Литературное чтение
2 класс
Тема урока: Русская народная сказка «Лиса и журавль»
Цели:
продолжить знакомство учащихся с жанром народной сказки; формировать навык правильного, осознанного, беглого, выразительного чтения; развивать память, связную речь, умение находить главную мысль сказки; прививать интерес к чтению.
Планируемые результаты:
Познавательные умения:
-искать и находить нужную информацию в соответствии с заданием учителя,
— определять тему и главную мысль произведения и обосновывать своё мнение;
— формулировать вопрос и адекватно на него отвечать;
-планировать свою работу в соответствии с заявленной темой;
-анализировать слова и выражения в тексте, определять интонацию, с которой необходимо их произносить;
Регулятивные умения:
— выполнять учебное действие в соответствии с целью, используя алгоритм;
— осуществлять взаимопроверку; самооценку результата выполнения учебного задания;
-формировать способность к критической оценке фактов и событий, стремление уходить от конфликтных ситуаций на примере взаимоотношений героев и событий сказки.
Коммуникативные умения:
— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;
— использовать речевые средства для представления результата деятельности:
– умения ответить на поставленный вопрос;
– объяснить значение отдельных слов и выражений, подбирать синонимы и антонимы к словам текста, использовать фольклорные изречения в пересказах и свободных высказываниях;
– словесное иллюстрирование прочитанного;
– составление краткого отзыва о прочитанном;
План урока
І. Организационный момент.
Психологическая установка на урок
- Улыбнемся друг другу, поделитесь хорошим настроением с товарищами.
II. Мотивация учебной деятельности учеников. Сообщение целей и задач урока.
Упражнение «Микрофон»
- Подумайте и скажите, каким должен быть наш урок? (полезным, приятным, радостным...)
- А какими вы должны быть на уроке? ( внимательными, активными, старательными...)
- Итак, если вы будете такими, то мы вместе создадим интересный, творческий, продуктивный урок.
Вас ждет много интересных заданий.
1. Речевая разминка
III. Актуализация опорных знаний. Сообщение темы урока.
- Какой раздел мы изучаем?
- Какой виды сказок вы знаете?
- С какими сказками мы сейчас знакомимся?
- Кто является главными героями этих сказок? ( Главные герои этих сказок - животные)
- Какой зверь в этих сказках самый хитрый? ( Самый хитрый зверь в сказках - лиса)
Какие сказки, о лисе вы знаете? («Колобок», «Лиса и заяц», «Лиса и волк») (показ книг)
Предлагаю вам прочитать интересные веселые приключения лисички в народных сказках
- Какая она в этих сказках? (Хитрая, умная, обманщица.)
Но не все звери и птицы поддаются уговорам лисы, не все верят ей.
Отгадайте загадку:
Длинные ноги, длинная шея,
Мала голова, клюв огромный и белый,
Изящная птица, красивая очень,
Скажи же дружок, как зовут её точно?
Сегодня на уроке мы будем про русскую народную сказку «Лиса и журавль».
Коллективная работа.
Упражнение «Куст»
- Прежде чем мы начнем читать сказку, я хочу, чтобы вы вспомнили все, что знаете о лисе. Напоминаю, нужно вспомнить как можно больше, не задумываясь о том, верны ли ваши утверждения. Из ваших мыслей "вырастим" ассоциативный куст.
-
- Могут ли они встретиться вместе в природе?
- А как вы думаете, дружат лиса с журавлем? Это вы узнате, прослушав сказку «Лиса и журавль»
- Могут ли они встретиться вместе в природе?
4. Чтение произведения.
- Давайте прочитаем эту сказку. Слушайте, как я читаю сказку и одновременно отмечайте слова, значения которых вам не очень понятны.
Словарная работа
Куманек (кум) - крёстный отец по отношению к родителям крестника.
Сама стряпала - сама приготовила пищу
Пир - большой званый обед, а также вообще обильное угощение.
Потчевать - угощать.
Не обессудь - не отнесись строго, не осуди.
Несолоно хлебала - обманулась в ожидании
5.Физминутка. («Самолет»)
6. Анализ произведения.
- Почему лиса пригласила журавля к себе? ( они подружились)
Как Лиса приглашала Журавля?
- Чем угощала лиса журавля?
- Как угощала лиса журавля?
- Как вела себя лиса за обедом?
- А как повёл себя журавль? ( Журавль же и виду не показал, даже не намекнул Лисе на то, что угощенья ему не досталось. Напротив, он Лису поблагодарил за приём и пригласил к себе с ответным визитом.)
- Почему журавль пригласил лису в гости?
- Что приготовил журавль?
- Как вел себя журавль?
- Как вы думаете, почему он так сделал? ( Журавлю стало обидно, что он голодный ушёл с гостей)
- Смогла ли лиса поесть окрошки?
- Какие слова лисы повторил журавль, когда угощал её?
- Почему лиса перестала дружить с журавлем?
-Можно ли предположить, что лиса не учла: если приглашать к себе в гости, то надо было изучить вкусы гостя и всё время заниматься им.
Вторичное чтение (по цепочке)
Чтобы научиться читать правильно, давайте для лисички прочитаем чистоговорку.
Физминутка для глаз
- Наши глазки устали. Давайте дадим им отдохнуть.
- Сядьте прямо. Смотрим перед собой. Не поворачивая головы, посмотрите налево…, направо…, вниз…, вверх… . Посмотрите в окошко, далеко-далеко.
- Читайте, следуя глазами за движением указки.
Работа в группах
Задание для I группы:
Инсценировать отрывок из сказки
Задание для II группы:
Пересказать сказку по плану:
1. Лиса с журавлем подружились.
2. Журавль в гостях у лисы.
3. Лиса в гостях у журавля.
4. Приятели поссорились.
Задание для III группы:
Установить последовательность событий:
С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.
Пошел журавль на званый пир.
А журавль клюет себе да клюет, пока все не съел.
Лиса с журавлем подружились.
- Не обессудь, куманек! Больше потчевать нечем.
Лиса начала вертеться вокруг кувшина.
Задание для IV группы:
Творческая работа
Изменить сюжет сказки, чтобы лиса с журавлем остались друзьями.
Задание для 5 группы
Найти в сказке пословицу, в которой заключается главный смысл сказки.
-Русский народ в пословице заключает главную свою мудрость!.. (Эта пословица обращена не к тому, кого обидели, а к каждому из нас. Она говорит нам: следи за собой, старайся никого не обижать, даже случайно. Потому что, если ты обидел, да, не дай бог, не слишком умного и не очень-то культурного человека, он непременно отплатит тебе ещё большей обидой.)
- Как вы думаете, есть ли ещё пословицы, которые подходили бы к этой сказке?
Игра: (учитель читает пословицу, если пословица подходит к нашей сказке - хлопните в ладоши)
*Гостю щи не жалей, а по больше лей.
За добро добром платят.
Труд кормит, а лень портит.
*Умей в гости звать, умей и угощать.
Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.
*Хороший гость дому радость.
Задание в парах
Придумать 1 вопрос по содержанию сказки.
Рефлексия
Чему учит нас сказка?
Сказка «Лисичка и журавль» учит нас быть гостеприимными?
Настоящий друг будет отвечать обидой на обиду? (Нет.)
- Можно ли назвать Лису и Журавля настоящими друзьями, а сказку о настоящей дружбе? (Нет, эта сказка “о ложной дружбе”.)
- А вы хотите быть настоящими друзьями, хотите, чтобы у вас было много друзей? (Да.)
- Что для этого надо делать?
- А вы хотите быть настоящими друзьями, хотите, чтобы у вас было много друзей? (Да.)
- Закрасьте часть, которая вам подходит (любой карандаш)