Конспект урока по ОРКСЭ "Дружба"

Конспект урока по ОРКСЭ, модуль "Светская этика"

Содержимое разработки

Урок по курсу ОРКСЭ Модуль «Светская этика»

Базовый учебник: ОРКСЭ «Основы светской этики» 4-5 класс, изд. Дрофа, Москва, 2012 г

Тема: Дружба.

Цель: развитие представлений о дружбе, друге, добродетельности, понимания их значения в жизни.

Задачи:

  • показать ценность и необходимость дружбы, важность друзей в семейной и общественной жизни человека;

  • развивать умение анализировать поступки и соотносить их со своими, с общими человеческими ценностями;

  • развивать навыки сотрудничества со сверстниками.

  • воспитывать у школьников чувство доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

1. Предметные:

а) Выявить представление детей о том, что такое «дружба», «друг».

б) Учить видеть, понимать, оценивать поступки других, объяснять свои суждения.

2. Метапредметные:

а) Коммуникативные УУД:

- формировать умение оформлять свои мысли в устной речи;

- формировать умение слушать, понимать речь других, участвовать в диалоге;

- формирование умение работать в группах

б) Познавательные:

- формировать умение находить необходимую информацию ( в учебнике, словаре);

- формировать умение перерабатывать информацию и делать простые выводы;

- формировать умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной речи;

- формировать общеучебные умения (анализ, синтез, сравнение)

в) Регулятивные:

- формировать умение определять цель учебной деятельности;

- формировать умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- формировать умение контролировать свою деятельность, делать самопроверку;

- формировать умение преодолевать учебные трудности, адекватно реагировать на ошибки;.

3. Личностные:

1) Формировать положительную мотивацию к обучению;

2) Формировать умение ценить и принимать базовые ценности («настоящий друг»)

3) Формировать умение жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, рисование.

Технологии: Модульное обучение (умения находить нужную информацию и способность применять её для самостоятельного получения знаний), игровое обучение (игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность), проблемное обучение (постановка познавательных задач), информационно-коммуникационные технологии , групповая работа.

Основные термины и понятия: “дружба”, “друг”, “избирательность”, “бескорыстность”.

Методы: проблемно – поисковый,словесный (беседа),метод стимулирования интереса к учению (создание эмоционально – нравственных ситуаций), частично – поисковый (эвристическая беседа).

Оборудование: м\медийная установка, экран, листочки, раздаточный материал, карандаши.

Планируемый результат: учащиеся смогут сформулировать понятия “друг”, “дружба”, назвать правила дружбы; практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем; приобрести навыки работы в сотрудничестве.



Ход урока

1. Организационный момент:

Эмоциональный настрой.

- Ребята! Давайте улыбнемся друг другу и подумаем, как хорошо, что сегодня мы снова вместе. Глубоко вздохнем и выдохнем. Выдохнем - обиды, зло и тревогу. Вдохнем – хорошее настроение, радость, бодрость. Тихонько сели.

2. Введение в новую тему.

Тему урока, о которой мы будем говорить сегодня, узнаете, если прослушаете песню.(Звучит песня Шаинского «Если с другом вышел в путь»)

-О чем эта песня?

-Как вы думаете, почему прозвучала именно эта песня?

-Вы догадались верно, мы будем говорить о дружбе.

- А что вы хотели бы узнать о дружбе? (ответы учеников)

- А умеете ли вы дружить? А что значит – быть настоящим другом? На эти вопросы мы сегодня постараемся найти ответы. Вопросы трудные, серьезные. Не будем терять времени. Начнем работу.

-Как думаете, что такое «дружба»? ( Мозговой штурм).

РАБОТА НАД ЗНАЧЕНИЕМ СЛОВА «ДРУЖБА».

- Какое прекрасное слово «дружба»! Когда я произношу это слово, то сразу вспоминаю своего друга, с которым мне всегда интересно, тепло и уютно, с ним я могу посекретничать о своем. Где можно найти значение слова «дружба»?

Слово Дружба в словаре Ожегова

ДРУЖБА- близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

- Как вы думаете, между кем может быть дружба? (Между людьми разного возраста, между девочкой и мальчиком, между родителями, между животными).

-А считаете ли вы что дружить должны все на свете?

- А кто это все на свете?
- Почему должны дружить все на свете?

4.Открытие нового знания.

- Ребята! Как вы считаете, что нужно сделать, чтобы у вас было много друзей? (нужно помогать друг другу, уважать, уметь дружить….)

- Иметь друга - великое благо. А жизнь устроена так, что её блага не

сваливаются на нас с неба, ради них нужно трудиться. Ради дружбы необходимо трудиться душой.

Есть мудрое старое правило: «Хочешь иметь друга – будь им».

- Как понимаете?

(Т.е. восприми его радости и горести как свои и подумай о том, как сделать его жизнь счастливее. Не пожалей ни времени, ни своих сил, ни своих чувств).

Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Нельзя быть равнодушным к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живёт один раз на Земле, поэтому нужно каждый день творить добро. Дружба должна быть бескорыстной.

- Что такое бескорыстие?( выслушиваются мнения ребят)

5. Первичное закрепление

Рассказ «Лучшая подруга» А. Лопатиной. ( читает учитель)

Были ли в вашей жизни случаи, когда сначала вы не обращали на кого-то внимания, потому что у него была обычная внешность, а потом открывали в этом человеке что-то необычное?

Как люди становятся вашими друзьями?

У нашего народа есть много пословиц о дружбе. А насколько вы хорошо их знаете, покажет игра « Собери пословицу».

Каждая группа получает конвертик со словами пословицы. Ваша задача: собрать ее и приготовиться объяснить значение.

-Проверяем. 1 группа: Один за всех и все за одного.

2 группа: Старый друг лучше новых двух.

3 группа: Друг познается в беде.

- Какие еще пословицы о дружбе вы знаете?

(Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Человек без друзей, что дерево без корней. Дружбу за деньги не купишь.)

- Давайте эти пословицы, как правила дружбы запомним, и будем выполнять.

Дружить можно со всеми и с кем-то одним, дружить можно и в классе и в семье, но всё-таки самая главная дружба начинается в семье. Ведь семья-это начало нашей жизни, мы здесь родились, растём и взрослеем. Недаром одна из пословиц гласит

«Нет лучше дружка, чем родная матушка»

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

6. Разбор ситуаций

Их везде можно было увидеть вместе: в библиотеке, в школьной столовой, на улице. Олег и Миша были друзьями уже три года. Вместе они посещали научное общество учащихся и были отличниками. Однажды, когда проходила городская олимпиада по математике, участниками которой были оба мальчика, Олег занял первое место. В этот день многие восхищались им и поздравляли его. И только Миша молчал и был спокоен, как будто ничего не произошло. А дня через два Миша пересел от Олега на другую парту, ссылаясь на то, что ему не очень хорошо видно классную доску. Олег не понял, что произошло с другом.

Вопросы для обсуждения

- Что случилось с Мишей?

- Почему он повел себя так?

- А как бы вы повели себя в такой ситуации?

- Были ли в вашей жизни подобные ситуации?

- Можно ли назвать отношения этих ребят дружбой?

Истинная дружба проходит испытание не только горем, бедой, но и радостью. Настоящий дуг никогда не будет завидовать успехам товарища, наоборот, он искренне разделит его радость.

Часто дружба,

К своей устремившись звезде, вдруг замрет на каком- то градусе.

Кто сказал:

Человек познается в беде?

Человек раскрывается в радости!

- Какими же личными качествами, по вашему, должен обладать настоящий друг?

Работа в группах

- У каждой группы на столе лежит листочек со словами, обозначающие нравственные качества личности. Прочитайте их, обсудите и вычеркните те качества личности, которыми настоящий друг обладать не должен.

Слова на карточках: доброжелательность, грубость, лживость, терпимость, уступчивость, отзывчивость, равнодушие, забота, вредность, скупость, честность, щедрость, драчливость, жадность, бескорыстность, зависть, ответственность, подлость, эгоизм, хвастовство, вежливость.

-Перечислите, какими качествами обладает настоящий друг.

-А нужно ли вам самим обладать такими же нравственными качествами как и ваш друг? Почему?

- Действительно, народная мудрость гласит: «Найти хорошего друга – это только половина дела: нужно еще самому быть таким».

- Как вы считаете, легко ли быть хорошим другом?

Рисунок «Дерево дружбы»

Нарисуйте себя в виде дерева, а всех своих друзей в виде корней этого дерева. Подумайте, какой из корней вашего дерева самый прочный и почему.

7. Подведение итогов. Рефлексия.

- Чему научил вас этот урок? Когда дружбу можно считать настоящей?

- Какую роль играет дружба в жизни человека? Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке?

- Какие правила дружбы вы запомнили?

- С каким настроением уходите с урока? (Выбери цветочек, если настроение хорошее – оранжевый, если тревожное – красный и плохое – синий)

- Посмотрите какая цветочная поляна получилась.

- Спасибо всем за урок!!!

8. Д. задание: сделать творческую работу на тему « Мой друг», «Что такое дружба».



Сохранить у себя:
Конспект урока по ОРКСЭ "Дружба"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки