Технологическая карта урока по учебному предмету «Математика» в 1-Б классе на тему «Название компонентов действий и результата действий при сложении»
Тип урока: Форма проведения: | Урок «открытия» нового знания
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Авторы УМК:
| УМК «Школа России» Программа образовательных учреждений. «Математика. 1 – 4 классы». Авт. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В.) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели урока: | - познакомить обучающихся, с названием чисел при действии сложении - работать над правильным использованием изученных терминов в математической речи | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные): | Метапредметные: Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - формулировать учебные задачи; - работать по предложенному плану, инструкции; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем давать оценку своей деятельности на уроке. - оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. - осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД: - ориентироваться в учебнике, тетради; - ориентироваться в своей системе знаний; - проводить анализ учебного материала; - уметь определять уровень усвоения учебного материала. Коммуникативные УУД 1. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 2. Оформлять свои мысли в устной форме. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к происходящему, выражать свои эмоции. 2. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Предметная цель: 1. узнать, как называются числа при сложении 2. научиться составлять примеры по картинке, записывать и читать их с помощью математических терминов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оборудование: | Компьютер Опорные карточки с таблицами Проектор | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Образовательные ресурсы: | Презентационный материал Модель проверки Опорные таблицы Учебник, карточки с примерами | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этапы урока | Ход урока | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности. Цель для учителя: мобилизовать начало урока, создать благоприятные психологические условия для работы, способствовать формированию положительной учебной мотивации. Цель для обучающегося: приготовиться к уроку, проверить наличие учебных принадлежностей; эмоционально-положительный настрой на урок | Настрой на урок Сегодня у вас необычный урок, у нас на уроке гости. Давай повернемся к нашим гостям, поздороваемся, и приветственно помашем им рукой. А теперь давайте вдохнем все хорошее: радость, здоровье, хорошее настроение. И выдохнем все плохое: волнение, неуверенность в себе. Посмотрите, пожалуйста, на эти цветочки смайлики (спасибо) и выберите тот, который больше всего нравиться и соответствует вашему настроению. Надеюсь, оно сохраниться до конца нашего урока. Начнем наш урок. Откройте пожалуйста тетрадь Давайте подготовим наши пальчики к письму. (разотрем, помоем руки) Запишем дату СЛАЙД 1 (Правильная посадка) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Актуализация опорных знаний Цель для учителя: обеспечить высокий уровень вовлеченности ученика в учебную деятельность, активизировать мыслительные операции и познавательные процессы Цель для обучающегося: повторить ранее изученный материал, необходимый для «открытия» нового знания. | - Я сейчас буду задавать вам вопросы, а вы постараетесь на них ответить и ответ записать в тетрадь. - Готовы? На какой стороне тетради вы будете писать? (правая, левая) - Запишите число, которое: – при счёте следует за числом 3; (4) – предшествует числу 8. (7) – на 1 больше числа 9; (10) – на 1 меньше числа 2. (1) - стоит между числами 7 и 9 (8) - запиши число, которое обозначает отсутствие предметов (0) - увеличь число 4 на 1 (5) - уменьши число 7 на 1 (6) - к числу 2 прибавь 1 (3) - на доске записано два числа, какое из них больше? 9 или 7 Запишите (9) А если сравнивать по размеру, то что больше? Что сравниваем число или цифру? Что такое цифра? (значок для записи чисел) - Посмотрите внимательно, какое число не записали? (2) Поверим: 4 7 10 1 8 0 5 6 3 2 9 Что получили? (ряд чисел) Посмотрите, что заметили? (стоят не по порядку) Назови в правильном порядке. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 РЕФЛЕКСИЯ: Молодцы – эти знания нам сейчас пригодятся при изучении темы урока. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Постановка проблемы, открытие нового знания Цель для учителя: создать проблемную ситуацию, организовать коммуникативное взаимодействие, подвести учащегося к формулированию темы урока Цель для обучающегося: увидеть проблему, зафиксировать причину затруднения, построить проект выхода из затруднения | А теперь вернемся к нашим цветочкам: Переверните их пожалуйста, что вы видите? (примеры) 2+1 8-2 4-2 6+2 3-2 9+1 - На какие две группы их можно разделить? (примеры на сложение и вычитание) Разложите по группам - С помощью какого математического знака мы записываем действие сложение? (+) - На какое действие примеров больше? (на сложение) Сегодня мы узнаем, что то новое о действии сложения - какие геометрические фигуры нарисованы на доске? (круги и треугольники)
- Составьте пример на сложение, используя математические знаки + - = Какой пример получился? Прочитай. Сколько получиться? 4 + 2 = 6 - Прочитай этот пример по разному. 4 плюс 2 равно 6, 4 и 2 будет 6 4 увеличить на 2 – получится 6. к 4 прибавить 2 – получится 6. Можно прочитать и по другому, используя названия чисел при сложении У каждого числа есть название. Ты знаешь как называются числа при сложении? (затруднение) - Знаем? (нет) Как ты думаешь, что мы сегодня должны узнать? СЛАЙД 2 Как называются числа при сложении. ТЕМА: Название чисел и результата при действии сложения. СЛАЙД 3 Какая цель нашего урока? Цель: Узнать, как называются числа при сложении | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Перед следующим заданием давай настроим глаза для работы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физминутка для глаз. Геометрические фигуры распределены на доске. Учитель называет фигуру, ученик смотрит на неё. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Открытие нового знания Цель для учителя: развивать усвоение ребенком способа действий при решении учебной задач Цель для обучающегося: Узнать, как называются числа при сложении | А сейчас, чтобы ответить на наш главный вопрос предлагаю вам послушать сказку про очень любопытного мышонка.
СЛАЙДЫ СКАЗКА
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сказка о названии чисел при сложении | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СЛАЙД 4 | Жил-был очень маленький и любопытный Мышонок. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СЛАЙД 5 | Он жил в большой библиотеке. Там было много полок и шкафов с книгами. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СЛАЙД 6 | Местами стояли столы и стулья, где люди могли садиться и читать книги. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СЛАЙД 7 | В библиотеке жили еще мыши, но они не портили книги, они просто там бегали, шуршали, иногда листали странички ради интереса. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СЛАЙД 8 | Мышонок приставал ко всем мышам | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СЛАЙД 9 | И все время задавал им массу самых разных вопросов. Что? Как? Почему? Где? | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СЛАЙД 10 | Они рассказали ему уже все, что только могли рассказать, а ему все не хватало. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СЛАЙД 11 | Тогда Мышонок решил все спрашивать у людей. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СЛАЙД 12 | Однажды Мышонок забрался на книжную полку и увидел взрослого серьезного умного Человека. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СЛАЙД 13 | Он сидел и читал книгу. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СЛАЙД 14 | Мышонок забрался к нему на стол и попросил его рассказать что-нибудь интересное, что он еще не знал. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СЛАЙД 15 | Взрослый Человек задумался и поинтересовался, умеет ли он складывать числа. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СЛАЙД 16 | Мышонок сказал, что умеет. Тогда умный Человек решил ему рассказать, как называются числа при сложении. Мышонок удивился, так как он знал, что числа нужно брать и складывать. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СЛАЙД 17 | Серьезный Человек засмеялся и сказал, что только мыши и лягушки просто складывают числа. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СЛАЙД 18 | Взрослые серьезные умные люди всему дают серьезные и умные названия. Тогда сразу будет понятно, о чем идет речь. Умный Человек решил все объяснить Мышонку. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ДОСКА Учитель пишет на доске 4 + 5 =
|
В библиотеке была небольшая доска с мелом, и серьезный взрослый умный Человек взял мел и начал рисовать. Он написал простой пример: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 + 5 = 9
|
ТАК как ты мышонок, давай представим в виде зернышек.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Посчитаем все вместе (Считаем вслух) и получим 9. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мышонок сказал, что он это знает. Тогда умный Человек стал объяснять, что число 4 и число 5 называются слагаемыми. Число 4 – это первое слагаемое, а число 5 - второе слагаемое. Числа слагают, складывают, соответственно, они - слагаемые. А число 9 называется суммой. Мышонок удивился, почему число 9 – это сумма. Человек не нашел ответ. Тогда Мышонок придумал, что числа сложили в сумку. Человек задумался и сказал, если так легче запомнить, то можно считать, что их сложили в сумку. Потом Человек добавил, что выражение тоже называется суммой. То есть слово «сумма» имеет два близких значения: результат сложение и сам пример на сложение. КАРТОЧКА теория Название чисел при сложении
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СЛАЙД 19 | Мышонок все запомнил и поблагодарил умного взрослого серьезного Человека. Тогда взрослый Человек попросил Мышонка не мешать ему читать умную книгу и погрузился в чтение. Мышонок еще немного посидел на столе, повертел мордочкой, запоминая, как называются числа при сложении: слагаемое, слагаемое, сумма. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СЛАЙД 20 | Потом слез со стола и убежал в норку к другим мышам. С тех пор он все это хорошо знал и запомнил навсегда. Вот такая учебная сказка ВЫВОД: Как называются числа при сложении? | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Первичное закрепление Цель для учителя: развивать усвоение ребенком способа действий при решении задач Цель для обучающегося: учиться решать типовые задания с проговариванием алгоритма решения вслух
| Повторим изложенную информацию. Рассмотрим пример. Задача: Научиться читать и записывать примеры с помощью названий чисел при сложении. СЛАЙДЫ 21-22 Что получится, если к числу два прибавить число пять? 2 + 5 = Представим данное выражение с помощью треугольников.
Посчитаем все треугольники на рисунке, получим семь треугольников, то есть число 7. 2+5=7 Вспомним, как называются числа при сложении. Число 2 – это первое слагаемое, число 5 – второе слагаемое, число 7 – сумма, выражение 2+5- это тоже сумма.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физминутка. ХОМКА | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Включение в систему знаний и повторение Цель для учителя: установить степень усвоения обучающегося материала Цель для обучающегося: выполнить задания с использованием изученного материала | РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ Откроем учебник (стр 86) - Скажи, что делают дети? (складывают кубики в коробку) - Прочитай пример. - 3+2=5 - Чему равно первое слагаемое? (3) - Чему равно второе слагаемое? (2) - Что получили при выполнении сложения? (сумму) - Как прочитать полностью это выражение? (прочитай) сумма чисел 3 и 2 равна 5 - Как можно по другому? ( первое слагаемое 3 второе слагаемое 2 сумма равна 5) Памятка - подсказка
Карточка. Составление примеров на сложение по предметным картинкам.
И т.д. Карточка опора. Будем работать по плану План Составь пример по картинке. Запиши в математическом виде. Реши пример. Назови первое слагаемое. Назови второе слагаемое. Назови результат сложения. Прочитай выражение по разному.
Запишем в тетради Примеры: 3+3=6 Обведи первое слагаемое 5+2=7 Обведи второе слагаемое 1+1+4 =6 Обведи сумму результат Скажи пожалуйста, зависит ли названия чисел от того, что мы складываем? (нет) Мы с тобой складывали зерна, фигуры, кубики……… А в жизни, где мы встречаемся со словом сумма? Например, мама спрашивает на какую сумму моя покупка. (В магазине) МОНЕТЫ ВЫВОД: Что бы мы не складывали, название чисел при сложении называют слагаемое, слагаемое, сумма. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проверка уровня усвоения материала урока. Дифференциация по трудности и объёму выполняемой работы. Цель для учителя: выявить уровень усвоения данной темы, обобщить действия обучающегося, проанализировать его достижения за урок Цель для обучающегося: оценить свою работу
| Лист обратной связи. Самостоятельное выполнение задания. Лист обратной связи.
САМОПРОВЕРКА | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель для учителя: подведение итога урока, обобщить действия обучающегося, проанализировать его достижения за урок Цель для обучающегося: Обобщить полученные знания, сделать выводы | ВЫВОДЫ ПО УРОКУ Подведём итоги урока. По какой теме работали сегодня на уроке?
Какую цель ставили?
-Какие знания сегодня приобрели? -Где мы будем использовать эти знания? -Мы узнали, как называются числа при сложении? -Цель достигли? СЛАЙД 23 ИТОГ Итак, на этом уроке мы выучили название чисел при сложении. Были решены примеры для закрепления вычислительных навыков (сложение в пределах 10), а также навыков счета в пределах 10, что в будущем необходимо для решения более сложных задач. Когда ты придешь домой, тебе зададут вопрос: Как называются числа при сложении? Что ты ей ответишь? | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
А теперь покажи, какое настроение у тебя в конце урока. Объясни почему. Спасибо за работу. Урок окончен. |