Тема урока: «Что такое почва»
Цель урока: создать условия для формирования у учащихся понятия «почва», её состав и свойства.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Метапредметные УУД:
Личностные:
Способствовать формированию положительного отношения к учебной деятельности;
Способствовать проявлению интереса к изучению нового учебного материала;
Коммуникативные:
Способствовать умению слушать собеседника;
Содействовать пониманию и принятию различных точек зрения;
Развитию умения задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия.
Регулятивные:
Содействовать пониманию учебной задачи урока, и осуществлять ее решение под руководством учителя в процессе изучения материала;
Формировать умение оценивать результат своей учебной деятельности;
Познавательные:
Способствовать овладению сравнения, анализа, строить рассуждения.
Способствовать осуществлению поиска информации по образцу.
Предметные УУД:
Познакомить с понятием «почва». Выявить основные свойства и состав почвы.
Учить бережному отношению к земле.
Ход урока.
Эмоциональный настрой на урок.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
- Сегодня мы с вами продолжим постигать различные тайны природы. Но сначала, мы должны вспомнить почему нужно беречь воду и как?
2. Проверка домашнего задания.
Дома вы рисовали знаки, помогающие беречь людям воду. Давайте посмотрим на эти знаки.
Выставка работ учащихся и объяснения заков.
Тестовая работа для учащихся. Кружочками выделите буквы правильных ответов.
1. Какое из веществ ты используешь в повседневной жизни больше всего?
в) крахмал п) воду д) соль
2.Какая вода нужна людям?
м) прозрачная с) бесцветная о) чистая
3.От чего загрязняется вода в реках и озерах?
ф) от использования воды в быту
ч) от слива без фильтрации сточных вод заводов и фабрик, нечистот с ферм
э) от использования воды животными
4.Что используют на заводах и фабриках для очистки воды?
в) фильтры з) пластиковые трубы и) кислоты
5. Кто страдает от загрязнения вод?
а) всё живое б) никто в) только люди
3. Постановка учебной задачи.
- Я сегодня для вас приготовила загадку, которую никак не могу отгадать. Помогите мне, пожалуйста.
Она весь мир кормит, сама же ничего не ест.
- Правильно, ЗЕМЛЯ.
- Но у слова ЗЕМЛЯ есть несколько значений. О каком говорится в этой загадке? (земля, где мы ходим)
- Кто догадался, о чём мы сегодня будем говорить?
- Но давайте вернёмся к тесту. Прочитайте слово, которое у вас получилось из выделенных букв. ПОЧВА.
- А как это слово относится к нашей теме урока? (землю часто называют почвой)
- Посмотрите на основные вопросы, на которые нужно ответить на нашем уроке.
Что такое почва?
Кто живёт в почве?
Какое основное свойство почвы?
Что входит в состав почвы?
Что растения получают из почвы?
Зачем человеку нужны знания о почве?
- Кто сможет сразу ответить на эти вопросы?
- Сформулируйте, пожалуйста, что мы должны узнать сегодня на уроке.
4. Открытие новых знаний.
1) Рассмотрите небольшой срез участка земли. Сделайте выводы:
- Верхний участок более тёмный и более рыхлый. Это и будет почва.
Посмотрите в словаре Ожегова понятие «почва» и сравните со своим выводом.
Вывод: почва – верхний, рыхлый, тёмный слой земли.
2) Как вы думаете, в почве, земле кто-нибудь живёт? Если да, то кто?
- Рассмотрите рисунок в учебнике стр. 64.
- Зачем там обитают эти животные? Попробуйте высказаться.
Вывод: в почве живут различные животные, для которых почва – это дом.
3) Как человек использует почву?
- Скажите, чтобы получился богатый урожай, какая должна быть почва?
- Правильно, плодородная. Что значит плодородная? (давать богатый урожай)
- Сделайте вывод, какое основное свойство почвы?
Вывод: плодородие – основное свойство почвы.
4) Теперь мы с вами попробуем исследовать почву и выявить состав почвы. Возьмите ЛИСТОК ИССЛЕДОВАТЕЛЯ.
ЛИСТОК ИССЛЕДОВАТЕЛЯ
№ опыта | Вывод |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
Опыт №1.
Положите в стакан с водой комок почвы. Что наблюдали?
Вывод: в почве есть воздух.
Опыт №2.
– Возьмите бумажную салфетку, положите на неё немного почвы специальной ложечкой из стаканчика и сильно сожмите. Стряхните почву в ванночку.
– Что осталось на салфетке?
Вывод: в почве есть вода.
Опыт №3.
Внимательно посмотрите видео и сделайте вывод. https://www.youtube.com/watch?v=qQ5651bYNcM
Вывод: в почве имеются остатки растительных и животных организмов – перегной. (Можно определить по запаху).
Опыт №4.
В стаканчик с почвой налейте воды и размешайте стеклянной палочкой. Что наблюдаете? На дне песок, а по бокам стаканчика глина.
Вывод: в состав почвы входит песок и глина.
Опыт №5.
Внимательно посмотрите видео и сделайте вывод. https://www.youtube.com/watch?v=qQ5651bYNcM
Вывод: в почве есть минеральные соли.
Посмотрите на свой ЛИСТОК ИССЛЕДОВАТЕЛЯ и перечислите что входит в состав почвы.
На нашем ЛИСТКЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ не выполнено ещё одно задание. Чтобы с ним справиться, откройте учебник на стр. 66 прочитайте материал, рассмотрите рисунок и вставьте необходимые данные в свой рисунок-схему.
Вывод: почва даёт растениям кислород, воду, минеральные соли.
5. Первичное закрепление.
Игра «ДА-НЕТ». Если с высказыванием согласны, то +, если не согласны, то -.
Верхний рыхлый и плодородный слой земли, покрытый растительностью называется почва. +
В в состав почвы входят: песок, глина, вода, перегной, соли, стекло. -
Основное свойство почвы - плодородие. +
В почве никто не живёт. -
Остатки органических и неорганических веществ, содержащихся в почве называется подкормка. –
Животные, которые живут в почве, повышают её плодородность. +
Игра «СОБЕРИ ПОСЛОВИЦЫ»
Кто мать — сыру землю любит, как мать детей.
Земля — кормилица, она даёт урожай.
Земля кормит людей, а и та сама есть просит.
Мать сыра-земля всех кормит, всех поит, есть плохие хозяева.
Нет плохой земли, тот голоден не будет .
Землю уважай, всех одевает, всех своим телом пригревает.
Получившиеся пословицы.
Кто мать — сыру землю любит, тот голоден не будет.
Земля — кормилица, а и та сама есть просит.
Земля кормит людей, как мать детей.
Мать сыра-земля всех кормит, всех поит, всех одевает, всех своим телом пригревает.
Нет плохой земли, есть плохие хозяева.
Землю уважай, она дает урожай.
- Зачем человеку изучать почву? - Нужно ли её охранять?
Порассуждайте . А теперь внимательно посмотрите видео и ответьте на эти вопросы. https://www.youtube.com/watch?v=qQ5651bYNcM
6. Итог урока.
- Давайте вернёмся к нашим вопросам. На все ли мы ответили?
- Что вы узнали о почве на уроке?
- Нужны ли нам эти знания? Где будем применять?
7. Рефлексия.
- Что вам понравилось сегодня на уроке?
- Как вы работали? Выберите соответствующий смайлик.
Я всё понял и Я понял, но остались Ничего не понял и на
хорошо работал. вопросы, я старался. уроке был не активен.
Домашнее задание: напишите мини-сочинение, что даёт нам почва и зачем её надо беречь.
- Молодцы! Наш урок окончен! Я хочу вам прочитать несколько строк.
Почвою не вся земля зовется,
Только верхний плодородный слой,
Только в нем, когда пригреет солнце,
Прорастают семена весной.
Но не скоро станет доброй пашней
Влажный перегной листвы опавшей,
Отцветают травы каждый год,
Только очень долго почвы слой растет.