Конспект урока по русскому языку : "Части речи"

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: дать понятие о трёх самостоятельных частях речи: имен существительном, имени прилагательном, глаголе.

Задачи:

Обучающие:

сформировать умение соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи;

использовать специальную терминологию при определении частей речи.

Развивающие:

развивать творческое воображение и умение работать коллективно, в парах, индивидуально;

способствовать развитию умения анализировать и классифицировать, делать самостоятельные выводы.

Воспитательные:

Содержимое разработки

Конспект урока по русскому языку.

Тема: Что такое части речи?

Класс: 2

Урок №: 95

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: дать понятие о трёх самостоятельных частях речи: имен существительном, имени прилагательном, глаголе.

Задачи:

Обучающие:

сформировать умение соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи;

использовать специальную терминологию при определении частей речи.

Развивающие:

развивать творческое воображение и умение работать коллективно, в парах, индивидуально;

способствовать развитию умения анализировать и классифицировать, делать самостоятельные выводы.

Воспитательные:

воспитывать культуру поведения, личностные качества учащихся, дружеские отношения в коллективе;

прививать интерес к предмету русский язык.


Планируемые результаты:


1. Предметные результаты:

уметь называть в окружающем мире и на рисунке самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.

2. Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

извлекать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;

строить речевое высказывание.

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

осуществлять самоконтроль.

Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения и стремиться к координации действий в сотрудничестве;

высказывать и отстаивать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.


3. Личностные результаты:

выражать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью;

оценивать причины своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.


Оборудование: учебник «Русский язык. 2 класс», 2 часть, В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, карточки с заданиями, иллюстрации из книг Т.Рик.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

1) Минутка чистописания.

-Откройте тетради, положите их с наклоном, возьмите ручки, сядьте правильно: выпрямите спинки, поставьте на место ножки. Запишите сегодняшнее число, классная работа. Писать нужно аккуратно, обращая внимание на правильное соединение букв.

2)Словарная работа.

(На доске записаны слова)

Запишите слова в два столбика: 1)с разделительным мягким знаком; 2)с мягким знаком, обозначающим мягкость предшествующего согласного звука. В каждый столбик допишите ещё по одному слову.

Пальчик, ручьи, коньки, братья, стульчик, мальчик, муравьи, крылья.

3)Орфографическая минутка.

-Ну а теперь настало время потренировать нашу память. У вас на карточках небольшое стихотворение. Кто готов прочитать его вслух? Это стихотворение нужно записать в свои тетрадки по памяти. А кто помнит правила написания по памяти? Если забыли, можно открыть учебник на ст. 132 и заглянуть в памятку 3 «Как подготовиться к письму по памяти».

Письмо по памяти.

Всей семьёй идут гулять

Ночью вдоль дорожек

Ёж-отец, ежиха-мать

И ребёнок ёжик. (С.Маршак)

-Ребята, давайте проверим стихотворение, которое вы писали по памяти. Возьмите в руки красный и синий карандаш. У кого нет ни одной ошибки, поставьте на полях восклицательный знак красным цветом. У вас отличная память. Так держать! Те ребята, у которых есть неточности, рисуют на полях рядом восклицательный знак синим карандашом. Вашу память нужно ещё потренировать. Не унывайте!

-Ребята, что помогает людям общаться друг с другом?(Речь)

-Почему люди одной страны не понимают людей из другой страны? (У них разный язык)

-Как вы понимаете смысл этих пословиц?

Мал язык, а всем телом владеет.

Язык царствами ворочает.

-Назовите словарное слово в этих пословицах. (Язык)

-Напишите слово, подчеркните в нём непроверяемую безударную гласную, поставьте ударение. Давайте с вами придумаем предложение со словом язык и запишем его.

3.Самоопределение к деятельности.

На доске записаны слова.

лес тёмный зеленеет

снежинка лёгкая падает

солнышко яркое светит

-По какому признаку слова распределены в три группы? (в первом столбике слова отвечают на вопрос что?, во втором- на вопрос какой?, в третьем столбике – на вопрос что делает?.)

-что обозначают слова первого, второго и третьего столбика?

-Какую роль они играют в русском языке?

-Как вы думаете о чём же мы сегодня будем говорить? Кто попробует определить тему урока.

4.Работа по теме урока.

Откройте учебник на ст.39. Какие сказочные герои изображены на картинке? (Богатырь, Змей Горыныч.)

-Назовите вопросы, на которые отвечают эти слова. (Кто?)

-Прочитайте слова – названия признаков, относящихся к богатырю. (Смелый)

-Прочитайте слова – названия признаков, относящихся к Змею Горынычу. (Грозный)

-Назовите действия, которые они выполняют. (Нападать, защищаться)

-Прочитайте название раздела. Объясните, из каких частей состоит наша речь? (из слов)

-Давайте выполним упражнение 68 на странице 40.

(Выполнение упр. в соответствии с заданиями)

-Прочитайте правила тётушки Совы.

-Какие названия имеют части речи?

Блок-схема (ст.41)

-Ребята, мы с вами отправляемся в большое путешествие по стране Части Речи. Нас будут сопровождать герои книг Татьяны Рик – Юлька Апельсинкина, Женька, Катюша и их учительница – Светлана Даниловна.

-Рассмотрите схему на ст.41. Какие жители есть в этой стране? Как они называются одним словом?(Слова-названия)

(Читаю отрывок из книги об Имени Существительном и показываю рисунок волшебника)

-Какой волшебный предмет был у Имени Существительного?(волшебная палочка)

(Вывешиваю иллюстрацию к отрывку на доску)

-Во что он превращался с помощью неё?(в разные предметы)

-Рассмотрите схему. Что обозначают имена существительные? На какие вопросы отвечают?

( Читаю отрывок из второй книги «Доброе утро, Имя Прилагательное»)

-Каких слов много в речи Имени Прилагательного?(Много слов, отвечающих на вопросы Какой? Какая? Какие? Какое?)

-Какой волшебный предмет есть у Имени Прилагательного?(Волшебная кисть)

-Что происходило с предметами. Которых касается кистью Имя Прилагательное? (У них появляются какие-то признаки)

-Пройдём по второй стрелке на схеме в учебнике. Что обозначают имена прилагательные? На какие вопросы отвечают?

-А теперь сходим в гости к Глаголу.

(Читаю отрывок из третьей книги «Здравствуй, Дядюшка Глагол».Вывешиваю иллюстрацию из книги)

-Что волшебного происходит с дядюшкой Глаголом? (У него много рук и ног, и он постоянно что-то делает)

-Пройдём по третьей стрелке на схеме учебника. Что обозначают глаголы? На какие вопросы отвечают?

-С какими жителями страны Части Речи мы познакомились?

5.Физкультминутка.

Руки на пояс поставьте сначала,

Влево и вправо качайте плечами.

Вы дотянулись мизинцем до пятки?

Если сумели – всё в полном порядке.

6.Закрепление изученного материала.

-А теперь давайте вместе выполним упражнение 69 на стр.41.

(Коллективное выполнение)

-Ребята, а упражнение 70 я предлагаю вам выполнить в парах. А после выполнения вы поделитесь результатами друг с другом.

(Упражнение выполняется в парах)

7.Рефлексия.

(Запись под диктовку)

-Запишите в своих тетрадях предложение.

Льёт сильный дождь.

-Напишите над словами, какую часть речи они обозначают.

-Кто из вас готов назвать части речи? (один ученик читает предложение, называет части речи)

-Все ли из вас справились с заданием?(Ребята проверяют и оценивают себя)

8.Подведение итогов.

-В какой стране вы сегодня побывали?

-С какими частями речи вы познакомились?

-Чем вам понравился урок?

- Кому было легко на уроке, кто всё понял, пусть повесит на дерево красное яблоко.

-Кому было немного трудно разобраться в теме урока, пусть повесит на дерево зелёное яблоко.

-А кому было трудно и нужна помощь учителя и товарищей, повести на дерево жёлтое яблоко.

Домашнее задание.

Учебник стр.42 упражнение 71.

















































Письмо по памяти.

Всей семьёй идут гулять

Ночью вдоль дорожек

Ёж-отец, ежиха-мать

И ребёнок ёжик. (С.Маршак)







Письмо по памяти.

Всей семьёй идут гулять

Ночью вдоль дорожек

Ёж-отец, ежиха-мать

И ребёнок ёжик. (С.Маршак)



Сохранить у себя:
Конспект урока по русскому языку : "Части речи"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки