Урок русского языка в 3 классе
Тема: Письмо солдату
Цель урока:
создать условия для формирования навыка правильной речи обучающихся
Задачи урока:
Обучающие:
развитие умения распознавать части речи и развивать орфографическую зоркость;
продолжить формирование навыка работы с текстом;
Развивающая:
развитие культуры связной речи, грамотное и точное выражение своей мысли в устной и письменной речи.
Воспитательная:
Воспитание гражданственности и патриотизма;
Воспитание толерантности (терпимости к чужим мыслям)
Оборудование:
Экран
Проектор
Компьютер
Раздаточный материал (листы для написания письма, гвоздики)
Фотографии солдат
Письмо – треугольник с фронта
Ход урока.
Мотивирование к учебной деятельности
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проведём урок русского языка (Я, Наталья Николаевна, Татьяна Сергеевна и Елена Александровна)
- Сейчас вы послушаете одну легенду про бабочку (Видео)
Когда-то давно, в одном городе, жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города, люди издалека приходили к нему за советом.
Но был в городе человек, завидующий его славе. Пришел он как-то на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: “Пойду-ка я к мудрецу и спрошу у него: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках — живая или мертвая? Если он скажет мертвая, я открою ладони, бабочка улетит, если он скажет живая, я сомкну ладони и бабочка умрет. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее.”
Так все и получилось. Завистник пришел в город и спросил у мудреца: “Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках — живая или мертвая?”
Тогда мудрец, который был действительно умным человеком, сказал:
“Всё в твоих руках”
-Ребята, поэтому в ваших руках, в ваших силах на этом уроке показать свои знания по русскому языку.
Актуализация знаний
Чтение стихотворения на доске учителем:
Защитник Отечества – мир на З_мле,
В_да в роднике, свеж_й хл_б на ст_ле,
Надежда, уверенность в завтрашнем дне,
Стабильность и сч_ст_е в огромной стр_не.
- Как вы думаете, о ком пойдёт речь на уроке? (о защитниках)
- Кто, по вашему мнению, является защитником Отечества? (Это настоящий мужчина – воин, храбрый и благородный рыцарь. .. Защитник - тот, кто испытывает чувство к родине и готов постоять за ее честь и свободу.)
- А что означает слово Отечество?
Родина – это наш дом, улица, на которой мы живём. Это наш любимый город, село.
- Когда отмечали День защитника Отечества?
23 февраля наша страна отмечала День Защитника Отечества
2. Давайте вернёмся к нашему стихотворению.
- Назовите пропущенные орфограммы в нём и докажите их правильное написание (ответы обучающихся)
- Какой частью речи является слово защитник? (имя существительное)
- Докажите (или вспомните, что такое имя существительное) /правило/
- Подберите к слову защитник синонимы. Что такое синонимы.
-Что объединяет эти слова. Какой они части речи.
Имена существительные: СОЛДАТ ВОИН БОЕЦ ЗАЩИТНИК
- Подберите к словам защитник, воин, солдат имена прилагательные
- На какие вопросы отвечают имена прилагательные. Имена прилагательные: ОТВАЖНЫЙ СМЕЛЫЙ МУЖЕСТВЕННЫЙ СИЛЬНЫЙ
- А что же такое глагол? /правило/
- Подберите глаголы к существительным.
Глаголы: ЗАЩИЩАЕТ СЛУЖИТ ОХРАНЯЕТ СТРЕЛЯЕТ МАРШИРУЕТ
-Молодцы. А теперь составьте предложение, использую эти слова.
Загадка
Что, скажите, за конверт
Маленький, но яркий,
Облетит весь белый свет,
Как наклеишь марки?
- Что необычного (письмо)
-Что за необычного письма вы заметили ?( это письма-треугольники с фронта)
Рассказывает обучающийся: Колганова София
Этот маленький листок
Посылаю в землянку к тебе,
Чтобы строчками этими мог
Часто думать в бою обо мне.
Не давая пощады врагу,
Чтоб, в землянке порой находясь,
Знал: любовь я твою берегу,
Вспоминаю тебя каждый час.
В минуты отдыха письма позволяли расслабиться, сделать передышку, а в решительные минуты помогали мобилизоваться, собрать все силы, уберечься от слабости и паники. Потому у многих бойцов и командиров в карманах гимнастёрок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных хранились письма. Знали люди, что война – это пропасть, гибель. Но матери, жёны, сёстры ждали своих фронтовиков. Ждали, надеялись и писали письма.
Так выглядели военные письма. Они посылались без конвертов. Бумагу сворачивали так, что внутри было письмо, а снаружи адрес. С какой радостью встречали эти треугольнички с фронта.
Через письмо мы можем передать человеку теплоту, душевность. Ведь когда читаешь письмо, словно разговариваешь с близким тебе человеком
Постановка учебной задачи
- Ребята догадались ли вы, какая тема нашего урока? /Письмо солдату/
(учитель открывает тему на доске)
Цель урока: научиться правильно писать письма
- Кто знает, как его писать? (ответы обучающихся)
Прежде чем написать, надо знать части письма - структуру письма.
Когда мы составляем текст, из каких частей он должен состоять? (начало, основная часть, заключение)
Открытие новых знаний
(построение проекта, выхода из затруднения)
- Сейчас я предлагаю вам посмотреть структуру написания письма (на экране)
Схема письма Опорные слова
Начало Здравствуй, дорогой ________ ! Пишут тебе__________.Очень захотели тебе написать
Основная часть Расскажем о нашей жизни в классе. Напиши нам, пожалуйста о своей службе.
Заключение До свидания! Мы желаем тебе ______. Дата.
Что интересного заметили? (структура текста и письма одинаковая)
Физкультминутка
Прежде, чем дальше будем работать, проведём строевую подготовку (Звучит музыкальное сопровождение)
Встали, смирно – раз, два. На месте шагом – марш, раз, два, три, четыре. Смирно - раз, два. Направо – раз, два. Налево – раз, два. Смирно - раз, два. Вольно. Сели.
Первичное закрепление
- А хотите ли вы написать письмо?
- Сейчас мы напишем письмо солдату в парах. Чья пара напишет раньше, вам нужно поднять флажок. Когда будут подняты все флажки, то тогда будем проверять.
Самостоятельная работа
Установка: в каждой паре прошла. Дети пишут сочинение.
Обратите внимание при написании письма на слова, записанные на презентации.
Работа над оформление письма.
-Давайте посмотрим, что у вас получилось (выходят по 1 человеку из каждой пары, читают письма).
-Теперь давайте свернём наше письмо в треугольник и подпишем его. (Учитель показывает, а дети за ним повторяю).
-У вас у каждого на столе лежит гвоздика. Возьмите клей и приклейте ее на письмо.
Рефлексия
- Ребята , а кто нам поможет доставить письма до солдат.
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой «пять» на медной бляшке,
В синей форменной фуражке? (Почтальон)
(Дети опускают письма почтальону)
- Какую цель мы ставили с вами на уроке? (научиться правильно писать письмо)
- Сможете ли вы теперь сами написать письмо солдату или другому человеку?
- Из каких частей оно будет состоять?
Итог
Всё может родная земля: накормить тебя тёплым хлебом, напоить родниковой водой, удивит своей красотой. И только защитить сама себя не может.
Защита Отечества – долг тех, кто ест её хлеб, пьёт её воду, любуется её красотой.
(Звучит песня « Защитники Отечества»
Спасибо за урок. Все молодцы!
8