Конспект урока по русскому языку.
Тема: Что такое части речи?
Класс: 2
Урок №: 95
Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока: дать понятие о трёх самостоятельных частях речи: имен существительном, имени прилагательном, глаголе.
Задачи:
Обучающие:
сформировать умение соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи;
использовать специальную терминологию при определении частей речи.
Развивающие:
развивать творческое воображение и умение работать коллективно, в парах, индивидуально;
способствовать развитию умения анализировать и классифицировать, делать самостоятельные выводы.
Воспитательные:
воспитывать культуру поведения, личностные качества учащихся, дружеские отношения в коллективе;
прививать интерес к предмету русский язык.
Планируемые результаты:
1. Предметные результаты:
уметь называть в окружающем мире и на рисунке самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
2. Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
извлекать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;
строить речевое высказывание.
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
осуществлять самоконтроль.
Коммуникативные УУД:
учитывать разные мнения и стремиться к координации действий в сотрудничестве;
высказывать и отстаивать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
3. Личностные результаты:
выражать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью;
оценивать причины своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Оборудование: учебник «Русский язык. 2 класс», 2 часть, В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, карточки с заданиями, иллюстрации из книг Т.Рик.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний.
1) Минутка чистописания.
-Откройте тетради, положите их с наклоном, возьмите ручки, сядьте правильно: выпрямите спинки, поставьте на место ножки. Запишите сегодняшнее число, классная работа. Писать нужно аккуратно, обращая внимание на правильное соединение букв.
2)Словарная работа.
(На доске записаны слова)
Запишите слова в два столбика: 1)с разделительным мягким знаком; 2)с мягким знаком, обозначающим мягкость предшествующего согласного звука. В каждый столбик допишите ещё по одному слову.
Пальчик, ручьи, коньки, братья, стульчик, мальчик, муравьи, крылья.
3)Орфографическая минутка.
-Ну а теперь настало время потренировать нашу память. У вас на карточках небольшое стихотворение. Кто готов прочитать его вслух? Это стихотворение нужно записать в свои тетрадки по памяти. А кто помнит правила написания по памяти? Если забыли, можно открыть учебник на ст. 132 и заглянуть в памятку 3 «Как подготовиться к письму по памяти».
Письмо по памяти.
Всей семьёй идут гулять
Ночью вдоль дорожек
Ёж-отец, ежиха-мать
И ребёнок ёжик. (С.Маршак)
-Ребята, давайте проверим стихотворение, которое вы писали по памяти. Возьмите в руки красный и синий карандаш. У кого нет ни одной ошибки, поставьте на полях восклицательный знак красным цветом. У вас отличная память. Так держать! Те ребята, у которых есть неточности, рисуют на полях рядом восклицательный знак синим карандашом. Вашу память нужно ещё потренировать. Не унывайте!
-Ребята, что помогает людям общаться друг с другом?(Речь)
-Почему люди одной страны не понимают людей из другой страны? (У них разный язык)
-Как вы понимаете смысл этих пословиц?
Мал язык, а всем телом владеет.
Язык царствами ворочает.
-Назовите словарное слово в этих пословицах. (Язык)
-Напишите слово, подчеркните в нём непроверяемую безударную гласную, поставьте ударение. Давайте с вами придумаем предложение со словом язык и запишем его.
3.Самоопределение к деятельности.
На доске записаны слова.
лес тёмный зеленеет
снежинка лёгкая падает
солнышко яркое светит
-По какому признаку слова распределены в три группы? (в первом столбике слова отвечают на вопрос что?, во втором- на вопрос какой?, в третьем столбике – на вопрос что делает?.)
-что обозначают слова первого, второго и третьего столбика?
-Какую роль они играют в русском языке?
-Как вы думаете о чём же мы сегодня будем говорить? Кто попробует определить тему урока.
4.Работа по теме урока.
Откройте учебник на ст.39. Какие сказочные герои изображены на картинке? (Богатырь, Змей Горыныч.)
-Назовите вопросы, на которые отвечают эти слова. (Кто?)
-Прочитайте слова – названия признаков, относящихся к богатырю. (Смелый)
-Прочитайте слова – названия признаков, относящихся к Змею Горынычу. (Грозный)
-Назовите действия, которые они выполняют. (Нападать, защищаться)
-Прочитайте название раздела. Объясните, из каких частей состоит наша речь? (из слов)
-Давайте выполним упражнение 68 на странице 40.
(Выполнение упр. в соответствии с заданиями)
-Прочитайте правила тётушки Совы.
-Какие названия имеют части речи?
Блок-схема (ст.41)
-Ребята, мы с вами отправляемся в большое путешествие по стране Части Речи. Нас будут сопровождать герои книг Татьяны Рик – Юлька Апельсинкина, Женька, Катюша и их учительница – Светлана Даниловна.
-Рассмотрите схему на ст.41. Какие жители есть в этой стране? Как они называются одним словом?(Слова-названия)
(Читаю отрывок из книги об Имени Существительном и показываю рисунок волшебника)
-Какой волшебный предмет был у Имени Существительного?(волшебная палочка)
(Вывешиваю иллюстрацию к отрывку на доску)
-Во что он превращался с помощью неё?(в разные предметы)
-Рассмотрите схему. Что обозначают имена существительные? На какие вопросы отвечают?
( Читаю отрывок из второй книги «Доброе утро, Имя Прилагательное»)
-Каких слов много в речи Имени Прилагательного?(Много слов, отвечающих на вопросы Какой? Какая? Какие? Какое?)
-Какой волшебный предмет есть у Имени Прилагательного?(Волшебная кисть)
-Что происходило с предметами. Которых касается кистью Имя Прилагательное? (У них появляются какие-то признаки)
-Пройдём по второй стрелке на схеме в учебнике. Что обозначают имена прилагательные? На какие вопросы отвечают?
-А теперь сходим в гости к Глаголу.
(Читаю отрывок из третьей книги «Здравствуй, Дядюшка Глагол».Вывешиваю иллюстрацию из книги)
-Что волшебного происходит с дядюшкой Глаголом? (У него много рук и ног, и он постоянно что-то делает)
-Пройдём по третьей стрелке на схеме учебника. Что обозначают глаголы? На какие вопросы отвечают?
-С какими жителями страны Части Речи мы познакомились?
5.Физкультминутка.
Руки на пояс поставьте сначала,
Влево и вправо качайте плечами.
Вы дотянулись мизинцем до пятки?
Если сумели – всё в полном порядке.
6.Закрепление изученного материала.
-А теперь давайте вместе выполним упражнение 69 на стр.41.
(Коллективное выполнение)
-Ребята, а упражнение 70 я предлагаю вам выполнить в парах. А после выполнения вы поделитесь результатами друг с другом.
(Упражнение выполняется в парах)
7.Рефлексия.
(Запись под диктовку)
-Запишите в своих тетрадях предложение.
Льёт сильный дождь.
-Напишите над словами, какую часть речи они обозначают.
-Кто из вас готов назвать части речи? (один ученик читает предложение, называет части речи)
-Все ли из вас справились с заданием?(Ребята проверяют и оценивают себя)
8.Подведение итогов.
-В какой стране вы сегодня побывали?
-С какими частями речи вы познакомились?
-Чем вам понравился урок?
- Кому было легко на уроке, кто всё понял, пусть повесит на дерево красное яблоко.
-Кому было немного трудно разобраться в теме урока, пусть повесит на дерево зелёное яблоко.
-А кому было трудно и нужна помощь учителя и товарищей, повести на дерево жёлтое яблоко.
Домашнее задание.
Учебник стр.42 упражнение 71.
Письмо по памяти.
Всей семьёй идут гулять
Ночью вдоль дорожек
Ёж-отец, ежиха-мать
И ребёнок ёжик. (С.Маршак)
Письмо по памяти.
Всей семьёй идут гулять
Ночью вдоль дорожек
Ёж-отец, ежиха-мать
И ребёнок ёжик. (С.Маршак)