Конспект урока по теме "Лиса и журавль"

Урок по литературному чтению. Класс 2. Раздел - сказки.

Содержимое разработки

Литературное чтение

2 класс


Тема урока: Русская народная сказка «Лиса и журавль»

Цели:

продолжить  знакомство учащихся с жанром народной сказки; формировать навык правильного, осознанного, беглого, выразительного чтения; развивать память, связную речь,  умение  находить главную мысль сказки; прививать интерес к чтению.

 

Планируемые результаты:

Познавательные умения:

-искать и  находить нужную информацию  в соответствии с заданием учителя, 

— определять тему и главную мысль произведения  и обосновывать своё мнение;

— формулировать вопрос и адекватно на него отвечать;

 -планировать свою работу в соответствии с заявленной темой;

-анализировать слова и выражения в тексте, определять интонацию, с которой необходимо их произносить;

Регулятивные умения:

— выполнять учебное действие в соответствии с целью, используя алгоритм; 

— осуществлять взаимопроверку; самооценку результата выполнения учебного задания;

-формировать способность к критической оценке фактов и событий, стремление уходить от конфликтных ситуаций на примере взаимоотношений героев и событий сказки.

Коммуникативные умения:

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

 —  использовать речевые средства для представления результата деятельности:

– умения ответить на поставленный вопрос;
– объяснить значение отдельных слов и выражений, подбирать синонимы и антонимы к словам текста, использовать фольклорные изречения в пересказах и свободных высказываниях;
– словесное иллюстрирование прочитанного;
– составление краткого отзыва о прочитанном;

  












План урока

І. Организационный момент.

Психологическая установка на урок

- Улыбнемся друг другу, поделитесь хорошим настроением с товарищами.


II. Мотивация учебной деятельности учеников. Сообщение целей и задач урока.

Упражнение «Микрофон»

- Подумайте и скажите, каким должен быть наш урок? (полезным, приятным, радостным...)

- А какими вы должны быть на уроке? ( внимательными, активными, старательными...)

- Итак, если вы будете такими, то мы вместе создадим интересный, творческий, продуктивный урок. 

Вас ждет много интересных заданий.


1. Речевая разминка

III. Актуализация опорных знаний. Сообщение темы урока.

- Какой раздел мы изучаем?

- Какой виды сказок вы знаете?

- С какими сказками мы сейчас знакомимся?

- Кто является главными героями этих сказок? ( Главные герои этих сказок - животные)

- Какой зверь в этих сказках самый хитрый? ( Самый хитрый зверь в сказках - лиса)

Какие сказки, о лисе вы знаете? («Колобок», «Лиса и заяц», «Лиса и волк») (показ книг)

Предлагаю вам прочитать интересные веселые приключения лисички в народных сказках

- Какая она в этих сказках? (Хитрая, умная, обманщица.)

Но не все звери и птицы поддаются уговорам лисы, не все верят ей.

Отгадайте загадку:


Длинные ноги, длинная шея,

Мала голова, клюв огромный и белый,

Изящная птица, красивая очень,

Скажи же дружок, как зовут её точно?



Сегодня на уроке мы будем про русскую народную сказку «Лиса и журавль».


Коллективная работа.


Упражнение «Куст»

- Прежде чем мы начнем читать сказку, я хочу, чтобы вы вспомнили все, что знаете о лисе. Напоминаю, нужно вспомнить как можно больше, не задумываясь о том, верны ли ваши утверждения. Из ваших мыслей "вырастим" ассоциативный куст.




-

- Могут ли они встретиться вместе в природе?


- А как вы думаете, дружат лиса с журавлем? Это вы узнате, прослушав сказку «Лиса и журавль»

- Могут ли они встретиться вместе в природе?


4. Чтение произведения.

- Давайте прочитаем эту сказку. Слушайте, как я читаю сказку и одновременно отмечайте слова, значения которых вам не очень понятны. 


Словарная работа

Куманек (кум) - крёстный отец по отношению к родителям крестника.

Сама стряпала - сама приготовила пищу

Пир - большой званый обед, а также вообще обильное угощение.

Потчевать - угощать.

Не обессудь - не отнесись строго, не осуди.

Несолоно хлебала - обманулась в ожидании



5.Физминутка. («Самолет»)



 6.  Анализ произведения.          

- Почему лиса пригласила журавля к себе? ( они подружились)

Как Лиса приглашала Журавля? 

- Чем угощала лиса журавля?

- Как угощала лиса журавля?

- Как вела себя лиса за обедом?

-  А как повёл себя журавль? ( Журавль же и виду не показал, даже не намекнул Лисе на то, что угощенья ему не досталось. Напротив, он Лису поблагодарил за приём и пригласил к себе с ответным визитом.)

- Почему журавль пригласил лису в гости?

- Что приготовил журавль?

- Как вел себя журавль?

- Как вы думаете,  почему он так сделал? ( Журавлю стало обидно, что он голодный ушёл с гостей)

- Смогла ли лиса поесть окрошки?

- Какие слова лисы повторил журавль, когда угощал её?

- Почему лиса перестала дружить с журавлем?

-Можно ли предположить, что лиса не учла:  если приглашать  к себе в гости, то надо было изучить вкусы гостя и всё время заниматься  им.



Вторичное чтение (по цепочке)

Чтобы научиться читать правильно, давайте для лисички прочитаем чистоговорку.

Физминутка для глаз

- Наши глазки устали. Давайте дадим им отдохнуть.


- Сядьте прямо. Смотрим перед собой. Не поворачивая головы, посмотрите налево…, направо…, вниз…, вверх… . Посмотрите в окошко, далеко-далеко.


- Читайте, следуя глазами за движением указки.

Работа в группах

Задание для I группы:

Инсценировать отрывок из сказки


Задание для II группы:

Пересказать сказку по плану:

1. Лиса с журавлем подружились.

2. Журавль в гостях у лисы.

3. Лиса в гостях у журавля.

4. Приятели поссорились.


Задание для III группы:

Установить последовательность событий:

  • С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.

  • Пошел журавль на званый пир.

  • А журавль клюет себе да клюет, пока все не съел.

  • Лиса с журавлем подружились.

  • - Не обессудь, куманек! Больше потчевать нечем.

  • Лиса начала вертеться вокруг кувшина.


Задание для IV группы:

Творческая работа

Изменить сюжет сказки, чтобы лиса с журавлем остались друзьями.



Задание для 5 группы

Найти в сказке пословицу, в которой заключается главный смысл сказки.

-Русский народ в пословице заключает главную свою мудрость!.. (Эта пословица обращена не к тому, кого обидели, а к каждому из нас. Она говорит нам: следи за собой, старайся никого не обижать, даже случайно. Потому что, если ты обидел, да, не дай бог, не слишком умного и не очень-то культурного человека, он непременно отплатит тебе ещё большей обидой.)

- Как вы думаете, есть ли ещё пословицы, которые подходили бы к этой сказке?

 

Игра: (учитель читает пословицу, если пословица подходит к нашей сказке - хлопните в ладоши)

*Гостю щи не жалей, а по больше лей.

За добро добром платят.
Труд кормит, а лень портит.

*Умей в гости звать, умей и угощать.

Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.

*Хороший гость дому радость.



Задание в парах

Придумать 1 вопрос по содержанию сказки.



Рефлексия

Чему учит нас сказка?

  • Сказка «Лисичка и журавль» учит нас быть гостеприимными?

Настоящий друг будет отвечать обидой на обиду? (Нет.)

- Можно ли назвать Лису и Журавля настоящими друзьями, а сказку о настоящей дружбе? (Нет, эта сказка “о ложной дружбе”.)

- А вы хотите быть настоящими друзьями, хотите, чтобы у вас было много друзей? (Да.)

- Что для этого надо делать?

- А вы хотите быть настоящими друзьями, хотите, чтобы у вас было много друзей? (Да.)



- Закрасьте часть, которая вам подходит (любой карандаш)



Сохранить у себя:
Конспект урока по теме "Лиса и журавль"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки