Конспект урока литературного чтения по произведению Л.Н. Толстого "Акула" для 3 класса студентки 1 курса Н.О. группы № 2 Строкиной Анастасии
Тема урока: «Рассказ Л.Н. Толстого "Акула".»
Тип урока: урок открытия новых знаний (О.Н.З.)
Цель урока: Изучение нового произведения и его анализа.
Задачи урока:
Образовательная:
Познакомить учащихся с произведением Л.Н. Толстого «Акула». Формировать навык выразительного чтения. Обогатить словарный запас учащихся.
Развивающая:
Развивать познавательную активность, внимание, память, творческие способности. Работать над осознанностью чтения.
Воспитательная:
Воспитывать эмоциональную отзывчивость к прочитанному, к героям и их поступкам; любовь и уважение к близким. Способствовать развитию познавательного интереса учащихся к предмету, ответственности.
Результаты урока:
Предметный:
Знание нового произведения Л.Н.Толстого и его анализа.
Метопредметный:
Формирование выводов, анализа, сравнений, такого важного умения, как организация деятельности.
Личностный:
Формирование нравственно-этической ориентации – при оценке поступков героев, при выявлении мотивов поступков, при формулировании основной мысли текста; ответственности и инициативности..
Структура урока:
Организационный этап (1-2 мин):
Приветствие учителя и учеников. Проверка готовности ребят к уроку.
Мотивационный (5-12 мин):
– Сегодня мы с вами вновь окунемся в мир литературного чтения. Но перед этим проведем речевую разминку. Попробуйте как можно быстрее по очереди произнести скороговорки:
Рубили дроворубы сыры дубы на срубы.
Наш дуда и туда и сюда.
Летят три пичужки через три пусты избушки.
– Большие молодцы! А теперь давайте проверим домашнее задание.
(На прошлом занятии была изучена биография Л.Н.Толстого)
Проверка домашнего задания с помощью краткого плана:
Что вам запомнилось о детстве Л.Н.Толстого?
Ответы на вопросы (страница 151)
– А сейчас мы познакомимся с замечательным произведением этого автора, которое называется «Акула». Но прежде, чем начать его читать, давайте выясним, а что вы знаете об акуле. (Показывается презентация со слайдами, на которых находятся видео моря и изображение акулы)
(Большая страшная хищная рыба; она быстро плавает; имеет острые зубы)
– Правильно, акула — страшная хищница морей. Это очень древняя рыба, кожа которой покрыта чешуёй с острыми шипами.
Основной (20 мин):
Знакомство с текстом.
– Теперь перейдём к самому произведению. В нём вам встретятся новые слова. Разберём же их. (На презентации выводятся слова):
(Словарная работа)
Палуба – горизонтальный ярус корабля;
Артиллерист – военнослужащий при огнестрельном орудии;
Полотно – гладкая и плотная льняная, пеньковая или хлопчатобумажная ткань простейшего переплетения;
Хобот – упирающаяся в землю задняя часть пушки;
Фитиль – шнур, служащие для горения в осветительных и нагревательных приборах;
Брюхо – живот;
Ропот – глухой, невнятный шум.
Приступаем к знакомству: я включаю видео ( https://youtu.be/z0NCU9T8gOA ), а вы внимательно слушаете.
(Просмотр)
– Вы, наверно, немножко хотите размяться? Устроим физкультминутку.
Физкультминутка:
Ветер дует нам в лицо. (Дети машут руками на себя)
Закачалось деревцо. (Дети делают наклоны)
Ветер, тише, тише, тише… (Дети приседают)
Деревцо все выше, выше!.. (Дети встают на носочки, тянутся вверх)
Анализ текста.
а) – Итак, как вы считаете, подходит ли название к тексту?
б) – Каких героев вы запомнили?
– Ребята, а теперь мы будем читать рассказ еще раз по частям. Можем ли мы сейчас сказать, на сколько частей поделим этот рассказ?
Читаем 1-й абзац.
– О чём мы узнали в 1- ой части?
(Наводящий вопрос: — Где место действия?)
Молодцы! Как мы можем назвать эту часть? (Корабль у берега Африки)
Прочитаем 2-ю часть (2 абзац)
Кто герои?
Чем они занимались?
Как мы можем назвать эту часть? (Весёлое купание в море, купание на парусе)
Прочитаем 3 -ю часть (На корабле с нами было 2 мальчика…Понатужься)
– Как артиллерист отнёсся к забавам ребят?
Сколько было мальчиков?
Как мы можем назвать эту часть? (купание в открытом море)
Прочитаем 4 -ю часть (Вдруг с палубы…громче прежнего)
Что узнали в 4-ой части?
Что сделал артиллерист?
Как отреагировали мальчики?
Как мы можем назвать эту часть? (Встреча с акулой)
Прочитаем 5 -ю часть (Артиллерист, бледный …дым застлал нам глаза)
– Что делали матросы?
– Как повели себя мальчики?
– Как мы можем назвать эту часть? (Спасение )
Закрепление изученного (10 мин):
Повторное чтение произведения детьми.
– Кто написал этот рассказ?
– Кому из героев вы больше всего сопереживали?
– Чему учит нас этот рассказ?
Рефлексия (2-5 мин):
– Что тебе больше всего понравилось сегодня на уроке?
– Продемонстрируйте своими карточками:
А) Всё ли вам на уроке было понятно?
Б) Своё настроение.
Домашнее задание: Пересказ текста. Во время пересказа постарайся голосом, интонацией показать свое отношение к героям + составить 3 вопроса к прочитанному.