Конспект урока по русскому языку. 3 класс. Корень слова. Однокоренные слова.

Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова.

Цель урока:

формирование интереса к изучению русского языка путём актуализации знаний учащихся о корне как части слова, о признаках однокоренных слов.

Содержимое разработки

Ванян Н. В.МБОУ «Средняя школа №6»»

Русский язык 3 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий УМК «Школа России»

Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова.

Цель урока:

формирование интереса к изучению русского языка путём актуализации знаний учащихся о корне как части слова, о признаках однокоренных слов .

Планируемые

результаты

(предметные)

Учащиеся знают определение корня, умеют выделять его в слове; знают, что такое однокоренные слова, их признаки; умеют находить однокоренные слова; находят слова с изученными орфограммами, видят сигналы орфограмм, выполняют орфографический разбор

Личностные

результаты

Обучающиеся ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности; проявляют интерес к изучению русского языка

УУД

(метапредметные)

Познавательные: 1- находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий, 2 - строят несложные рассуждения; 3 - осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям.

Регулятивные: 1- принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; 2 -выполняют учебные действия в умственной и громко речевой форме, 3 - планируют свои действия для решения задачи, учитывают правило в планировании способа решения.

Коммуникативные: 1 - строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи; 2 - участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности; 3 -ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

Основное содержание темы, понятия

и термины

Корень слова, однокоренные слова, признаки однокоренных слов; орфографический разбор, словообразовательный разбор слова

Образовательные

ресурсы

Учебник, рабочая тетрадь







Ход урока

Этап урока

Содержание учебного материала и деятельности учителя.

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

В стране родного языка

Не всё известно нам пока,

Мы путешествовать начнём

И сами до всего дойдём.


Проверка домашнего задания.

-Дома вы должны были подготовить проект «Рассказ о слове». Кто готов выступить?

ВЫСТУПЛЕНИЕ. (5-7 минут)

- Понравились проекты? Что интересного узнали? Для чего нужны проекты? Где в жизни могут пригодиться эти знания?

- Прочитайте предложения: (3 мин.)

Учиться всегда пригодится.

Учёба и труд всё перетрут.

Корень учения горек, а плод сладок.

- Как можно назвать эти предложения, одним словом?

- Какую пословицу выберем девизом урока? Объясните смысл пословиц.

(Выслушиваются мнения детей, идёт работа над смыслом пословиц)

1 пословица: знания никогда не бывают лишними, без знаний сложно приспособиться в жизни;

2 пословица: если быть терпеливым и трудиться, то всего можно добиться.

3 пословица: учиться тяжело, зато много пользы от учебы, от полученных знаний, которые в жизни всегда пригодятся.

Ученики проверяют готовность к уроку.








Выступление с проектами.







Пословицы.

Учиться(ца) всегда пригодится.(ца)

Р3


II.Актуализация знаний


1. Минутка чистописания. (3 мин.)

- Запишите эту пословицу каллиграфически правильно. Какие орфограммы встретились?

В 4 классе вы будете изучать орфограмму ться и тся в глаголах. Если есть в вопросе Ь, то в глаголе тоже есть, если нет ь в вопросе, то и в слове нет.

В слове « ВСЕГДА» непроверяемая гласная Е.

- А для чего проводится этот этап урока?

2.Словарная работа. Работа в парах. (3 мин.)

- Возьмите карточку №1. Вставьте в слова пропущенные буквы и запишите их в окошечки ниже.

Проверим по слайду. СЛАЙД 1


Красная площадь, мороз, Россия, метро, Инна, компьютер.

- Что можете сказать про эти слова?











- Где можно посмотреть правописание этих слов?



- Какое слово получилось в клеточках?


Посадка при письме, положение тетради.



Чтобы писать грамотно, красиво, правильно соединять буквы.




- Слова с безударной гласной непроверяемой ударением.


- Все слова им.сущ.

- Красная площадь, Россия и слово Инна им.сущ собственные, а остальные нарицательные.





В конце учебника, в орфографическом словаре.


К о р е н ь


П1

Р2

К1

Л

III.Мотивация учебной деятельности

1.Работа над лексическим значением слова «корень»

(3 мин.)

- Давайте исследуем, какое же лексическое значение имеет слово «Корень»?

- Где мы можем найти подробную информацию о толковании слова? Найдите и прочитайте.



Вспомните из уроков окружающего мира, какая часть дерева главная? СЛАЙД 2

- Какое значение слова корень имеет отношение  к предмету «Русский язык»?

- Сформулируйте тему урока. СЛАЙД 3

Открываю запись на доске.






- Какую цель перед собой ставим на урок? СЛАЙД 4




1.Посмотреть в учебнике, стр.152-153.

2.В толковом словаре Ожегова. - Это слово многозначное: корень растения, корень зуба, корень слова.

Это – корень, так как дерево начинает расти от корня, от него оно питается и развивается.


«Корень слова»




Корень слова





- Вспомнить, какие слова называются однокоренными.

- Ответить на вопрос:

«Что называется корнем слова?»

- Научиться находить и выделять корень в словах.

П2

Р1

К2

Л

IV.Осознанное выполнение различных действий для выявления и освоения способов решения учебных задач


1. Открытие нового. (3 мин.)

- Вспомним цель урока. Каков первый вопрос? СЛАЙД 5

- Для того чтобы ответить на него, проведем небольшое исследование. Перед вами слова, прочитайте и определите, являются ли они однокоренными? Докажите.

вода, водитель, водичка



- Какое слово лишнее? Почему?



мороз вьюга стужа


- А эти слова будут однокоренными? Докажите.

Вывод.

- Какой вывод вы сделали, выполнив это задание?

- Какие слова мы будем называть однокоренными?

СЛАЙД 6


однокоренные слова

одинаковый корень близкие по смыслу








- Очень хорошо. Молодцы!



Какие слова называются однокоренным?




- Эти слова нельзя назвать однокоренными. Они не близки по смыслу.

Слова вода и водичка однокоренные, а водитель – нет.

- Нет, это синонимы. Значение слов близко по смыслу, но у слов разные корни.













П3

Р2

К2

Л

Физминутка

- Если я назову пару однокоренных слов, вы поднимаете руки вверх. Если назову пару слов, которые не являются однокоренными, вы приседаете. Постарайтесь посчитать, сколько пар однокоренных слов будет названо.

Маленький – малыш, река – ручей, дом – домашний, маленький – мальчик, ветер – вихрь, гриб – грибной, поле – полюшко, ученик – школьник.


3. Работа с учебником. Понятие корень слова.

-Работаем по с.74, упр.130.

- Прочитайте текст.

- Какую работу нужно провести по упр .130?

Назовите однокоренные слова. Почему вы так считаете? Объясните лексическое значение каждого слова. Какая орфограмма встретилась в этих словах?

–Выпишите однокоренные слова столбиком, чтобы корень в словах стоял под корнем. Какой корень будет во всех этих словах? Выделите корень дугой.

– Что заметили?
– Как пишется корень в однокоренных словах?

Корень-это главная значимая часть. В корне заключено общее лексическое значение.

СЛАЙД 7 Давайте убедимся в правильности выполнения задания. Верно, выполнено упражнение?

С какой целью выполняли данное упражнение?

Вывод: В корне заключен смысл слова. От него “растут” другие слова.

Слово с деревом похоже,

Ведь у слов есть корень тоже.

Он, конечно, самый главный,

Выполняет всё исправно.

И назад, и вперёд

Слово от него растёт.

Часто так случается

Корни повторяются,

В разные слова встают,

Общий смысл им придают.

- Обратите внимание, эти выводы есть у нас в учебнике. Прочитать.


- Вот мы ответили на второй вопрос, поставленный в начале урока.



Фронтально, затем работают самостоятельно.


Непроверяемая безуд.гласная О


-ОСИН-



Одинаково.




Да.


С целью закрепить знания по теме Однокоренные слова.




V.Включение нового знания в систему знаний и повторений

Учебно-познавательная игра «Найди родственника». (Валеопауза по системе здоровье сберегающего обучения Ф. Базарного. Снятие напряжения с опорно-двигательного аппарата)

В классе развешаны карточки со словами:

гора

сокол

сок

горевать

соколиный

горняк

горный

- Сейчас проведём игру «Найди родственника»

- Встаньте, пожалуйста. Не меняя положения ног, только поворачивая туловище и голову, найдите в классе карточки с однокоренными словами. Обоснуйте свой ответ.

-Объясните значение слова горняк.

-Назовите лишние слова. Почему?

Вывод: Слова, похожие по написанию, но разные по

смыслу, не являются однокоренными.


Работа с диском. Как найти корень слова?

Предлагаю выполнить упр. по диску. Диск.

Какое задание вам предлагают выполнить?

Какие? Прочитайте.


Что заметили? Докажите.


Кто выйдет, вставит слова и прочитает предложение?

Какая часть всех слов хранит общее лексическое значение всех однокоренных слов? Как пишется корень во всех этих словах?



Да, ребята в слове ЛЕС заключено общее лексическое значение всех названных вами слов.

Значит, чтобы найти корень в словах, нужно подобрать однокоренные слова и выделить в них общую одинаковую часть – КОРЕНЬ.

Ответили мы на вопрос как найти корень?

Какая орфограмма встретилась во всех этих словах? Какое из слов является проверочным?

Значит, это слово вы запишите первым. А потом все остальные.

Запомните слова. Запишите по памяти. Поставьте ударение. Подчеркните орфограмму. Выделите корень.

Проверка по диску.

Ребята, давайте восстановим алгоритм нахождения корня. Обратимся к правилу на с. 75. СЛАЙД 8

Разделите правило на 3 части.

1.Подобрать однокоренные слова.

2. Выделить общую часть-корень.

3.Корень в однокоренных словах пишется одинаково.

Так зачем нужно уметь подбирать однокоренные слова?

ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

-Предлагаю поработать в группах.

Карточка №2

Цель: умение находить однокоренные слова, объединять их в группы.

Задание. Найдите однокоренные слова, объедините их в группы.

Чистота, сказывать, масло, звонить, сказка, масляный, звонкий, звон, чистить, маслить, сказочный, чистый, звонок, чистенький, маслице.

Проверка. СЛАЙД 9

Для чего выполняли данное задание?

Вывод: Какие слова являются однокоренными?

Слова, у которых одинаковый корень и общее лексическое значение.















СОК, ГОРЕВАТЬ.








Вставить пропущенные слова.

Лес, лесок, лесные, лесник, лесистые.

Они однокоренные.


Объясняют.


-ЛЕС-

Одинаково.








Да

Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением. –ЛЕС-








С целью закреплять умение находить однокоренные слова, выделять в них корень.


Проверять орфограмму №1,№3,№4

П1,3,2

Р2,1,3

К1,2

Л

VI.Итог урока

-Ребята, наш урок подходит к концу.

- Обратите внимание на пословицы, с которых начался наш урок. Можно ли сказать, что слова из пословиц подходят к теме нашего урока?

- А какую еще связь с нашим уроком вы заметили?

- Назовите эти слова. Какой корень у этих слов?

- Мы достигли цели урока?



- Что такое корень слова?

- Какие слова мы называем однокоренными?

- Как найти в слове корень?


ДА.


В пословицах есть однокоренные слова.


-Да. Мы смогли ответить на поставленные вопросы.

Отвечают.

Р1,2,3

Л

VII.Рефлексия

- Оправдались ли ваши предположения, каким будет наш урок?

- Почему корень учения горек, а плод сладок?

- Выберите любое предложение и продолжите. СЛАЙД 10.

Сегодня на уроке я узнал …

Урок заставил меня задуматься о …

А особенно мне удалось …

Я понял, что …

Мне было интересно, потому что…



- Учиться тяжело, зато много пользы от учения…

Р1,2,3

Л

YIII.Домашнее задание

СЛАЙД 11.

Правила с.74-75 выучить правило, № 133.


Р1,2,3

Л



Сохранить у себя:
Конспект урока по русскому языку. 3 класс. Корень слова. Однокоренные слова.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки