План-конспект
урока русского языка во 2 классе
Тема урока: «Имя прилагательное как часть речи: знакомство и употребление в речи»
Цели: создать условия для знакомства с именем прилагательным как частью речи.
Задачи (предметные):
- содействовать развитию умений учащихся правильно использовать имена прилагательные в речи;
- формировать графический навык письма и каллиграфический почерк;
- способствовать обогащению словаря учащихся;
- упражнять в применении изученных орфографических правил.
Метапредметные:
регулятивные – формировать умения принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
познавательные – учить строить сообщение в устной форме, воспринимать смысл предъявляемых текстов, проводить сравнение и обобщать;
коммуникативные – формировать умение принимать участие в работе парами и группами, договариваться и приходить к общему решению.
Личностные – продолжать формирование представления о причинах успеха в учебе, выработку внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, интереса к предметно-исследовательской деятельности, предложенной учителем.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, учебник для 2 класса «Русский язык», печатные листы для групповой работы, индивидуальные печатные листы для индивидуальной работы
Ход урока.
I. Организационный момент. Психологический настрой.
– Здравствуйте, я вижу кто уже готов к уроку, молодцы, спасибо! Садитесь.
В начале урока я вам расскажу притчу. Однажды падишах решил подвергнуть испытанию своих визирей. “О мои подданные! — обратился к ним падишах, — у меня есть для вас трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить ее”. Он повел своих подданных в сад, в углу которого была ржавая железная двери с огромным замком. “Тот, кто сможет открыть эту дверь, станет моим первым визирем”, – сказал он и отошел в сторону. Одни придворные только качали головами, другие стали разглядывать замок, третьи начали неуверенно толкать дверь, но они были убеждены, что не смогут открыть ее. Один за другим они отходили от двери. Но один визирь внимательно осмотрел дверь, ощупал замок и изо всех сил нажал на дверь. Он толкал ее и — о чудо! — она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться все быстрее и раскрылась. Тогда падишах сказал: «Ты станешь первым визирем, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но веришь в собственные силы».
– Я очень хочу, чтобы и вы сегодня на уроке поверили в собственные силы, и тогда у вас все получится.
IІ. Чистописание (выполняется в рабочей тетради)
- Внимательно посмотрите на слова. (на доске) Определите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания. Она встречается в каждом словке. На доске учитель открывает слова: длина, осень, лимон, луна
- Верно, сегодня будем писать строчную букву Н.
- Вспомните, какие звуки может обозначать эта буква? Что вам известно про звуки?
- Назовите, из каких элементов состоит буква.(анализ написания буквы, дети прописывают в тетради половинку строки).
П НН
- А какое правило напоминает вам это соединение? (Написание слов с удвоенной согласной). Продолжите строку до конца, написав сочетание букв НН.
- Измените каждое слово так, чтобы буква Н в словах стала удвоенной. (Длинный, осенний, лимонный, лунный)
- Полученные слова запишите на второй строке, диктуя себе. Найдите слово с безударной гласной, подчеркните букву.
III. Актуализация опорных знаний.
Прочитайте предложение.
У неё зубки, рыльце, ушки, шерсть, хвост.
- Как вы думаете, о каком животном идёт речь в этом предложении?
(Это сделать трудно.)
- Посмотрите, ребята мнения наши разошлись.
- А как вы думаете почему? (Нет признаков)
- Какие бы слова вы вставили в предложения, если бы речь шла
лисице?
Очень занимательное – имя прилагательное.
Трудно будет без него, если пропадёт оно.
Ну представь-ка, себе это!
Как без признаков предметы
Будем спорить, говорить, веселиться и шутить.
Что тогда получится? Стоит разве мучиться?
Не скажем мы “прекрасное”, не скажем “безобразное”,
Не скажем маме: милая, красивая, любимая.
Отцу, и брату, и сестре не сможем говорить нигде
Эти замечательные прилагательные,
Чтобы всем отлично стало, разных признаков немало.
Будем всюду замечать и к месту в речи их вставлять
Групповая работа. Прием «Таблица ЗХУ».
- Заполните таблицу (каждая группа на столе имеет карточки, необходимые для работы)
Работа в группах.
З - что мы знаем об имени прилагательном? | Х – что хотим узнать? |
Часть речи. Связана с именем существительным. Отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие? | Зачем используется в речи? |
IV. Работа по теме урока. На доске появляется тема урока: Роль имени прилагательного в русском языке
Задание 1.
- Возьмите листы желтого цвета. Ваша задача записать слова по группам: 1-цвет, 2- размер, 3- материал (из чего сделан), 4- время, 5- принадлежность кому-либо
Хрустальный, большой, белый, бабушкин, мамин, каменный, осенний, длинный, майский, заячий, узкий, жёлтый, утренний, кожаный.
Проверим ваши работы.
- С какой целью используются в речи имена прилагательные?
Задание 2. (на доске)
- Составьте сравнения из слов первого и второго столбиков.
Вставьте пропущенные буквы. Запишите их по образцу. Подчеркните имена прилагательные.
Образец: голодный как волк.
г...лодный лиса
неуклюж...й волк
трусливый м...две...
к...лючий за...ц
хитрый ё...
Проверка выполнения. Орфографическая работа.
- Какую роль выполняют прилагательные? (описывают, характеризуют предмет)
- Выполнение этого упражнения, помогло ответить нам на какой из предложенных вами вопросов?
V. Физкультминутка.
- Я называю имена прилагательные. Если имя прилагательное указывает на положительные качества человека, то руки вперёд, если на отрицательные, то приседаем.
Веселый, аккуратный, недобросовестный, ленивый, активный, доброжелательный, волевой, честный, лживый, болтливый.
Задание 3. Работа в группах.
А сейчас, ребята, прочитайте, пожалуйста, текст: (предлагается текст без имен прилагательных) Слайд 9
Наступила________весна.
Светит___________солнышко.
Зашумели________воды.
Появились_______подснежники
Радостно человеку смотреть на__________цветы.
-Какой это текст, ребята, веселый, грустный? (Грустный)
- Какую часть речи надо вставить в текст, чтобы он получился красочным, радостным?
(Имена прилагательные.)
- Выпишите, пожалуйста, из этого текста словосочетания: имя прилагательное + имя существительное, подчеркните имена прилагательные волнистой чертой.
Проверка правильности выполнения задания.
VI. Итог урока.
- Может ли человек обойтись в своей речи без имен прилагательных?
- Какую роль они выполняют в речи?
- Давайте вернёмся к таблице, которую мы заполняли в начале урока и заполним последнюю колонку.
VI. Домашнее задание. Выучить правило
Рефлексия.
- Как оцениваете свою работу? Я рада, что наши настроения совпадают.
- А теперь попробуйте все, что узнали на уроке, записать в виде синквейна, постарайтесь отобразить в нём полученные на уроке знания.
А теперь все составим синквейн со словами
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Яркие разнообразные
Украшают описывают уточняют
Без них речь наша пуста!
Богатство