Тема: Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих
Цель: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.
Ход урока:
I.Оргмомент
- Добрый день, ребята. Прозвенел звонок, прошу вас сесть за свои парты. (начинает звучать музыка)
- Ребята, пожалуйста, положите головы на парты, закройте глаза и представьте, что мы отправились в плавание по Берингову морю на красивейшем корабле. Зовут меня Мария Николаевна и я буду вашим помощником в путешествии,. (музыка убавляется). Открываем глаза.
II. Актуализация знаний.
Сегодня мы будем с вами юнгами на корабле под названием «Имя существительное» (слайд) и отправимся в плавание по Берингову морю.
(-Юнга – это подросток на судне, который обучается морскому делу.)
- Пока мы слушали звуки моря, нас прибило к Командорским островам. Посмотрите на карту. Отправной точкой нашего плавания будут Командорские острова.(слайд)
- А на каком полуострове мы с вами живем?(полуостров Камчатка)
- Вы видите, где расположена Камчатка? (да – Показать на карте Камчатку))
- Нам обязательно нужно вернуться домой. На пути будут встречаться как любому кораблю разные препятствия.
- Готовы к испытаниям? За каждое правильно выполненное задание вы будете получать вознаграждение – это золотая монета на карте – маршруте. Нам нужно собрать все 5 золотых монет.
Как и на каждом корабле у нас будет главный бортовой журнал - учебник. А у каждого мореплавателя есть личный бортовой журнал – у вас это будут тетради. Открываем бортовые журналы, записываем число, классная работа (слайд).
- У моряков – бескозырки (фуражка без козырька), а у нас – будут такие бескозырки (показать)
Так как мы с вами незнакомы, то предлагаю написать свои имена на своих бескозырках. Старайтесь написать свое имя красиво, без ошибок.
- А какое правило вы вспомнили, когда писали свое имя? (имена собственные пишутся с большой буквы)
III. Постановка учебной задачи (проблемный вопрос)
Прежде, чем отправиться в далекое и интересное плавание нужно запустить двигатель корабля, для этого необходимо выполнить несколько простых заданий. Я предлагаю девиз нашего путешествия:
- прочитайте (слайд и на доску) «Не унывать, всё пройти и всё узнать!»
- Теперь хором, как накатывает волна (сначала шепотом, постепенно повышая голос). А нашим командным жестом будет - жест «КЛАСС!»
А кто запомнил, как называется наш корабль? («Имя существительное»)
- Что такое имя существительное?
- Как может изменяться имя существительное?
- Что еще вы знаете об имени существительном? (имеет род)
- Молодцы, своими знаниями мы запустили двигатель корабля и он поплыл.
- Плывем мы по Берингову морю. Ой, ребята, смотрите, впереди рифы (ряд подводных или выступающих из воды морских скал) (слайд). Нам нужно обязательно их обойти. Нужно выполнить задание 1. Выполняя это задание мы с вами повторим род существительных.
- посмотрите на слова
(слайд) Вещь, нож, ёж, дочь, печь, плащ, речь, кирпич, мяч, мышь) и подумайте, что общего у этих слов?(сущ., оканчиваются на шипящий звук)
- Назовите шипящие согласные звуки?(ж,ш,ч,щ). Правильно, звуки – слышим, а буквы – пишем и видим.
- Давайте запишем в бортовой журнал буквы, обозначающие шипящие звуки.
Слайд Чистописание (ж ш ч щ) - КЛАСС
- На какие две группы можно разделить слова?(слайд со словами продублировать) (с Ь/без Ь, м.р. и ж.р.)
- Запишите слова в два столбика с Ь и без Ь.
- Почему в словах 1 столбика Ь есть, а во втором столбике – Ь нет?(1- сущ.ж.р., 2-сущ м.р.)
- Подчеркните Ь в сущ. ж. р.
- Ребята, а как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (Ь на конце имен сущ. после шипящих – на доске)
- Поставьте перед собой цель на сегодняшний урок. (2-3 чел). Правильно, вы поставили правильную цель: научиться правильно писать Ь на конце имен существительных после шипящих)
-Молодцы! Мы прошли 1 испытание и получаете награду. (слайд карты с закрашенной монетой) Нам удалось обойти рифы, поздравляю! КЛАСС
- Скажите, когда в именах существительных после шипящих пишется мягкий знак, а когда не нужно его писать?( в именах сущ. ж.р. после шипящих пишется мягкий знак, у сущ. м.р. мягкий знак не пишется).
IV. Изучение нового материала
- Проверим наше открытие в главном бортовом журнале-учебнике на с. 41, - Прочитайте правило.
- Правильное открытие мы сделали, ИМЯ? (да и читает правило из учебника)
Чтобы не допускать ошибки при написании слов с данной орфограммой, предлагаю вам в помощь следующий алгоритм:
Алгоритм написания мягкого знака (на доске)
Сущ. (Ч, Щ, Ш, Ж)
Род
Ж.р. М.р.
Есть Ь нет Ь
V. Закрепление изученного на уроке
Мы подплываем к небольшому острову(Слайд с островом) и нам нужно выполнить задание 2 (самостоятельно) «Пиши правильно» в бортовых журналах. При выполнении этого задания мы закрепим орфограмму сегодняшнего урока и вспомним что такое грамматическая основа предложения.
На палубу парусника вышли товарищ(?) и его доч(?).(слайд)
-Объясните, где нужно писать мягкий знак? Почему?
-Подчеркните грамматическую основу предложения и подчеркните ее.
- Теперь, поменяйтесь бортовыми журналами с соседом по парте. Проверьте правильность. (слайд с проверкой)
- Есть на борту юнги, которые выполнили данное задание без ошибок? - Молодцы, юнги. Так держать!КЛАСС! (слайд с картой)
- Внимание! Пришла телефонограмма! На нас надвигается шторм. И наш корабль заходит в бухту, где мы немного отдохнем.
ФИЗМИНУТКА
Я буду называть имена существительные с шипящими звуками на конце. Если я называю слова, в котором пишется мягкий знак на конце слова – вы приседаете. Если мягкий знак не пишется – хлопаете. (Слова на слайде с точками вылетают быстро)
Луч, сторож, речь, камыш, помощь, малыш, ночь, товарищ, глушь меч, карандаш, молодежь.
- Шторм закончился, можно продолжать плавание.
- Нам следует заняться работой по доказательству нашего открытия. А какое открытие мы сделали? (в именах сущ. ж.р. после шипящих пишется мягкий знак, у сущ. м.р. мягкий знак не пишется).
- пришло время поработать с главным бортовым журналом.
Задание 3. Откройте его на стр.41 Упр. 451. Данное упражнение на закрепление правила. (I вариант выписать существительные женского рода, II вариант – существительные мужского рода)
- Какие слова выписали? (проверка несколько учеников)
- Молодцы! Покажем дружно – КЛАСС!(слайд карта)
- Продолжаем наше плавание. Опять на нашем пути встретилось препятствие.
- Готовы его пройти?
Задание 4 (разноуровневые задания). Этот вид заданий позволит вам проверить свои знания на изучаемую орфограмму.
- У вас на карточках 3 задания. Вы можете выполнить любое из заданий. Уровень сложностей разный – одна звездочка легкое задание, две звездочки – сложное задание, три звездочки – задание высокого уровня сложности.
- Кто выполнил задание, показываете КЛАСС.
*Задание: Прочитайте слова. Вставьте на месте пропусков, где это необходимо, мягкий знак.
| **Задание: Образуйте от данных слов имена существительные с шипящим на конце, выделите орфограмму и укажите род. | ***Задание: Составьте 7 слов на данную орфограмму и с тремя из них составьте предложения.
|
КЛЮЧ… | Мелочиться - |
|
ТИШ… | Лучистый - | |
ВЕЩ… | Беспомощный - | |
КАМЫШ… | Ландышевый - | |
ПОМОЩ… | Вещевой - |
- спросить двоих учеников, которые выполняли 2 и 3 задание.
На закрепление
Задание: Прочитайте слова. Вставьте на месте пропусков, где это необходимо, мягкий знак.
|
ГРАЧ… |
ТОВАРИЩ… |
ВРАЧ… |
РОЖ… |
МОЛОДЕЖ… |
Задание: Образуйте от данных слов имена существительные с шипящим на конце, выделите орфограмму и укажите род. |
Пляжный - |
Мощный - |
Молодежный - |
Врачебный - |
Ершиться - |
- Ребята, мы и это препятствие преодолели и заработали еще одну золотую монету. (Слайд карта)
- Юнги, нам осталось совсем немного доплыть до дома, но посмотрите, нас догоняет какой - то корабль? (слайд с кораблем пиратов)
- Кто это? Пираты? Видимо пираты узнали, что у нас с вами много сокровищ на корабле. А сокровища наши знания и монеты. Давайте не будем сдаваться, и выполним все их условия (или сдадимся)
Задание 5 ИГРА С пиратами (ряды-группы) Прежде чем сказать ответ, вам нужно посоветоваться в группе. А здесь мы закрепим в игровой форме тему урока.
- Молодцы, мы справились с заданиями пиратов, покажите КЛАСС
- И благополучно приплыли к какому полуострову? (Камчатка) А как называется село, в котором мы живем?(Оссора) (слайд карта)
VI. Рефлексия (на слайд)
- Какое открытие сделали сегодня на уроке? (проговорить правило)
В заключение нашего плавания мне хочется вам сказать, чтобы наука не была для вас ночью, тьмой, а свет знаний освещал дорогу к вашим открытиям, давайте воспользуемся волшебными морскими звездами, которые лежат в ваших конвертах.
- Закрепите соответствующую звезду на корабль.
Если было интересно и легко во время плавания- голубая звезда.
Были трудности во время плавания- желтая звезда.
Тему во время плавания не поняли- розовая звезда.
- Мы отлично потрудились. Любая работа должна быть оценена.
- Поднимите руки, кто выполнил задание на карточке с тремя звездочками – получает 5,
- Поднимите руки, кто выполнил задание на карточке с двумя звездочками – получает 4,
- Поднимите руки, кто выполнил задание на карточке с одной звездочкой – получает 3.
- Молодцы, мы закончили наше путешествие. Мне с вами было интересно работать.
VII. Домашнее задание
«3» - выполняй упр. 453 стр. 41
«4» - выполняй упр. 452 стр. 41
«5» - составь текст на тему «Пришла весна», используя существительные с шипящим на конце.
девиз:
Не унывать, всё пройти и всё узнать!
Алгоритм написания мягкого знака