Конспект урока по русскому языку 1 класс "Звук и буква Зз"

Обучающиеся познакомятся со звуком и буквой «З».

Содержимое разработки



Дата


Тема

Звуки [з], [з’], буквы З, з.

Цель

Обучающиеся познакомятся со звуком и буквой «З».

Задачи

Познакомить с новым звуками [з], буквой Зз.

Развивать умение вычленять эти звуки в слове и читать слоги, слова с буквой З.

Развивать фонематический слух, речь, логического мышления, память, кругозор обучающихся.

Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминание.

Воспитание мотивации к учению, интереса и желания читать.

Тип урока.

Изучение нового.

Планируемые результаты(предметные)

Владеют навыками плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами.

Личностные результаты

Имеют познавательные интересы, учебные мотивы

Универсальные учебные действия (метапридметные)

Регулятивные : адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные : общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации в учебнике; логические – характеризуют звуки [з], [з’], буквы З, з.

Коммуникативные : умеют формулировать своё мнение и позицию.

Основное содержание темы, понятия и термины

Согласные буквы З,з ; слого-звуковой анализ слова.

Образовательные ресурсы

Шнурок (нитка), мультимедиа установка, ПК, цветные карточки.












Ход занятия

Этапы занятия

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Действия обучающихся

Вид и форма контроля

Осуществляемые действия

Формируемые умения

1

2

3

4

5

6

1. Организация начала урока.

Фронтальная,

Словесный,

Слово учителя.

Приветствие обучающихся.

-Проверим готовность к уроку.

Приветствуют учителя.

Организуют свое рабочее место.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

Фронтальный.

Наблюдение учителя

2. Речевая разминка




Коллективная.

Словесный.

Фонетическая зарядка.

- Как поют комарики?

- Что мы слышим, когда муха попадает в паутину?

- З-З-З….

-З-З-З….

Готовят артикуляционный аппарат к чтению.

Коллективный.

Правильное произношение звуков.

3. Постановка учебной задачи.

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя.

- Какой звук вы сейчас произнесли?

- Давайте сформулируем учебную задачу урока.

- [з].

- Познакомимся со звуком [з] и буквой, обозначающей его на письме.

Вместе с учителем формулируют учебную задачу.

Фронтальный.

Устные ответы.

4. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

1) Слого-звуковой анализ слова


Фронтальная.

Словесный.

Беседа, анализ слов.

Работа с предметными картинками

- Что изображено на картинках?

- Выполните слого-звуковой анализ слов зебра, звонок.

- Выделите согласные звуки

-Какие они?

Рассматривают картинки, работают со схемами слов, отвечают на вопросы учителя, выполняют слого-звуковой анализ слов.

- В слове звонок звук [з] твердый, в слове зебра звук[з’] мягкий, и они звонкие.

Выделяют новые звуки из слов, характеризуют их, сравнивают.

Фронтальный.

Устные ответы.

2) Знакомство с буквой З

Фронтальная.

Словесный,

практический

Беседа,

моделирование

буквы.


- Какой буквой обозначаются звуки

[з] и [з’] на письме?

-На что похожа буква З?

На эту букву посмотри:

Она совсем как цифра три.

-Выложите букву З из шнурка или нити.

Находят букву З на «ленте букв».


Высказывают свои предположения.

Из шнурка или нитки выкладывают букву З.

Находят букву З на «ленте букв». Моделируют её из шнурка или нитки.


Фронтальный

Устные ответы,

Моделирование

Физ.минутка

Коллективная

Практическая

Учитель говорит слова и демонстрирует движения

Повторяют слова и движения

Осуществляют профилактику утомления.

Коллективный. Правильное выполнение движений

3) Чтение слогов слияний и слов


Коллективная

Словесный,

практический

Чтение.

-Прочитай слоги.

-В каких слогах звук [з’]- мягкий, а в каких слогах [з] –твердый?

-Назовите слова которые начинаются со звука [з]

Хором читают слоги.

Называют слоги с мягким звуком и твердым звуком. Называют слова начинающиеся со звука[з].

Читают слоги-слияния. Характеризуют звуки [з] и [з’], определяют, какие гласные указывают на твердость и мягкость согласного звука.

Коллективный.

Чтение.

4) Дидактическая игра « Кто внимательный?»

Коллективная

Словесный.

Игра.

Учитель показывает предметные картинки.

-Роза, корзина, зонт, земляника, ваза, замок, зима.

Дети работают в парах выкладывают карточки- синюю если твердый согласный, зелёную –если мягкий согласный звук.

Распознают в словах твердый или мягкий согласный звук.

Коллективный.

Игра

5) Работа с иллюстрацией.

Фронтальная, Индивидуальная

Словесный,

практический.

Чтение, беседа.


-Рассмотрите рисунок. Что на нем изображено?


-Отвечают на вопросы.

Составляют рассказ по рисунку, соблюдая логику изложения, формулируют ответ на вопрос

Фронтальный

Устные ответы.

Чтение.

Физ.минутка

Коллективная

Практическая

Учитель говорит слова и демонстрирует движения

Повторяют слова и движения

Осуществляют профилактику утомления.

Коллективный. Правильное выполнение движений

5. Закрепление знаний и способов действий.


Парная. Словесный Чтение, беседа, рассказ.


-Рассмотрите картинку.

-Прочитайте слова.

-Прочитайте предложение.


Рассматривают картинку. Читают предложение. Составляют рассказ.

Читают текст вслух, соотносят его с иллюстрацией.

Придумывают свой рассказ, опираясь на предложенные слова

Парный. Устные ответы, рассказ

6. Рефлексивно-оценочный .

Фронтальная.

Словесный.

Беседа.

-С какой буквой, какими звуками мы познакомились на уроке?
-О чем из урока вы бы рассказали дома?

- Нарисуйте своё настроение после сегодняшнего урока

-Спасибо за урок!

Отвечают на вопросы учителя

Рисуют своё настроение

(солнышко – хорошее настроение, тучка – плохое ).

Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на вопросы, Оценивают свою работу на уроке.

Фронтальный

Устные ответы.





  1. Организация начала урока.

1). Игра «Живые буквы».

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

- Как называется наш урок? УРОК ЧТЕНИЯ

- Верно, но только буквы в слове «урок» рассыпались.

Помогите их собрать,

Не то урок нам не начать.

- Назовите по порядку буквы, которые надо взять, чтобы получилось название нашего урока. Выходят дети, у кого на парте данная буква.

- Молодцы, правильно собрали слово.

- Зачем надо уметь читать?









2) Чтение буквосочетаний.

- Потренируемся в чтении буквосочетаний с изученными буквами.

су ми но ка

ты на вы са

ра бе па во

мо ри



3) Речевая разминка

- Как поют комарики?

- Что мы слышим, когда муха попадает в паутину?

- З-З-З….

-З-З-З….

  1. Постановка учебной задачи.

- Какой звук вы сейчас произнесли?

- Давайте сформулируем учебную задачу урока.

- Познакомимся со звуком [з] и буквой, обозначающей его на письме.

- С каким звуком мы познакомимся на уроке? Чему будем учиться?

- Что бы вы хотели узнать об этом звуке? Какой он гласный или согласный? Твердый или мягкий? Составим план.

Узнать

гласный согласный

твердый мягкий

звонкий глухой



  1. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

Давайте произнесём звук «З».

- Произнесите ещё раз звуки [з], [з’] и понаблюдайте положение языка, губ, зубов.

- Можно ли их спеть?

- Что вы заметили?

- Легко ли проходит воздух? (Во рту есть преграда, и звук не можем петь).

- Как называются звуки, при произношении которых воздух задерживается?

- Какой сделаем вывод? (звук согласный)


1) Слого-звуковой анализ слова

Работа с предметными картинками

- Что изображено на картинках? зебра, забор

- Выполните слого-звуковой анализ слов зебра, забор.

- Выделите первые слоги в словах : зе – зебра, за – забор,

согласные звуки.

-Какие они?

- В слове забор звук [з] твердый, в слове зебра звук[з’] мягкий, и они звонкие.

- Как можно определить звонкий или глухой согласный?

-Что для этого делаем?

- Произнесём их ещё раз. Как мы их произносим: с голосом или без голоса?

- Закройте ушки и произнесите эти звуки. Что вы заметили?

- Как называются согласные звуки, при произношении которых участвует голос? ( звонкими)



- Итак, вернемся к плану и сделаем вывод.

- Звуки мы произносим, а на письме чем мы их обозначаем? Буквами.

2) Знакомство с буквой З

Демонстрация буквы.

Звуки [З], [З/] обозначаются буквой « З з».

-На что похожа буква З?

На эту букву посмотри:

Она совсем как цифра три.

Напечатайте ее на листке.

Выложите букву «З» из шнурка или нити.

Первоклашки дружно встали,
И зверятами все стали.
Потоптались как слонята,
Повертелись как лисята,
Поскакали как зайчата.
Как жирафы потянулись,
И друг другу улыбнулись.
Вперевалочку, как мышки,
Дружно сели все за книжки.




Физ.минутка









3) Чтение слогов слияний и слов (учебник)

Работа по «Букварю» с. 100

- Мы познакомились со звуками и буквой, а чему будем учиться дальше? (читать слоги, слова)

-Садимся, проверяем свою посадку, спина прямая, ноги вместе.

- Что нам поможет научиться читать?

-Что видите на доске? СЛОГИ - это часть слова.

- Откроем учебники и прочитаем слоги- слияния самостоятельно.

- Теперь читаем хором.

Прочитайте слоги.

за зе

зо зи

зу

зы

Почему все слоги разделили на 2 группы? (В одной согласный - твердый, в другой – мягкий)

-А какая схема подойдет к первому столбику? Почему?

-А вторая схема? Почему?

Внимание на доску, приготовились к чтению:

За за-мок

Зо зон-тик

Зы та-зы

Зи зи-мы

-Что изменялось в каждой строке? (добавлялись буквы и образовывались новые слова)







4) Дидактическая игра « Кто внимательный?»

Выберите карточку с тем слогом, который я назову и найди его место в таблице.

за

ку



а

о

у

ы

и

к






з






т








Карточка. Разложить слова (или предметные картинки)

в два столбика: слова с мягким звуком [з’], слова с твёрдым звуком [з].

Коза, глаза, роза, гвозди, замок, забор ([з]); зеркало, земля, обезьяна, зерно, зима ([з’])

5) Работа с иллюстрацией. Стр учебника 101

-Рассмотрите рисунок. Что на нем изображено?

Обучающиеся составляют рассказ по рисунку, соблюдая логику изложения, формулируют ответ на вопрос.


Физ.минутка

Давайте немного отдохнём и сделаем зарядку для глаз.

- Голову держим ровно, посмотрели наверх, налево, направо, вниз.

- Глазами начертите круг, треугольник, квадрат.

- Закройте глаза.

- А теперь открываем глаза и продолжаем работу.





5 . Закрепление знаний и способов действий. Работа с иллюстрацией стр. уч. 101 (продолжение)


Дидактическая игра « Угадай букву»

Оборудование: буквы З,С, В, Р, шкатулка (конверт)

Инструкция: Закройте глаза. Откройте волшебную шкатулку. Посчитайте, сколько букв в ней лежит. Найдите букву, с которой мы познакомились. Откройте глаза. Проверьте, правильно ли вы нашли букву: прочитайте букву. С закрытыми глазами угадайте, какие ещё буквы есть в шкатулке.


  1. Рефлексивно-оценочный.

- С какой буквой мы познакомились на уроке?

-Что мы о ней узнали?

- Оцените свою работу на уроке. Поднимите красные звёздочки те, кто считает, что работал сегодня на уроке хорошо, жёлтые звёздочки, кто считает, что работал хорошо, но не всё ещё получилось, синие – те, кому ещё надо потрудиться. Объясните свой выбор.





Дополнительное упражнение на концентрацию внимания.

- Потренируемся в распознавании новой буквы среди других букв. Ваша задача – зачеркнуть букву З и посчитать, сколько раз она встретилась, укажите на обратной стороне эту цифру.

УВМЗРЕЗЖФОБЬЗКЗПРЫВЗ





Сохранить у себя:
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Звук и буква Зз"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки