Урок по курсу ОРКСЭ Модуль «Светская этика»
Базовый учебник: ОРКСЭ «Основы светской этики» 4-5 класс, изд. Дрофа, Москва, 2012 г
Тема: Дружба.
Цель: развитие представлений о дружбе, друге, добродетельности, понимания их значения в жизни.
Задачи:
показать ценность и необходимость дружбы, важность друзей в семейной и общественной жизни человека;
развивать умение анализировать поступки и соотносить их со своими, с общими человеческими ценностями;
развивать навыки сотрудничества со сверстниками.
воспитывать у школьников чувство доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
1. Предметные:
а) Выявить представление детей о том, что такое «дружба», «друг».
б) Учить видеть, понимать, оценивать поступки других, объяснять свои суждения.
2. Метапредметные:
а) Коммуникативные УУД:
- формировать умение оформлять свои мысли в устной речи;
- формировать умение слушать, понимать речь других, участвовать в диалоге;
- формирование умение работать в группах
б) Познавательные:
- формировать умение находить необходимую информацию ( в учебнике, словаре);
- формировать умение перерабатывать информацию и делать простые выводы;
- формировать умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной речи;
- формировать общеучебные умения (анализ, синтез, сравнение)
в) Регулятивные:
- формировать умение определять цель учебной деятельности;
- формировать умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- формировать умение контролировать свою деятельность, делать самопроверку;
- формировать умение преодолевать учебные трудности, адекватно реагировать на ошибки;.
3. Личностные:
1) Формировать положительную мотивацию к обучению;
2) Формировать умение ценить и принимать базовые ценности («настоящий друг»)
3) Формировать умение жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, рисование.
Технологии: Модульное обучение (умения находить нужную информацию и способность применять её для самостоятельного получения знаний), игровое обучение (игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность), проблемное обучение (постановка познавательных задач), информационно-коммуникационные технологии , групповая работа.
Основные термины и понятия: “дружба”, “друг”, “избирательность”, “бескорыстность”.
Методы: проблемно – поисковый,словесный (беседа),метод стимулирования интереса к учению (создание эмоционально – нравственных ситуаций), частично – поисковый (эвристическая беседа).
Оборудование: м\медийная установка, экран, листочки, раздаточный материал, карандаши.
Планируемый результат: учащиеся смогут сформулировать понятия “друг”, “дружба”, назвать правила дружбы; практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем; приобрести навыки работы в сотрудничестве.
Ход урока
1. Организационный момент:
Эмоциональный настрой.
- Ребята! Давайте улыбнемся друг другу и подумаем, как хорошо, что сегодня мы снова вместе. Глубоко вздохнем и выдохнем. Выдохнем - обиды, зло и тревогу. Вдохнем – хорошее настроение, радость, бодрость. Тихонько сели.
2. Введение в новую тему.
Тему урока, о которой мы будем говорить сегодня, узнаете, если прослушаете песню.(Звучит песня Шаинского «Если с другом вышел в путь»)
-О чем эта песня?
-Как вы думаете, почему прозвучала именно эта песня?
-Вы догадались верно, мы будем говорить о дружбе.
- А что вы хотели бы узнать о дружбе? (ответы учеников)
- А умеете ли вы дружить? А что значит – быть настоящим другом? На эти вопросы мы сегодня постараемся найти ответы. Вопросы трудные, серьезные. Не будем терять времени. Начнем работу.
-Как думаете, что такое «дружба»? ( Мозговой штурм).
РАБОТА НАД ЗНАЧЕНИЕМ СЛОВА «ДРУЖБА».
- Какое прекрасное слово «дружба»! Когда я произношу это слово, то сразу вспоминаю своего друга, с которым мне всегда интересно, тепло и уютно, с ним я могу посекретничать о своем. Где можно найти значение слова «дружба»?
Слово Дружба в словаре Ожегова
ДРУЖБА- близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
- Как вы думаете, между кем может быть дружба? (Между людьми разного возраста, между девочкой и мальчиком, между родителями, между животными).
-А считаете ли вы что дружить должны все на свете?
- А кто это все на свете?
- Почему должны дружить все на свете?
4.Открытие нового знания.
- Ребята! Как вы считаете, что нужно сделать, чтобы у вас было много друзей? (нужно помогать друг другу, уважать, уметь дружить….)
- Иметь друга - великое благо. А жизнь устроена так, что её блага не
сваливаются на нас с неба, ради них нужно трудиться. Ради дружбы необходимо трудиться душой.
Есть мудрое старое правило: «Хочешь иметь друга – будь им».
- Как понимаете?
(Т.е. восприми его радости и горести как свои и подумай о том, как сделать его жизнь счастливее. Не пожалей ни времени, ни своих сил, ни своих чувств).
Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Нельзя быть равнодушным к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живёт один раз на Земле, поэтому нужно каждый день творить добро. Дружба должна быть бескорыстной.
- Что такое бескорыстие?( выслушиваются мнения ребят)
5. Первичное закрепление
Рассказ «Лучшая подруга» А. Лопатиной. ( читает учитель)
Были ли в вашей жизни случаи, когда сначала вы не обращали на кого-то внимания, потому что у него была обычная внешность, а потом открывали в этом человеке что-то необычное?
Как люди становятся вашими друзьями?
У нашего народа есть много пословиц о дружбе. А насколько вы хорошо их знаете, покажет игра « Собери пословицу».
Каждая группа получает конвертик со словами пословицы. Ваша задача: собрать ее и приготовиться объяснить значение.
-Проверяем. 1 группа: Один за всех и все за одного.
2 группа: Старый друг лучше новых двух.
3 группа: Друг познается в беде.
- Какие еще пословицы о дружбе вы знаете?
(Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Человек без друзей, что дерево без корней. Дружбу за деньги не купишь.)
- Давайте эти пословицы, как правила дружбы запомним, и будем выполнять.
Дружить можно со всеми и с кем-то одним, дружить можно и в классе и в семье, но всё-таки самая главная дружба начинается в семье. Ведь семья-это начало нашей жизни, мы здесь родились, растём и взрослеем. Недаром одна из пословиц гласит
«Нет лучше дружка, чем родная матушка»
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
6. Разбор ситуаций
Их везде можно было увидеть вместе: в библиотеке, в школьной столовой, на улице. Олег и Миша были друзьями уже три года. Вместе они посещали научное общество учащихся и были отличниками. Однажды, когда проходила городская олимпиада по математике, участниками которой были оба мальчика, Олег занял первое место. В этот день многие восхищались им и поздравляли его. И только Миша молчал и был спокоен, как будто ничего не произошло. А дня через два Миша пересел от Олега на другую парту, ссылаясь на то, что ему не очень хорошо видно классную доску. Олег не понял, что произошло с другом.
Вопросы для обсуждения
- Что случилось с Мишей?
- Почему он повел себя так?
- А как бы вы повели себя в такой ситуации?
- Были ли в вашей жизни подобные ситуации?
- Можно ли назвать отношения этих ребят дружбой?
Истинная дружба проходит испытание не только горем, бедой, но и радостью. Настоящий дуг никогда не будет завидовать успехам товарища, наоборот, он искренне разделит его радость.
Часто дружба,
К своей устремившись звезде, вдруг замрет на каком- то градусе.
Кто сказал:
Человек познается в беде?
Человек раскрывается в радости!
- Какими же личными качествами, по вашему, должен обладать настоящий друг?
Работа в группах
- У каждой группы на столе лежит листочек со словами, обозначающие нравственные качества личности. Прочитайте их, обсудите и вычеркните те качества личности, которыми настоящий друг обладать не должен.
Слова на карточках: доброжелательность, грубость, лживость, терпимость, уступчивость, отзывчивость, равнодушие, забота, вредность, скупость, честность, щедрость, драчливость, жадность, бескорыстность, зависть, ответственность, подлость, эгоизм, хвастовство, вежливость.
-Перечислите, какими качествами обладает настоящий друг.
-А нужно ли вам самим обладать такими же нравственными качествами как и ваш друг? Почему?
- Действительно, народная мудрость гласит: «Найти хорошего друга – это только половина дела: нужно еще самому быть таким».
- Как вы считаете, легко ли быть хорошим другом?
Рисунок «Дерево дружбы»
Нарисуйте себя в виде дерева, а всех своих друзей в виде корней этого дерева. Подумайте, какой из корней вашего дерева самый прочный и почему.
7. Подведение итогов. Рефлексия.
- Чему научил вас этот урок? Когда дружбу можно считать настоящей?
- Какую роль играет дружба в жизни человека? Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке?
- Какие правила дружбы вы запомнили?
- С каким настроением уходите с урока? (Выбери цветочек, если настроение хорошее – оранжевый, если тревожное – красный и плохое – синий)
- Посмотрите какая цветочная поляна получилась.
- Спасибо всем за урок!!!
8. Д. задание: сделать творческую работу на тему « Мой друг», «Что такое дружба».