Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: "Нулевое окончание. Алгоритм определения окончания в слове"

Тема: «Нулевое окончание. Алгоритм определения окончания в слове» 3 класс

Цель урока: закрепление понятия об окончании; создание условий для определения нулевого окончания в словах

Задачи урока

Образовательные: повторение и систематизация изученного; обсудить понятие окончание, уточнить опознавательные признаки корня, окончаний и способ действия для их выявления; ввести термин нулевое окончание;

Развивающие: развивать речь детей, обогащать словарный запас, развивать орфографическую зоркость;

Воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку, культуру общения, поведения, умение высказываться самим и слушать других.

Планируемые результаты

Познавательные УУД

осознавать познавательную задачу, читать слушать, извлекать нужную информацию, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач.

Регулятивные УУД

научатся принимать и сохранять учебную задачу, планировать действие, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения.

Коммуникативные УУД

вступать в учебный диалог, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, формулировать собственные мысли, высказывания, обосновывать свою точку зрения

Содержимое разработки

Тема: «Нулевое окончание. Алгоритм определения окончания в слове» 3 кл

Цель урока: закрепление понятия об окончании; создание условий для определения нулевого окончания в словах

Задачи урока

Образовательные: повторение и систематизация изученного; обсудить понятие окончание, уточнить опознавательные признаки корня, окончаний и способ действия для их выявления; ввести термин нулевое окончание;

Развивающие: развивать речь детей, обогащать словарный запас, развивать орфографическую зоркость;

Воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку, культуру общения, поведения, умение высказываться самим и слушать других.

Планируемые результаты

Познавательные УУД

осознавать познавательную задачу, читать слушать, извлекать нужную информацию, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач.

Регулятивные УУД

научатся принимать и сохранять учебную задачу, планировать действие, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения.

Коммуникативные УУД

вступать в учебный диалог, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, формулировать собственные мысли, высказывания, обосновывать свою точку зрения

Ход урока:

I. Организационный момент.

А сейчас проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке,

Карандаш, книжка, тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Все ль готовы так работать,

Чтобы лучше, больше знать?

III. Минутка чистописания

  1. Загадка про гуся (слайд)

  2. Запись букв: Гг

  3. Работа со словарными словами с целью закрепления знаний орфограмм в словарных словах и способы действия для выявления окончаний

Учитель: Молодцы! Давайте поработаем со словарными словами и выделим в них окончание.

Задание: вставь пропущенные буквы в словарные слова.

Словарные слова: об*д, уж*н, тв*р*г, яг*да, ябл*ко, *гурец, п*м*доры.

Вставляем буквы О, Е, И, А

Проверка: обед, ужин, творог, ягода, яблоко, огурец, помидоры.

В тетрадях написано слово «ужин».

Учитель: Охарактеризуйте это слово.

Дети: Это имя существительное, имеет 2 слога. (Дети записывают слово «ужин»)

V. Введение в новую тему

Учитель: Давайте выделим у слова «ужин» окончание

Дети: Не можем, потому что нет букв в окончании.

Учитель: Значит это нулевое окончание.

Учитель: давайте подберём к слову ужин однокоренные слова.

Дети: ужинать, ужинный, ужинающий.

Учитель: Молодцы! Верно!

ІV. Сообщение темы урока.

Учитель: Итак, мы с вами выяснили, что сегодня на уроке русского языка познакомимся с нулевым окончанием.  

Посмотрите на доску.

О бед, ужин, лось, весел, думал – в этих словах окончание не выделено звуками (буквами). Выделяется нулевое окончание .

Учитель: Давайте скажем, что такое нулевое окончание?

Дети: Нулевое окончание – это оконча ние, которое не выражено звуками (буквами).

- Какие части слова вы уже знаете? (корень, окончание)

- Дайте характеристику корню и окончанию. Для этого классифицируйте высказывания

Корень

главная значимая часть слова

заключено общее лексическое значение однокоренных слов

в однокоренных словах пишется одинаково

Окончание

изменяемая значимая часть слова

образует форму слова

служит для связи слов в словосочетании и предложении

- Сравните слова в двух столбиках. Найдите общее и отличие? Докажите.

вода

у воды

к воде

в воду

с водой

вода

водица

водичка

подводный

водовоз

- Назовите сложное слово. Докажите.

- Итак. Над какой темой мы работали на прошлом уроке? (окончание)

- В каком столбике слова подходят к нашей теме? Почему?

- Когда мы меняем форму слова, что меняется?значит какая тема нашего урока? (окончание)

3. Целеполагание.

- Определите задачи урока:

обобщить…

научиться находить…

закрепить…

узнать что-то новое

проверить...

II. Операционны этап.

4. Моделирование. Нахождение алгоритма определения окончания.

- Запишите слова в тетрадь и определите окончание (в паре)

- Как вы определяли окончание?

Алгоритм нахождения окончания:

1. изменить форму слова

2. сравнить конец слова

3. найти изменяемую часть

4. выделить окончание

Формирование умения.

- Теперь необходимо сформировать умение находить окончание в словах по алгоритму.

- какие значимые части речи вы знаете?

Имя сущ. (1 ряд)

Имя прил. (2ряд)

Глаг.(3 ряд)

Работа:

- Для работы вам надо выбрать слово.

- Я показываю слово, вы определяете часть речи и работаете по алгоритму.

1группа - трава

2 группа - окно

3 группа – ручной

4 группа – молодой

5 группа – стоят

6 группа - кричат

Конкретизация темы.

- А теперь задание сложнее (с комментированием у доски)

- Определите окончание по алгоритму в словах: дом, обед.

- Сделайте вывод:какое ещё бывает окончание в словах? (однокоренное слово к слову – нуль)

- Что такое нулевое окончание? Сформулируйте понятие, Сравните с учебником. (стр.82)

8. Совершенствование умения.

- Определите окончание по алгоритму в паре, используя вопросы:

Без кого?

По кому?

О ком?

слон(1 ряд)

кот(2ряд)

ёж(3 ряд)

- Самопроверка по ключу.

Итог урока.

- Что нового узнали на уроке?

- Что такое нулевое окончание?

- Как определить окончание?

- Что вы можете сказать о лексическом значении этих слов.

- Выпишите слова с нулевым окончанием. (индивидуально)

Сова, филин, волк, белка, заяц, змея, лиса, мышка, крот, кукушка, ёжик.

10. Рефлексия.

- У кого была ошибка? Какая? Почему? Проанализируйте, сделайте вывод.

- Самоанализ деятельности. На полях нарисуйте смайлик.

11. Домашнее задание. (стр.81-82 учить, упр.150)

Урок окончен.



Алгоритм нахождения окончания:


1. Изменить форму слова.

2. Сравнить конец слова.

3. Найти изменяемую часть. часть.

4. Выделить окончание.



Корень

-главная значимая часть слова.

-заключено общее лексическое значение однокоренных слов.

-в однокоренных словах пишется одинаково.


Окончание

-Изменяемая значимая часть слова.

-Образует форму слова.

-Служит для связи слов в словосочетании и предложении.



Сохранить у себя:
Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: "Нулевое окончание. Алгоритм определения окончания в слове"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки