в оценочном листе. (Приложение).
9. Итог урока:
- Вернёмся к нашему проблемному вопросу:
- Что же сильнее, страх или любовь? Почему?
- Действительно, любовь сильнее смерти и страха смерти. Только любовью движется жизнь. С любовью можно преодолеть любые трудности. Помните об этом всегда.
-А чему ещё учит нас это рассказ?
- Любить и беречь природу.
Вывод:
Любовь – это чувство, идущее из глубины сердца. Это чувство присущее и птицам, и животным, но в высшей степени – людям. Сердце ликует от радости любви, оттого, что может дарить эту любовь окружающему мир. Мы очень часто призываем любить природу, друг друга, призываем к доброте. Но давно уже известно, что любить и беречь человек может лишь то, что знает. Вот идем мы по улице, видим птиц, которые остались рядом с нами, не улетели в теплые края. Они остались в родных местах. Мало кто остановится, чтобы полюбоваться на стайки этих птиц. А ведь это живые существа, как и мы с вами. Мне бы хотелось, чтобы ваши маленькие сердечки не только принимали любовь, но и умели дарить ее другим, всем, кто вас окружает.
- Мне бы хотелось, чтобы ваши маленькие сердечки не только принимали любовь, но и умели дарить ее другим, всем, кто вас окружает.
10. Рефлексия.
- Как вы думаете, старый воробей достоин того, чтобы мы подарили ему подарки?
- У вас на партах лежат сердечки, красное и розовое. Если вам понравилось на уроке, прикрепите на доску к картинке воробья красное сердечко, если не очень, то розовое.
- Назовите слово, с которым ассоциируется наш урок, его оценка.
( Приложение . Памятка «Похвали себя»)
-Спасибо за ваши оценки. Они важны для меня. Я вам желаю, чтобы ваши сердца горели всегда.
Поделиться впечатлениями с родителями о прочитанном произведении. Прочитать на выбор произведение для детей И.С. Тургенева.