Тема: «Нулевое окончание. Алгоритм определения окончания в слове» 3 кл
Цель урока: закрепление понятия об окончании; создание условий для определения нулевого окончания в словах
Задачи урока
Образовательные: повторение и систематизация изученного; обсудить понятие окончание, уточнить опознавательные признаки корня, окончаний и способ действия для их выявления; ввести термин нулевое окончание;
Развивающие: развивать речь детей, обогащать словарный запас, развивать орфографическую зоркость;
Воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку, культуру общения, поведения, умение высказываться самим и слушать других.
Планируемые результаты
Познавательные УУД
осознавать познавательную задачу, читать слушать, извлекать нужную информацию, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач.
Регулятивные УУД
научатся принимать и сохранять учебную задачу, планировать действие, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения.
Коммуникативные УУД
вступать в учебный диалог, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, формулировать собственные мысли, высказывания, обосновывать свою точку зрения
Ход урока:
I. Организационный момент.
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке,
Карандаш, книжка, тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все ль готовы так работать,
Чтобы лучше, больше знать?
III. Минутка чистописания
Загадка про гуся (слайд)
Запись букв: Гг
Работа со словарными словами с целью закрепления знаний орфограмм в словарных словах и способы действия для выявления окончаний
Учитель: Молодцы! Давайте поработаем со словарными словами и выделим в них окончание.
Задание: вставь пропущенные буквы в словарные слова.
Словарные слова: об*д, уж*н, тв*р*г, яг*да, ябл*ко, *гурец, п*м*доры.
Вставляем буквы О, Е, И, А
Проверка: обед, ужин, творог, ягода, яблоко, огурец, помидоры.
В тетрадях написано слово «ужин».
Учитель: Охарактеризуйте это слово.
Дети: Это имя существительное, имеет 2 слога. (Дети записывают слово «ужин»)
V. Введение в новую тему
Учитель: Давайте выделим у слова «ужин» окончание
Дети: Не можем, потому что нет букв в окончании.
Учитель: Значит это нулевое окончание.
Учитель: давайте подберём к слову ужин однокоренные слова.
Дети: ужинать, ужинный, ужинающий.
Учитель: Молодцы! Верно!
ІV. Сообщение темы урока.
Учитель: Итак, мы с вами выяснили, что сегодня на уроке русского языка познакомимся с нулевым окончанием.
Посмотрите на доску.
О бед, ужин, лось, весел, думал – в этих словах окончание не выделено звуками (буквами). Выделяется нулевое окончание .
Учитель: Давайте скажем, что такое нулевое окончание?
Дети: Нулевое окончание – это оконча ние, которое не выражено звуками (буквами).
- Какие части слова вы уже знаете? (корень, окончание)
- Дайте характеристику корню и окончанию. Для этого классифицируйте высказывания
Корень главная значимая часть слова заключено общее лексическое значение однокоренных слов в однокоренных словах пишется одинаково | Окончание изменяемая значимая часть слова образует форму слова служит для связи слов в словосочетании и предложении |
- Сравните слова в двух столбиках. Найдите общее и отличие? Докажите.
вода у воды к воде в воду с водой | вода водица водичка подводный водовоз |
- Назовите сложное слово. Докажите.
- Итак. Над какой темой мы работали на прошлом уроке? (окончание)
- В каком столбике слова подходят к нашей теме? Почему?
- Когда мы меняем форму слова, что меняется?значит какая тема нашего урока? (окончание)
3. Целеполагание.
- Определите задачи урока:
обобщить…
научиться находить…
закрепить…
узнать что-то новое
проверить...
II. Операционны этап.
4. Моделирование. Нахождение алгоритма определения окончания.
- Запишите слова в тетрадь и определите окончание (в паре)
- Как вы определяли окончание?
Алгоритм нахождения окончания: 1. изменить форму слова 2. сравнить конец слова 3. найти изменяемую часть 4. выделить окончание |
Формирование умения.
- Теперь необходимо сформировать умение находить окончание в словах по алгоритму.
- какие значимые части речи вы знаете?
Имя сущ. (1 ряд) | Имя прил. (2ряд) | Глаг.(3 ряд) |
Работа:
- Для работы вам надо выбрать слово.
- Я показываю слово, вы определяете часть речи и работаете по алгоритму.
1группа - трава 2 группа - окно | 3 группа – ручной 4 группа – молодой | 5 группа – стоят 6 группа - кричат |
Конкретизация темы.
- А теперь задание сложнее (с комментированием у доски)
- Определите окончание по алгоритму в словах: дом, обед.
- Сделайте вывод:какое ещё бывает окончание в словах? (однокоренное слово к слову – нуль)
- Что такое нулевое окончание? Сформулируйте понятие, Сравните с учебником. (стр.82)
8. Совершенствование умения.
- Определите окончание по алгоритму в паре, используя вопросы:
Без кого?
По кому?
О ком?
слон(1 ряд) | кот(2ряд) | ёж(3 ряд) |
- Самопроверка по ключу.
Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Что такое нулевое окончание?
- Как определить окончание?
- Что вы можете сказать о лексическом значении этих слов.
- Выпишите слова с нулевым окончанием. (индивидуально)
Сова, филин, волк, белка, заяц, змея, лиса, мышка, крот, кукушка, ёжик. |
10. Рефлексия.
- У кого была ошибка? Какая? Почему? Проанализируйте, сделайте вывод.
- Самоанализ деятельности. На полях нарисуйте смайлик.
11. Домашнее задание. (стр.81-82 учить, упр.150)
Урок окончен.
Алгоритм нахождения окончания:
1. Изменить форму слова.
2. Сравнить конец слова.
3. Найти изменяемую часть. часть.
4. Выделить окончание.
Корень
-главная значимая часть слова.
-заключено общее лексическое значение однокоренных слов.
-в однокоренных словах пишется одинаково.
Окончание
-Изменяемая значимая часть слова.
-Образует форму слова.
-Служит для связи слов в словосочетании и предложении.